Классицизм в литературе кратко. Классицизм (русская литература)

Классицизм - направление европейской культуры конца 17 - начала 19 века. Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». Отличительной чертой классицизма считается строго разработанная система художественных норм, которые должны были обязательно соблюдаться, проявление творческой фантазии считалось недопустимым. Идеи классицизма присутствовали во всех сферах культурной жизни. Классицизм в искусстве, литературе, живописи, архитектуре, музыке должен был выражать вселенскую гармонию.

Основные принципы классицизма были сформулированы в трактате Николя Буало (Франция 1674 г.). В нем он убедительно обосновал ряд требований художественного характера, которые предъявлялись к литературному творчеству. Драматические произведения должны были быть выдержаны в строгом Единство места подразумевает фиксированное пространство, где происходят события, единство времени - определенный, ограниченный временной промежуток, единство действия - одна центральная сюжетная линия.

Также согласно Ф. Фенелону и М. В. Ломоносову, представители классицизма в литературе обязаны соблюдать строгую иерархию жанров и стилей. «Высокий штиль» - возвышенная лексика, жанры: оды, героические поэмы. «Средний штиль» - элегии, сатирические произведения, драмы. «Низкий штиль»- частная и повседневная жизнь, жанры: басни, комедии, письма. было запрещено. К началу 19 века классицизм стал вытесняться с пьедестала такими стилями как сентиментализм и романтизм. Погоня за строгостью и четкостью приостановилась.

В России классицизм появился только в начале 18 века. Толчком к его развитию стали и теория «Трех штилей» Ломоносова, реформа Тредиаковского. Самые известные представители классицизма в России: Денис Иванович Фонвизин (комедия), Антиох Дмитриевич Кантемир (сатира), Гавриил Романович Державин и Михаил Васильевич Ломоносов (ода), Иван Иванович Хемницер и Александр Петрович Сумароков (басня). Центральной проблемой общества того времени была проблема власти, поэтому русский классицизм имеет своеобразные стороны в отличие от классицизма западного. Так как после ни один император ни пришел к власти законно, то актуальной была проблема интриг, дворцовых переворотов, несоответствие монарха ожиданиям придворных и народа. Именно эти проблемы отражены в русском классицизме.

Представители классицизма в музыке, например, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, навсегда вошли в мировую историю. Их произведения стали ориентиром развития дальнейшей музыкальной композиции. Музыкальные произведения стали иметь более четкую структуру, все части одного произведения были сбалансированы.

Классицизм сильно повлиял на такую отрасль культуры как архитектура. Использовались античные формы, видны греческие, римские мотивы. Преобладают пастельные оттенки. В России очень заметно смешение и русского барокко. Представители классицизма в русской архитектуре: Казаков, Еропкин, Земцов, Коробов, Росси, Стасов, Монферран.

Как правило, подчеркивает сглаженность форм, а основными элементами формы являются линия и светотень. Одними из самых лучших живописцев признаны Н. Пуссен и К. Лоррен. Пуссен создавал шедевры, где были изображены героические подвиги, сюжеты в историческом стиле. Лоррен, в свою очередь, занимался пейзажами, где заметна связь человека и природы, гармония их взаимодействия. Представители классицизма в русской живописи: непревзойденный мастер тематики А.П. Лосенко, его ученики (И. А. Акимов, П. И. Соколов и другие).

Изменения в политической, культурной, экономической жизни России поставили перед литературой ряд неотложных задач: нужно было осознать произошедшие перемены и, осмыслив их, отобразить окружающую действительность. Литература этого периода уже не только воспроизводит новые явления, но и дает им оценку, сопоставляя с прошлым, выступая в защиту петровских завоеваний. В30-50 годы в литературе формируется новое направление русский классицизм . Это привело к радикальным изменениям в области литературы, которые можно назвать первыми шагами русского классицизма: создаются новые классицистические жанры, формируются литературный язык и стихосложение, пишутся теоретические трактаты, обосновывающие подобные нововведения. Основоположниками данного направления в русской литературе являются Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков творчество которых целиком принадлежит XVIII веку. Все они рождены в эпоху Петра, с детства дышали ее воздухом и своим творчеством стремились утвердить и защитить петровские реформы в годы, наступившие после смерти Петра Великого. Основанием русского классицизма в литературе была идеология, сложившаяся в результате осознания сильных сторон петровских реформ. Русский классицизм создавало поколение европейски образованных молодых писателей, отстаивающих эту идеологию.

Слово классицизм происходит от латинского слова classicus, т.е. образцовый. Так называли античную литературу, которую широко использовали классицисты. Наиболее яркое воплощение классицизм получил в XVII в., во Франции в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Буало. Фундаментом европейского классицизма становится абсолютизм и передовые философские учения того времени. Эстетическим идеалом классицизма становится человек, овладевший своими страстями, подчинивший личное общественному. В искусстве возникает понятие «долга» по отношению к своему государству, этот долг превыше всего. В конфликте страсти и долга всегда побеждает долг. Человек должен обладать высокими нравственными принципами, тогда он предпочтет исполнение государственного или общественного долга своим личным интересам.

Главное в идеологии классицизма – государственный пафос. Государство было объявлено высшей ценностью. Классицисты верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Государство в их представлении являлось разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности. Человек, с точки зрения классицистов, эгоист, но он поддается воспитанию, воздействию цивилизации. Залогом позитивных изменений человеческой «природы» является разум, который классицисты противопоставляли эмоциям, «страстям». Разум помогает осознанию «долга» перед государством, в то время как «страсти» отвлекают от общественно полезной деятельности.

Русский классицизм формировался в сходных условиях абсолютистской власти императора, однако он возник гораздо позже, поэтому имеет свои отличия:

1. Русский классицизм формируется в эпоху европейского Просвещения, посему его главной задачей является переустройство общества на основе идей просветителей. Писатели-классицисты были уверены, что возможно на разумных основаниях, путем правильного воспитания, которое должно организовать государство во главе с просвещенным монархом, покончить с людским «злонравием», создать совершенное общество.

2. Русский классицизм возникает после смерти Петра I, в период реакции, и новая русская литература начинается не с од, прославляющих деяния императора, а с сатир Кантемира, героями которых становятся не античные герои, а современники, причем Кантемир осмеивает не конкретные человеческие пороки, а обличает социальные недостатки, борется с реакционерами.

3. Первым русским классицистам уже была известна просветительская мысль о природном равенстве людей. Но этот тезис в то время еще не воплощался в требование равенства всех сословий перед законом. Кантемир, исходя из принципов «естественного права» призывал дворян к гуманному обращению с крестьянами. Сумароков указывал на природное равенство дворян и крестьян.

4. Главным отличием русского классицизма от европейского являлось то, что он соединил в себе идеи абсолютизма с идеями раннего европейского Просвещения . Прежде всего, это теория просвещенного абсолютизма. Согласно этой теории государство должен возглавлять мудрый «просвещенный» монарх, требующий от каждого из сословий и отдельных личностей честной службы на благо всего общества. Примером такого правителя был для русских классицистов Петр Великий. Русская литература начинает процесс поучения и воспитания самодержца.

Он царствует народа ко блаженству,

И пользу общую ведя ко совершенству:

Не плачет сирота под скипетром его,

Не устрашается невинный никово…

… Не преклоняется к стопам вельможи льстец

Царь – равный всем судья и равный всем отец…

– писал А. П. Сумароков. Царь должен помнить, что он такой же человек, как и его подданные, если он не может утвердить надлежащий порядок, то тогда это «идол гнусный», «враг народа».

5. Слово «просвещенный» означало не просто образованного человека, но человека-гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность перед обществом. «Невежество» же подразумевало не только отсутствие знаний, но и непонимание своего долга перед государством. Именно поэтому в русском классицизме 30-50 годов огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Почти во всех своих одах говорит о пользе наук М.В. Ломоносов. Защите «учения» посвящена первая сатира Кантемира «К уму своему. На хулящих учение».

6. Русским классицистам была близка борьба просветителей против церкви, церковной идеологии. Они обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку и ее приверженцев от преследований со стороны церкви.

7. Искусство русских классицистов базируется не только на произведениях античности, оно достаточно тесно связано с национальной традицией и устным народным творчеством, их литература часто берет за основу события отечественной истории.

8. В художественной области перед русскими классицистами стояли очень сложные задачи. Русская литература этого периода не знала хорошо обработанного литературного языка, не имела определенной жанровой системы. Поэтому русские писатели второй трети XVIII века должны были не только создать новое литературное направление, но и привести в порядок литературный язык, систему стихосложения и освоить неизвестные до того времени в России жанры. Каждый из авторов был первооткрывателем: Кантемир положил начало русской сатире, Ломоносов узаконил жанр оды, Сумароков выступил как автор трагедий и комедий.

9. Русские классицисты создали множество теоретических работ в области жанров, литературного языка и стихосложения. В. К. Тредиаковский написал трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735г.), в котором обосновал основные принципы новой силлабо-тонической системы, а Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) разработал и окончательно оформил силлабо-тоническую систему стихосложения /41 /. В своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов провел реформу литературного языка и предложил учение о «трех штилях». Сумароков в трактате «Наставление хотящим быти писателями» дал характеристику содержания и стиля классицистических жанров.

В результате подобных исследований было создано литературное направление, имевшее собственную программу, творческий метод и стройную систему жанров.

Художественное творчество рассматривалось классицистами как строгое следование «разумным» правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античных авторов и французской литературы XVII в . Согласно классицистическим канонам, различались «правильные» и «неправильные» произведения. К числу «неправильных» относились даже произведения Шекспира. Строгие правила существовали для каждого жанра и требовали строжайшего соблюдения. Жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Например, не разрешалось вводить в комедию «трогательные» эпизоды, а в трагедию – комические. Классицисты разработали строгую систему жанров. Жанры делились на «высокие» и «низкие». К «высоким» жанрам относились ода, эпическая поэма, похвальная речь. К «низким» – комедия, басня, эпиграмма. Правда, Ломоносов предлагал еще «средние» жанры – трагедию и сатиру, но трагедия тяготела к «высоким», а сатира – к «низким» жанрам. В «высоких» жанрах изображались герои, которые могли служить примером для подражания – монархи, полководцы и т. п., самым популярным из них был образ Петра Великого. В «низких» жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной «страстью».

Основой творческого метода классицистов являлось рационалистическое мышление . Классицисты стремились разложить психологию человека на ее простейшие составные формы. В связи с этим, в литературе классицизма возникают абстрактно-обобщающие, без индивидуализации, образы (скупец, ханжа, щеголь, хвастун, лицемер и т. п.). Надо заметить, что в одном характере категорически запрещалось соединять различные «страсти» и тем более «пороки» и «добродетели». Интимные, бытовые стороны жизни обычного (частного) человека не интересовали писателей-классицистов. Их герои, как правило, цари, полководцы, лишенные типичных национальных черт, абстрактные схемы, носители авторских идей.

При создании драматических произведений необходимо было соблюдать столь же строгие правила. Эти правила касались «трех единств» - места, времени и действия. Классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни, поэтому сценическое время должно было быть приближено ко времени, которое зритель проводит в театре. Время действия не могло превышать 24 часов – это единство времени . Единство места обусловлено тем, что театр, разделенный на сцену и зрительный зал, давал возможность зрителям как бы увидеть чужую жизнь. Если действие будет перенесено в другое место, то эта иллюзия будет нарушена. Поэтому считалось, что лучше всего разыгрывать действие в одних, несменяемых декорациях, гораздо хуже, но допустимо, когда события развивались в пределах одного дома, замка или дворца. Единство действия требовало присутствия в пьесе только одной сюжетной линии и минимального числа действующих лиц. Строжайшее соблюдение трех единств, сковывало вдохновение драматургов. Однако в подобной сценической регламентации было рациональное зерно – стремление к четкой организации драматического произведения, концентрации внимания зрителя на самих героях и их взаимоотношениях. Все это делало многие театральные действа эпохи русского классицизма истинным искусством.

Несмотря на строгую регламентацию творчества, произведения каждого из классицистов отличались своими индивидуальными особенностями. Так, Кантемир и Сумароков большое значение придавали гражданскому воспитанию. Они призывали дворян к выполнению ими общественного долга, обличали своекорыстие и невежество. Для достижения этой цели Кантемир писал свои сатиры, а Сумароков – трагедии, где подвергал суровому суду самих монархов, взывая к их гражданскому долгу и совести.

В.К. Тредиаковский.

Тредиаковского и Ломоносова заботит общенациональный пафос петровских реформ: распространение наук, военные успехи, развитие Российского государства. Ломоносов в своих похвальных одах не судит монархов, а стремится их увлечь задачами дальнейшего совершенствования России. Тредиаковский же в победных одах воспевает русское воинство и дает «урок царям».

Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) – поэт, эрудит, выученик Сорбонны, в которую проник тайком, убежав из России. Его жизненный путь похож на путь Ломоносова, но Тредиаковский не имел такой силы воли и энергии, да и поэтический дар Тредиаковского был гораздо меньше. Однако как теоретик литературы и писатель-экспериментатор, открывающий новые пути русской литературе, он заслуживает особого отношения, недаром А.С. Пушкин ставил его выше Ломоносова.

В 1730 году после возвращения из-за границы Тредиаковский выпускает перевод роман Поля Тальмана под названием «Езда в остров любви». Тонкости любовной культуры, разработанные во французской беллетристике, прославляющие утехи любви и галантного поведения, впервые открылись перед русским читателем, благодаря Тредиаковскому. В 1735 году он пишет свой первый теоретический трактат о стихосложении под названием «Новый и краткий способ к сложению русских стихов», положив тем самым начало преобразованию русского стиха. Поэтому поэт с полным правом мог сказать о себе: «… дерзаю надеяться, что благороднейшая, преславнейшая величайшая и цветущая Россия удостоит меня,… что… первый я … привел в порядок наши стихи…» /42 /.

Если Кантемир первым в России стал писать сатиры, то Тредиаковскому принадлежит первая русская ода, которая называлась «Ода торжественная о сдаче города Гданска» (1734).

С 1738 года Тредиаковский принимается за титанический труд – перевод многотомной «Истории древнего мира» Шарля Роллена. Когда перевод был почти готов, случился страшный пожар, и труд Тредиаковского погиб, но Василий Кириллович начинает перевод заново. Для России XVIII-нач. XIX веков. «Древняя история» Роллена в переводе Тредиаковского становится своеобразной школой высокой гражданской морали. Поколения русских будут изучать историю Древней Греции и Рима по этому труду. «Древняя история» оказала сильное влияние на формирование мировоззрения декабристов.

В 1766 году поэт издает грандиозное сочинение под названием «Телемахида». Тредиаковский создает героическую поэму по образцу гомеровского эпоса. В «Телемахиде» говорится о деспотизме правителей, о пристрастии их к роскоши и неге, о неумении царей отличать добродетельных царей от корыстолюбцев и стяжателей. «Телемахида» вызывала различное отношение к себе и у современников, и у потомков. Очень высоко ценили это произведения Новиков и Пушкин, а Радищев сделает один из стихов поэмы эпиграфом к своему «Путешествию из Петербурга в Москву». Очень враждебно отнеслась к «Телемахиде» Екатерина II, поскольку поэма была полна критических замечаний в адрес самодержцев. Императрица ввела при дворе шуточное правило: за легкую вину полагалось выпить стакан холодной воды и прочитать страницу из «Телемахиды», за более серьезный проступок – выучить из нее шесть строк.

Не смотря на свои литературные заслуги, Тредиаковский страшно нуждался, был неоднократно унижен и бит. Только в 1745 году он станет профессором Академии Наук, но в 1759 году в результате сложных отношений с Академией и литературной борьбы с Ломоносовым и Сумароковым вынужден подать в отставку. Умер Тредиаковский в полной нищете и безвестности.

А. П. Сумароков.

Если Кантемир и Тредиаковский создали новые в России жанры: сатиры и оды, то Александра Петровича Сумарокова (1717-1777) с полным правом можно назвать родоначальником русской классицистической драматургии.

Творческий диапазон А.П. Сумарокова очень широк. Практически не было такого литературного жанра классицизма, в котором Сумароков не испробовал бы своих сил. Он автор множества од, сатир, любовных песен, басен, но главное, чем он обогатил русскую литературу это создание первых русских трагедий и комедий. Фанатически преданный театру, Сумароков заложил основы национального репертуара. Именно Сумароков становится директором первого русского публичного театра, основанного в 1756 г. Причем в должности директора он совмещал в одном лице администратора, режиссера, преподавателя, составителя репертуара и т. п. В 1759 году театр попал в ведение Придворной конторы, с чиновниками («подьячими») и начальником которой у Сумарокова начались резкие столкновения. В результате в 1761 году драматург подает в отставку и становится первым в России писателем-профессионалом, умер Сумароков в полной нищете, хоронили его за свой счет актеры.

Потомственный дворянин, сын полковника петровского времени, воспитанник Сухопутного шляхетного корпуса, адъютант фаворита Елизаветы А. Разумовского, Сумароков не сомневался в законности дворянских привилегий, но считал, что дворянин, прежде всего, обязан быть образованным и заниматься общественно-полезной деятельностью. Высокие привилегии не могут позволить дворянину унижать человеческое достоинство холопа и отягощать его непосильными поборами. В своих сатирах, баснях и комедиях Сумароков резко критикует невежество и алчность многих представителей дворянского сословия.

Монархия, с точки зрения Сумарокова, является лучшей формой государственного устройства, но высокое положение монарха обязывает его быть справедливым, великодушным, уметь подавлять в себе низменные страсти, поэтому одной из главных тем трагедий Сумарокова была задача отразить пагубные последствия, проистекающие от забвения монархами их гражданского долга. Воплощение своей идеологической программы Сумароков связывал с театром.

Литературную славу принесли Сумарокову трагедии. Он первым ввел этот жанр в русскую литературу, недаром восхищенные современники называли его «русским Расином». Всего он написал девять трагедий, в том числе «Хорев», «Синав и Трувор», «Гамлет», «Дмитрий Самозванец» и 12 комедий, либретто двух опер и балета - произведений, которые в течение нескольких десятилетий (с конца 1740-х до 1770-х гг.) составляли основу национального репертуара. Сумароков не боялся признаваться, что в своем драматургическом творчестве он следовал урокам великих французских мастеров XVII- XVIII вв., в частности Расину и Корнелю. Однако это не означает, что Сумароков слепо копировал французские классицистические образцы, трагедии Сумарокова многим отличались от французского канона. Прежде всего, авторы французских трагедий писали пьесы на античные, испанские или «восточные» сюжеты, Сумароков же пишет свои пьесы на сюжеты, взятые из отечественной истории. Драматург обращается к легендарным или полулегендарным событиям Древней Руси Киевского периода, что позволяет ему свободно варьировать факты. Важным для драматурга было не воспроизведение колорита эпохи, а передача своих политических идей, провести которые в массы позволял исторический сюжет.

Трагедии Сумарокова представляют собой своеобразную школу гражданских добродетелей, которая рассчитана не только на рядовых дворян, но и на монархов. Этим во многом объясняется негативное отношение к драматургу русских правителей. Не посягая на устои монархического государства, Сумароков в своих пьесах говорит о его нравственных ценностях. Драматург разделяет просветительскую идею о праве народа на свержение монарха-тирана, естественно, что под народом подразумеваются только дворяне.

Заслуга Сумарокова перед русской трагедией состоит в том, что он создал особый тип трагедий, который продержался в русском репертуаре весь XVIII век. Героем сумароковских трагедий является правитель, поддавшийся какой-либо пагубной страсти – подозрительности, честолюбию, ревности – и тем самым причиняющий страдания своим подданным. Кроме правителя в сюжет пьесы вводятся двое влюбленных, счастью которых препятствует деспотизм правителя. Поведение влюбленных определяется борьбой в их душе долга и страсти. Однако в тех пьесах, где существует монарх-деспот, борьба между долгом и страстью влюбленных уступает место борьбе с правителем-тираном. Развязка пьесы может быть не только печальной, но и счастливой (это еще одно отличие от пьес французских классицистов, в которых финал мог быть только трагическим), что свидетельствует об уверенности драматурга в возможности обуздания деспотизма. Герои пьес Сумарокова мало индивидуализированы, они, прежде всего, выполняют ту общественную роль, которую отводит им автор: несправедливый монарх, хитрый вельможа, самоотверженный военачальник. Все пьесы, написанные шестистопным ямбом, отличает простой и ясный язык. («И не бренчи в стихах пустыми мне словами, / Скажи мне только то, что скажут страсти сами»).

В качестве примера приведем сюжет самой популярной трагедии Сумарокова «Хорев». Действие происходит в Древнем Киеве. Князь Кий, одержав победу над бывшим киевским князем Завлохом, захватил его престол. В Киеве осталась дочь Завлоха Оснельда, ее полюбил Хореев – брат и наследник Кия. Но счастью влюбленных мешает намерение Завлоха вернуть престол. Хорева назначают предводителем войска, выступающего против Завлоха. В душе влюбленных происходит борьба между чувством и долгом. Создателем трагической коллизии становится Сталверх – фаворит Кия, который доносит Кию на Хорева, обвиняя его в измене ради любви к Оснельде. Этот донос приводит к гибели Оснельды, (Кий отсылает ей кубок с ядом). Хореев же, выполнив свой долг и разгромив войско Завлоха, кончает жизнь самоубийством, не выдержав разлуки с любимой. 1747 год – год написания «Хорева» с полным правом можно назвать годом рождения новой русской драматургии, превратившей сцену русского театра в трибуну пропаганды высоких нравственных и политических идеалов «просвещенной монархии».

Основание Русского театра.

На основе классицистической драматургии начал активно развиваться театр . Было бы не правильным говорить об истории русского театра именно с этого момента, поскольку к тому времени русский театр прошел уже долгий и трудный путь. (О театре поры Алексея Михайловича и Петра I мы рассказывали в первой части учебного пособия). В период правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны театр становится очень популярным, им увлекались знать, дворяне, мещане. Музыка, танцы, театр были темами для разговоров в светском обществе. Культура той эпохи была проникнута театральным духом. Торжественные шествия, пышные придворные церемонии и выезды, костюмы и манера держаться, все находилось под влиянием театра. Даже армейская форма с ее нарядными мундирами и пышными париками выглядела как театральный костюм.

В 30-е годы при дворе Анны Иоанновны не исчезает интерес к драматическому театру, однако это был закрытый театр, который посещали только приближенные императрицы. Театр был необходим двору, поскольку пышные театральные представления входили составной частью в официальную жизнь европейских дворов того времени. Стало модным иметь свои труппы и выписывать артистов из-за границы. Русский двор, особенно при Елизавете, так любившей всяческие развлечения, не хотел отставать от моды. В 40-50-х годах при русском дворе систематически играли заезжие иностранные труппы: французские, немецкие, итальянские. Немецкая труппа Каролины Нейберг и французская труппа Сериньи познакомила придворного зрителя со всем лучшим классицистическим репертуаром (Корнель, Расин, Мольер, Вольтер). В конце 50-х годов начала гастроли итальянская оперная труппа. Некоторые из этих трупп играли не только при дворе, но и давали публичные представления.

Посещение музыкально-театральных развлечений при дворе было обязательным, иначе грозила «немилость» и «высочайший гнев», а с ними – отстранение от дел, отъезд из столицы в захудалую вотчину и т. д. Во времена «веселой царицы Елисавет» придворным дамам запрещалось являться в театр в «темноцветных» платьях: темные цвета Елизавета не любила.

Начиная с 1751 года, Елизавета специальным указом позволила допускать в театр «знатное и чужестранное купечество» с условием, «только бы одеты были негнусно». Однако, не смотря на то, что представления посещались сравнительно небольшим количеством зрителей, значение придворного театра было очень велико: сведения о спектаклях сообщали газеты и журналы, издавались переводы иностранных пьес. Так, например, в 1738 году было напечатано параллельно на русском и итальянском языках либретто оперы Метастазио «Артаксеркс». Переводами иностранных пьес занимался Тредиаковский, его перу принадлежит перевод нескольких итальянских интермедий.

В 40-е годы театром увлеклась дворянская молодежь. В Шляхетном корпусе был создан любительский театр, в котором ставились «исторические комедии», комедии и инсценировки рыцарских романов. Все это возбуждало интерес к театру, готовило почву для создания постоянного, общедоступного театра с русским репертуаром.

Деятельность Ф. Г. Волкова.

В конце 1751 года до столицы дошло известие о создании в Ярославле постоянного русского театра, организатором которого стал Ф. Г. Волков. Большая часть труппы была приглашена в Петербург, вместе с актерами придворного театра они составили труппу Русского театра. 30 августа 1756 года вышел указ императрицы, которым был учрежден «русский для представления трагедии и комедии театр», который должен был ставить пьесы не только для придворных, но и давать открытые спектакли для горожан. Под театр было приспособлено помещение в бывшем доме Г.И. Головкина, на 2-й линии Васильевского острова, сейчас на этом месте находится Академия художеств.

С этого времени русский театр стал государственным, профессиональным и постоянным. То есть данным указом государство признало художественно-просветительскую роль театрального искусства, поскольку театр становится государственным учреждением. Все это обеспечивало возможность создания профессиональных актеров, режиссеров, декораторов. Важно отметить, что изначально театр был организован как публичный . То есть открытый для широкой публики, тем самым первый русский театр получил возможность обратиться к самым широким слоям городского населения, стал общественным явлением в жизни страны.

Первые открытые спектакли состоялись в начале 1757 года. 5 февраля 1757 года давали «Синава и Трувора» Сумарокова и какую-то одноактную комедию. Наряду с пьесами Сумарокова на сцене театра шли комедии Мольера, Руссо и т. п. В первое время в театре было только семь актеров. Женские роли исполняли мужчины, однако вскоре в труппе театра уже было несколько актрис, среди них жены актеров театра – Дмитревского и Григория Волкова (брата Федора). На содержание театра было отпущено всего лишь 5 тысяч рублей в год, тогда как иностранные труппы получали 50 тысяч в год. Вполне естественно, что с первых же дней основания театра начались мытарства и муки директора театра, которым был назначен А.П. Сумароков. Актерам нередко задерживали жалование. В 1759 году дом Головкина отошел к Академии художеств, и Русскому театру пришлось скитаться почти три четверти века по разным помещениям.

Ведущим актером Русского театра становится Федор Григорьевич Волков (1729-1763) . «Отцом русского театра» назовет его В.Г. Белинский и поставит рядом с Ломоносовым. Сын костромского купца, Волков получил образование в Москве, а в 1746 году отправился в Петербург изучать коммерцию и «заболел» театром. В Петербурге он побывал в итальянской опере, в немецком театре, на русском спектакле. Надо сказать, что в это время в Петербурге были очень популярны так называемые частные общедоступные театры. Их организовывали мелкие чиновники, школяры, купцы. Ставили в этих театрах сатирические комедии и инсценировки рыцарских романов. Обычно для постановки спектакля арендовалось помещение в больших домах, принадлежавших знати, на время святок, когда на Руси принято развлекаться, устраивать скоморошьи игрища, ряжение.

Подобные театры возникали не только в столице, но и в провинции, поэтому вполне естественно, что Ф.Г. Волков в конце сороковых годов организовал такой театр в Ярославле, куда он переехал с семьей в семилетнем возрасте. Первые театральные представления ставились в собственной комнате Волкова с помощью братьев и нескольких друзей. Позже, собрав деньги, был построен театр, вмещавший до 1000 человек. Театр пользовался большой популярностью и за пределами Ярославля, конечно же, Елизавета, прослышав об этом театре, в 1752 году пригласила Волкова вместе с труппой в Петербург. Первоначально давались представления в Царском селе, а позже труппа была распущена, и несколько актеров во главе с Ф. Волковым были отправлены на обучение в Шляхетный корпус. А с 1756 года Ф. Волков становится ведущим актером нового театра.

Мы можем только догадываться, каким был актерский талант Волкова, но, по отзывам современников, это был великий трагический актер, игравший роли героев, восстающих против тирании монарха. Столь же хорош он был и в комедиях. По свидетельству Н.И. Новикова: «Сей муж был великого, объемчивого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением лучших книг. Театральное искусство знал он в высшем степене; при сем был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант на многих инструментах, посредственный (т.е. «неплохой») скульптор…» /43 /.

В 1763 году труппа выехала на коронацию Екатерины II в Москву. Ф.Г. Волков, который после отставки Сумарокова занимал еще и пост директора, создал сценарий грандиозного театрализованного шествия «Торжествующая Минерва», которое проходило на улицах Москвы в честь коронации Екатерины II. В нем принимало участие около 4000 человек. Карнавал продолжался четыре дня, с 30 января по 2 февраля и прославлял Екатерину, осмеивая при этом пьянство, злословие, невежество и другие человеческие пороки. Федор Волков верхом на коне руководил действом. От перенапряжения он простудился, слег, и через два месяца, в возрасте 35 лет скончался. После смерти Волкова директором театра стал актер И. А. Дмитревский. Несомненно, что в судьбе русского театра Волков сыграл очень важную роль: после открытия публичного театра в Петербурге вскоре был открыт театр Московского университета, познакомивший москвичей с пьесами Мольера, Руссо, Сумарокова, Хераскова. Известен публичный театр в Казани, открывшийся представлением пьесы Мольера «Школа мужей».

Инструкция

Классицизм как литературное направление зародился в XVI веке, в Италии. В первую очередь теоретические разработки коснулись драматургии, чуть меньше – поэзии, и в последнюю очередь прозы. Наибольшее развитие течение получило через сто лет во Франции, и связано оно с такими именами, как Корнель, Расин, Лафонтен, Мольер и другие. Для классицизма характерна ориентация на античность. Авторы того времени считали, что писатель должен руководствоваться не вдохновением, а правилами, догмами, проверенными моделями. Текст должен быть связным, логичным, ясным и точным. Как определить, относится ли текст, который перед вами, к направлению «классицизм».

Для классицизма принципиально важна позиция «триединства». Действие только одно, и оно происходит в одном месте и в одно время. Единственная сюжетная линия разворачивается на одном месте в - это пришло в классицизм из античности.

Определение конфликта. Для произведений эпохи классицизма характерно противостояние разума и чувства, долга и страстей. При этом отрицательные герои руководствуются эмоциями, а положительные живут разумом, поэтому побеждают. При этом позиции героев очень четкие, только белое и черное. Главное понятие – понятие долга, гражданское служение.

При работе с героями обращает на себя внимание наличие устойчивых масок. Обязательно присутствуют: девушка, ее подружка, отец, несколько женихов (не менее трех), при этом один из женихов положительный, положительный герой, отражающий мораль. Образы лишены индивидуальности, потому что их предназначение запечатлеть основные, родовые признаки героев.

Определение композиции. Классицизм предполагает наличие экспозиции, завязки, развития сюжета, кульминации и развязки. При этом в сюжет обязательно вплетена некая , в результате которой девушка играет свадьбу с «положительным» женихом.

Доказательства принадлежности текста к классицизму усиливают приемы катарсиса и неожиданной развязки. В первом случае через к отрицательным героям, попавшим в трудную ситуацию, читатель очищается духовно. Во втором – конфликт решается вмешательством извне. Например, повелением свыше, явлением божественной воли.

Классицизм изображает жизнь идеализировано. При этом задача произведения – улучшить общество и его нравы. Тексты рассчитывались на максимально большую аудиторию, именно поэтому особое внимание авторы уделяли жанрам драматургии.

Одним из важнейших элементов композиции любого литературного произведения является кульминация. Кульминация, как правило, располагается перед самой развязкой в произведении.

Термин «кульминация» в литературоведении

Происходит данный термин от латинского слова "culminatio", которое имеет значение наивысшей точки напряжения каких-либо сил внутри произведения. Чаще всего слово "culminatio" переводится, как «вершина», «пик», «заострение». В литературном произведении чаще всего подразумевается эмоциональный пик.

В литературоведении словом «кульминация» принято обозначать момент самого высокого напряжения внутри развития действия в произведении. Это момент, когда происходит важное столкновение (даже решающее) между характерами в самых сложных обстоятельствах. После этого столкновения сюжет произведения стремительно движется к развязке.

Важно понимать, что через характеры автор обычно сталкивает идеи, носителями которых являются персонажи произведений. Каждый из них появляется в произведении не случайно, а именно с той целью, чтобы двигать свою идею и противостоять идее основной (она часто может совпадать с авторской идеей).

Сложная кульминация в произведении

В зависимости от сложности произведения, количества действующих лиц, заложенных идей, созданных конфликтов, кульминация произведения может усложняться. В некоторых объемных романах встречается несколько кульминационных моментов. Как правило, это касается эпических романов (тех, которые описывают жизнь нескольких поколений). Яркими таких произведений являются романы «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий дон» Шолохова.

Сложную кульминацию может иметь не только роман-эпопея, но и менее объемные произведения. Их композиционную усложненность может объяснить идейная наполненность, большое количество сюжетных линий и действующих лиц. В любом случае кульминация всегда играет значительную роль в восприятии читателем текста. Кульминация способна кардинально изменить соотношения внутри текста и отношение читателя к героям и развитию истории.

Кульминация – неотъемлемая часть композиции любой истории

Кульминация, как правило, следует за одним или несколькими усложнениями текста. За кульминацией может следовать развязка либо финал может совпадать с кульминацией. Такой финал часто называют «открытым». В кульминации раскрывается суть проблемы всего произведения. Данное правило действует для всех видов художественного текста, начиная от сказок, басен и заканчивая крупными литературными произведениями.

Видео по теме

Совет 3: Как выделить ключевые черты образа героя в романе

Умение выделять ключевые черты героев произведений помогает при написании сочинений в школе, служит хорошей подготовкой к ЕГЭ по литературе. Для анализа художественного образа важно следовать определенному порядку действий, правильно составить план. Внимательное наблюдение над используемыми автором средствами создания образов, грамотное обобщение собранного материала поможет наиболее полно и точно охарактеризовать литературных персонажей.

Значимые средства изображения образа

Художественный образ создается автором посредством разнообразных средств изображения. Начинайте выделять ключевые черты с определения места героя в системе других действующих лиц романа: главный, второстепенный или внесценический. Второстепенные персонажи дают возможность раскрыться главным и находятся на заднем плане. Внесценические выполняют служебные функции.

Литературные образы часто имеют прототипы. Известно, что прообразом юной обаятельной Наташи Ростовой стала возлюбленная брата Л.Н. Толстого Танечка Берс. Остап Бендер Ильфа и Петрова появился благодаря склонному к авантюрам одесситу Осипу Шору. Установите наличие прототипа действующего лица анализируемого романа.

Понаблюдайте над главными средствами изображения героя, благодаря которым получите представление о ключевых чертах образа. К ним относятся:


  1. Портретная характеристика - описание внешности (лица, фигуры, походки и т.д.). Одежда, манера говорить и держаться указывают на социальное положение. Перемена выражений лица, позы и жесты - свидетельства душевных переживаний. Через портрет выражается отношение писателя к своему герою.

  2. Главные черты раскрываются в поступках, отношении к окружающему. Характер может быть простым: отрицательный или положительный герой. Сложный противоречив и парадоксален, ему свойственны различные черты. Обладатель такого характера постоянно духовно развивается, находится в поиске собственного жизненного пути. Поведение свидетельствует о гуманности или бесчеловечности, заслуживает осуждения или сопереживания. Непосредственное отношение к проявлению разных черт характера имеют условия жизни.

  3. Речь в классических вариантах произведений воплощает мысли персонажа и служит средством общения с окружающими. Она помогает установить социальное происхождение. Указывает на умственные способности и внутренние качества.

  4. Художественная деталь очень точно и ярко способна заменить большие описания. Художник слова наделяет данную подробность эмоциональной и смысловой нагрузкой. Например, М.А. Шолохов для раскрытия душевного состояния своего героя Андрея Соколова главное внимание обращает на «глаза, словно присыпанные пеплом».

  5. Выбор писателем имени и фамилии обычно бывает неслучайным. Имя может указывать на человеческую сущность, предрешать поступки и судьбу. Различные варианты свидетельствуют о личностных качествах, содержат подсказку для понимания ключевых черт характера (Анна, Анька и Нюська). Фамилия главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - Раскольников. Раскольники - это отделившиеся, отвергнувшие основное направление люди. Первоначально теория Родиона Раскольникова противоречила законам жизни и нравственности, поэтому отделила его от окружающих.

  6. Прямые и косвенные авторские характеристики героя романа тоже указывают на ключевые черты созданного им образа.

Литературные типы

Для более полного понимания образа персонажа определите его отношение к определенному литературному типу. Классицистические отличаются максимальной типичностью. Герои делятся строго на положительных и отрицательных. Такие типы обычно встречаются в трагедиях и комедиях эпохи классицизма. Способность к переживаниям, самоанализу и эмоциональному созерцанию присуща сентиментальным героям. Примером может служить юный Вертер из романа Гете. Романтический образ появился как результат отражения в искусстве бунтарского человеческого духа. Герои-романтики живут не реальностью, им свойственны сильные чувства и тайные желания. Пламенная страсть - главный двигатель действий. Самыми яркими реалистическими типами следует считать «маленького человека», «лишнего человека». Обстоятельства и среда оказывают сильное влияние на поведение персонажей реалистических романов.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 05.03.2015 10:28 Просмотров: 9974

«Класс!» – говорим мы о том, что вызывает у нас восхищение или соответствует нашей положительной оценке предмету или явлению.
В переводе с латинского языка слово classicus и означает «образцовый».

Классици́змом назвали художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII-XIX вв.

А что в качестве образца? Классицизм выработал каноны, по которым должно строиться любое художественное произведение. Канон – это определённая норма, совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в определённую эпоху.
Классицизм – строгое направление в искусстве, его интересовало только существенное, вечное, типичное, случайные признаки или проявления классицизму не были интересны.
В этом смысле классицизм выполнял воспитательные функции искусства.

Здания Сената и Синода в Петербурге. Архитектор К. Росси
Плохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве? Когда можно только вот так и никак иначе? Не спешите с отрицательным выводом! Каноны давали возможность упорядочить творчество определённого вида искусства, дать направление, показать образцы и отметать всё незначительное и не глубокое.
Но каноны не могут быть вечным неизменным руководством творчества – в какой-то момент они изживают себя. Вот так и произошло в начале XX в. в изобразительном искусстве и в музыке: нормы, укоренившиеся в течение нескольких веков, изжили себя и были разорваны.
Однако мы уже забежали вперёд. Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма. Скажем лишь, что как определенное направление классицизм сформировался во Франции в XVII в. Особенностью французского классицизма было то, что он утверждал личность человека как высшую ценность бытия. Во многом классицизм опирался на античное искусство, видя в нём идеальный эстетический образец.

Иерархия жанров классицизма

В классицизме установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на высокие и низкие. Каждый жанр имеет определённые признаки, смешивать которые недопустимо.
Рассмотрим иерархию жанров на примерах различных видов искусства.

Литература

Крупнейшим теоретиком классицизма считают Никола Буало, но основателем – Франсуа Малерба, который провёл реформу французского языка и стиха и разработал поэтические каноны. Н. Буало выразил свои взгляды на теорию классицизма в стихотворном трактате «Поэтическое искусство».

Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона. Париж, Лувр
В драматургии должны были соблюдаться три единства : единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия). Ведущими представителями классицизма в драматургии стали французские трагики Корнель и Расин. Основной идеей их творчества был конфликт между общественным долгом и личными страстями.
Целью творчества классицизма становится изменение мира в лучшую сторону.

В России

В России появление и развитие классицизма связано прежде всего с именем М.В. Ломоносова.

М. В. Ломоносов на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Скульпторы М.О. Микешин, И.Н. Шредер, архитектор В.А. Гартман
Им была проведена реформа русского стиха и разработана теория «трех штилей».

«Теория трёх штилей» М.В. Ломоносова

Учение о трёх сти́лях, т.е. классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно. Оно использовалось в древнеримской, средневековой и новоевропейской литературе.
Но Ломоносов использовал учение о трех стилях для построения стилистической системы русского языка и русской литературы. Три «стиля» по Ломоносову:
1. Высокий – торжественный, величавый. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии.
2. Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения.
3. Низкий – комедии, письма, песни, басни.
Классицизм в России развивался под влиянием Просвещения: идей равенства и справедливости. Поэтому в русском классицизме обычно предполагалась обязательная авторская оценка исторической действительности. Это мы находим в комедиях Д.И. Фонвизина, сатирах А.Д. Кантемира, баснях А.П. Сумарокова, И.И. Хемницера, одах М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина.
В конце XVIII в. усилилась тенденция видеть в искусстве главную силу воспитания человека. В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм , в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум). Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности. Этому призыву последовал русский писатель Н.М. Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу»!
Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма .

Живопись

Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец. И сторонники классицизма видели его античном искусстве. Это был высший образец. Существовала также опора и на традиции высокого Возрождения, которое также видело образец в античности. Искусство классицизма отражало идеи гармоничного устройства общества, но отражало конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума, что свидетельствуют о сложности искусства классицизма.
Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Сюжет должен развиваться логически, композиция сюжета – ясная и уравновешенная, объем – чёткий, роль цвета – подчинённая с помощью светотени, использование локальных цветов. Так писал, например, Н. Пуссен.

Никола Пуссе́н (1594-1665)

Н. Пуссен «Автопортрет» (1649)
Французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма. Практически все его картины созданы на историко-мифологические сюжеты. Его композиции всегда чёткие, ритмичные.

Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)
На картине изображён аллегорический хоровод Жизни. В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность. Рядом с двуглавым каменным изваянием римского бога Януса сидит младенец, пускающий мыльные пузыри – символ быстротекущей человеческой жизни. Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому. Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время. У его ног сидит младенец, который держит песочные часы, напоминающие о быстром движении времени.
По небу мчится колесница бога солнца Аполлона, сопровождаемая богинями времен года. Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы.

В. Боровиковский «Портрет Г.Р. Державина» (1795)

В. Боровиковский «Портрет Г.Р. Державина», Государственная Третьяковская галерея
Художник запечатлел на портрете человека, которого хорошо знал и мнением которого дорожил. Это традиционный для классицизма парадный портрет. Державин – сенатор, член Российской академии, государственный человек, об этом говорят его мундир и награды.
Но в то же время это и прославленный поэт, увлеченный творчеством, просветительскими идеалами и общественной жизнью. На это указывают письменный стол, заваленный рукописями; роскошный чернильный прибор; полки с книгами на заднем плане.
Образ Г. Р. Державина узнаваем. Но внутренний мир его не показан. Идеи Руссо, которые уже активно обсуждались в обществе, ещё не проявились в творчестве В. Боровиковского, это произойдёт позже.
В XIX в. живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства. Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам. Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов. Его творчество пришлось на тот период, когда классические по форме произведения наполнялись духом романтизма, это сочетание назвали академизмом . В середине XIX в. начало бунтовать тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России – передвижниками .

Скульптура

Скульптура эпохи классицизма также считала образцом античность. Этому способствовали в том числе и археологические раскопки древних городов, в результате которых стали известны многие скульптуры эллинизма.
Наивысшего воплощения классицизм достиг в работах Антонио Кановы.

Анто́нио Кано́ва (1757-1822)

А. Канова «Автопортрет» (1792)
Итальянский скульптор, представитель классицизма в европейской скульптуре. Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже.

А. Канова «Три грации». Санкт-Петербург, Эрмитаж
Скульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы. Скульптор воплотил свои представления о красоте в образах граций – античных богинь, олицетворяющих женскую прелесть и очарование. Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре. Все три стройные женские фигуры слились в объятии, их объединяет сплетение рук и шарф, спадающий с руки одной из граций. Композиция Кановы компактна и уравновешена.
В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса.
Федо́т Ива́нович Шу́бин (1740-1805) работал в основном с мрамором, иногда обращался к бронзе. Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов: бюсты вице-канцлера А. М. Голицына, графа П. А. Румянцева-Задунайского, Потёмкина-Таврического, М. В. Ломоносова, Павла I, П. В. Завадовского, статуя Екатерины II-законодательницы и другие.

Ф. Шубин. Бюст Павла I
Шубин известен и как декоратор, он создал 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца, 42 скульптуры для Мраморного дворца и др. Был также мастером-косторезом холмогорской резной кости.
В эпоху классицизма получили распространение публичные памятники, в которых идеализировались воинская доблесть и мудрость государственных деятелей. Но в античной традиции было принято изображать моделей нагими, современные же классицизму нормы морали этого не допускали. Вот поэтому деятелей стали изображать в виде обнажённых античных богов: например, Суворов – в виде Марса. Позже их стали изображать в античных тогах.

Памятник Кутузову в Санкт-Петербурге перед Казанским собором. Скульптор Б.И. Орловский, архитектор К.А. Тон
Поздний, ампирный классицизм представлен датским скульптором Бертелем Торвальдсеном.

Б. Торвальдсен. Памятник Николаю Копернику в Варшаве

Архитектура

Архитектура классицизма также была ориентирована на формы античного зодчества как эталоны гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Ордер – тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Лондонский особняк Остерли-парк. Архитектор Роберт Адам
В России представителями классицизма в архитектуре были В.И. Баже́нов, Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров.

Карл Барталомео-Ро́сси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси).

Здание Главного штаба на Дворцовой площади

Музыка

Понятие классицизма в музыке ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, которых называют венскими классиками. Именно они определили направление дальнейшего развития европейской музыки.

Томас Харди «Портрет Йозефа Гайдна» (1792)

Барбара Крафт «Посмертный портрет Вольфганга Амадея Моцарта» (1819)

Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)
Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке. От неё требовались: сбалансированность частей произведения, тщательная отделка деталей, разработка основных канонов музыкальной формы. В этот период окончательно сформировалась сонатная форма, определился классический состав частей сонаты и симфонии.
Конечно, путь музыки к классицизму был не прост и не однозначен. Был первый этап классицизма – эпоха Возрождения XVII в. Некоторые музыковеды даже рассматривают период барокко как частное проявление классицизма. Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И.С. Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми. Но высшие достижения классицизма в музыке связаны всё-таки с творчеством представителей венской классической школы: Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. вана Бетховена.

Примечание

Следует различать понятия «музыка классицизма » и «классическая музыка» . Понятие «классическая музыка» гораздо шире. Оно включает не только музыку периода эпохи классицизма, но и вообще музыку прошлого, выдержавшую испытание временем и признанную образцовой.

Российский университет дружбы народов

Филологический факультет

Кафедра русской и зарубежной литературы


по курсу "История русской литературы XIX в. "

Тема:

"Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма "


Выполнила студентка Иванова И.А.

Группа ФЖБ-11

Научный руководитель:

доцент Пряхин М.Н.


Москва



Понятие классицизма

Философское учение

Этико-эстетическая программа

Жанровая система

Представители классицизма


Понятие классицизма


Классицизм - одно из важнейших направлений литературы прошлого. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, комедии Мольера и многие другие литературные произведения. Сама история подтверждает жизнеспособность традиций классицистической художественной системы и ценность лежащих в ее основе концепций мира и человеческой личности, прежде всего характерного для классицизма нравственного императива.

Классицизм не оставался всегда и во всем тождественным самому себе, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Это особенно очевидно, если рассматривать классицизм в перспективе его трехвекового существования и в разных национальных вариантах, в каких он является нам во Франции, в Германии и в России. Делая свои первые шаги в XVI веке, то есть в пору зрелого Возрождения, классицизм впитал и отразил атмосферу этой революционной эпохи, и в то же время он нес в себе новые тенденции, которым суждено было энергично проявиться лишь в следующем столетии.

Классицизм является одним из наиболее изученных и теоретически продуманных литературных направлений. Но, несмотря на это, его детальное изучение до сих пор является чрезвычайно актуальной темой для современного исследователя, во многом вследствие того, что она требует особой гибкости и тонкости анализа.

Формирование понятия о классицизме требует систематической целенаправленной работы исследователя на основе установок на художественное восприятие и выработку оценочных суждений при анализе текста.

русский классицизм литература

Поэтому в современной науке зачастую возникают противоречия между новыми задачами литературного исследования и старыми подходами к формированию теоретико-литературных понятий о классицизме.


Основные принципы классицизма


Классицизму как художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей "норме" образцу. Отсюда и культ античности классицизма: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармоничного искусства.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства.

Важнейшие нормативы классицизма - единство действия, места и времени. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить его на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину целостности. Требование единства времени было тесно связана с единством действия. Единство места токовали по-разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов.

Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует Барокко.


Историческая основа классицизма


История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 - начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры - оду (торжественное песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее славу, хвалу, величие, победу и пр.), трагедию (драматургическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами), эпос (изображает действия или события в объективно повествовательной форме, характеризуется спокойно созерцательным отношением к изображаемому предмету) и низшие - комедию (драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смешном, забавном виде), сатиру (вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения).

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.


Философское учение


В отличие от иррационального Барокко, Классицизм был рационален и апеллировал не к вере, а к разуму. Он стремился уравновесить между собой все миры - божественный, природный, социальный и духовный. Он ратовал за динамическое равновесие всех этих сфер, которым следует не конфликтовать между собой, а мирно сосуществовать в пределах задаваемых разумом границ и императивов.

Центральное место в Классицизме заняла идея порядка, в утверждении которого ведущая роль принадлежит разуму и знаниям. Из идеи приоритета порядка и разума следовала характерная концепция человека, которую можно было бы свести к трем ведущим основоположениям или принципам:

) принцип приоритета разума над страстями, уверенность в том, что высшая добродетель состоит в том, чтобы противоречия между разумом и страстями разрешать в пользу первого, а высшая доблесть и справедливость заключается соответственно в действиях, предписываемых не аффектами, а разумом;

) принцип изначальной моральности и законопослушности человеческого разума, уверенность в том, что именно разум способен наикратчайшим путем вести человека к истине, благу и справедливости;

) принцип социального служения, утверждавший, что долг, предписываемый разумом, заключается в честном и самоотверженном служении человека своему государю и государству.

В социально-историческом и морально-правовом отношениях Классицизм оказался связан с процессом централизации власти и укрепления абсолютизма в ряде европейских государств. Он взял на себя роль идеологии, отстаивающей интересы королевских домов, стремящихся объединить нации вокруг себя.

Этико-эстетическая программа


Исходный принцип эстетического кодекса классицизма - подражание прекрасной природе. Объективная красота для теоретиков классицизма (Буало, Андре) - это гармония и закономерность вселенной, имеющая своим источником духовное начало, формирующее материю и приводящее ее в порядок. Красота таким образом в качестве вечного духовного закона противоположна всему чувственному, материальному, изменчивому. Поэтому красота нравственная выше красоты физической; творение рук человеческих прекраснее грубой красоты природы.

Законы прекрасного не зависят от опыта наблюдения, они извлекаются из анализа внутренней духовной деятельности.

Идеал художественного языка классицизма - это язык логики - точность, ясность, последовательность. Языковая поэтика классицизма избегает по возможности предметной изобразительности слова. Ее обычное средство - отвлеченный эпитет.

На тех же принципах построено и соотношение отдельных элементов художественного произведения, т.е. композиция, которая обычно представляет собой геометрически уравновешенную конструкцию, основанную на строгом симметричном членении материала. Таким образом законы искусства уподобляются законам формальной логики.


Политический идеал классицизма


В своей политической борьбе революционные буржуа и плебеи во Франции как в десятилетия, предшествовавшие революции, так и в бурные 1789-1794 годы широко использовали античные традиции, идеологическое наследие и внешние формы римской демократии. Так, на рубеже XVIII-XIX вв. в европейской литературе и искусстве сложился новый тип классицизма, новый своим идейным и социальным содержанием по отношению к классицизму XVII в., к эстетической теории и практике Буало, Корнеля, Расина, Пуссена.

Искусство классицизма эпохи буржуазной революции было строго рационалистичным, т.е. требовало полного логического соответствия всех элементов художественной формы предельно ясно выраженному замыслу.

Классицизм XVIII-XIX вв. не был однородным явлением. Во Франции героическому периоду буржуазной революции 1789-1794 гг. предшествовало и сопутствовало развитие революционного республиканского классицизма, который воплотился в драмах М.Ж. Шенье, в ранней живописи Давида и т.д. В противовес этому в годы Директории и особенно Консульства и наполеоновской империи классицизм утратил свой революционный дух и превратился в консервативное академическое направление.

Иногда под непосредственным влиянием французского искусства и событий Французской революции, а в отдельных случаях независимо от них и даже предшествуя им во времени, развивался новый классицизм в Италии, Испании, скандинавских странах, США. В России классицизм достиг наибольшей высоты в архитектуре первой трети XIX в.

Одним из наиболее значительных идейно-художественных достижений этого времени было творчество великих немецких поэтов и мыслителей - Гёте и Шиллера.

При всем разнообразии вариантов классицистического искусства в нем было много общего. И революционный классицизм якобинцев, и философско-гуманистический классицизм Гёте, Шиллера, Виланда, и консервативный классицизм наполеоновской империи, и очень многообразный - то прогрессивно-патриотический, то реакционно-великодержавный - классицизм в России являлись противоречивыми порождениями одной и той же исторической эпохи.

Жанровая система


Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня).

О ? да - поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью, посвященное какому-нибудь событию или герою.

Траге ? дия - жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу.

Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.

Эпопе ? я - родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:

.Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.

2.Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Коме ? дия - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом.

Сатира - проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Ба ? сня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.


Представители классицизма


В литературе русский классицизм представлен произведениями А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова.

А.Д. Кантемир явился родоначальником русского классицизма, основоположником наиболее жизненного в нем реально-сатирического направления - таковы известные его сатиры.

В.К. Тредиаковский своими теоретическими трудами способствовал утверждению классицизма, однако в его поэтических произведениях новое идейное содержание не нашло соответствующей художественной формы.

По-иному традиции русского классицизма проявились в сочинениях А.П. Сумарокова, которая защищала идею неразрывности интересов дворянства и монархии. Сумароков положил начало драматургической системе классицизма. В трагедиях он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме восстания против царизма. В своем творчестве Сумароков преследовал общественно-воспитательные цели, выступая с проповедью высоких гражданских чувств и благородных поступков.

Следующим ярким представителем русского классицизма, чье имя известно всем без исключения - является М.В. Ломоносов (1711-1765). Ломоносов в отличие от Кантемира врагов просвещения осмеивает редко. Он сумел практически полностью переработать грамматику на основе французских канонов, и внес изменения в стихосложение. Собственно, именно Михаил Ломоносов и стал первым, кто смог внести канонические принципы классицизма в русскую литературу. В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль. Так сложились "три штиля" русской поэзии: "высокий"-церковнославянские слова и русские.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И. Фонвизина (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Гавриил Романович Державин был последним в ряду крупнейших представителей русского классицизма. Державину удалось соединить не только тематику этих двух жанров, но и лексику: в "Фелице" органично сочетаются слова "высокого штиля" и просторечье. Таким образом, Гавриил Державин, предельно развивший в своих произведениях возможности классицизма, стал одновременно первым русским поэтом, преодолевшим каноны классицизма.


Русский классицизм, его своеобразие


Немалую роль в смещении жанровой доминанты в художественной системе русского классицизма сыграло качественно иное отношение наших авторов к традициям национальной культуры предшествовавших периодов, в частности к национальному фольклору. Теоретический кодекс французского классицизма - "Поэтическое искусство" Буало демонстрирует резко враждебное отношение ко всему, что так или иначе имело связь с искусством народных масс. В нападках на театр Табарена Буало отрицает традиции народного фарса, находя следы этой традиции у Мольера. Резкая критика бурлескной поэзии также свидетельствует об известном антидемократизме его эстетической программы. Не нашлось места в трактате Буало и для характеристики такого литературного жанра, как басня, тесно связанного с традициями демократической культуры народных масс.

Русский классицизм не чуждался национального фольклора. Наоборот, в восприятии традиций народной поэтической культуры в определенных жанрах он находил стимулы для своего обогащения. Еще у истоков нового направления, предпринимая реформу русского стихосложения, Тредиаковский прямо ссылается на песни простого народа как на образец, которому он следовал в установлении своих правил.

Отсутствие разрыва литературы русского классицизма с традициями национального фольклора объясняет и другие ее особенности. Так, в системе поэтических жанров русской литературы XVIII в., в частности в творчестве Сумарокова, получает неожиданный расцвет жанр лирической любовной песни, о которой Буало вообще не упоминает. В "Епистоле 1-й о стихотворстве" Сумарокова подробная характеристика этого жанра дается наряду с характеристиками признанных жанров классицизма, таких как ода, трагедия, идиллия и др. Включает в свою "Епистолу" Сумароков и характеристику жанра басни, опираясь при этом на опыт Лафонтена. И в своей поэтической практике, как в песнях, так и в баснях, Сумароков, как мы увидим, зачастую непосредственно ориентировался на фольклорные традиции.

Своеобразием литературного процесса конца XVII - начала XVIII в. объясняется еще одна особенность русского классицизма: его связь с художественной системой барокко в его русском варианте.


Список используемой литературы


1.Естественно-правовая философия классицизма XVII в. #"justify">Книги:

5.О.Ю. Шмидт "Большая советская энциклопедия. Том 32. " Изд. "Советская энциклопедия"1936 г.

6.А.М. Прохоров. Большая советская энциклопедия. Том 12. " Изд. "Советская энциклопедия" 1973 г.

.С.В. Тураев "Литература. Справочные материалы". Изд. "Просвещение" 1988 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.