Музыкотерапия для детей в домашних условиях. Музыкотерапия для детей

Мастер-класс для родителей дошкольников "Музыкотерапия в системе здоровьесбережения"

Автор: Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП «Детский сад «Кораблик»
г. Новокуйбышевск Самарской области

Материал актуален для педагогов детских садов и школ.
Цель: раскрыть возможности музыкотерапии в профилактике заболеваний и оздоровлении детей и взрослых.
Задачи:
-обучить приемам вокалотерапии на основе диафрагмального дыхания;
-предложить практический музыкальный материл для применения в домашних условиях;
-обучить приемам расслабления мышц и выражения эмоций.
Здравствуйте, уважаемые родители! В том, что музыка может создавать определенное настроение и вызывать соответствующие эмоции, никого убеждать не надо. А вот то, что она является еще и отличным лекарем, известно не каждому. Между тем, способность звуков исцелять давным-давно была подмечена древними врачевателями. Музыкотерапия не ограничивается психоэмоциональным воздействием, она способна проникать в организм не только через органы слуха, но и через кожу, так как имеет волновую природу, а в коже находятся виброрецепторы, воспринимающие звуковые волны, которые воздействуя в определенной частоте, запускают противоболевую систему. То есть, в механизме музыкального воздействия имеет место явление
биорезонанса. Известно, что каждая клетка нашего организма совершает колебания с определенной частотой, и если эти колебания попадают в резонанс со звуковыми колебаниями, клетка определенным образом реагирует на звук. Очень бурно реагируют на музыку раковые клетки, причем от одной музыки они начинают активно расти и размножаться, а от другой, наоборот, их рост замедляется. Лечебный эффект музыкотерапия дает и при заболеваниях нервной, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, бронхо-легочных патологиях.
Слушание каких же музыкальных произведений дает оздоровительный эффект? Это в основном классические произведения в исполнении симфонического оркестра : «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса снимают напряжение; «Вальс цветов» Чайковского способен излечению язвы желудка; творческий импульс стимулируют «Марш» Дунаевского из к/ф «Цирк», «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна; для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Времена года» Чайковского; полное расслабление можно получить после прослушивания «Вальса» Шостаковича из к/ф «Овод», «Метели» Свиридова; нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона; снимает головную боль и невроз прослушивание «Полонеза» Огиньского; нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига; «Соната № 7» Бетховена излечивает от гастрита, а музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей детей. Не злоупотребляйте слушанием рока, слишком громкой агрессивной музыки, так как это чревато накоплением негативных эмоций, нервного напряжения и возбуждения.
Кроме того, звучание отдельных инструментов ( (кларнет, виолончель, скрипка, флейта, фортепиано, орган и т.д.) в умеренном темпе и громкости звучания влияет на разные органы и части тела. Кларнет активизирует работу системы кровообращения; скрипка и фортепиано успокаивают; флейта положительно воздействует на бронхи и легкие; виолончель – на мочеполовую систему; арфа гармонизирует работу сердца, снимает сердечные боли, избавляет от аритмии; орган приводит в состояние душевной гармонии; тромбон положительно воздействует на костную систему, снимает зажимы в позвоночнике; ударные прочищают энергетические каналы.
В целях коррекции психоэмоциональных состояний детей всем родителям предлагаю подборку «лечебных» музыкальных произведений как в исполнении симфонического оркестра, так и в звучании отдельных инструментов.
С помощью детских песен тоже можно корректировать состояние детей. Мажорная веселая, динамичная мелодия способна поднять настроение, ускорить работу сердца, поднимая артериальное давление и учащая пульс, а минорная мелодичная, спокойная музыка уместна тогда, когда надо, как говориться, «умерить пыл», снять перевозбуждение, для релаксации.
При наступлении зимнего периода, при обострении бронхо-легочных заболеваний особенно важно использовать вокалотерапию. Воздействие гласных звуков на организм различно, поскольку для каждой гласной характерна своя амплитуда колебания голосовых связок. Пропевание одних гласных подзаряжает энергией, других – успокаивает, расслабляет, снимает напряжение, что является прекрасной профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук воздействует на определенный орган. Например, «А» положительно влияет на работу сердца, толстого кишечника, стимулирует энергетику;
«О» стимулирует работу печени;
«У» помогает стабилизировать эмоции, воздействует на психику;
«Е» воздействует на клеточном уровне, стимулирует регенерацию клеток;
«Э» помогает преодолеть комплекс неполноценности;
«И» улучшает работу головного мозга;
«Я» активизирует внутренние силы организма, иммунную систему;
«Ю» звук молодости, обновления, оказывает благотворное влияние на почки, кожу.
Наиболее важны звуки «А» и «О», это доноры, дающие организму энергию.
Использование полного дыхания способствует достижению желаемого оздоровительного эффекта.
МЕТОДИКА ПРОПЕВАНИЯ:
Перед пропеванием гласных звуков нужно занять позу балерины, сделать глубокий вдох («животом»), задержать дыхание и затем использовать энергию полного выдоха, представив, как звук уходит ввысь золотой нитью. Такое диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, что способствует повышению сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является эффективным средством удаления шлаков и очищения организма, массажем внутренних органов. Высота звучания голоса должна быть удобной для поющего, продолжительность – до полного выдоха, время пропевания одной гласной – несколько минут.
Очень эффективны для оздоровления звуковые игры с согласными. Игры со звуком «В» полезно выполнять при начинающемся насморке. «Закройте глаза, раскиньте руки и звучите, как самолет, который находится далеко, затем он приближается (звук становится громче), затем звучит очень громко, затем самолет удаляется». Или звуковая игра «Ветер», когда звучит «В», имитируя завывание ветра. Также можно поиграть со звуком «Ж» («Жуки»), с помощью которого можно снять кашель, или со звуком «З» - если болит горло. Снять усталость помогут игры со звуками «Тр-тр-тр» («Заводим мотор»), «Ш» , который расслабляет, снимает напряжение («Сдуваем шарик»). Игры можно сопровождать движениями, что очень нравится детям.
Упражнения и этюды из «Психогимнастики» М.Чистяковой помогут создать спокойное настроение, расслабленное состояние маскулатуры, снимают напряжение.
На тренинге с родителями проводились этюды на расслабление мышц «Старый гриб», «Сосулька», «Штанга» и этюды на выражение различных эмоций «Кислое и сладкое», «Лисичка подслушивает».
Важным фактором в достижении душевного, а значит и физического здоровья и психологической устойчивости являются Формулы музыкального самовнушения:
1.Формулы психологической устойчивости: «Твердо по жизни я иду», «Только смеяться» и другие.
Пример: "Только смеяться!"
Только смеяться и улыбаться, но не сдаваться, не распускаться.
И подниматься, и распрямляться, крепко держаться и снова смеяться!
2.Формулы принятия несчастья: «Что бы со мной не случилось» (улыбка при неудачах), «Я забыл про мои неудачи» (забвение неудач) и другие.
Пример: "Я забыла про мои неудачи"
Я забыла мои пораженья, я забыла мои огорченья,
Я забыла, что меня тяготило, всё, что на сердце тяжко давило.
Ничего я не помню плохого, и не надо мне счастья иного,
Не зову, не жалею, не плачу, я забыла мои неудачи.
3. Формула расслабления и успокоения: «О покой, тишина» (колыбельная самому себе)
О, покой, тишина и предчувствие сна.
Сладко мне в тишине, мягкий свет льется в душу ко мне.
Отдохни от забот, засыпай, милый друг,
И скорей в тишине позабудь всё, что было вокруг.
4. Формула защиты от беспокойства и плохих мыслей: «В любой работе не напрягайся»
В любой работе не напрягайся, а если напрягся – быстрей расслабляйся.
Напряженные мышцы – источник беспокойства, от них идет усталость в сознание и мозг.
А если их расслабишь, то долго не устанешь, здоровый будешь, свежий, как светлый майский день!
5. Формула позитивных мыслей: «Жизнь моя есть то, что думаю о ней»
Жизнь моя есть то, что думаю о ней, сила моя то, что думаю о ней.
Воля моя то, что думаю о ней, здоровье мое то, что думаю о нем.
Я думаю о том, что жизнь моя прекрасна, я думаю о том, что очень счастлив я.
Я верю, что живу и мыслю не напрасно, и счастьем одарит меня судьба моя!
6.Формула повышения самооценки и позитивного восприятия окружающих "Я - хороший, ты - хороший"
Я. я, я хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый.
Я, я очень умный. Я, я очень добрый. Я, я очень сильный. Я, я очень смелый.
Я, я, я люблю тебя. Я, я, я люблю тебя. Я, я, я люблю тебя. Я люблю тебя.
Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты самый нежный. Ты, ты, ты самый лучший.
Ты, ты, ты просто чудо. Ты, ты, ты просто диво. Ты, ты, ты просто ангел. Ты, ты, ты дар судьбы.
Желающим предлагаются также Формулы голодания, Формулы здоровья при сердечно-сосудистых заболеваниях, при заболеваниях внутренних органов, при бронхиальной астме, при болях в ногах.
(Формулы с музыкальным сопровождением содержатся в книге В.Петрушина "Музыкальная психотерапия")
В чем их эффективность? Они нацелены на то, чтобы сформировать в человеке такие принципы по отношению к окружающей его жизни, которые бы способствовали гармонии его внутреннего мира. Стойкость при неудачах, защита от негативных мыслей, умение радоваться жизни и благодарить судьбу составляют основное содержание этих формул. Они направлены на воспитание веры в жизнь и поиск в ней тех опорных точек, которые придают ей смысл. Ориентации же на смысл и на дело являются важным фактором душевного здоровья и психологической устойчивости.

Коллеги, мы публикуем стендовый доклад участницы IX Саммита психологов, который состоится 31 мая - 2 июня в Санкт-Петербурге

Теоретическая часть «Теоретические аспекты исследования Музыкотерапии как средства сохранения физического и психологического здоровья»

Музыкальная терапия (или “музыкотерапия”, дословно - “исцеление музыкой”, от лат. musica “музыка” и греч. therapeuein “лечить”) – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Музыкотерапия относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия.

Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Совершим небольшой экскурс в историю музыкального врачевания, которая уходит своими корнями далеко в прошлое. Музыкотерапию связывают с именем Аполлона – покровителя искусств и его сына Асклепия – покровителя врачевания. Древняя медицина была тесно связана с религией, философией, мифологией и искусством, особенно с музыкой. Умение петь и играть на музыкальных инструментах было одной из обязанностей врача. О целебной силе музыки мы находим упоминание в трудах древнегреческих ученых и философов. Платон предлагал лечить ревматизм пением и игрой на музыкальных инструментах. Пифагор утверждал, что музыка помогает человеку поддерживать внутреннюю гармонию, Ему принадлежит известный афоризм: «Музыка может врачевать безумства людей». Аристотель считал, что музыка влияет на освобождение от эмоционального напряжения и психологического надлома. Многие мыслители высказывали свое убеждение в том, что музыка формирует характер и помогает взаимопониманию.

Древние врачи прописывали больным курсы музыкотерапии (Гиппократ). Авиценна утверждал в «Каноне врачебной науки»: «Страдающих меланхолией необходимо развлекать музыкой», считал, что хорошее пение утишает боль, отвлекает от нее и даже усыпляет. У великого Гомера описывалось, как исполнение мелодичных песен способствовало исцелению ран героев. В Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей. В ХIХ столетии французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях.

Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские - при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться и в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.

В целом, медикам и психологам удалось доказать общую закономерность положительного и отрицательного воздействия конкретных музыкальных направлений. В частности, к «вредной» музыке были отнесены хаус, хип-хоп, панк-рок, тяжелый рок, хэви-метал, шансон, а также творчество таких исполнителей, как Мэрлин Мэнсон или Оззи Осборн. А вот в список «полезных» попали практически все произведения классиков. Причем, самой целебной и необыкновенной по воздействию принято считать музыку Моцарта: не быстрая, и не медленная, плавная, но не занудная – этот музыкальный феномен даже получил свое определение, как «эффект Моцарта». Не менее полезно слушать детские и народные песни, которые формируют ощущение защищенности и полного спокойствия.

Музыка окружает нас везде, без неё нельзя представить нашу с вами жизнь. Музыка воодушевляет, способствует полету воображения. День становится наполненным и радостным, если по дороге на работу мы слышим любимую мелодию. Вечером любимые музыкальные композиции помогает отвлечься от ежедневной суеты. Да, и кому, как ни нам с вами знать, как песня строить и жить помогает.

Музыка способна исцелить душу и тело. Спокойные мелодии помогают избавиться от стресса, волнения, страха, более энергичная музыка повышает тонус, способствует быстрому пробуждению организма, особенно утром, когда так сложно отойти от сладкого утреннего сна.

Музыка оказывает лечебное действие на организм еще не рожденного ребенка. Находясь в утробе матери, ребенок слышит. И эти первые звуки оказывают сильное влияние на его эмоциональный мир. Уже в 14 недель плод реагирует на ритм мелодии и на громкость, он уже может определить нравиться ли ему мелодия или нет. Есть мнение, что при беременности женщине необходимо слушать классику и только классику. Это не совсем верно. Ей необходимо ориентироваться на свои музыкальные симпатии, на ту музыку, которая принесет позитивные эмоции.

Сейчас появились научные теории о том, что музыка заложена во Вселенной на атомарном уровне. (Теория струн и теория вибрации вселенной).

Поэтому музыка так сильно воздействует на нас? Терапия музыкой, дошедшая до нас из глубины веков в наш бурный, стремительный век, широко применяется в медицинской и педагогической практике. Ученые, врачи и музыканты многих стран изучают воздействие музыки определенных стилей и направлений на те или иные органы и весь организм в целом. Например, врачами Германии и Японии установлено целительное влияние музыки Моцарта и Бетховена на пациентов с язвой желудка и двенадцати перстной кишки, Бетховена – на больных артритом и ревматизмом.

Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны музыка содержащая ритм воздействует на определенные мозговые зоны и активирует или синхронизирует работу мозга в целом. Так как наш организм работает в режиме подстраивания под ритмическую организацию внешнего мира. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. Во-вторых, любая музыка несет в себе индивидуальную маркировку, т.е. ассоциируется лично для каждого человека с каким-то событием, соответственно имеет для нас определенное значение и вызывает определенные эмоции.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: -Звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы. -Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем, медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным. -Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью. -Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания. -Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Прослушивание быстрой, громкой музыки после медленной может привести к эффекту, описанному Ницше: «Мои возражения против музыки Вагнера являются физиологическими. Мне становится трудно дышать, когда на меня воздействует его музыка». Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. Обычно такой эффект имеют песнопения, современные оркестровки и народная музыка.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Как заметил Игорь Стравинский: «Ударные и басы действуют как система центрального отопления».

Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка, выступая в качестве ритмического раздражителя, стимулирует физиологические процессы, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, она распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше - на вегетативную нервную систему и внутренние органы. Различными исследованиями было установлено воздействие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Так, например, сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Музыка также влияет на нейроэндокринную систему, в частности на гормональный уровень в крови. Под ее воздействием может изменяться тонус мышц, моторная активность. Посредством воздействия вибрации звуков создаются энергетические поля, которые заставляют резонировать каждую клетку организма. Таким образом своеобразная «музыкальная энергия» нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение.

Дело в том, что каждый орган человека имеет определенные колебания, то есть индивидуальный звуковой "портрет". Эти природные колебания складываются в своего рода мелодию, которую с помощью специальных микрофонов можно услышать и проанализировать. Когда работа органа нарушена, искажается и его звучание.

Цель музыкотерапии - восстановить гармонию звуковой палитры организма. Это происходит и при обычном прослушивании, и когда музыка воздействует на рефлексогенные точки и зоны. Вызванные ею вибрации напрямую налаживают игру нашего организма.

Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма :

  • Ритм . Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.
  • Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.
  • Частотность . Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.
  • Также очень важны такие характеристики, как диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков - они возбуждают, раздражают, и консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра- и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг по принципу «25-го кадра».

Музыкотерапия относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия.

Выделяют три основных направления лечебного действия музыкотерапии:

  • эмоциональное активирование;
  • регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
  • повышение эстетических потребностей.

Музыка…. Когда мы слышим это слово - для каждого из нас в воображении звучит что-то своё. Но, безусловно, это всегда та мелодия, которая даёт нам силы, заряжает энергией и позитивом.

Различают следующие формы музыкотерапии:

  • активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий);
  • пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон).

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса, в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Исходя из вышесказанного следует вывод: при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом. Выполнение режимных моментов с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон.

Практическая часть: Экспериментальная деятельность «Музыкальное сопровождение режимных моментов в ДОУ как метод сохранения физического и психологического здоровья»

Среди психологических проблем 21 века особое место заняла проблема сохранения и восстановления психоэмоциональной сферы детей, так называемого психологического здоровья. В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми.

В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники ДОУ. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей. Педагоги ДОУ создают развивающую среду для детей, организуют их познавательно-продуктивную деятельность, определяют модель образовательной работы.

Анализ специальной литературы и опыта работы современных педагогов-психологов показал, что проблема психологического здоровья является достаточно актуальной и рассматривается с разных сторон.

Сам термин «психологическое здоровье» впервые был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье - норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Более глубже и аргументированней тема психологического здоровья, на мой взгляд, рассмотрена в исследованиях таких психологов, как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева и И.М. Первушина. «Ключевым» словом для описания психологического здоровья они выделили - слово гармония, или баланс. Прежде всего, это гармония между различными сторонами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п., но также это и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом, где сама гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс жизнедеятельности.

Под психологическим здоровьем, в общем, понимается умение человека адаптироваться в различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных и незнакомых ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты.

Психологическое здоровье ребенка - это особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна их главных стратегических задач страны. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении и организация жизнедеятельности в семье.

Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности, укрепление здоровья, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития детей дошкольного возраста являются важнейшими социальными задачами нашего общества. Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в образовательных учреждениях.

В последнее время происходит активное реформирование системы дошкольного образования: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений всегда уделяется достаточное внимание укреплению здоровья и формированию основ здорового образа жизни.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.

Так, например: - для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена: «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И.Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна; - для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л.Бетховена, «Грезы» Р.Шумана, музыку А.Вивальди и В.А.Моцарта; - для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф.Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского (см. Приложение 3).

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Изучая работы С.Фадеевой, С.Богдановой, И.Стародубцевой пришла к выводу, что именно фоновая музыка может стать сопутствующим элементом жизни ребенка в детском саду.

В этом году нашим педагогическим коллективом был введен в повседневную жизнь старших дошкольников один инновационный момент. Музыкальное сопровождение режимных моментов. В частности - сопровождение приема пищи: завтрака, обеда и ужина, так как особую роль в сбережении здоровья детей играет режимный момент приема пищи. Питание детей должно быть полноценным, сбалансированным и достаточным.

Началу работы предшествовал подготовительный этап, на котором изучалась и анализировалась педагогическая, музыковедческая, психологическая, эстетическая литература по исследуемой проблеме. Определялись цель, объект, предмет и задачи нашей работы.

В ходе подготовительного этапа:

  • Анализировались состояния условий для использования фоновой музыки в режимных моментах детского сада.
  • Исследовались профессиональные возможности педагогов в подготовке их к использованию новых форм музыкального сопровождения детской деятельности в течение дня.
  • С помощью методов наблюдения, анкетирования, беседы выяснялось, что педагогический коллектив готов к принятию моей гипотезы и нуждается в теоретической и практической подготовке. Поэтому запланировала консультации на темы «Подбор музыкального репертуара и его планирование», «Теоритические аспекты исследования музыкотерапии».

Надо признать, что проект вызвал большой интерес у педагогов.

Таким образом, получив начальные посылки в ходе подготовительной работы, мы начали экспериментальную часть нашего исследования по выявлению уровня влияния музыкальных сопровождений режимных моментов на эмоциональное благополучие детей и их физическое и психическое здоровье.

Площадкой исследования служила подготовительная к школе группа МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 108» г. Саратова.

Экспериментальная работа началась с декабря 2012 года и ведется по сей день.

Для повышения эмоционального фона и позитивного настроя на прием пищи, детям непосредственно перед трапезой включается определенная мелодия: «Завтрак», «Обед», «Ужин» - исполнитель – Ирина Левина г. Саратов (см. дополлнительные материалы). Эти мелодии способствуют повышению аппетита, что ведет к правильной работе ЖКТ, лучшему усвоению питательных веществ, что в свою очередь положительно сказывается на состоянии физического здоровья. Психологическое благополучие достигается путем позитивного влияния музыкального сопровождения на смену деятельности детей.

Гипотеза нашего исследования:

Целенаправленное применение средств музыкотерапии повышает уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников, способствует созданию позитивного эмоционального климата в группах ДОУ, укрепляет физическое и психологическое здоровье детей.

Цель исследования:

Теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность метода музыкотерапии на физическое и психологическое развитии детей старшего дошкольного возраста.

Сформулированная цель определила Задачи исследования:

  • рассмотреть сущность психологического здоровья;
  • показать музыку как средство эмоционального благополучия дошкольников;
  • изучить и проанализировать предлагаемый материал по музыкотерапии детей старшего дошкольного возраста;
  • экспериментально проверить эффективность внедрения музыкотерапии в режимные моменты ДОУ

Объект исследования: Музыкотерапия в работе ДОУ

Предмет исследования: Физическое и психологическое здоровье дошкольников.

Для решения поставленных задач исследования использовались различные психолого-педагогические методы:

  • наблюдение за детьми при смене деятельности;
  • беседы и консультации с родителями и воспитателями;
  • анкетирование педагогов и родителей для выявления уровня знаний в вопросах физического и психологического воспитания;
  • проведение родительских собраний на тему исследования;
  • диагностика уровня физической подготовленности и развития детей;
  • диагностика психологического здоровья дошкольников.

К основным критериям психологического здоровья детей можно отнести:

  • уровень адаптированности к социальным условиям;
  • особенности взаимодействия со сверстниками;
  • общее эмоциональное благополучие;
  • уровень тревожности;
  • наличие или отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта.

Основываясь на этих критериях, был разработан диагностический комплекс:

  • Уровень развития коммуникативной деятельности детей (Лисина М.И.)
  • Уровень тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, Ф.Амен)
  • Диагностика психических состояний. (Цветорисуночный тест А.О.Прохоров, Г.Н.Генинг)
  • Свойства личности – анкетирование родителей, детей и воспитателей (адаптировано)
  • Самооценка (Лесенка)
  • Социометрия (Два дома)
  • Определение психологического климата в группе (Л.Н.Лутошкина)(см. Приложение 1)

Этапы исследования:

1 этап – констатирующий – определить первичный уровень физического и психологического здоровья детей; Эмоциональный климат в группе.

2 этап – формирующий – разработать и апробировать систему работы по музыкальному сопровождению режимных моментов у старших дошкольников.

3 этап – контрольный – анализ проведенной работы по улучшению физического и психологического здоровья посредством музыки у старших дошкольников.

Таким образом, формирующий этап эксперимента подтвердил результативность разработанных нами мероприятий по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста путем создания положительного эмоционального климата в группе, реализованного в процессе музыкальных сопровождений режимных моментов. Музыкальное сопровождение режимных моментов при правильной организации и подаче их дошкольнику действительно способствуют его всестороннему развитию - как физическому, так и психологическому.

Сравнительный анализ результата итогового контрольного среза констатирующего и формирующего экспериментов наглядно продемонстрировал положительную динамику в физическом развитии, психологическом здоровье детей и эмоциональном климате подготовительной группы. Результат диагностики характеризовался высокими баллами. (см. Приложение 2)

Таким образом, необходимо констатировать, что музыкотерапия является эффективным средством достижения положительных изменений в физическом и психологическом здоровье детей старшего дошкольного возраста.

Музыка способствовала снятию нервно-психического напряжения в процессе повседневной жизни в ДОУ. Дети заряжались положительными эмоциями и у них прививались навыки расслабления при помощи музыки, что способствовало коррекции психоэмоциональной сферы.

Положительные изменения, произошедшие в процессе формирующего этапа эксперимента, позволяют признать проведение опытной работы достаточно успешным.

Данный вид деятельности способствовал:

  • Созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей.
  • Развитию воображения, творческого восприятия.
  • Созданию новых условий образовательной среды, позволяющих использовать фоновую музыку в течение всего дня.

Использование музыки в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательной работы детского сада.

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому (и это я считаю одним из результатов), что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, прием пищи, засыпание, подъем, релаксация и т.д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

Нам также было важно оценить: не только роль фоновой музыки, но и насколько педагоги и родители заинтересовались этой работой? Принесла ли она желаемые результаты?

Педагоги, исследуя воспитательно-образовательный процесс, оценили роль моей инновационной идеи, и пришли к выводу, что:

  • Большое значение имеет не только обучение и воспитание, но психологическая среда, в которой находится ребенок.
  • Фоновая музыка незаменима при переключении внимания детей на смену деятельности, во время изучения трудного учебного материала, для предупреждения усталости и утомления.
  • Психологическая и физическая разрядка, которая наступает во время звучания фоновой музыки, служит для создания эмоционального комфорта в течение всего дня.

Результативность проведенной работы:

  1. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, о котором свидетельствуют результаты диагностики выполнения программы детского сада.
  2. Музыка стала не редким гостем, а постоянным спутником жизни ребенка в детском саду.
  3. В практику педагогов вошли такие инновационные методы и приемы использования музыки, как музыкальные минутки, фоновая музыка, музыкальное сопровождение режимных моментов, релаксационные занятия с музыкальным сопровождением.

Теоретическая значимость данной работы состоит в исследовании нового метода здоровьесбережения и определения педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование музыкотерапии в поддержании физического и психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость определяется внедрением новых здоровьесберегающих технологий. Разработана система сопровождения режимных моментов с использованием музыкальной терапии. Это дает возможность широко использовать разработанную систему воспитателям детских садов в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Перспективы на будущее: Расширять представления педагогов о коррекционных возможностях метода музыкотерапии. В ближайшем будущем планируется введение приема детей с утра в группу под солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане поможет оказать неоценимую услугу.

Практическая работа: Просмотр видеофильмов. Музыкальное сопровождение режимных моментов в подготовительной к школе группе. «Завтрак. Обед. Ужин» - скачать дополнительные материалы

ФИО: Аксенова Галина Алексеевна

Должность: музыкальный руководитель

Место работы: МАДОУ д/с №42"Березка" г. Белгорода

«Музыкотерапия как метод регуляции эмоционального благополучия дошкольников»

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На ярких музыкальных впечатлениях, образах я строю развитие активности в детском музыкальном исполнительстве и творчестве детей. Музыка – источник особой детской радости, она помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую функции организма. И так как детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее эффективна.

Многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов выравнивания психо-эмоциональной сферы является музыкотерапия. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм.

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации музыкальных занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для музыкального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Особое внимание на своих занятиях уделяю воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, преодолению барьеров общения, созданию возможностей для эмоционального самовыражения. Применение методов музыкотерапии у дошкольников стало целью моей работы.

Цель реализую в следующих задачах:

Формировать у дошкольников умение слушать: от хорошо известных “близких” звуков, окружающих ребёнка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию.

Пробуждать у дошкольников средствами музыки потребность в творческой деятельности выражать своё отношение к миру.

Развивать фантазию, воображение, творческие способности в продуктивной деятельности под музыку.

Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

Для решения поставленных задач, я ввела в практику работы инновационные социо-игровые подходы. Занятия по музыкотерапии строятся по следующей схеме:

  1. Разминка: двигательные и ритмические упражнения.
  2. Основная часть: восприятие музыки, пение, импровизация.
  3. Музыкальная релаксация.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребёнком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Чтобы обогатить чувственно-эмоциональный опыт детей и закрепить его в памяти, я в своей работе использую интегративный подход к музыке, изобразительному искусству, художественному слову, ритмике.

Для более эффективной работы в этом направлении в группах совместно с воспитателями мы создали интегративную музыкально-игровую среду, наполнили её оборудованием: музыкальный центр, диски с качественной записью музыкальных произведений (согласно возрасту, иллюстрированные и образные картинки, куклы, элементы игровых костюмов и игровые атрибуты, соответствующие содержанию музыки, помогающие детям понять музыкальный образ, поиграть в него. С воспитателями группы и узкими специалистами (логопед, инструктор физического воспитания, педагог-психолог) регулярно проводятся консультации по использованию музыкальной терапии на занятиях и в режимные моменты.

Для реализации поставленной мною цели, необходима тесная взаимосвязь с воспитателями детского сада. Ведь материал, полученный на музыкальных занятиях, дети закрепляют в самостоятельной деятельности, а здесь ведущая роль отводится воспитателю.

Для маленьких воспитанников характерна повышенная рассеянность, утомляемость, они с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными, и мне как педагогу требуется немало выдумки и фантазии, чтобы вовремя использовать и применить тот или иной наглядный материал, который бы увлёк ребёнка. Вот почему в процессе занятий я стараюсь чередовать музыкальный материал с речевыми, двигательными упражнениями, занимаюсь римтмопластикой, широко использую погружение детей в игры.

На занятиях использую элементы психогимнастики, где дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.

Музыкотерапию мы используем не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики, во время дневного сна и в вечернее время. Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.

Утренний прием в детском саду предпочтительней начинать под музыку Моцарта. Она располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие. Вариантами музыки для утреннего приема могут быть следующие произведения:

  1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт» ) .
  2. Инструментальная музыка в исполнении Диего Модена
  3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
  4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня» , «Камаринская» , «Калинка» )
  5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

  1. Инструментальная музыка: Frederic Delarue.
  2. «Времена года» П. И. Чайковского.
  3. Бетховен, соната № 14 «Лунная» .
  4. Ф. Шуберт «Аве Мария» .
  5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей» ) .
  6. Samudra Ocean «Голоса океана» .

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

  1. Инструментальная музыка: Сергей Сиротин, Д. Ливингстон.
  2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром» .
  3. Музыка для здоровья: Edward Simon, Karunesh, Ocarina Blue.
  4. Бах «Органные произведение» .
  5. А. Вивальди «Времена года» .
  6. «Голоса природы» .

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) на занятиях обычно я использую и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике. С помощью игровых технологий развиваются творческие способности ребёнка. Так, например, детям очень нравится метод арт-терапии, где они коллективно создают свои творческие композиции, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, развитию творческого воображения и сближению детей. Очень часто на своих занятиях я использую метод цветотерапии. Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного цвета. Например, в танцевальных композициях, в этюдах и в музыкально-ритмических движениях я предлагаю детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки, шары ярких цветов, т. к. данные цвета способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом.

Но наибольший отклик у детей вызвали элементы сказкотерапии.

Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. Ребенок получает возможность проиграть и прожить разнообразные роли, приобрести новый психологический опыт, научиться выстраивать гармоничные отношения со взрослыми и сверстниками. На занятиях музыкотерапией я использую психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психо-эмоционального напряжения, но и учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние. Так, например, дети превращаются в бабочек, в цветы, в птиц. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.

Метод игротерапии способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей. Я использую как контактные, объединяющие игры, так и познавательные игры, игры на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтические игры. В ходе этих игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Все игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы.

Практически на каждом занятии, я использую метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, чувство товарищества, направленные на зарядку положительными эмоциями и психологическую разгрузку. Так, например, песни «Песенка друзей» В. Герчика, «Моя семья» А. Ермолова, которые выполняют все эти задачи.

Таким образом, при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции и поведение ребенка, помочь детям обрести силы, развить устойчивость внимания, почувствовать себя успешным.

Список используемой литературы:

Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.

Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000

Бочкарев Л. П. Психология музыкальной деятельности. - М.: Ин-т психологии, 1997.

Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001.

Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. - М.: Музыка, 1991.

В. И. Петрушин Музыкальная психотерапия М., 1999 г

Г. И. Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольника. Старшая и подготовительная группы» , издательство: Академия развития, серия: Детский сад: день за днём, 2008г.

История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века - подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль.

Первоначально назначение пациентам музыкотерапии носило целиком эмпирический характер и опиралось на интуицию врача. Уже позже под данный метод была подведена серьезная научная база . Сейчас многие музыкотерапевты активно применяют в своей работе компьютерные технологии .

Кому помогает музыкотерапия?

Музыкотерапия применяется для реабилитации после инфарктов, черепных травм, для облегчения болей. В психиатрии музыкой лечат неврозы и некоторые формы шизофрении. Музыкотерапия помогает в адаптации людям с физическими нарушениями – слепым и немым, а также является незаменимым средством для застенчивых людей. С помощью музыкальной терапии они учатся самоконтролю, коммуникации с другими.

Музыкотерапия является очень популярным способом лечения детей, больных аутизмом . Для таких детей все, что происходит в окружающем мире неинтересно, их волнует только их собственный внутренний мир. Такие дети с трудом общаются с собственными родителями, поэтому для их лечения нужно выбирать способы, через которые можно вызвать у них эмоции. Музыкотерапия для таких детей способствует улучшению контакта с окружающим миром.

Музыкотерапия также помогает в семейных проблемах. Супругам предлагается выбрать несколько музыкальных произведений, которые нравятся им обоим. В данном случае, музыкотерапия помогает организовать совместную деятельность.

Лечение музыкой завоевывает все большую популярность. Никто уже не спорит с тем, что музыка помогает в преодолении болевых ощущений, снимает психоэмоциональное и мышечное напряжение. Поэтому музыкотерапию все чаще и с неизменным успехом применяют в самых разных областях медицины.

Нет таких музыкальных произведений, которые помогали бы всем людям. Однако, большинству людей помогает расслабиться музыка Моцарта. Далее по популярности идут Чайковский и Шопен.

Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: «Мазурки» и «Прелюдии» Ф.Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

По существу, каждый музыкальный руководитель в некоторой мере занимается музыкальной терапией , изменяя при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих воспитанников. Важно, чтобы дети овладели определенными умениями, знаниями и навыками в области музыки. Но самым ценным для педагога является не столько уровень эстетической подготовки, сколько характер эмоционального состояния ребенка.

Главная задача в музыкальной терапии заключается в том, чтобы научить ребенка «омузыкаленному» видению и восприятию мира.

Показать ребенку, что каждое его переживание, будь то радость или грусть, можно и нужно выражать в вокальных и танцевальных импровизациях, т. е. в творчестве.

Вот, например, несколько творческих заданий, которые можно дать детям, побуждая их к вокальному (песенному) самовыражению:

  • «Спой, как тебя зовут».
  • «Спой своей кукле, как ты ее любишь» (или колыбельную).
  • «Спой, какое у тебя сейчас настроение».
  • «Поздоровайся песенкой».

Также можно предложить ребенку на ваш вопрос-песенку придумать и спеть ответ-песенку. Например:

Что ты хочешь, мишка?

Медовую коврижку.

Что ты хочешь, кошечка?

Молочка немножечко.

Все вокальные творческие задания выполняются индивидуально. В результате снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение.

А вот танцевальное творчество, к тому же, еще и помогает детям быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, что также дает определенный терапевтический эффект.

Вот еще несколько творческих заданий, побуждающих детей уже к танцевальному самовыражению:

  • Можно предложить детям под музыку отправиться на прогулку в сказочный лес.
  • Предложить помаршировать по площади праздничным маршем.
  • Полюбоваться красивым цветком.
  • Показать, как двигается

Крадущаяся кошка,

Порхает бабочка,

Бежит мышка,

Идет крокодил и т. д.

Терапия творческим самовыражением является одним из самых плодотворных психотерапевтических приемов.

Наблюдая в процессе творчества друг за другом и за взрослым, дети приобретают новые движения, что означает вместе с тем приобретение новой степени внутренней свободы.

Работая с детьми над развитием музыкального ритма, мы также способствуем гармонизации духовной жизни ребенка. Еще К. Станиславский указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свой темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведение ритма. Например, такие, как:

«Ладушки». Эта всем известная и очень популярная песенка-игра, хорошо развивающая не только чувство ритма, но и произвольное внимание и координацию движений.

Ритмизация движений человека - спокойный шаг, бег, имитация рубки дров, забивания гвоздя в стену.

Ритмизация движений животных - простучи, как идет степенная корова, как бежит проворный заяц, скачет дикий конь, прыгает лягушка и т. д.

После выполнения ритмических упражнений ладони становятся теплыми, и дети готовы для проведения контактного массажа. Массаж будет эффективнее, если его проводить под веселую музыку. Это вызовет сильный прилив энергии и энтузиазма у детей.

Пение с воспроизведением звука с закрытым ртом также полезно с точки зрения медицины. Здесь важно прочувствовать волны вибрации в области горла и груди. Это упражнение снимает мышечные зажимы на уровне горла и шеи, в основании которых находится «чакра вишудха», в практике йогов она считается ответственной за эмоциональное состояние организма.

Теперь немного о так называемых формулах музыкального самовнушения. Если сказать проще - это песни, текст которых составлен в форме внушения.

Нацелены эти формулы на то, чтобы пробудить в человеке стойкость при неудачах, умение радоваться жизни, поддерживать оптимистическое настроение. Если у ребенка занижена самооценка, если он не уверен в себе и робок, ему поможет формула музыкального самовнушения «Я - хороший, ты - хороший». А вот если у ребенка по какой-то причине плохое настроение, значит пришла пора выучить с ним формулу радости «Я в хорошем настроении» или «Ах, как мне весело!»

Кстати, колыбельные песни также являются формулами музыкального самовнушения и ориентируют детей на расслабление и успокоение. Вспомните песни, очень популярные в свое время - «Я люблю тебя, жизнь» Э. Колмановского, «Давайте восклицать, друг другом восхищаться!» Б. Окуджавы, «Священная война» В. Лебедева-Кумача. Они также являются формулами музыкального самовнушения.

Все вышесказанное относится к активному варианту музыкотерапии, когда дети активно выражают себя в музыке.

Но существует и самая простая, пассивная форма музыкотерапии, когда детям предлагается только слушать музыку. Но такую музыку, которая в данный момент наиболее подходит их душевному состоянию, которая может переключить ребенка с отрицательных эмоций на положительные. Слушание музыки разряжает накопившиеся отрицательные эмоции.

Например, если у ребенка подавленное настроение, эффективна тихая, мелодичная музыка. А вот при возбуждении целебное действие на психику оказывают мелодии с подчеркнутым ритмом. Для того, чтобы музыка подействовала на ребенка наибольшим образом, его необходимо для этого специально подготовить и настроить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть или лечь в удобной позе, закрыть глаза, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. По существу, такое слушание музыки представляет собой разновидность медитации.

Смысл музыкальных медитаций заключается в соединении звучащей музыки, образов, специальной формулы внушения.

В процессе музыкальных медитаций происходит разрядка подавленных переживаний. Еще из практики упражнений йогов музыку рекомендовалось слушать так, чтобы воспринимать ее не только ушами, но и как бы «вдыхать при этом аромат звука, чувствовать его на своем языке, ощущать кожей, самому становиться звуком, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос». Также для снятия внутренней напряженности и успокоения детей нужно научить их мысленно «летать» под музыку.

По мнению ученых, умение «летать» под музыку помогает ребенку полностью избавиться от аллергий. Почему? Аллергия - это повышенная чувствительность организма к воздействию аллергенов. А полет под музыку как бы вырывает человека из этой окружающей среды, омывает его, очищает дыхательные пути. Даже в лекарственных сборах для лечения аллергий очень эффективным оказывается одуванчик («летающий цветок»).

Музыка всегда поможет раскрыть неограниченные силы человека, надо лишь стараться всегда и во всем слышать музыку.

Пусть это будет живая музыка дождевых капель, торжественная песнь океана, тихий шелест травы, гул могучих сосен. И пусть эта музыка природы сольется с музыкой, сотворенной человеком.