Обычаи. Как появился обычай дарить цветы, и кто научил этому русских мужчин

Исторически сложившиеся устойчивые социальные нормы и установки, определяющие поведение людей в тех или иных случаях жизни; составная часть национальной культуры. Существуют религиозные, этнические, демографические, семейно-бытовые и другие обычаи. Они связаны с мировоззрением людей, отражают определённые идеи, взгляды и представления, передают социальный опыт, культуру поведения и призваны вызывать соответствующие этим представлениям чувства и настроения. В ходе исторического развития одни из обычаев отмирают, уступают место новым, другие изменяются, обогатившись современным содержанием. Особенно наглядно это прослеживается в обычаях, связанных с семейно-брачными отношениями. Неподвластным времени оказался обычай торжественно отмечать (хотя и в изменяющихся формах) такой переломный момент в жизни человека как заключение брака.
Многие обычаи свадебной церемонии, не соответствующие духу времени, унижавшие достоинство молодых, особенно невесты, исчезли. Другие, несущие людям добро, оптимизм, мудрость, переосмыслены и сохранились (например, традиционный свадебный поезд жениха и его дружины и обычай перегораживать ему дорогу, "выкуп" невесты у родителей, обычай встречать молодых хлебом-солью и осыпать их зерном с пожеланиями счастья, достатка и здоровья, свадебное застолье, деление каравая и одаривание молодых подарками). Из старинного свадебного ритуала вернулся обычай обмена в день бракосочетания обручальными кольцами (см. Помолвка).
Сохранился и свадебный наряд невесты: длинное белое платье как символ непреходящих человеческих ценностей - любви, целомудрия, женского достоинства.

(Источник: Сексологический словарь)

(лат. rims) (ритуалы), стереотипные способы поведения, к-рые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе и являются привычными для их членов. В древности были распространены прежде всего культовые О., определяющие порядок жертвоприношений, шествий, поста, молитв и др. В дальнейшем выделилась группа О, относящихся к семейно-брачной сфере (выплата приданого; демонстрация окровавленных простыней после первой брачной ночи т.п.).

(Источник: Словарь сексуальных терминов)

Синонимы :

Смотреть что такое "Обычаи" в других словарях:

    Обычай обычаи (1) 1. Привычка, обыкновение, обхождение отдельного человека: Кая раны, дорога братіе, забывъ чти и живота, и града Чрънигова отня злата стола, и своя милыя хоти, красныя Глѣбовны, свычая и обычая? 13 14. Въ врѣмя оно приде Иисус въ … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Нравы, свычаи и обычаи Словарь русских синонимов. обычаи нравы; свычаи и обычаи (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Юридический словарь

    В обширном смысле всякая подробность или особенность жизни(кроме чисто физиологической или патологической), повторяемая,постоянно, периодически или при известных случаях, сознательно илибессознательно (по привычке, преданию, и т. д,), большей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    обычаи - ОБЫЧА|И (501), ˫А с. 1.Привычка, обыкновение: И слышѧштѧ гл҃ы нечисты. и обычѧ˫а пагѹбьны. раждизаюштѧ и распалѧюштѧ и въжизаюштѧ на блѹдъ. Изб 1076, 223; се бо и сиць обычаи имѧше блаженыи. ˫акоже многашьды въ нощи въста˫а. и отаи вьсѣхъ… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

    обычаи - (правовой) исторически сложившееся в определенном обществе (или местности) правило поведения, которое взято под охрану государством и обеспечено силой его принуждения. В Европе О. был основным источником права до XVI в. В настоящее время его роль … Большой юридический словарь

    Правило, форма поведения, в которьк закреплено то, что складывалось в результате длительной общественной практики; основное средство регулирования поведения в условиях родового строя. Соблюдение О. обеспечивается мерами общественного воздействияЭнциклопедический словарь экономики и права

    обычаи - устойчивые формы поведения, свойственные для определенных этнических, территориальных общностей, по своей психической природе близкие к привычкам … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    обычаи - Общие социальные понятия и категории … Словарь синонимов русского языка

    обычаи - обычай … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Обычаи и песни турецких сербов. 2-ое изд., дополненное их прозою , И С Ястребов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…

Слушать: Эфир от 18.08..html

- Для чего Господь показал Свою небесную славу и светлость Божества Своего?

Все, что мы читаем в новозаветной евангельской истории, божественно и таинственно, и не следует думать, что всякий вопрос найдет свое разрешение. «Что Бог творит, никому не говорит», - размышляли наши благочестивые предки. Церковные песнопения, тропарь, кондак праздника, служба, составленная святым Иоанном Дамаскиным, свидетельствует нам, что прежде Своего восстания из гроба, Господь уверяет апостолов, укрепляет их веру в Свое Богосыновство. И собственными ушами, духовным слухом сердца эти трое избранных – Иоанн, Иаков и Петр слышат голос Отца, как, может быть, они еще не слышали Его на Иордане. Спаситель сияет. Слава Божества. Это сияние Божественной Благодати.

В этот праздник в России осень начинается, потому мы так радуемся духом, потому что на это сияние фаворского света отзывается наше сердце, а ведь в нем горит, мерцает огонек Божественной благодати, сообщенный и нам в крещении. Мы, по Божьей милости, призванию, сыны Царства, чада Света. Мы призваны ходить в этом свете, и он воистину озаряет, освящает наши чувства, весь круг земного бытия, если мы к правой вере прилагаем смирение, чистоту и милосердие. Когда в нашем сердце прорастут эти зеленые росточки добродетелей, тогда воссияет Свет Присносущный и мы духом удостоверимся, что Царь Неба и Земли Иисус почивает на престоле нашего сердца.

Преображение - это праздник, который говорит нам о том, что рай есть, существует. И это является ответом тем, кто говорит, что с того света никто не возвращался.

Не только Преображение, но и пребывание Христа с Петром в лодке, когда едва не прорвался невод от обилия рыб, и Сионская горница, в которой апостолы вечеряли со своим Учителем - все это преддверия рая. Где Господь, где Его мир и любовь - там и рай. Слава Божественная действительно до Преображения никогда в такой полноте не являлась, не открывалась апостолам. И Петр, забыв самого себя, сказал: «Поставим три сени - Моисею, Илии и Тебе, хорошо нам здесь быть». Он действительно вкусил, как и обещал ученикам Спаситель шестью днями ранее, вкусил силы Царства Божия. Дух его изнемогал от того блаженства, которого апостолы в своем сердце ощущали, и Петр не хотел, чтобы это когда-то прекратилось. Поэтому и предложил Спасителю остаться.

С чем связана разница: в Евангелии от Марка написано «и по прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна». А в Евангелии от Луки почему-то идет разговор, что через 8 дней взял?

- «Дней шести» не сказано определенно, что именно шесть дней. Апостолы, часто говоря о временах и сроках, во-первых, называют условный промежуток времени, а, во-вторых, нужно памятовать, что в иудейском восприятии день не вполне совпадает с нашим о нем представлении. Так вот, и воскресение Иисуса Христа из мертвых, совершившееся на третий день, понять можно только, если мы будем учитывать, что и часть дня могла браться за целое. Поэтому, если вы раскроете Толковую Библию Лопухина, вы найдете там очень подробное изъяснение, согласующее оба этих Евангельских повествования. И противоречий между учениками Христовыми нет, как в этом случае, так и во всех других.

- Для чего на горе Фавор явились пророки древние, и почему они тоже явились в Небесной Славе?

Когда апостолы пробудились, вы помните, на них снизошло некое таинственное светлое облако, которое как будто обняло собой Спасителя, и голос, пришедший свыше «сей есть Сын Мой возлюбленный», был произнесен над одним из них их Учителем. Ильи и Моисея уже не было рядом, но те беседовали со Христом о Его страдальческой кончине, об исходе, об этом упоминают евангелисты, до того, как прозвучал голос Небесного Отца. Очевидно, что именно эти, а не другие ветхозаветные пророки беседовали с Господом не случайно. Потому что Илия, как вы помните, еще не вкусил смерти и он из небесных хранилищ был силой Божьей перенес сюда на гору Фавор. А законодавец, то есть тот пророк, через которого был заключен тот самый завет с Израилем на горе Синай, был возвращен из преисподнии, где томились, конечно, не в таких муках как жители Содома, но все-таки лишены были до Креста Господня, до Воскресения, блаженства райского. Таким образом, и преисподняя, и Небо оказались в лице Илии и Моисея у стоп Христа. Апостолом дано было понять, что Иисус Христос - истинный Сын Божий, коль скоро, почитавшийся более других пророков у иудеев, Моисей беседует с Ним как раб с владыкой. Значит, Иисус Христос воистину не противник Моисея, и пришел Он восполнить древний закон, обновить его. А Илья - ревнитель, более всего пекся при жизни о Славе Божьей. Если бы Иисус Христос был противником Отца, Илия Пророк никогда бы не преклонил перед Ним колена и главу. Таким образом, события Преображения Господня нам подсказывает в этом троичном собрании Христа и Его пророков, что Иисус Христос воистину Отчее Сияние.

- Почему ученики испугались, услышав глас Бога?

Как вы думаете, что может чувствовать творение, когда слышит голос Отца? Давайте вспомним другую гору – Синай. И вспомним, как у подножия его ветхозаветные иудеи молили своего вождя – «пусть Бог не говорит с нами, а говорит только с тобой, мы не можем слышать голос Его». Еще тогда человечество не обрело искупителя, Бог еще не воплотился, и поэтому Моисей вынужден был круговой чертой окаймить Синайскую гору, дабы ни зверь, ни птица, ни человек не перешли этой черты, ибо они могли умереть. Нельзя было тогда ни возрожденным, ни обновленным Духом Святым, простолюдину видеть славу Его. Поэтому апостолы и изображаются на иконе Преображения падшими вниз, как будто стремглав они летят с этой горы, прикрывают глаза и уши, не в силах ни лицезреть, ни слышать голос Небесного Отца. И так всегда было, и так всегда будет. Давайте перенесемся мысленно в события Апокалипсиса, и вы вспомните, что один из свидетелей Преображения Господня, любимый ученик, взятый на гору, потому что он был девственник, его сердце было чистым зеркалом богословия, уже на острове Патмос, увидев воскресшего Христа тоже в сиянии, Иоанн упал к ногам Спасителя тогда как мертвый. Если бы Спаситель не возложил десницу на уже престарелого ученика и не восставил его, то и дух бы вышел из апостола. Поэтому-то благоговение, тот страх и трепет, которыми были наполнены сердца учеников, хотя бы в малом мире, пусть коснется и наших сердец, чтобы мы по крайней мере беседовали об этих высоких предметах не на ходу, но укоряя себя, что наши уста недостаточно чисты, равно как и сердца, чтобы в полной мере понять и подняться до того, что явилось умам, ушам апостолов.

Есть ли какое-то объяснение, почему Господь не разрешил ученикам рассказывать о том, что они видели на Фаворе?

Так ведь и в других случаях часто не разрешал, велел умалчивать тем, кто был Им исцелен, тем, кто был свидетелем замечательных чудес, например, воскрешения девицы умершей. Почему? Все Спаситель делает премудро. В одних случаях учит нас скромности, чтобы мы не величались перед людьми, когда Бог нам влагает в уста или в руки свершить нечто, достойное Его святого Имени. А вот в случае Преображения Своего, очевидно потому запрещает апостолам делиться до времени увиденным, что еще не взошел на крест. Ибо надлежало сначала Спасителю усвоить вину, тяготевшую над согрешившим человечеством, надлежало искупить Своей кровью адамов грех, надлежало пройти от уничижений к славе Воскресения и Вознесения. И если множество людей соблазнилось крестом, вы помните фарисеев и книжников, которые цинично с жестокосердием невероятным глумились над Агнцем, распятом на древе. Если иные из тех, кто следовал за Господом, из апостолов усомнились, увидев Его воскресшим, то что же говорить о славе Преображения?! Не поверили бы многие. Вот почему Спаситель учит апостолов не метать бисера, но сокрыть эту жемчужину фаворского света. И лишь после сошествия Духа Святого, когда народы были покоряемы вере благодаря апостольской вере, подтверждающейся чудесами и знамениями, только после этого Петр запечатлел письменно все, что он видел и слышал. И сегодня мы можем в одном из двух его посланий об этом прочитать.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет в проповеди на Преображение, что в этот пресветлый праздник мы празднуем не только преображение Господа на горе Фавор, но и прославление человеческого естества в лице Господа Иисуса Христа. Батюшка, не могли бы Вы пояснить, что имеется в виду?

Господь нам свидетельствует, к какой славе, чести мы призваны. Ибо Он взял на Свои плечи овечку, усвоил себе нашу природу, и в Нем, в Христе прославлено и наше естество. Это значит, что и мы сегодня - чада Церкви, получаем от Господа по Его милости, по Его дару, по Его благодати то, что Он имеет по естеству как Богочеловек. Действительно, мы находим у апостола Петра свидетельство, что мы, верующие в Сына Божия, становимся причастниками Божеского естества в Таинстве Причащения, а я знаю, что на праздник Преображения большинство наших слушателей причащаются. Они вместе с Живоносной Кровью и Плотью Искупителя воспримут и благодать Духа Святаго. Благодать заполнит наш внутренний мир. И об этом мы должны всегда помнить. Вот почему никто из здравомыслящих христиан никогда не воспримет ложную богохульную мысль, что человек может заимствовать свою природу от каких-то приматов (обезьян). Человеческое тело - это киот, служащий обрамлением души. Наше естество уникально.

- Откуда появился обычай не вкушать яблок до Преображения? Ведь урожай гибнет!

Совсем недавно я прочитал размышления одного батюшки, который не без некоторого резона говорит: «Друзья, но сколько можно повторять эти формулы?! Не очень-то это благочестиво. Слово Спас – Спаситель употреблять в таком словосочетании – Яблочный Спас, Медовый Спас. Ну, как-то это не хорошо». Был бы прав батюшка, если бы мы вкладывали в это словосочетание такой смысл, что он соотносится с личностью Спасителя. В данном случае не будем переносить языковые явления на самые реалии, которые за ними стоят. Потому что тогда нужно было наш благочестивейший народ, патриархальный обвинять чуть ли не в кощунстве – «Петр и Павел час убавил, Илья пророк два уволок». Ну как это уволок? Стащил, взял без спроса? Это, знаете ли, молнией можно получить от Ильи Пророка, если действительно эти фразеологизмы так прямолинейно соотнести с самими лицами, которые стоят за этими выражениями. За этим не стоит панибратство, нужно видеть другое - тысячелетнюю русскую культуру, такое знакомство с месяцесловом, которое подразумевает вхождение самого календаря в трудовую жизнь русского народа. Это традиционные для русского уха словосочетания.

А второй вопрос – не вкушать яблок. Это уже, несомненно, реалии русской церковной жизни. Вы знаете, какие русские были отчаянные грекофилы, и до сих пор, в известной степени, остаются, потому что мы от красавицы Византии восприняли церковные уставы и саму христианскую книжность, и типикон прописывал воздержание от винограда. А от усердия еще своего мы добавили традиционные для нас яблоки. Впрочем, тот ученый батюшка, который обиделся за Яблочный Спас на наш народ, он высказывает другую мысль, что если яблоки поспевают гораздо раньше, то нужно, по мнению этого священника, принести их в храм. «От избытка сердца поблагодарите Господа, - говорил батюшка, - и ешьте». Но это не я сказал, это тот ученый батюшка. Я бы сказал, что нужно варить компот, целую бочку и сотрудников радиостанции «Радонеж» пригласить на Преображение у этой бочки посидеть, поговорить о том о сем.

Обычаи и традиции: самые жесткие примеры

Что же такое обычаи и традиции? Обычаи — это исторически сложившиеся определенные действия и порядки, которые уже давно вошли в привычку всего народа. Под традициями мы «расшифровываем» определенный «культурный код», который передается людьми из поколения в поколение.

Традиции и обычаи очень схожи по своему смыслу. Социологи даже выделяют е . Они тесно связаны не только с историей, но и с религиозными взглядами. Именно с появлением верований было положено начало обычаев и традиций.

Все мы следуем каким-то традициям и обычаям, но не каждый из нас по-настоящему знает их предназначение и их историю. Я считаю, что люди должны проявлять особое внимание к истории, ведь все традиции и обычаи являются небезынтересной частью культуры народа, истории поколений и религии, а так же являются одной из составляющих воспитания человека и его мировосприятия.

История появления обычаев и традиций

Первоначально обычаи и традиции возникли из-за необходимости выживания. Так зародилась так называемая охотничья магия. Надо понимать, что люди в древности были гораздо более зависимы от природы, чем мы с вами. Охота могла быть удачной – или неудачной. Поэтому возникли обряды, которые, как считалось, могли привлечь удачу на сторону охотников. Знание о таких обрядах имели старейшины, поэтому к старикам в древности относились с должным уважением, не то что сейчас.

Были и другие обычаи и традиции у древних: не будить спящего (его душа может не успеть вернуться из мира сновидений), не спариваться во время охоты – это чревато бесконтрольной рождаемостью и пр. Кстати, именно в рамках охотничьей магии возникает наскальная живопись: люди хотели привлечь дух животного на свою сторону.

Такими обычаями и традициями сопровождалась жизнь древнего человека. Они настолько проникли в нашу культуру, что мы даже их не замечаем и не отслеживаем! К примеру, посмотрите на подростка на остановке. Он покурил, сплюнул и вытер ногой харчок об асфальт. Что это? Это генетическая память: фактически он уничтожил след о себе. Ведь раньше люди верили, что через слюну, волосы и другие остатки человека можно на него навести беду. Не верите? Почитайте учебник «История первобытного общества» для вузов!

Свадебные традиции – вообще сплошная древность: белый цвет (платье, фата) – это символ перехода в другое состояние. Мы надеваем белое по обряду три раза в жизни: когда рождаемся, выходим замуж или женимся и когда умираем. А вы знали вообще про все это? Напишите в комментариях!

Обычаи, связанные с едой. Приходишь на новую работу – надо «проставиться», уходишь в отпуск – аналогично. Свадебный стол, вечеринки, — словом много связано именно поеданием пищи. Почему? Оказывается в древности был такой обычай потлача, когда вождь племени кормил всех своих общинников. Это означало, что он сделал им добро – надо ответить тем же! А сегодня: пошел в отпуск, а мы работаем? У нас стресс! Надо заесть! И возникает «простава». Ты окончил школу, получил аттестат? У тебя стресс? Школьный бал, выпускной опять же связан с пищей. Не замечали

Интересные обычаи и традиции народов мира

У народов всего мира есть немало традиций и обычаев, и у всех народов они разные. Например, у русских есть традиция празднования Нового Года — праздника, который соединяет прошлое и будущее. Этот праздник несет в себе яркие чувства и множество чудес, но, как и большинство других традиций, Новый Год уходит корнями в глубокую древность.

Неотъемлемой частью Нового Года является ёлка с забавными и заводными игрушками, яркими и глянцевыми шарами и, мигающими разными цветами, гирляндами. А знаете почему все так стремительно украшают ёлку перед этим праздником? Потому что по обычаям люди верили, что украшая ёлку, они делают злые силы, которые их окружают, добрыми. В настоящее время об этих силах многие забыли, а украшенная ёлка — по-прежнему остаётся символом новогоднего праздника. Этот волшебный праздник описывается во многих русских сказках и стихах, авторы которых всем известные А. С. Пушкин, С. А. Есенин и другие.

Так же у русского народа есть интересные обычаи, которые непонятны иностранным жителям. Например, накануне Великой Пасхи — светлого праздника, который появился на Руси в конце десятого века, в честь воскресения Христа, мы красим куриные яйца. И многие красят их с помощью луковой шелухи, потому что она дает бордово-красный оттенок, такой оттенок символизирует собой кровь, распятого на кресте, Христа. А куриное яйцо в свою очередь — символ зарождения новой жизни.

Но не только русский народ славится своими традициями и обычаями. За рубежом существует всеми известный Канун всех святых или, как мы его называем, Хеллоуин. Праздник стал традицией несколько столетий назад и, как известно из книги «Скарлетт», автор которой Александра Риплей, этот праздник был корнями из Ирландии. Атрибутом такой традиции является тыква, которая символизирует одновременно сбор урожая, злые силы и огонь, отпугивающий их.

Есть и не менее интересные традиции в странах Востока. Например, многоженство. Многоженство так же вошло в жизнь от предков и сохраняется в странах Востока по сей день. Например, «Книга Мормона» может многое рассказать нам о такой традиции. Из книги известно, что в глубокой древности при кочевом образе жизни требовался немалый уход за многочисленными табунами лошадей или верблюдов, поэтому хозяин вынуждал иметь несколько женщин, которые бы смогли обеспечить уход за кобылицами или верблюдицами. Верблюжий мех давал возможность иметь теплые и легкие одеяла, а верблюжье молоко высоко ценилось. Всем этим могла заниматься исключительно женщина, мужчинам некогда было заниматься хозяйством, они были добытчиками. В настоящее время в Восточный странах многоженство определяет престиж мужчины, что не мало важно для жителей Востока.

Уходя от историй традиций многоженства Восточных стран, нельзя не вспомнить и про единобрачие Кавказа. Как бы это печально не звучало, но в странах всегда происходят войны, в последствии которых численность мужчин резко уменьшается. Девочек, как правило, рождается больше, чем мальчиков, и в будущем множеству взрослых девиц не хватает мужей, и как следствие семьи и детей.

А вообще, если вспомнить то в истории бывали случаи, когда в деревню возвращался с фронта только один уцелевший из мужского населения деревни. Однако через какое- то время численность населения вновь становилась на прежнем уровне.

Так во время Кавказской войны девятнадцатого века предводитель кавказских горцев Имам Шамиль, облегчил участь вдов и одиноких женщин. Им разрешили выбирать мужа по своему усмотрению, что фактически узаконивало сложившиеся отношения. Как писал С. Эссадзе: «Названный мужчина, холостой или женатый, обязан был жениться на той, которая его выбрала».

Предлагаю вспомнить обычаи и традиции жителей такой интересной страны, как Тайланд. Тайланд славится своими экзотическими обычаями. В течении календарного года у коренных тайцев существует множество обычаев и традиций, которые приводят в восторг туристов. Торжественные праздничные дни отмечаются всем королевством Тайланда. Вообще одни из самых интересных ритуалов можно наблюдать у «отсталых» культур, носители которых живут в .

Примером тому может служить один из самых красивых праздников Таиланда — Лой Кратонг, посвящённый духам воды. Этот день приходится на начало ноября в день полной луны. Тайцы, пуская по речкам свои лодочки — кратонги, в которых ярко горят свечи и лежат живые цветы, монеты, различные благовония. Тайцы свято верят, что с помощью этих лодочек в эту ночь духи воды смоют с них все грехи предыдущего года.

В каждой стране нашего огромного мира есть свои особенные обычаи, традиции, которые определяют уклад жизни и культуру людей А часто ли мы слышим про обычаи и традиции Китая? Одна из самых особенных традиций Китая – это приветствие. В старину китайцы приветствовали друг друга, кланяясь, сложив свои руки на груди. При этом считалось: чем ниже поклон, тем больше человек проявляет уважения. Современные же китайцы сегодня просто делают небольшой поклон головой. Однако, если они хотят проявить уважение, то могут поклониться ниже.

Обычаи и традиции всего народов мира, населяющего Землю, весьма обширны и многогранны. Они связаны непосредственным образом с факторами, которые уходят корнями в самую глубь истории, и с религией, которая помогает человеку осознавать и воспринимать окружающий мир, поверив в сверхъестественное. Нужно уважать и чтить не только обычаи и традиции своей страны, своего народа, но и других стран и его жителей.

Интересная статья? Поставь лайк, напиши, что думаешь обо всем этом в комментариях. .

©Соколова Е. А.

Редактура Андрей Пучков

«Он символ верности и счастья от юных лет и до седин» - так поется в известной песне об обычае надевать обручальные кольца. Впрочем, в наши дни эта традиция превратилась скорее в трогательный ритуал, а кольцо - в символ, подтверждающий супружеский статус. Покупая кольца перед свадьбой, мы не задумываемся о значении и происхождении этой традиции. Между тем у кольца для помолвки богатая история с красивыми легендами и житейскими преданиями.

История помолвки

Считается, что обряд обручения впервые появился у древних римлян: тогда жених дарил простое металлическое кольцо не невесте, а ее родителям, символически подтверждая свою готовность к обязательствам содержать возлюбленную. Традиция надевать кольца во время помолвки появилась чуть позже и была связана с обычаем «покупать» женщину - это украшение служило знаком для других мужчин, что девушка уже кому-то обещана, и коммерческим гарантом, что соглашение о свадьбе будет выполнено. Церемония обручения была важнее самой свадьбы - та считалась лишь удачным завершением помолвки. Более того, разрыв отношений после помолвки серьезно осуждался и даже сопровождался выплатой компенсаций пострадавшей стороне. Подарки в этом случае носили залоговый характер и в случае расставания пары обычно возвращались.

У иудеев этой традиции предшествовал обычай вручать невесте монетку, которую позже сменила необходимость обмениваться кольцами перед свадьбой, - тоже в знак обещания финансовой поддержки будущего мужа перед супругой.

Кольца для помолвки из драгоценных металлов впервые появились у египтян. Они все еще мало походили на изящные образцы ювелирного искусства вроде современной классики , но уже изготавливались из золота и украшали безымянный палец левой руки - романтичные египтяне верили, что от этого пальца прямо к сердцу ведет «артерия любви».

Кольца римлян тоже наделялись особым духовным смыслом: девушки получали от будущих мужей кольца, стилизованные под ключ, что означало, что женщина будет делить обязанности и управление хозяйством с мужчиной, как равноправный партнер.

В средневековье церковь узаконила обычай помолвки , и обмен кольцами стал обозначать не только материальное соглашение, но и обещание любви и верности. Жениху надевался железный перстень, который символизировал силу, а невесте - золотое или серебряное кольцо, в знак ее нежности и непорочности.

После обручения

Отношения пары после помолвки тоже имели определенный регламент, который у разных народов любопытно отличался. Например, в Италии помолвленные могли видеться лишь в доме у невесты, да и то в присутствии ее матери. В Германии нравы были более свободные: молодые вступали в супружеские отношения уже после обручения. В Испании период от помолвки до свадьбы не должен был превышать трех месяцев - задержка этого срока могла стать основанием для расторжения отношений. А в той же Германии от обмена кольцами до бракосочетания могло пройти несколько лет: помолвленные должны были обустраивать быт в отдельном доме, а на приобретение имущества требовалось время.

Где можно «примерить» украшения. Разработчики бренда постарались на славу, помня о главном правиле - кольцо должно подойти идеально, ведь невеста будет носить его не снимая. Не даром известная пословица гласит: «Остынет кольцо, остынет и любовь».

Обычаи - это исторически сложившиеся в какой-либо местности (или среди определенного сообщества) правила поведения людей в той или иной жизненной ситуации.

Какие есть обычаи

В зависимости от того, к какому именно событию в человеческой жизни они привязаны, все народные обычаи можно подразделить на следующие большие группы:

  • свадебные обычаи;
  • похоронные обычаи;
  • обычаи на крещение ребенка;
  • праздничные обычаи (к их числу относятся обычаи празднования церковных и народных праздников - Пасхи, Троицы, дня Ивана Купалы, Святок, Масленицы и т. д.);
  • обычаи на закладку нового дома;
  • обычаи, связанные с севом и сбором урожая.

Свадебные обычаи

  • Свадьбе на Руси предшествует целый ряд обычаев. Всякая свадьба начинается со смотрин невесты. После смотрин в дом невесты засылаются сваты. После того, как сваты договорятся о приданном и получат согласие от родителей невесты, назначается день свадьбы. В день накануне свадьбы устраивается девичник. Во время встречи со своими подругами невеста прощается с прежней незамужней жизнью.
  • В первый день свадьбы с утра невеста под жалобные напевы подруг облачается в свадебный наряд. В ее дом заезжает дружка жениха узнать, готова ли молодая к свадьбе.
  • После этого визита к дому невесты подъезжает жених со сватами и начинается неотъемлемая и поныне, самая веселая часть свадебного действа - обряд выкупа. Подружки невесты наотрез отказываются отдать жениху будущую супругу, задают ему и сватам шуточные загадки и требуют выкупа за вход в дом и за саму невесту. Заканчивается все это веселье тем, что жених дает подружкам деньги и конфеты, забирает свою невесту и везет ее к алтарю.
  • Из церкви новоиспеченный муж отвозит молодую супругу в свой дом, где их на пороге встречают родители жениха с иконой, и караваем в руках. После получения родительского благословения, молодая семейная пара входит в дом, их усаживают на центральное место за столом и вручают им подарки. Затем начинается обильный и долгий свадебный пир.

Похоронные обычаи

  • Тело усопшего человека омывают сразу после его смерти. Делают это пожилые вдовые женщины. Омовение можно производить лишь в светлое время суток.
  • В доме, где есть покойник, все зеркала завешивают темной тканью.
  • Пока в доме лежит покойник в нем не метут пол и не стирают вещи.
  • Покойника выносят из дому ногами вперед.
  • Когда его несут на кладбище, ни в коем случае не переходят дорогу перед похоронной процессией.
  • После похорон во упокой души усопшего устраивают тризну (поминки).
  • В вечер после похорон во всем доме обязательно моют пол.

Крестильные обычаи

  • Ребенка стараются покрестись в промежуток времени, начиная с восьмого и заканчивая сороковым днем после рождения.
  • Крестные мать и отец не могут быть мужем и женой.
  • Крестный в день крещения дарит малышу крест и Святую Библию, крестная мать дарит крыжму - вышитую и отделанную кружевом длинную белую рубашечку.
  • После крещения обязательно устраивается праздничный обед с большим количеством сладостей - засахаренных орехов, конфет, печенья и сдобных плюшек. Главное угощение такого обеда это крестильная каша - гречка, сваренная на молоке и густо сдобренная сливочным маслом и медом.

Праздничные обычаи

Число праздников так велико, а праздничные обычаи столь разнообразны, что подробно описать их все в небольшой по объему статье просто невозможно. Поэтому расскажем только о самых известных из них.

  • На Пасху пекут куличи, красят яйца и делают творожные пасхи.
  • В пасхальное утро ходят смотреть, как «солнце играет». На пригорке ожидают восхода солнца и смотрят на поднимающийся из-за горизонта солнечный диск через закопченное стеклышко. Считается, что в это праздничное утро солнце разбрасывает лучи, искрящиеся всеми цветами радуги.
  • На Троицу в церкви освящают зеленые ветки деревьев и букеты полевых цветов и обильно украшают ими жилища.
  • В ночь на Ивана Купалу для очищения от злых духов прыгают через костер и плещутся в открытых водоемах. В Иванов день собирают лечебные травы, которые согласно народным поверьям, в это время обретают особую целебную силу.