Первые русские театры 19 века. Русское театральное искусство

Культура России 19 века

контрольная работа

2.3 Русский театр

Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся «вольным» - государственным и частным.

С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя и др. В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя.

Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты - В.А.Каратыгин - премьер столичной сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене Московского драматического театра и др.

Значительных успехов в первой половине XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 г. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.

«К концу 50-х - началу 60-х годов драматический театр вызывал живой интерес русского общества, оценивавшего его как один из важнейших духовных центров страны. В духе распространённых вольнолюбивых настроений театр виделся как некая “трибуна в защиту человека”». Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. - СПб, 2002. - С. 527.

Большая роль в становлении реалистического русского театра отведена творчеству А. Н. Островского. Новаторские театральные идеи Островского находили свое воплощение в первую очередь в императорских Малом (Москва) и Александринском (Петербург) театрах, а с императорских сцен переходили в частные антрепризы, работавшие в провинции.

Русский театр постепенно становится выразителем исключительно российских социально-общественных идей. Новые поколения драматургов, режиссеров, актеров уже целиком сосредотачиваются на истории и социальных явлениях России.

Время конца XIX - начала XX столетий связано со становлением новых театральных эстетик, которые поначалу совпадали с революционными социальными преобразованиями.

М. В. Лентовский видел театр в развитии традиций площадного искусства, идущего от скоморошества, как гала-представления, захватывающие зрителей и переходящие в массовые празднества.

К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко в Московском Художественном театре стали основателями психологического театра, разрабатывая и дополняя каждый сценический образ невидимой зрителю предысторией, стимулирующей те или иные поступки персонажа.

Эстетикой В. Э. Мейерхольда стала разработка театральных форм, в частности, сценического движения, он является автором системы театральной биомеханики.

Драматические классические основы незыблемо хранил Малый театр, продолжая исторические традиции в новых социальных условиях.

Балет как вид искусства

Балет как феномен русской культуры XVII - начала XX века

На исходе XVIII столетия в русский театр пришел первый крупный отечественный балетмейстер и одаренный танцовщик Иван Иванович Вальберх (1766-1819). С его именем связана знаменательная полоса в истории нашей хореографии...

Декоративное панно "Красно солнышко" в технике лоскутного шитья

Интеркультурная адаптация. Русский национальный характер

Искусство Павла Филонова

Фигура Филонова во всей ее масштабности стала закономерной для своей эпохи. Драматическая творческая концепция мастера сложилась накануне первой мировой войны...

Искусство советского плаката и фотомонтажа в творчестве Александра Родченко

Истоки конструктивизма уходят в теорию и практику мастеров русского дореволюционного авангарда: в творчество поэтов-футуристов, которые, низвергая все ценности прошлых эпох, были устремлены в будущее, а также в деятельность «левых» художников...

История балета

К началу 20 в. постоянные балетные труппы работали в Дании и Франции, но истинного расцвета хореографический театр достиг лишь в России. Вскоре из России балет начал распространяться по Европе, обеим Америкам, Азии и по всему миру...

Культура дворянства XVIII–XIX вв.

Слово «дендизм» определяет в русской традиции весьма разные общественные явления. Дендизм зародился в Англии. Он включал в себя национальное противопоставление французским модам...

Роль Дягилева в пропаганде русского хореографического искусства

Успех предыдущих двух сезонов нанёс некоторый удар по труппе Дягилева, многие артисты, заключив выгодные контракты, разъехались по всему миру. Надо было пополнять труппу. Из шестинедельных сезонов в Париже...

Русская архитектура второй половины XIX века

Первую треть XIX называют «золотым веком» русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом...

Русская и американская культуры

В этой главе я рассмотрю русский культурный архетип, проанализирую его черты, для того, чтобы выявить его сходства и различия с американским культурным архетипом. Русские философы, напряженно размышлявшие о судьбе России, ее своеобразии...

Символика и символизм в культуре и искусстве

Русский символизм, самый значительный после французского, имел в основе те же предпосылки, что и символизм западный: кризис позитивного мировоззрения и морали, обостренное религиозное чувствование...

Современные направления искусства

Русский авангард 1910-х годов представляет довольно сложную картину. Он характерен стремительной сменой стилей и направлений, изобилием групп и объединений художников, каждое из которых провозглашало свою концепцию творчества...

Творчество импрессионистов как проявление противоречивости исторической эпохи

Самым ярким представителем русского импрессионизма является художник Коровин Константин Алексеевич(1861-1939). Творчество Коровина прочно вошло в историю отечественного искусства и принадлежит к высшим его достижениям...

Фольклорный театр

Русская народная драма и народное театральное искусство в целом -- интереснейшее и значительное явление национальной культуры. Драматические игры и представления еще в начале XX века составляли органическую часть праздничного народного быта...

Скоморохи веселили народ песнями и плясками, а также разыгрывали смешные сценки. На ярмарках зазывали народ балаганщики. А на площадях бродячие артисты пели, танцевали и декламировали, развлекая публику.

Две ветви искусства

Театр в России в 18 веке развивался по двум направлениям. Народное искусство продолжало традиции скоморохов. Представления устраивались под открытым небом или в особом помещении - балагане.

Спектакли придворного театра впервые были задокументированы в период правления Михаила Романова - родоначальника этой династии на российском троне. Инициатором нового развлечения был боярин Артамон Матвеев. Этот человек много сделал для российской государственности. Он был главой Посольского приказа - министерства иностранных дел того времени. Артамон Матвеев часто выезжал за границу. Он был глубоко увлечен культурой многих стран и пытался привить России некоторые европейские традиции. Артамон Матвеев считается первым западником.

Основоположник драматургии и режиссуры

Театр в России в 18 веке не состоялся бы без этого многогранного человека. По его поручению была организована профессиональная труппа. А первой пьесой, показанной в России, стала библейская история об Артаксерксе. Для царского развлечения было построено отдельное помещение. Государю понравилось представление, а его автора щедро наградили. Так кто же был первым русским драматургом и режиссером? История сохранила его имя. Это проживавший в Москве немец Иоганн Грегори.

Новое развлечение прижилось очень быстро. Во многих богатых домах того времени работали были как свободные люди, так и крепостные.

Великая эпоха

Театр в России в 18 веке связан с именем Петра Первого. В период его царствования искусство расцвело. Петр часто приглашал в Россию зарубежные гастрольные труппы. Они не только показывали новые спектакли, но и несли прогрессивные идеи, вдохновляя российских авторов. Петр построил театр на Красной площади. Позже он был разрушен.

Театр в России в 18 веке развивался не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. При дворе Анны Иоанновны открылось заведение с русскими актерами. Пьесы для него писал знаменитый драматург Александр Сумароков.

Дальнейшее развитие

При Елизавете Петровне появились так называемые императорские театры. Эти государственные учреждения существовали за счет казны. Директором императорского острове был Сумароков.

Театр 18 века в России продолжил свое развитие в период царствования Екатерины Второй. При ее дворе работали несколько профессиональных трупп. Особое положение занимали итальянские оперные певцы. Работала и русская драматическая труппа. В этот период театр перестал быть сугубо дворцовым развлечением. В городе открывались публичные увеселительные заведения, в которых работали как русские, так и зарубежные артисты.

Творчество Ивана Дмитревского

Театр 18 века в России знает имена прославленных антрепренеров: Титова, Бельмонти, Медокса. В это время продолжают существование помещичьи труппы в провинциях, где играют крепостные артисты. Прекрасным актером был Иван Дмитревский. Он сделал выдающуюся карьеру. В первой профессиональной русской труппе Волкова молодой Дмитревский играл женские роли. Позже он стал главным актером императорского театра на Васильевском острове. Для повышения квалификации Екатерина Вторая отправила Дмитревского за границу. В Париже он изучал игру знаменитого трагика Лекена, а в Лондоне смотрел спектакли с участием великого Гаррика. Вернувшись в Петербург, Дмитревский открыл театральную школу. Позже он стал главным инспектором императорских развлекательных учреждений.

Основные тенденции развития

Театр в 18 веке в России кратко можно охарактеризовать как классицистский. Это направление господствовало в Европе в 17 столетии. В последующий период классицизм сменился более демократичным творчеством эпохи Просвещения. Русское искусство 18 века тяготело к рациональности, жанровой иерархии и строгим канонам. Театральные пьесы строго делились на трагедии и комедии. Их смешивание не допускалось.

Театр и музыка 18 века в России были неразрывно связаны. Опера стала, пожалуй, самым популярным развлечением. появились при дворе Анны Иоанновны. Первое либретто на русском языке написал Александр Сумароков. Классицистская опера, как и драма, тяготела к строгому разделению жанров. Трагические произведения сочинялись в итальянских традициях и отличались возвышенной музыкой. Комедии, считавшиеся второстепенным жанром, были связаны с русскими традициями ярмарочного балагана. Отличительные черты таких веселых опер - разговорные диалоги и песенные музыкальные номера. Произведения для театра писали композиторы Соколовский, Пашкевич, Бортнянский. Оперы исполнялись на французском и русском языках.

Новые веяния

Театр 18-19 века в России развивался в русле В 1782 году увидела сцену комедия Дениса Фонвизина «Недоросль». Сатира на современное русское общество впервые была столь талантливо показана автором. Типажи высшего сословия того времени Фонвизин описал с поразительной точностью. Злобная Простакова, ее глупый муж и сын Митрофанушка принесли автору прижизненную славу. Мудрые рассуждения Стародума о чести и достоинстве и сегодня волнуют зрителей. Несмотря на условность персонажей, в них есть искренность и выразительность. читали Пушкин, Гоголь и другие писатели. Ею восхищаются многие поколения зрителей. «Недоросль» и сегодня занимает почетное место в репертуаре ведущих театров страны. Это произведение золотыми буквами вписано в

С конца XVIII в. театр в России, как и в других европейских странах, вступает в новую эпоху своего развития. Начинается быстрый рост количества театров в провинции, нередко за счет перехода помещичьих крепостных театров на коммерческие основы. Крупные театральные предприятия, объединяющие драматические, оперные и балетные труппы, создаются в Петербурге и Москве. В 1824 г. в Москве образовалась самостоятельная драматическая труппа Малого театра. В Петербурге в 1832 г. возникает драматический Александринский театр.

Прогрессивное направление русского театра утверждало себя в постоянной борьбе с реакционными тенденциями в репертуаре и во всей организации театрального дела, порожденными правительственной политикой в области искусства.

Существовавшая в Петербурге и Москве монополия императорских театров ограничивала возможности новаторских начинаний, ставила драматургов и актеров в зависимость от требований дирекции и всего насаждаемого в театрах бюрократического режима. В трудных условиях развивался театр в провинции, где процветала коммерческая инициатива антрепренеров и где преимущественно только силой актерских талантов театр удерживался на уровне художественных требований. Огромную поддержку развитию прогрессивного направления в русском сценическом искусстве оказывала передовая демократическая критика, которая отстаивала идейные основы театра, его социальную содержательность, верность принципам жизненной правды. Идейная борьба проходит через все развитие русского театра XIX в. Руководящую роль в ней завоевывает прогрессивное направление, опирающееся на широко развивающийся в эту эпоху в России процесс формирования национальной демократической культуры и на растущие возможности яркого выражения в драматургии и театре критических, антикрепостнических тенденций. На этой почве достигает особого успеха сценический реализм, и в то же время утверждается направление прогрессивного романтизма. В период от Фонвизина до Островского складываются основные традиции русской театральной культуры, определяются черты ее художественного своеобразия.

В конце XVIII -начале XIX в. в русском театре ведущее значение приобретает просветительский сентиментализм. Просветительская идея прирожденного равенства всех людей, идея «естественного человека», обращенная в творчестве целого ряда драматургов и актеров на раскрытие противоречий крепостнического строя, помогала выявить общественную и нравственную недопустимость рабства. Внимание драматургов привлекали при этом внутренний мир человека, его душевные конфликты (драмы Н. И. Ильина, Ф. Ф. Иванова, трагедии В. А. Озерова и др.). С другой стороны, в тех сентиментальных драмах, которые были проникнуты охранительными тенденциями, проявлялось стремление к сглаживанию жизненных противоречий, черты слащавой идеализации, мелодраматизма (произведения В. М. Федорова, С. Н. Глинки и др.).

Повышенная «чувствительность», искренность сценического переживания, часто обогащаемые элементами социальной и бытовой правды в обрисовке персонажа, отличали игру Я. Е. Шушерина (1753-1813), А. Д. Каратыгиной (1777-1859) и других актеров этого времени. Сентиментализм освобождал игру актеров от власти рационалистических принципов классицизма и содействовал разрушению эпигонских традиций этой системы, развитию в исполнительском искусстве романтических и реалистических тенденций.

Развитие романтизма в русском театре начала XIX в. связано с нарастанием в драме и актерском творчестве мотивов неудовлетворенности существующей действительностью, индивидуалистического протеста, бурных переживаний свободолюбивой личности. Эти романтические черты свойственны искусству выдающегося русского актера А. С. Яковлева (1773-1817).

Значительное воздействие на развитие театра оказали эстетические взгляды писателей-декабристов. Разрабатываются темы борьбы против национального и политического угнетения, создаются образы сильных, вольнолюбивых героев, охваченных жаждой патриотического подвига («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода» Ф. Ф. Иванова, «Вельзен, или Освобожденная Голландия» Ф. Н. Глинки, «Андромаха» П. А. Катенина, «Аргивяне» В. К. Кюхельбекера и др.). Исполнительский стиль определялся сочетанием большой эмоциональности, искренности и естественности в выражении чувств с героической масштабностью характеров и пластической строгостью внешнего рисунка образа. Наиболее высокое и законченное выражение этот стиль нашел в творчестве крупнейшей трагической актрисы той эпохи Е. С. Семеновой (1786-1849).

Одновременно в комедии и драме продолжалось развитие реалистических тенденций, ограниченное, однако, узкими возможностями водевиля (А. А. Шаховской, Н. И. Хмельницкий, А. И. Писарев) и семейно-бытовой, консервативной по духу пьесы (М. Н. Загоскин). Стремление актеров к жизненной правде опиралось как на искренность переживания, простоту, естественность (молодой М. С. Щепкин), так и на искусство внешнего перевоплощения, копировки отдельных ярких типов (И. И. Сосницкий, Е. И. Гусева и др.).

До конца 19 века драматическое искусство Германии было значительно лучше известно в России, чем русское в Германии. Интенсивная гастрольная деятельность драматических театров начала развиваться с 80-х годов 19 века. Наиболее значительными для развития сотрудничества немецкого и русского театра были выступления в России таких выдающихся актеров из Германии как Л. Барнай, Э. Поссарт, актерского ансамбля под руководством режиссера Макса Рейнхардта .

Как и в Германии, увеличивалось количество театров. Местами концентрации театральной активности оставались Москва и Петербург. Все театры были под управлением чиновников, что не давало свободы творчеству.

Русский театр за свою историю достаточно вобрал в себя западноевропейские основы и в 19 веке стал искать собственные пути развития. Это время является важным и в отношении социальных и культурных изменений в обществе - формируется русская интеллигенция . В России появляются первые научные труды, посвященные театральному искусству. В 1861 году выходит в свет «Летопись русского театра», автором которой стал первый русский театральный историограф Пимен Николаевич Арапов . Появляются также первые театральные журналы («Драматический вестник», «Журнал драматический» и пр.). Занимают важное место в культурной жизни общества театральные критики (В.В. Стасов). Новые поколения драматургов, режиссеров, актеров сосредотачиваются на необходимости трансформации театра - театр становится средством выражения национальных идей и социальных проблем.

Однако стиль игры актеров, для которого были характерны громкие, полные страсти монологи, эффектные позы и жесты, яркие демонстративные уходы со сцены, требовал реформ. В русло реализма русское театральное искусство направил А.Н. Островский (1823-1886) . Его свежие идеи нашли применение в Малом (Москва) и Александрийском (Петербург) театрах, и после постепенно перешли с императорских сцен на частные - из столиц в провинцию. Творчество Островского - важнейший этап на пути развития русского национального театра . В 1874 году образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, председателем Общества оставался Островский до своей смерти (1886). В 1881 году организована комиссия «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления». Островский провел ряд важнейших для русского театрального искусства реформ:

1) ставка не на одного актера;

2) «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу - ее можно и прочитать»;

3) от актера требуется отрешенность от своей личности.

Мы приводим здесь лишь некоторые из изменений, введенных реформатором. Талантливые актеры П.М. Садовский, С.В. Васильев, С.В. Шумский и др., ранее исполнявшие исключительно героев Шекспира и Мольера, справились с воплощением героев Островского.

Подобные преобразования в драматургии не всеми были приняты положительно - работа Островского критиковалась и в 19 веке (Добролюбов, Григорьев), и в 20-м (Лобанов).

В 80-90-е годы 19 века после убийства Александра II усиливается цензурный гнет . Театры переживают сложный период, в репертуаре остаются пьесы только признанных классиков. В конце 19 века в театральной жизни происходит два великих события, в корне меняющих положение русской драматургии. Первое - рождение драматургии А.П. Чехова (1860-1904). Второе - организация и открытие Художественного театра.

Первая же пьеса Чехова «Иванов» (1887-89) имеет новые черты :

1) нет деления на героев положительных и отрицательных;

2) неспешный ритм действия;

3) смысловая насыщенность;

4) скрытая напряженность.

В 1895 году появляется пьеса «Чайка», но спектакль не нашел успеха у публики и критиков . Драматургия Чехова требовала революционных преображений в театральном деле. Театральный педагог, драматург В.И. Немирович-Данченко оценил пьесу. Немирович-Данченко сначала (с 1882 по 1901 год) сам писал для театра, лучшие из его пьес имели значительный сценический успех, две из них («Новое дело» и «Цена жизни») были удостоены Грибоедовской премии . Но надежды Немировича-Данченко на обновление театра были связаны не с собственной драматургией. Задача создать новые формы сценического искусства отождествляется для него с задачей правильно воплотить на сцене пьесы Чехова. Немировичу-Данченко стоило усилий заставить поверить в новый театр самого Чехова, который после провала «Чайки» отказывался впредь писать и ставить свои пьесы . И еще одна заслуга Немировича-Данченко неоценима: он помог понять, почувствовать Чехова великому режиссеру К. С. Станиславскому, соединив в совместной постановке «Чайки» свое понимание внутренней сущности чеховской пьесы с замечательным чувством сценической смелости и новизны, которое нес Станиславский.

В 1898 году В.И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский (к этому моменту Станиславский уже известен как актер, театральный деятель, режиссер) создали новый Московский Художественный театр, с 1919 г. -- академический (МХАТ), который положил начало психологическому русскому театру . Программа нового Московского Художественного театра была основана Немировичем-Данченко и Станиславским по тем же принципам, что и «Свободная сцена» Отто Брама:

1) невысокие цены на билеты обеспечивают популяризацию и демократизацию тетра;

2) подчинение всех компонентов постановки соответствует единому замыслу;

3) создание исторической и бытовой достоверности;

4) протест против пафосной декламации;

5) недопустимость наигрыша;

6) новый театр не принимает прежний репертуар, а выступает за продвижение современной драматургии .

Большую часть труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал В. И. Немирович-Данченко (И. Москвин, О. Книппер, В. Мейерхольд, М. Германова, М. Савицкая, М. Роксанова, Н. Литовцева), и участники спектаклей руководимого К.С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М. Андреева, М. Лилина, В. Лужский). Из провинции был приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу принят В. Качалов, в 1903 году Л. Леонидов .

Успех поставленной «Чайки» (17 декабря 1898 года) стал символом рождения Художественного театра и личным триумфом Немировича-Данченко, признанным самим Чеховым: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!» . Постановка пьесы «Дядя Ваня» окончательно утвердили новый театр и чеховскую драматургию. Наряду с трагедиями А. К. Толстого -- «Царь Фёдор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного», со Станиславским в главной роли, в театре ставили пьесы А.М. Горького («На дне», «Мещане» ) и зарубежных современных драматургов Г. Гауптмана и Г. Ибсена. Вскоре лучшим спектаклем Художественного театра стали называть новую пьесу «Три сестры». Последнюю пьесу Чехова «Вишневый сад» Немирович-Данченко принял с оговорками, но признал ее «самым ярким, самым выразительным символом Художественного театра» .

Наша страна славится своей театральной школой. У нас есть возможность увидеть актеров, которые стояли у истоков зарождения Русского театра и кино!! Очень хотелось увидеть их молодыми..

Ленин , Михаил Францевич — Википедия


Фото начала ХХ века.

Если я вам скажу, что на фотографии, размещенной немного выше Ленин, то, думаю, у большинства из вас первая реакция будет "не похож". Все-таки, нам привычнее видеть фотографии вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Лениа.
Далеко не все знают, что в первой половине ХХ века был популярен еще один Ленин - актер Михаил Францевич Ленин.
Естественно, совпадение псевдонимов приводило к некоторым интересным моментам. Вот некоторые из них.
в 1905 г Михаил Францевич обратился со страниц газеты «Московские ведомости» к публике с настоятельной просьбой: «Я, артист Императорского Малого театра Михаил Ленин, прошу не путать меня с этим политическим авантюристом Владимиром Лениным».

Постепенно известность Владимира Ильича Ленина росла и в апрельском номере 1917 г журнала «Рампа и жизнь» пришлось объяснять снова: на первой обложке была напечатана фотография актёра с подписью «Просьба не смешивать».
Интересны и некоторые легенды о двух Лениных. По одной из них однажды в кабинет к К. С. Станиславскому прибежал посыльный и закричали: «Константин Сергеевич, несчастье: Ленин умер!» «А-ах, Михаил Францевич!» — вскинул руки Станиславский. «Нет — Владимир Ильич!». «Тьфу-тьфу-тьфу, — застучал по дереву Станиславский, — тьфу-тьфу-тьфу!..».
Забавен еще и слух о том, что И. В. Сталин говорил: «Не могу я Ленину давать орден Ленина… Народ такое не поймет!».
Что удивительно, после всего этого Михаил Францевич Ленин 26 октября 1949 г был награжден орденом Ленина!
Михаил Францевич Ленин (настоящая фамилия Игнатюк, 1880 - 1951) - русский драматический актёр, один из корифеев Малого театра. Народный артист РСФСР (1937 г).

Александра Александровна Яблочкина (1866—1964), выдающаяся российская и советская актриса театра, народная артистка СССР (1937), лауреат Сталинской премии (1943), трижды кавалер ордена Ленина.

Фото начала ХХ века.

Мария Николаевна Ермолова (1853-1928), выдающаяся русская актриса. Заслуженная артистка императорских театров, народная артистка Республики (1920). Герой труда (1924).

Станиславский , Константин Сергеевич Википедия


Фото начала ХХ века.

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев; 1863—1938), выдающийся русский театральный режиссёр, актёр и преподаватель. Народный артист СССР (1936).


Фото начала ХХ века.

Василий Иванович Качалов (настоящая фамилия Шверубович, 1875 — 1948), выдающийся русский и советский театральный актёр; народный артист СССР (1936), лауреат Сталинской премии первой степени (1943); награждён двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Гзовская , Ольга Владимировна Википедия

Фото начала ХХ века.

Ольга Владимировна Гзовская (1883 - 1962), выдающаяся актриса театра и кино.

Рощина -Инсарова , Екатерина Николаевна — Википедия


Фото начала ХХ века.

Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова (урожд. Пашенная) (1883-1970), русская драматическая актриса.
Дочь актера Н.П.Рощина-Инсарова, сестра народной артистки СССР В.Н.Пашенной.

Впервые на сцену Рощина-Инсарова вышла в 1897 г. В 1899 Рощина-Инсарова была приглашена Н.Н.Синельниковым в его киевскую труппу, много играла в провинции (в театрах Астрахани, Пензы, Ростова-на-Дону, Самары и др. городов.) и в московском Театре Ф. А. Корша. 1905-1909 Рощина-Инсарова выступала на сцене Театра Литературно-художественного общества в Петербурге. В 1909-1911 - в Театре К.Незлобина в Москве. В 1911-1913 гг. Рощина-Инсарова работала в Малом театре, в 1913-1919 в Петербурге, в Александринском театре.

Игра Рощиной-Инсаровой отличалась изяществом и глубиной переживаний.
В 1918 г. Н.П.Рощина-Инсарова уехала с мужем графом С.Игнатьевым, из Москвы на юг, а в 1919 г. эмигрировала из России.
Первое выступление Н.П.Рощиной-Инсаровой в Париже состоялось на вечере памяти Л.Н.Толстого 5 января 1921.
В 1922 г. Н.П.Рощина-Инсарова участвовала в спектакле Русского театрального агентства "Ревность" М.П.Арцыбашева.

Н.П.Рощина-Инсарова организовала свою труппу, открыла Русский Камерный театр и студию в Риге, которые просуществовали два сезона. В 1925 Рощина-Инсарова вернулась в Париж, где давала спектакли в театре "Альбер".
В 1926 г., когда отмечалось 25-летие сценической деятельности Н.П Рощиной-Инсаровой, ее приветствовали многие выдающиеся люди, среди которых: А.Куприн, И.Бунин, К.Бальмонт, Н.Тэффи, Б.Зайцев, Вас. И. Немирович-Данченко.
В последующие годы Рощина-Инсарова участвовала в литературно-художественных вечерах, концертах, сборных спектаклях, давала уроки актерского мастерства, играла в театре Жоржа и Людмилы Питоевых, была режиссером и исполнительницей ролей в пьесах Немировича-Данченко, Н.Тэффи, Островского и др..

Последний раз Рощина-Инсарова выступила в 1957 на вечере памяти Н.Тэффи. В том же году переехала в Кормей-ан-Паризи (пригород Парижа) в русский старческий дом. Умерла Рощина-Инсарова в Париже 28 марта 1970.

Закончить рассказ об этой актрисе хочется словами Мережковского, который назвал ее "одной из наших самых тонких и пленительных артисток".


Вера Федоровна Комиссаржевская (1864-1910), выдающаяся русская драматическая и трагедийная актриса и режиссер, прозванная "русской Дузе".

Вера Комиссаржевская родилась 27 октября (8 ноября) 1864 в Петербурге. Дочь известного певца, она пела и впоследствии играла в любительских спектаклях К.С.Станиславского.
С 1896 г. по 1902 г. Вера Комиссаржевская состояла в труппе Александринского театра в Санкт-Петербурге.
В 1902 г. Вера Комиссаржевская побывала с гастролями в США.
В 1904 Вера Комиссаржевская открыла в Санкт-Петербурге собственный театр — Театр Комиссаржевской.

Вера Комиссаржевская сыграла около тысячи ролей в классических и современных пьесах, в том числе роль Нины в первой постановке Чайки А.П.Чехова. В числе друзей Комиссаржевской были писатели М.Горький и Л.Н.Андреев.
Умерла Комиссаржевская от оспы, заразившись во время гастролей в Ташкенте 10 (23) февраля 1910 г.



Фото начала ХХ века.

Александр Леонидович Вишневский (настоящая фамилия Вишневецкий, 1863-1943), выдающийся российский актер, Герой труда, заслуженный артист Республики.

Как известно Московский Художественный театр (МХТ) открылся 14 (26) октября 1898 года премьерой "Царя Федора Иоанновича" А. Толстого. Бориса Годунова в этом спектакле играл Александр Леонидович Вишневский. В труппу МХТ А.Л. Вишневский был приглашен по рекомендации великой русской актрисы Гликерии Николаевны Федотовой.

Александр Леонидович Вишневский был первым исполнителем заглавной роли во МХАТовском спектакле "Дядя Ваня". Вообще Вишневский много играл Чехова. Его любимой ролью был доктор Дорн, он играл его в первой постановке "Чайки" на сцене Художественного театра. Он же был и первым исполнителем роли Кулагина в "Трех сестрах". За свою долгую театральную жизнь А.Л. Вишневский сыграл много замечательных ролей в пьесах "На дне", "Горе от ума", "Гамлет", "Юлий Цезарь", "Осенние скрипки", "Продавцы славы", "Снегурочка" и др.

А.Л. Вишневский был первым артистом, которому присвоили звание Героя труда.

Когда началась Великая Отечественная война, А.Л. Вишневский вместе со МХАтовскими стариками был эвакуирован в Тбилиси. Боязнь немецкого наступления заставила Вишневских переехать в Ташкент. Там Александр Леонидович Вишневский и умер в 1943 году.


Фото начала ХХ века.

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868 - 1959), выдающаяся русская актриса; народная артистка СССР (1937), жена А. П. Чехова.

Холодная , Вера Васильевна — Википедия

Павлова

Вера Лядова была первой примадонной русской оперетты, и именно она стала причиной беспрецедентного успеха этого музыкального жанра на Александринской сцене в конце 1860-х годов. Как отмечается в источниках, помимо великолепной сценической внешности, врожденной музыкальности, красивого голоса и прекрасной хореографии, она обладала юмором и «особым шиком каскадной опереточной актрисы». Она одинаково успешно выступала и в оперетте, и в балете, и в драме.

Зритель шел в Александринский театр «на Лядову». Ее имя в афише обеспечивало не просто полный сбор, но всякий раз — торжество, триумф «царицы канкана». Билеты на спектакль добывались чудом — лишь по предварительной записи, при этом за них были готовы заплатить в два, три, пять раз больше их настоящей цены. По словам М. О. Янковского, после постановки «Прекрасной Елены», петербургская императорская драма превратилась на 5-6 лет в настоящий театр оперетты с точки зрения репертуарного насыщения.

5 фактов о Вере Лядовой

  • Жалование Веры Лядовой в балетной труппе Петербургских Императорских театров составляло 600 рублей серебром в год.
  • Пьеса Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена» с Верой Лядовой в первый же сезон выдержала в Александринском театре сорок два представления.
  • Выйдя замуж за балетмейстера Льва Иванова, Вера Лядова добавила к своей фамилии и фамилию мужа, став Лядовой-Ивановой. Эта фамилия высечена и на надгробии актрисы.
  • Лядова, не покидавшая балетной сцены более десятка лет, трижды за это время становилась матерью. Из трех родившихся у нее сыновей первый умер во младенчестве, а двое выжили, однако младший из них был глухонемым.
  • Похороны Веры Лядовой стали ее последним триумфом. Толпа запрудила все улицы, по которым проходила траурная процессия. Гроб несли на руках артисты императорских театров до самого Смоленского кладбища, на котором собралось столько народу, что многие залезали на деревья, перегородки и даже навесы на могилах.

Материалы о Вере Лядовой