Социальные философские и психологические истоки бунта раскольникова. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Сочинение

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.

Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

Цели уроков: расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, - мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь ее осуществить.

Ход урока

  1. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

Вопросы: 1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова

3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

Родион Романович Раскольников - бывший студент Петербургского юридического фа- культета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкова- ния фамилии героя. Одно происходит от слова раскол, что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество, т. е. это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим... и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») - так пишет Н. С. Прокурова.

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен... Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу... Шляпа... была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах...» Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями... Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу... неуклюжая старая софа... когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях...» Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой, «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет ‚ Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский). Герой Достоевского - Раскольников - сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

4. Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?

5. Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?

6. Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее характера? (Гордость.)

7. Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним чело- веком, чтобы спасти несколько маленьких детей.)

8. Каковы главные черты характера Сони? (Смирение, кротость, доброта.) Жизнь семьи Мармеладовых - цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает неотвратимую ги- бель. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он по- трясен с Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жиз- ненного тупика один - смерть.

9. Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дому? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Марме- ладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)

II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убий- стве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний... Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации».

Вопросы:

1. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной?

(В. Я. Кирпотин: «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность... Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он - тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью... Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».)

2. Проследите путь героя Достоевского к преступлению.

Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6-7.) (В тетрадях можно сделать записи.)

Путь Раскольникова к преступлению:

А) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;

Б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;

В) разговор студента и офицера в распивочной;

Г) теория о «двух разрядах»;

д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой);

е) мысль героя - решиться хоть на что-нибудь;

Ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

3. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой?

(Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы. Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, - вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил... мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею». Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», т. е. живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар или талант сказать... новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести». Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.)

4. Почему Раскольников совершает два убийства?

(Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)

5. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?

(Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя бил, а не старушонку!» Преступление, совершенное Раскольниковым, это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, - вошь, «тварь дрожащая».)

Домашнее задание:

  1. Подготовиться к беседе.
  2. Ответить на вопросы.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литератур

Тема урока: «ДВОЙНИКИ» РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА.

Цель урока: выяснить, кто такие «двойники» Родиона Раскольникова и как они «помогают» раскрыть характер главного героя.

Ход урока

  1. Беседа с учащимися.

Вопросы: 1. Каковы социальные и философские истоки преступления Родиона Раскольникова?

2. Объясните, в чем суть идеи Раскольникова о праве сильной личности? Ваше отношение к этой идее.

3. Почему убийству предшествует сон героя? Какова, на ваш взгляд, роль снов и видений в произведении?

4. В чем убеждает нас поведение Раскольникова во время убийства?

Теория Раскольникова антигуманна. Убийство - страшное преступление, его невозможно «рассчитать». Раскольников убивает старуху-процентщицу и вместе с ней лишает жизни добрую и смиренную Лизавету, одну из тех «униженных и оскорбленных», ради которых он и решился на преступление.

Герой Достоевского испытывает невыносимые душевные муки, страшнейшее нервное потрясение. Раскольников «терзался, мучился, припоминал, стонал, впадал в бешенство или в ужасный страх». Возникает страх не только быть раскрытым, но и чувство одиночества, разъединенности, разобщенности с внешним миром.

Художественный прием сна использует автор, чтобы выявить истинную сущность своего героя. Видения и сны помогают писателю «добраться до скрытых тайников души своих героев», - пишет Н. С. Прокурова. Можно утверждать, что именно во сне о лошади всесторонне и глубоко раскрывается натура Родиона Раскольникова.

  1. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.

Примерные темы:

1. Лужин - подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».

2. В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

3. Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

4. В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5. Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Лужина и Свидригайлова часто называют «двойниками» Родиона Раскольникова.

Первое впечатление Раскольникова о Лужине Петре Петровиче, что этот немолодой господин «умный и, кажется, добрый». Но поведение, отношение к людям, Дуне и ее матери убеждают, что Лужин - равнодушный, расчетливый, себялюбец с мелкой, грязной душонкой.

Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм. Принципы, которыми руководствуется Лужин в своих поступках, с особой убедительностью раскрываются в авторских комментариях и рассуждениях его после разрыва с Дуней. («Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». «Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». «...куражился до последней черты».) О том, что этот грязный делец возлюбил «прежде всего одного себя», свидетельствует его холеная, щегольская внешность. «Он - нувориш, он блестел, как начищенный медный грош... Лужин только начал выходить из грязи и внешним блеском старался подчеркнуть свое новое богатство... его душу поразил грех гордыни, самовозвеличивания, самолюбования», - пишет исследователь творчества Ф. М. Достоевского Н. С. Прокурова.

Лужин живет по принципу: «все дозволено», ничего святого в его душе нет. Действия Лужина безукоризненны с точки зрения господствующих законов и морали «сильных мира». Для достижения своих эгоистических целей он готов «преступить все препятствия». В этом теория Лужина схожа с теорией Раскольникова.

Аркадий Иванович Свидригайлов - сложный и противоречивый герой романа. (Фамилия происходит от немецкого корня geil, что означает сладострастный», «похотливый»). Его прототипом считается уголовник Омской тюрьмы Павел Аристов, надменный и жестокий.

Свидригайлов - помещик, далекий от всяких моральных принципов. На его совести не од- на загубленная жизнь («самоубийство» девочки, гибель дворового человека Филиппа, неожиданная и загадочная смерть жены Марфы Петровны). Циничный и развратный, он совершенно спокойно рассказывает о своих гнусных похождениях. Узнав тайну Раскольникова, не осуждает, не возмущается, наоборот, успокаивает и подбадривает его, «на путь истинный наставляет». Свидригайлов не видит в преступлении никакой трагедии. При встрече с Раскольниковым Свидригайлов улавливает в состоянии его души «какую-то отправную точку», нечто общее с собой.

Основные черты Свидригайлова - вседозволенность, равнодушный цинизм, безграничное сладострастие.

Роль Свидригайлова в романе велика: сблизив Раскольникова и Свидригайлова, предоста- вив им возможность общаться, автор, по мнению Н. С. Прокуровой, позволил главному герою «по- лучше вглядеться в фигуру Свидригайлова и, увидев всю низость и мерзость его души, содрогнуться при мысли о том, что он и Свидригайлов теперь - «одного поля ягоды».

Однако иногда Свидригайлов совершает и добрые дела «от скуки» (дает деньги на похороны Екатерины Ивановны, устраивает детей Мармеладова в приют, восстанавливает доброе имя Дунечки.) Можно предположить, что потенциально Свидригайлов - человек совести. В редкие минуты «пробуждения и просветления» он спешит делать благородные поступки. Но... его испортило, извратило общество.

Встреча Свидригайлова и Дунечки, их нравственный поединок - одна из самых захватывающих сцен романа. Отступил герой перед душевной силой Дунечки, перед своей любовью к ней. И не осталось в жизни его ничего другого, кроме смерти. Он уходит из жизни опустошенным. Его смерть - результат последовательного освобождения себя «от всех преград». Достоевский убежден и убеждает читателя, что без веры в добро, истину, без цели в жизни жить нельзя.

В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Все эти герои эгоисты, самоутверждающиеся за счет других. Сталкивая их, автор опровергает теорию Раскольни- кова о праве сильной личности. «В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего», - пишут И. В. Золотарева и Т. И. Михайлова. Раскольников не может принять мир людей, живущих по его же теории.

Домашнее задание (по группам).

1. История жизни Р. Раскольникова и Сони Мармеладовой.

2. Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем.

часть VI, главы 5-6,

часть V, глава 2.

  1. Финал романа. Каково место Сони в раскрытии образа Раскольникова?

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУШИ РАСКОЛЬНИКОВА

Цели урока: раскрыть перед учащимися сложный внутренний мир Раскольникова, его нравственные муки; рассказать о психологическом поединке Порфирия Петровича с Раскольниковым выяснить, что заставило главного героя сделать «явку с повинной»; помочь учащимся осмыслить финал романа; показать начало нравственного возрождения Раскольникова через веру и любовь.

Ход урока

  1. Беседа о главном герое романа.

Вопросы: 1. Кто такой Родион Раскольников? Выделите определяющие черты характера главного героя.

В чем суть философии Раскольникова? В чем сомневается герой, идя на преступление?

(Суть философии Родиона Раскольникова:

Человек и общество преступны, поэтому понятия «преступление» не существует;

Страстное желание Раскольникова помочь людям; в жестоком мире можно действовать, не выбирал средств;

Трансформация желания помочь обездоленным в желание проверить, кто же он сам;

Теория, разделяющая людей на две категории. Статья Раскольникова «О преступлении»;

Соединение протеста против несправедливого мира с теорией сильной личности;

Теория овладевает Раскольниковым, избавиться от нее можно. только проверив на деле. т. е. совершив преступление.

  1. С какой целью Достоевский сталкивает Раскольникова с разными людьми?

(С «сильными мира», матерью, сестрой, Мармеладовым, другом Разумихиным.)

4. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно?

5. Почему, на ваш взгляд Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем?

Наказание Раскольникова начинается еще до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми - матерью и сестрой Дунечкой.

Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь, избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным и безысходным страданиям, к духовной смерти.

  1. Работа над содержанием романа.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Значение образа Сони Мармеладовой в романе

Цель: показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; рассмотреть сцены, в которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Учащиеся рассказывают сжатый пересказ текста.

  1. Работа по теме

В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая - ложна.
Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего.

Соня

Раскольников

Кроткая, добрая

Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие

Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица

Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке

Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, - это оправдание его предчувствий

Живет, исходя из требований жизни, вне теорий

Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни

Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие

Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик

Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа

В нем правда ложная. В рай ценой чужой крови попасть нельзя

У нее есть смысл жизни: любовь, вера

У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт

Работая на уроке, следует остановиться на двух эпизодах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней, - ч. 4, гл. 4 и ч. 5, гл. 4.
- Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? (И Соня, и Раскольников переступили нравственные законы общества ради других. Но Соня сделала это ради конкретных людей, «убив себя», а Раскольников - ради абстрактного человечества, «убив других». Поэтому Соня - нравственный ориентир автора.)
Анализ первого эпизода (ч. 4, гл. 4)
1. Докажите, что во время первой встречи Раскольников «проверяет Соню на прочность». (Раскольников, выбрав Соню, считал, что у них много общего: он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. Он проверяет, до каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться».)
2. Проследите, как Раскольников пытается сломить Соню. Покажите, что он в этом эпизоде выступает как змей-искуситель. (Раскольников говорит Соне:
- Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».
- «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».
- «А с вами что будет?»
- «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».
- «А коли вы теперь заболеете».
- «Дети на улицу всей гурьбой пойдут».
- «С Полечкой, наверно, то же самое будет».)
3. Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони? (Результат этого мучительного разговора: Соня не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников чувствует ее силу. Отсюда - его понимание Сони: «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» - святая.)
4. Почему Раскольников заставляет Соню читать Евангелие? (Раскольников не случайно заставляет Соню читать Евангелие, каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене «Воскресение Лазаря» - два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица.)
5. Как в лексике эпизода отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется? (Если выписать опорные слова, станет ясно, что слабость Сони постепенно сменяется силой, которую она черпает в вере, а сила Раскольникова сменяется нерешительностью и неуверенностью.)
Анализ второго эпизода (ч. 5, гл. 4)
1. Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз? (Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.)
2. Докажите, что Раскольников хочет спровоцировать Соню на бунт. С каких позиций Соня оценивает преступление Раскольникова? (Раскольников начинает с проверки своей теории, пытаясь опять спровоцировать Соню на бунт. Но она понимает все с позиций народной нравственности. На Руси преступников считали несчастными, так как они нарушили божеские заповеди.)
3. Докажите цитатами, что Раскольников меняет свои убеждения, а Соня остается верна своей нравственной позиции.

4. Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории? (Соня не может понять причины, побудившие Раскольникова пойти на убийство. Можно понять, если человек голоден, если он хочет помочь матери, но ради какой-то идеи - понять сложно. Раскольников понимает вздорность своей теории: «Все вздор». Но отказаться от нее он не готов: «Я в каторгу-то, может, и не хочу».)
5. Как анализ лексики эпизода помогает понять его смысл? (Наблюдая за лексикой, можно проследить, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.)

  1. Итог урока.

Образ Сони - один из важнейших в романе. Соня - нравственный ориентир автора, символ самоотрицания и жертвенности. Героиня противопоставила уму Раскольникова душу и сердце, она оказалась сильнее его в нравственном плане. Именно Соня спасает героя, ведет его к вере через любовь и надежду.

Домашнее задание

  1. Ответить на вопрос: «В чем правда Сони?»

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание»

Цели: обобщить знания учащихся; дать рекомендации по разработке плана к выбранной теме сочинения; развивать мышление и речь учащихся.

Ход урока

  1. Выбор и обсуждение темы сочинения

Примерные темы:

1. Ф. М. Достоевский - мыслитель, художник и человек.

2. «Человек - целый мир...» (Ф. М. Достоевский) (По роману «Преступление и наказание».)

3. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей...» (Ф. М. Достоевской).

4. Идея Раскольникова и ее проверка в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

5. В чем истинная трагедия Раскольникова?

6. Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

7. Тема гордости и смирения в романе Ф. М. Достоевского.

8. В мире «деловых» людей. (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

9. Лужин, Свидригайлов и Порфирий Петрович как психологические двойники Раскольникова. Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

10. Признание Раскольникова в преступлении. (Часть VI, глава 8.)

II. Разработка плана сочинения

Составление плана к сочинению на тему «Мир униженных и оскорбленных в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

План.

  1. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.

Годы создания романа «Преступление и наказание» (1865-1866) для Достоевского были очень тяжелыми: незадолго перед тем умерли жена, брат и близкий друг и сотрудник А. Григорьев. Писателя обступило вдруг не только полное одиночество, но и десять тысяч вексельного долга и пять тысяч «на честное слово». Достоевский находился на грани отчаяния. «О друг мой, я охотно бы пошел опять в каторгу на столько же лет, чтоб только уплатить долги и почувствовать себя опять свободным», - писал он в марте 1865 года А.Е. Врангелю.
Жил Достоевский в это время в той части Петербурга, где селились обычно мелкие чиновники, ремесленники да студенты. И потому не случайно, что именно здесь явился перед ним образ Родиона Раскольникова, задавленного бедностью и мучительными вопросами бытия бывшего студента. Автор посетил его на той же улице и в том же доме, где обитал сам. И буквально с первых строк мы знакомимся с жилищем Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Позднее в исповедальном порыве герой скажет: «А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!» Это не случайная фраза в романе.
Но Раскольникова «теснили» не только низкие потолки, жизнь давила со всех сторон: он так беден, что пришлось оставить университет, настолько беден, что другой, «даже и привычный человек посовестился бы Днем выходить в таких лохмотьях на улицу», в какие был одет он. Раскольников давно должен был хозяйке за каморку, которую он занимал, и потому каждый раз испытывал «какое-то болезненное и трусливое ощущение», когда проходил мимо хозяйской кухни. Он уже заложил колечко - подарок сестры, на очереди - серебряные часы - последняя память об отце. Мать из скудной пенсии высылает ему деньги, чтобы он имел возможность окончить обучение, по той же причине сестра собирается выходить замуж за подлого человека... «С некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию», - приоткрывает автор то, что происходит в душе героя.
Но нужно оговориться: в состоянии душевной депрессии Раскольников находится не только из-за своего бедственного положения. Дело в том, что с недавних пор в его голове стала проклевываться некая мысль, которая уже не покидала его, терзала, преследовала и оформлялась в идею. В результате мучительных размышлений герой приходит к выводу, что «одно крошечное преступ- леньице» может загладиться «тысячами добрых дел». Казалось бы, тут простая арифметика, верный расчет. На чашу весов кладется, с одной стороны, смерть «глупой и злой старушонки», сосущей кровь из бедняков, наживающейся на их нищете, а с другой стороны - тысячи жизней, спасенных «от гниения и разложения». И такое преступление представляется Раскольникову и не преступлением вовсе, а торжеством справедливости.
Долго и мучительно вынашивал герой свою идею. Не столько за себя, за свою поруганную бедностью молодость страдал он душой, но за бедственное положение матери и сестры, за пьяную и обесчещенную девочку на Конногвардейском бульваре, за мученичество Сонечки, за трагедию семейства Мармеладовых, за всеобщую нужду, беспросветную и безысходную бессмыслицу жизни, которую нужно было как-то изменить. И, как возможный вариант, как ответ на нелепое положение вещей рождается теория Раскольникова, по которой во имя справедливости и прогресса кровь по совести может быть оправдана.
Сам герой так объясняет свою мысль: «Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». И если, допустим, человеку из второй категории для исполнения своей идеи (возможно, «спасительной для всего человечества») понадобится «перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может... дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Но тут же Раскольников оговаривается: «Из этого, впрочем, вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается, встречных и поперечных, или воровать каждый день на базаре». По мысли автора теории, устранять можно только то, что мешает воплощению великой идеи. И только в таком случае преступление не может быть расценено как преступление, так как совершается не с корыстной целью, не ради выгоды, а для блага человечества.
Но, разделив людей на два разряда, бывает любопытно выяснить для себя, к какой категории ты сам относишься. И вот Раскольников решается на убийство старухи- процентщицы с тем, чтобы на ее деньги сделать людям добро, спасти близких, устроить свою судьбу наконец. Но настоящей причиной преступления является не это. Герой имеет смелость отбросить второстепенные оправдания и добраться до последней правды: «Не для того, чтобы матери помочь, убил я- вздор!- говорит он Соне. - Не для того я убил, чтобы, получив средство и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного... Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...»
Раскольникову его эксперимент нужен для проверки своей способности на преступление, для выяснения того, к какому разряду людей он относиться, но в то же время он осознает, что сама постановка вопроса говорит о том, что он такой же «обыкновенный», как и все другие, так как «властелину» или «существу высшего порядка» и в голову бы не пришло задаваться таким вопросом.
Будучи человеком мягким и добрым, переживая в сердце своем все страдания человечества, Раскольников и до преступления чувствовал, что он не способен убить, что он не вынесет такого убийства. Его тошнило и бросало в ужас только от одной мысли, что он будет бить топором по голове, скользить в липкой и теплой крови... Временами он даже готов был отречься от своей идеи, настолько мучительно давалась она ему: «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все... ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все же равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!... Господи! - молил он, - покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой... мечты моей!»
Но «мечта» уже слишком глубоко вошла и жила в нем, чтобы так просто отделаться от нее. Уже не он управлял ею, а она вела его за собою, как лунатика. И преступление свершилось: убита старуха, убита безвинно сестра ее Лизавета, тихая и безответная, чья гибель совершенно не входила в планы Раскольникова. Но она стала невольной свидетельницей, следовательно, могла разрушить расчеты и намерения героя. Окажись тут и другие свидетели, и они могли бы разделить участь Лизаветы. Ради идеи Раскольников готов был и на другие жертвы. Об этом красноречиво говорит сцена, в которой герой, «сжимая топор в руке», стоял за дверью, когда перед ней некстати оказывается и Кох...
Достоевский показывает, как одно преступление неминуемо тянет за собой другое, требуя все больше и больше крови для осуществления дела, предпринятого будто с благонамеренной целью.
Весь месяц от убийства до признания проходит для героя в непрестанном напряжении, в непрекращающейся ни на минуту душевной муке. Раскольников переживает состояние бесконечной отъединенности от людей, оно охватывает его сердце «мертвым холодом», и это «ужасное ощущение» становится новой попыткой, расплатой за преступление.
Попытка жить и поступать не в согласии с сердцем и совестью, а по выработанной рассудком теории приводит героя к трагическому раздвоению. Он играет роль «властелина» и одновременно осознает, что эта роль не по нему. Он замышляет и совершает убийство, когда весь его облик восстает против этого. И потому он вправе был сказать потом Соне: «Я себя убил, а не старушку! Тут так-таки разом и ухлопал себя навеки!»
Убийство «чахоточной, глупой и злой старушонки», чья жизнь представляется не дороже жизни вши или таракана, все же открывает герою ту истину, что все люди связаны между собой незримыми нитями, что каждое человеческое существо - безусловная ценность и что нельзя насильно устранять любую жизнь без ущерба для собственного сердца, без непредсказуемых трагических последствий.
Если своей идеей решения «крови по совести» Раскольников делает шаг к нравственной катастрофе, то его человеческая сущность, его добрая и отзывчивая душа, не вынесшая страшного эксперимента, отвергает его теорию. Автор подводит героя и читателя к мысли, что никакие благонамеренные цели, никакая великая идея, будь она даже «спасительной для всего человечества», не могут оправдать никакого, даже самого «крошечного» преступления. Нельзя осчастливить человечество через насилие - вот главный нравственный урок, который мы выносим из романа Достоевского.

В центре внимания Ф. М. Достоевского — страшная действи-тельность России середины XIX века, с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением, растлением личности, задыхающейся от сознания своего бессилия и бунтующей. Таким героем в романе «Преступление и наказание» является Ракольников.

Провидчески предугадал великий писатель появление бунтарс-ких идей, взрывающих старые представления и нормы поведения людей. Такой была идея, которую в долгих муках выносил Рас-кольников. Его задача — встать над миром, добиться «власти над всем людским муравейником». «Тварь ли я дрожащая» или «право имею» — такова мучительная дилемма, стоящая перед героем. Убий-ство старухи-процентщицы становится способом разрешения всех противоречий.

Каковы же социальные истоки такого образа мыслей? Достоев-ский, представляя своего героя, сразу, на первой странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек выходит не из ком-наты, а из коморки, которую в дальнейшем автор сравнивает с шка-фом, сундуком, фобом, описывает ее убожество, подчеркивая край-нюю нищету ее обитателя: «он был задавлен бедностью», как пи-шет Достоевский.

Об истоках бунта Раскольникова в символической форме рас-сказывает сон о забитой лошади, который он видит перед пре-ступлением. Во-первых, этот протест против убийства, бессмыс-ленной жестокости, сочувствия чужой боли. Все это свидетель-ствует о тонкой, ранимой душе героя. Во-вторых, сон восприни-мается как сражение существующих порядков. Несправедлива жизнь, фуба, жестока, ее хозяева-седоки погоняют несчастных забитых кляч.

Философию Раскольникова автор прямо соотносит с деятель-ностью Наполеона. Именно в нем часть молодежи начала XX века находила пример яркой личности, поднявшейся из низов к верши-нам власти. «Я хотел... Наполеоном сделаться», — говорит Расколь-ников Соне. Наполеон близок Раскольникову способностью идти по трупам своих соплеменников ради самоутверждения. Кроме того, у философии Раскольникова есть источник и более близкий. Силь-ная натура героя с молодой нетерпеливостью ринулась в крайность офицания, ибо надо было «сейчас же, и поскорее» решиться «хоть на что-нибудь». Разум Раскольникова офицает безобразное уст-ройство человеческих отношений, а заодно и все другие стороны жизни. Он готов счесть «подлецами» весь род человеческий и исхо-дя из этого совершать свои поступки.

Да, это нигилизм, но даже не в базаровских размерах, а в самом крайнем своем развитии, нигилизм фагический. В офицании Рас кольников идет до последней точки — до решения совершить по-ступок наделе, а не на словах офицающий эту жизнь.

Идея, ложная в своей основе, развенчивается изнутри — через сфадания несчастного. Раскольников понимает, что путем преступ-ления ничего нельзя изменить. Роман написан так, что все собы-тия не только поражают читателя, но и убеждают своей большой и фагической правдой.


Похожие сочинения
  • | Просмотров: 10849
  • | Просмотров: 356

В центре внимания Ф. М. Достоевского — страшная действи-тельность России середины XIX века, с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением, растлением личности, задыхающейся от сознания своего бессилия и бунтующей. Таким героем в романе «Преступление и наказание» является Ракольников.

Провидчески предугадал великий писатель появление бунтарс-ких идей, взрывающих старые представления и нормы поведения людей. Такой была идея, которую в долгих муках выносил Рас-кольников. Его задача — встать над миром, добиться «власти над всем людским муравейником». «Тварь ли я дрожащая» или «право имею» — такова мучительная дилемма, стоящая перед героем. Убий-ство старухи-процентщицы становится способом разрешения всех противоречий.

Каковы же социальные истоки такого образа мыслей? Достоев-ский, представляя своего героя, сразу, на первой странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек выходит не из ком-наты, а из коморки, которую в дальнейшем автор сравнивает с шка-фом, сундуком, фобом, описывает ее убожество, подчеркивая край-нюю нищету ее обитателя: «он был задавлен бедностью», как пи-шет Достоевский.

Об истоках бунта Раскольникова в символической форме рас-сказывает сон о забитой лошади, который он видит перед пре-ступлением. Во-первых, этот протест против убийства, бессмыс-ленной жестокости, сочувствия чужой боли. Все это свидетель-ствует о тонкой, ранимой душе героя. Во-вторых, сон восприни-мается как сражение существующих порядков. Несправедлива жизнь, фуба, жестока, ее хозяева-седоки погоняют несчастных забитых кляч.

Философию Раскольникова автор прямо соотносит с деятель-ностью Наполеона. Именно в нем часть молодежи начала XX века находила пример яркой личности, поднявшейся из низов к верши-нам власти. «Я хотел... Наполеоном сделаться», — говорит Расколь-ников Соне. Наполеон близок Раскольникову способностью идти по трупам своих соплеменников ради самоутверждения. Кроме того, у философии Раскольникова есть источник и более близкий. Силь-ная натура героя с молодой нетерпеливостью ринулась в крайность офицания, ибо надо было «сейчас же, и поскорее» решиться «хоть на что-нибудь». Разум Раскольникова офицает безобразное уст-ройство человеческих отношений, а заодно и все другие стороны жизни. Он готов счесть «подлецами» весь род человеческий и исхо-дя из этого совершать свои поступки.

Да, это нигилизм, но даже не в базаровских размерах, а в самом крайнем своем развитии, нигилизм фагический. В офицании Рас кольников идет до последней точки — до решения совершить по-ступок наделе, а не на словах офицающий эту жизнь.

Идея, ложная в своей основе, развенчивается изнутри — через сфадания несчастного. Раскольников понимает, что путем преступ-ления ничего нельзя изменить. Роман написан так, что все собы-тия не только поражают читателя, но и убеждают своей большой и фагической правдой.


Похожие сочинения
  • | Просмотров: 10849
  • | Просмотров: 356
«Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Теория Раскольникова
и истоки его бунта.


А. Шопенгауэр
“Главный источник” самых
серьезных зол, постигающих
человека, - “это сам человек:
человек человеку волк”.
По мнению Шопенгауэра, человеку
присуще множество
отрицательных черт: злоба,
злорадство, жестокость, эгоизм.

Развитие философской мысли в конце XIX в.
И. Кант
Человек “по природе зол”.
В нём заключена неизбывная
склонность творить зло,
которая выглядит как
приобретённая, будучи, однако,
изначально ему присущей.
Вместе с тем человек
обладает задатками добра.

Развитие философской мысли в конце XIX в.
Вместе с тем человек
обладает задатками добра.
Моральное воспитание в
том и состоит, чтобы
восстановить в правах
добрые задатки, чтобы они
одержали победу в борьбе с
человеческой склонностью
к злому.

Развитие философской мысли в конце XIX в.
Сверхчеловек – высшее
существо, более сильная
личность.
Он абсолютно чужд
религиозным обязательствам и
социальным перед людьми.

Основные аспекты философии
Ф. М. Достоевского
Зло таится в человечестве глубже,
чем предполагают лекарясоциалисты, и никакое устройство
общества само по себе не исправит
этого зла.

Никакие условия жизни не могут
оправдать совершенное человеком
тяжкое преступление, избавить от
ответственности за грех.
Иначе придется признать, что люди –
покорные рабы обстоятельств.
А это значит отказаться от внутренней
свободы, которая и делает человека
личностью.

Родион Раскольников
Раскольников Родион
Романович – главный герой
романа. Романтик, гордая и
сильная личность. Живет в
Петербурге на съемной
квартире. Крайне беден.
Бывший студент
юридического факультета,
который он оставил из-за
бедности и своей теории.

Теория Раскольникова:

«Мне надо было узнать тогда,
и поскорей узнать, вошь ли я,
как все, или человек?
Смогу ли я переступить или не
смогу!
Осмелюсь ли нагнуться и
взять или нет?
Тварь ли я дрожащая или
право имею...»

Пролитая чужая кровь никогда не
приводит к добру, а ведет только к
новой, еще большей крови.

Согласно теории Раскольникова, люди делятся на
«тварей дрожащих» и на особых людей,
которые «право имеют» на совершение
преступления ради великих задач.
«Необыкновенные» - это те люди, которые
управляют миром, достигают высот в науке,
технике, религии.
Они могут и обязаны уничтожать все на своем
пути к достижению цели,
необходимой всему
человечеству.

Все его тщеславные помыслы устремляются к
Наполеону, в котором он видит сильную
личность, правящую толпой…

Часть молодых людей начала
Х1Х века находила в
Наполеоне пример яркой
личности, поднявшийся
в борьбе с деспотизмом из
низов
«Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…»
А.С.Пушкин

Социальная несправедливость, безысходность,
духовный тупик рождают абсурдную теорию о
“высших” и “низших” представителях
общества.
Раскольников хотел быть одним из тех, кому
“все дозволено”.
В конце концов, он хотел власти “над всей
дрожащей тварью, над всем муравейником”. …

»
Нет, мне жизнь однажды
даётся и никогда её
больше не будет:
я не хочу дожидаться
„всеобщего счастья”.
Я сам хочу жить, а
то лучше уж не жить.”

Теория, которая привела Раскольникова к
преступлению,возникает не как логика
философствующего ума, а как единство
сердечной муки и ищущей мысли.
„Если
не решиться на преступление
сейчас,значит не решиться никогда...”
„Неужели, я в самом деле возьму топор?”
„Ведь я же знал, что я не вынесу...”

«Преступление и наказание” или преступление – наказание”?

„Разве я старушонку убил?
Я себя убил?”
Осмысление того, что произошло, открывает
Раскольникову путь к совести.
По мнению Ф.М.Достоевского, преступление – это
гибель души, полное её одиночество, вернуться в
живой мир можно лишь силой сопротивления
человеконенавистническим идеям и действиям.

Выводы

Два побудительных мотива возникают у
героя: один – к мучителям;
другой – подняться до положения судьи,
иметь право покарать „хозяев жизни”.
Третьего Раскольников не учёл –
неспособности доброго человека пролить
кровь.

Раскольников – «идейный» убийца,
и идея эта «носится в воздухе»
За полтора месяца до совершения преступления (после первого визита
к Алёне Ивановне) Раскольников
заходит в «один плохонький трактиришко» и слышит разговор
студента и офицера (позднее оценит его как некое «предопределение,
указание»)
Речь шла об Алёне Ивановне. Студент утверждал, что он бы «эту
проклятую старуху убил и ограбил… без всякого зазору совести»,
объясняя это тем, что «сто, тысячу добрых дел и начинаний… можно
устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь!»
Логика его казалась безупречной и поразила Раскольникова
созвучностью его собственным мыслям: «Убей её и возьми её деньги,
с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служению всему
человечеству и общему делу… За одну жизнь – тысячи жизней,
спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен –
да ведь тут арифметика!»

Статья Раскольникова в «Периодической печати»
(Достоевский даже не упоминает о ней в I части романа)
объясняет причины совершённого им преступления.
Все люди, по мысли Раскольникова, делятся на
два разряда
«обыкновенные»,
«по натуре своей
консервативные, чинные»,
«живут в послушании и
любят быть послушными»
«необыкновенные»,
способные «сказать новое
слово», дать «новый закон»
и тем самым имеющие
право нарушить закон,
«свято чтимый обществом»
«…необыкновенный человек имеет право… то есть
неофициальное право разрешить своей совести
перешагнуть… через иные препятствия, в том случае,
если исполнение его идеи… того потребует».

Окончательно опровергает теорию Раскольникова
Соня. Сила её таится в безмерности любви к близким.
Сначала Раскольников на каторге не может понять,
почему окружающие его воры, убийцы «так полюбили Соню»,
ему странным казалось их подчёркнуто уважительное
отношение к «матушке Софье Семёновне».
По мысли Достоевского, христианская религия, вера
в бога – основа народной жизни. Соня не возмущается, не
протестует, а смиряется и страдает.
Раскольников в эпилоге принимает путь Сони. «Заря
обновлённого будущего» для него связана с этим принятием:
«…он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он
только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь».

Соня Мармеладова

«Сонечка Мармеладова,
вечная Сонечка, пока мир стоит!»

Соня
Раскольников
Кроткая, добрая
Гордый нрав,
оскорбленное,
униженное самолюбие
Спасая других, берет
на себя тяжести греха.
Мученица
Пытаясь доказать свою
теорию, совершает
преступление.
Преступник, хотя берет
на себя грех всего
человечества.
Спаситель? Наполеон?

Соня
Рассказ о ее поступке
в кабаке в самой
разнузданной
обстановке
Живет, исходя
из требований жизни,
вне теорий
Раскольников
Знамение для
Раскольникова. Жить,
жертвуя собой, - это
оправдание его
предчувствий
Теория рассчитана
безукоризненно,
но человек не может
переступить через кровь,
спасая людей. Итог -
тупик. Теория не может
учесть все в жизни

Соня
Полуграмотна, плохо
говорит, читает только
Евангелие
Божественная
правда - в ней. Она
выше духовно.
Не сознание делает
человека, а душа
Раскольников
Образован, хорошо
говорит. Свет разума
заводит в тупик
Его правда ложна.
В рай ценой чужой
крови нельзя

Соня
Есть смысл
жизни: любовь,
вера
Раскольников
Нет смысла жизни:
убийство - это бунт
для себя,
индивидуалистический
бунт

Эпилог романа

это истинное раскаяние Раскольникова,
отказ от своей теории;
это воплощение Достоевским библейской
темы смирения;
«Смирись, гордый человек!»;
это воплощение главной идеи романа -
только любовь к ближнему способна
победить зло.