В какой поэме собраны все литературные жанры. Роды и жанры литературы. Определения. Лирические жанры – это…

Исторически в литературе сложились три рода литературы: эпический, драматический и лирический. Это группы жанров, обладающих сходными структурными признаками. Если эпос в рассказе закрепляет внешнюю реальность (события, факты и т.д.), то драма делает то же самое в формате беседы, не от лица автора, а лирика описывает внутреннюю реальность человека. Конечно же, деление условно и в определенной степени искусственно, но, тем не менее, наше знакомство с книгой начинается с того, что видим на обложке жанр, род или их сочетание и делаем первые выводы. Например, человек любит только смотреть пьесы в театре, значит, томик Мольера ему не нужен и он пройдет мимо него, не теряя времени. Знание базовых основ литературоведения помогает и во время чтения, когда хочется понять автора, проникнуть в его творческую лабораторию, разгадать, почему же так, а не иначе был воплощен его замысел.

Каждому жанру подобран пример и теоретическое обоснование, наиболее лаконичное и простое.

Роман – это большая форма эпического жанра, произведение с расширенной проблематикой и множеством тем. Как правило, классический роман изображает людей, участвующих в различных жизненных процессах, которые порождают внешние и внутренние конфликты. События в романе не всегда описываются последовательно, например, Лермонтов в романе «Герой нашего времени» намеренно нарушает последовательность.

По тематическому признаку романы делятся на автобиографические (Чудаков «Ложится мгла на старые ступени»), философские (Достоевский «Бесы»), приключенческие (Дефо «Робинзон Крузо»), фантастические (Глуховский «Метро 2033»), сатирические (Роттердамский «Похвала глупости»), исторические (Пикуль «Честь имею»), авантюрные (Мережко «Сонька Золотая Ручка) и т.д.

По структурному признаку романы делятся на роман в стихах (Пушкин «Евгений Онегин»), роман-памфлет (Свифт «Путешествия Гулливера»), роман-притча (Хэмингуэй «Старик и море»), роман-фельетон («Графиня Солсбери» Дюма), эпистолярный роман (руссо «Юлия или новая Элоиза») и другие.

Роман-эпопея – это роман с панорамным изображением жизни народа в переломные исторические моменты (Толстой «Война и мир»).

Повесть – это среднее (между рассказом и романом) по размеру эпическое произведение, в котором изложено повествование о том или ином событии в естественной последовательности (Куприн «Яма»). Чем повесть отличается от романа? Хотя бы тем, что материал повести излагается хроникально, а не в угоду остросюжетной композиции романа. Кроме того, в повести не ставятся задачи глобального исторического характера. В повести автор скованнее, все его измышления подчинены основному действию, а в романе писатель увлекается воспоминаниями, отступлениями и анализом героев.

Рассказ — это малая эпическая прозаическая форма. В произведении ограниченное число персонажей, одна проблема и одно событие (Тургенев «Муму»). Чем новелла отличается от рассказа? Границы между этими двумя жанрами весьма условны, но в новелле финал чаще всего складывается непредсказуемо (О‘Генри «Дары волхвов»).

Очерк – это малая эпическая прозаическая форма (многие относят ее к разновидностям рассказа). Очерк обычно затрагивает социальные проблемы и тяготеет к описательности.

Притча – это нравственное поучение в аллегорической форме. Чем притча отличается от басни? Притча черпает свой материал преимущественно из жизни, а басня опирается на выдуманные, подчас фантастические сюжеты (евангельские притчи).

Лирические жанры – это…

Лирическое стихотворение – это малая жанровая форма лирики, написанная от лица автора (Пушкин «Я вас любил») или от лица лирического героя (Твардовский «Я убит подо Ржевом»).

Элегия – это малая лирическая форма, стихотворение, которое проникнуто настроением грусти и тоски. Грустные раздумья, скорбь, печальные размышления составляют репертуар элегий (Пушкин элегия «На скалы, на холмы»).

Послание – это стихотворное письмо. По содержанию послания можно разделить на дружеские, сатирические, лирические и т.д. Они могут быть посвящены как одному лицу, так и группе лиц (Вольтер «Послание Фридриху»).

Эпиграмма – это стихотворение, которое высмеивает конкретное лицо (от дружеской насмешки до сарказма) (Гафт «Эпиграмма на Олега Даля»). Особенности: остроумие и краткость.

Ода – это стихотворение, отличающееся торжественностью тона и возвышенностью содержания (Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747»).

Сонет – это стихотворение из 14 стихов («Двадцать сонетов к Саше Запоевой» Тимура Кибирова). Сонет относится к числу строгих форм. Сонет обычно состоит из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы).

Поэма – это средняя лиро-эпическая форма, в которой есть развернутый сюжет, и воплощается несколько переживаний, то есть внимание к внутреннему миру лирического героя (Лермонтов «Мцыри»).

Баллада – это средняя лиро-эпическая форма, рассказ в стихах. Нередко баллада обладает напряженной сюжетной линией (Жуковский «Людмила»).

Драматические жанры – это…

Комедия – это вид драмы, в которых содержание представлено в смешной форме, а герои и обстоятельства комичны. Какие бывают комедии? Лирические («Вишневый сад» Чехова), высокие («Горе от ума» Грибоедова»), сатирические («Ревизор» Гоголя).

Трагедия – это вид драмы, в основу которого положен острый жизненный конфликт, который влечет за собой страдания и гибель героев (Шекспир «Гамлет»).

Драма – это пьеса с острым конфликтом, который обычен, не столь возвышен и разрешим (например, Горький «На дне»). Чем она отличается от трагедии или комедии? Во-первых, материал используется современный, не из античности, во-вторых, в драме появляется новый герой, восставший против обстоятельств.

Трагифарс — драматическое произведение, где сочетаются трагические и комические элементы (Ионеско, «Лысая певица»). Это постмодернистский жанр, появившийся относительно недавно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Как известно, все литературные произведения в зависимости от характера изображаемого относятся к одному из трёх родов : эпосу, лирике или драме .


1 ) Анекдот 2) Апокриф 3) Баллад а 4) Басня 5) Былина

6) Драма 7) Житие 8) Загадка 9) Исторические песни

10)Комедия 11)Легенда 12) Лирика 13) Новелла

14) Ода 15)Очерк 16) Памфлет 17) Повесть

18) Пословицы и поговорки 19) Поэмы 20) Рассказ 21) Роман

22) Сказка 23) Слово 24) Трагедия 25) Частушка 26) Элегия

27) Эпиграмма 28) Эпопея 29) Эпос

Видеоурок ""Литературные роды и жанры""

Литературный род - это обобщённое название группы произведений в зависимости от характера отображения действительности.

ЭПОС (от греч. "повествование") - это обобщённое название произведений, изображающих внешние по отношению к автору события.


ЛИРИКА (от греч. "исполняемое под лиру") - это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.

ДРАМА (от греч. "действие") - обобщённое название произведений, предназначенных для постановки на сцене; в драме преобладают диалоги персонажей, авторское начало сведено к минимуму.

Разновидности эпических, лирических и драматических произведений называют видами литературных произведений.

Вид и жанр - понятия в литературоведении очень близкие.

Жанрами называют вариации вида литературного произведения. Например, жанровой разновидностью повести может быть фантастическая или историческая повесть, а жанровой разновидностью комедии - водевиль и т.д. Строго говоря, литературный жанр - это исторически сложившийся тип художественного произведения, содержащий определённые, свойственные данной группе произведений структурные черты и эстетическое качество.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда.

ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания. В литературе 19-20 веков появляется жанр роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях.


РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности.


ПОВЕСТЬ – художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета. В древности повестью называли всякое повествовательное произведение.


РАССКАЗ – художественное произведение небольшого размера, в основе которого – эпизод, случай из жизни героя.


СКАЗКА – произведение о вымышленных событиях и героях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.


БАСНЯ (от «баять» - рассказывать) – это повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного или сатирического характера.



ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:


ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.


ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.


ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.


ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.


ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.


СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х кат-ренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).


ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ):

Инструкция

Изучите эпический род литературы. К нему относятся следующие :- рассказ: сравнительно небольшое по объему прозаическое произведение (от 1 до 20 страниц), описывающее случай, маленькое происшествие или острую драматическую ситуацию, в которую попадает герой. Действие рассказа обычно занимает не больше одного-двух дней по продолжительности. Место действия может не меняться на протяжении всего рассказа;
- повесть: достаточно произведение (в среднем 100 страниц), где рассматривается от 1 до 10 героев. Место действия может меняться. Время действия может охватывать значительный период, от одного месяца до года и больше. История в повести живо разворачивается во времени и пространстве. В жизни героев могут происходить значительные перемены - переезды, и встречи;
- роман: крупная эпическая форма от 200 страниц. Роман может прослеживать жизнь героев от самого и до . Включает в себя разветвленную систему сюжетных линий. Время может затрагивать прошедшие эпохи и уноситься далеко в будущее;
- роман-эпопея может рассматривать жизнь нескольких поколений.

Ознакомьтесь с лирическим родом литературы. К нему относят следующие жанры:
- ода: стихотворная форма, темой которой является прославление какой-то личности или события;
- сатира: стихотворная форма, ставящая задачей высмеять какой-либо порок, ситуацию или персону, достойную осмеяния
- сонет: стихотворная форма, имеющая строгую композиционную структуру. Например, английская модель сонета, имеющая в своем завершении две обязательные строфы, содержащие в себе какой-то афоризм;
- также известны следующие стихотворные жанры - элегия, эпиграмма, верлибр, хокку и т.д.

К драматическому роду литературы относят следующие жанры:- трагедия: драматическое произведение, в финале которого присутствует гибель героя. Такой финал для трагедии является единственным возможным разрешением драматической ситуации;
- : драматическое произведение, в котором основным смыслом и сутью является смех. Он может быть сатирическим или более добрым , но каждое происшествие в вызывает у зрителя/читателя смех;
- драма: драматическое произведение, в центре которого находится внутренний мир человека, проблема выбора, поиск истины. Драма является самым распространенным жанром в наше время.

Обратите внимание

В некоторых случаях жанры могут смешиваться. Особенно это распространено в драматургии. Вы, наверное, слышали такие определения жанров кино, как комедийная мелодрама, комедийный боевик, сатирическая драма и т.д. Те же самые процессы возможны и в литературе.

Полезный совет

Ознакомьтесь с трудами Аристотеля «Поэтика», М.М. Бахтина «Эстетика и теория литературы» и другими сочинениями, посвященными проблеме родов и жанров в литературе.

Определение жанра менялось в разные времена. Сейчас этим словом принято называть объединение художественных произведений в группы по общим признакам или соотнесение его с другими произведениями по тем же признакам. В каждом роде искусства существуют различные жанры.

Инструкция

Жанры литературы, особенно популярные : фэнтази, фантастика, детектив, драма, трагедия, комедия.
Фэнтази и фантастика – родственные , в основе сюжета лежит вымышленная, часто невозможная для нашего мира идея. Для фантастики (Лем, Лукьяненко, Стругацкие, Ефремов, Гаррисон) характерно находить логическое удаленностью во времени и от нашего времени. Фэнтази (Толкин, Говард) не имеет такой научной базы, а исходит из мифов и сказок, многих героев кажется нелогичным для нашего мира.

Драма, трагедия и комедия – литературно-драматические , становящиеся основами театральных и музыкально-театральных постановок. Первый жанр, драма (Шилер, Шекспир) имеет, как правило, приближенный к быту сюжет. Источник конфликта – несогласие героя с установками . Трагедия (Шекспир, Пушкин) отличается от драмы более возвышенным сюжетом и гибелью героя в финале.
Сюжет комедии (Бомарше, Мольер) основывается на обилии шуток и счастливом финале.

Видео по теме

Литературные жанры представляют собой исторически складывающиеся и развивающиеся литературные произведения, которые объединены общими формальными и содержательными формами.

Термин жанр (от франц. genre - род, вид) может быть применим к литературным группам, сформированным по различным признакам. Чаще всего употребляется в отношении объединенных по содержанию произведений (комедия, трагедия, драма). Существует классификация литературных жанров по форме: ода, роман, рассказ и т.д. И по родам: эпические ( , рассказ, миф и т.д.), лирические (ода, элегия и т.д.), лиро-эпические (баллада и ), драматические (комедия, трагедия, драма). Могут быть выделены в отдельные категории - жанры устного народного творчества ( , песнь, ) или малые жанры фольклора ( , пословица, частушка). К жанрам древнерусской литературы относят: житие (описание жизни светских и духовных лиц), поучение, хождение (описание путешествия, чаще всего к святым местам), воинская , слово (художественное прозаическое произведение поучительного характера) и летопись.

Жанр - это достаточно широкое понятие, в художественном творчестве. Еще Аристотель, в трактате «Поэтика», положил начало теоретическому разделению произведений, но до настоящего времени общепринятой трактовки таких понятий, как род, вид и жанр не существует. Так, основываясь на этимологическом значении слова, можно заменить роды на жанры, а виды на формы. Достаточно сложно выявить единый принцип деления родов поэзии и прозы на виды и жанры, особенно учитывая то, что литературные жанры постоянно «меняются и сменяются» с течением времени. Однако можно выделить наиболее часто употребляемый вариант, где под способ изображения (драматический, лирический или эпический); под видом - та или иная форма драматического, лирического и эпического произведения; под жанром - определенных видов литературных произведений (исторический роман, сатирическая поэма).

Видео по теме

Источники:

  • Литературные жанры

Понятие жанра существует с античных времен, с самых первых попыток осмысления феномена искусства в трудах Аристотеля и Платона. Тем не менее в литературоведении до сих пор нет единого мнения о его сущности и функциях в качестве фундаментального закона словесного творчества, что, в свою очередь, ведет к проблеме классификации произведений. Именно поэтому современное разделение по жанрам, основанное на тех или иных признаках, можно считать в достаточной степени условным.

Большинство из ныне известных жанров возникло в античную эпоху и, несмотря на все причуды эволюции, до сих пор сохраняет ряд устойчивых черт. Важнейшей из них является принадлежность отдельного литературного произведения к одному из трех родов – эпосу, лирике или драме в соответствии с «Поэтикой» Аристотеля. Вместе с тем выделяются и пограничные жанры: лиро-эпические, лиро-драматические, эпическая драма («неаристотелевская» или архаическая).

Современное литературоведение принимает античную классификацию только в качестве исходной. Тем более что со времен Аристотеля возникли и новые жанры, старые же утратили свое значение, а вместе с ним и ряд характерных признаков. Однако до сих пор нет более стройной системы, позволяющей хотя бы приблизительно объяснить природу жанра.

По данной классификации к эпосу можно отнести: эпопею, роман, повесть, рассказ, басню, эпическую поэму. К лирике – оду, элегию, балладу, эпиграмму. К драме – собственно драму, трагедию, комедию, мистерию, фарс, водевиль. Основной лиро-эпический жанр – поэма, лиро-драматический – «новая драма» конца XIX-начала XX вв. (Ибсен, Чехов).

Наряду с классической дифференциацией жанры можно разграничивать в зависимости от их содержательных и формальных признаков, а также от организации речи в произведении. Так, со времен классицизма басня, в отличие от античной (Эзоп, Федр), имеет стихотворную форму, но относится к эпосу, так как ее фабула основана на передаче событий и характеров персонажей. Жанр подразумевает, скорее, не , а содержательные признаки – мотивы одиночества, неразделенной любви, смерти. А баллада (также рондо, сонет) – одновременно (лирические), и формальные - рефрен в конце каждой строфы или строго определенное количество стихов.

Любые литературные жанры возникают только на определенной стадии развития искусства, постоянно меняются, исчезают и появляются вновь. Изменяются и принципы выделения отдельных жанров, их типы, характер, функции, значимость. Например, классицистическая трагедия предполагала наличие «благородных» героев, соблюдения правил «трех единств», кровавую развязку, александрийский стих. Много позже, в XIX-XX вв., все эти содержательные и формальные признаки перестали быть обязательными. Трагедией стало считаться любое драматургическое произведение, раскрывающее трагический конфликт.

В настоящее время многие произведения имеют достаточно неопределенную, «антижанровую» структуру, так как в них могут сочетаться элементы всех трех родов. Это своеобразный ответ на широкое распространение на протяжении последних двух веков массовой словесности, связывающей устойчивые формы и содержание произведений (например, исторический, любовный, приключенческий, фантастический, детективный роман).

В литературоведении существует и понятие «жанры текстов», применяющееся для разграничения исторически сложившихся форм произведений. Так, жанры могут быть монокультурными (древнеисландские саги, сказ) или поликультурными (былина, сонет). Некоторым из них присуща универсальность, то есть отсутствие прямой связи со спецификой национальной литературы ( , новелла).

В классификации литературных жанров главную роль играют критерии, по которым их определяют. Исходя из этого, жанры разделяют по родам, по содержанию и по форме.

Приведенные типы классификации не исключают друг друга, а демонстрируют разный подход к определению жанров. Поэтому одна и та же книга может относиться сразу к нескольким из них.

Классификация жанров литературы по родам

При классификации литературных жанров по родам отталкиваются от отношения автора к излагаемому . Основа этой классификации была заложена еще Аристотелем. Согласно этому принципу, выделяется четыре крупных жанра: эпические, лирические, драматические и лиро-эпические. Каждый из них имеет собственные «поджанры».

В эпических жанрах рассказывается о событиях, уже произошедших, и автор записывает их согласно своим воспоминаниям, при этом он максимально отстраняется от оценок сказанного. К ним относят , романы-эпопеи, новеллы, мифы, баллады, басни и былины.

Лирический жанр предполагает передачу чувств, испытываемых автором, в виде литературного произведения в стихотворной форме. К ним относятся оды, эпиграммы, послания и стансы.

Классический пример стансов - «Чайльд Гарольд» Байрона.

Лиро-эпический жанр в объединяет характеристики эпических и лирических жанров. К ним относят баллады и поэмы, в которых наличествуют и сюжет и авторское отношение к происходящему.

Драматический жанр существует на стыке литературы и театра. Номинально к нему относятся драмы, комедии и трагедии со списком участвующих персонажей в начале и авторскими замечаниями в основном тексте. Однако фактически им может быть любое произведение, записанное в форме диалога.

Классификация жанров литературы по содержанию

Если определять произведения по содержанию, то они объединяются в три большие группы: комедии, трагедии и драмы. Трагедия и драма, рассказывающие, соответственно, о трагической судьбе героев и о возникновении и преодолении конфликта, довольно однородны. Комедии же делятся на несколько совершенно типов, согласно происходящему действию: пародию, фарс, водевиль, комедию положений и характеров, скетч и интермедию.

Классификация жанров литературы по форме

При классификации жанров по форме принимается во внимание только такие формальные признаки, как структура и объем произведения, независимо от их содержания.

Наиболее четко этим способом классифицируются лирические произведения, в прозе границы более размыты.

Согласно этому принципу, выделяют тринадцать жанров: эпопею, эпос, роман, новеллу, скетч, пьесу, очерк, эссе, опус, оду и видения.

Источники:

Слово «жанр» произошло от французского genre, что переводится как «род» или «вид». У литературоведов нет единства в определении этого термина. Но чаще всего, под литературными жанрами понимают группы произведений, объединенные на основе совокупности формальных и содержательных свойств.

Теория литературы о жанрах

Теория литературы оперирует тремя основными понятиями: род, вид и жанр. Общепринятой трактовки этих понятий до настоящего времени нет. Одни основываются на этимологическом значении слов и называют жанрами роды. Другие придерживаются более употребительного деления. В этом случае под родом понимается способ изображения (лирический, или эпический); под видом – та или иная определенная форма лирической, драматической или эпической поэзии (к примеру, ода, комедия, ); а под жанром – разновидности существующих видов поэзии (например, сатирическая или исторический роман).

Жанр, как и остальные элементы художественной формы, является одним из основных средств раскрытия содержания. Сравнивая два жанра поэмы, героическую и сатирическую, можно заметить, что в первой на первый план выходит изображение важного в жизни народа события, в процессе совершения которого проявляются доблесть и сила представителей этого народа. Примером героической поэмы является «Слово о полку Игореве». В сатирической поэме, напротив, изображается какое-либо низкое событие, которое подвергается осмеянию. К сатирическим поэмам относится «Тамбовская казначейша» М.Ю. Лермонтова. Однако в обоих случаях жанр литературного произведения определяется характером изображаемого.

Разные типологии литературных жанров

Первым сделал попытку систематизировать еще Аристотель в своей «Поэтике». Сегодня приняты разные типологии жанров, основанные на различных критериях.

В этом случае выделяются следующие : новелла, роман, очерк, эссе, ода, поэма, пьеса, скетч.

Тематика

Жанры различаются по тематическим особенностям. К примеру, роман может быть научно-фантастическим, готическим, историческим, плутовским, психологическим. Та, «Петр I» А. Н. Толстого является историческим романом, его же «Аэлита» - фантастическим романом, а «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – социально-психологическим.
оригинального названия страны. Такое поэтичное название появилось благодаря китайцам: именно они называли Японию «Родиной солнца» в династии Сун с японским императором. Связано это было с тем, что Япония находится восточнее Китая, на стороне, где восходит солнце.

Корея – «Страна утренней свежести»

«Страной утренней свежести» называют Корею. Связано это с древним названием Кореи, Чосон. Это название состоит из двух иероглифов, первый из которых сейчас означает в том числе «утро», а второй – «свежесть». Ученые склоняются к мнению, что слово «Чосон» изначально не несло подобной поэтичной смысловой нагрузки. Это название дошло до настоящего времени из китайских рукописей, которые исказили корейское произношение. К тому же и произношение китайских иероглифов со временем менялось. Сейчас название «Чосон» для Кореи используется только в КНДР. В Южной Корее же свою страну называют «Намхан».

Китай – «Поднебесная»

Часто можно услышать, как Китай называют «Поднебесная». Впервые это название появилось в Китае еще до нашей эры и первоначально обозначало весь известный китайцам мир. Затем «Поднебесной» называли только территорию, на которой распространялась власть китайского императора, который в конфуцианской идеологии был представителем неба на земле. В настоящее время в Китае под «Поднебесной» понимают весь мир, но в России так называют именно Китай.

Англия – «Туманный Альбион»

Англию называют «Туманным Альбионом». Альбион – это древнейшее название Британских островов, в переводе с латыни – «белые горы». Так древние римляне назвали открывшиеся им острова в связи с тем, что берега Англии образованы из меловых пород. Эпитет «туманный» объясняется тем, что острова Великобритании часто окутаны очень густым туманом.

Ирландия – изумрудный остров

Благодаря мягкому в Ирландии год много зелени. Именно поэтому эту страну называют «Изумрудным островом». К тому же, зеленый – национальный цвет Ирландии, крепко связанный с самым известным национальным праздником – Днем Святого Патрика.

Финляндия – страна тысячи озер

В Финляндии насчитывается около 190 000 озер, которые образуют разветвленную озерную систему. Озера играют особую роль в природе Финляндии. Неудивительно, что эта страна получила поэтическое название «Страна тысячи озер».

Которые объединены на основании формальных и содержательных признаков. Складываются они исторически, переживая возникновение, расцвет, а некоторые и упадок. Относятся к ним романы, рассказы, элегии, фельетоны, повести, комедии и т. д. Понятие литературные жанры более узкое, чем литературные роды. Каждый вмещает в себе несколько жанров. Например, повесть, новелла роман входят в авторский эпический род литературы.

Первую попытку систематизировать литературные жанры предпринял в своей Он представлял их как что-то закономерное, установившееся раз и навсегда. Автор обязан был лишь вписаться в нормы того жанра, к которому он обратился. Такое понимание привело к возникновению своего рода учебников по нормативной поэтике. Наибольшую известность среди них получил трактат "Поэтическое искусство" Н. Буало. Конечно, со времен Аристотеля литературные роды и жанры не оставались абсолютно неизменными, но теоретики предпочитали либо не замечать новшества, либо отклонять их. Длилось это до тех пор, пока не замечать процессы, происходящие в литературе, не стало невозможным. Одни жанры литературных произведений неожиданно взлетали и так же быстро отмирали, лишь иногда вспыхивая на творческом небосклоне (как это было с балладой). Другие же, наоборот выходили из незаслуженного "заключения" (например, роман).

В отечественном литературоведении теория, обосновывающая литературные жанры и роды, принадлежит В. Г. Белинскому. Он выделил три рода, в зависимости от подхода автора к способу представления предмета разговора: эпос, драма и лирика.

Причисление произведения к конкретному жанру зависит от того, какой критерий брать за основу. Если учитывается литературный род (драма, лирика, эпос), то все жанры делятся, соответственно, на драматические, лирические и эпические.

Произведения, представляющие драматический род литературы, - это комедия, драма и трагедия.

Комедия призвана отражать что-то несообразное в жизни, осмеивать бытовое или социальное явление, черты человеческого характера, порой абсурдное поведение.

Драма - это произведение, изображающее сложный конфликт, возникший между несколькими персонажами, серьезное противодействие между ними.

Трагедия - произведение, в котором характер действующего лица раскрывается в борьбе, ведущей к его гибели, или в условиях, из которых он не видит абсолютно никакого выхода.

Литературные произведения, представляющие эпический род литературы, делятся на три группы:

Большие (роман, и эпопея);

Средние (повесть);

Малые (новелла, очерк, рассказ).

Также к этому жанру относятся сказка, былина, баллада, басня, историческая песня и миф.

Произведения, представляющие лирический род литературы, - стансы, ода, элегия и послание.

Элегия - это небольшое стихотворение, полностью проникнутое легкой грустью. Наиболее известны элегии классиков 19 века.

Послание - это произведение, написанное в виде стихотворного обращения к одному лицу или к нескольким лицам.

Ода - это стихотворение в честь прошедшего или готовящегося торжества, в честь какого-то лица, характеризующееся восторженностью.

Кроме того, на современном этапе литературоведы выделяют еще один, лиро-эпический род литературы. Он соединяет в себе черты лирического и эпического и представлен поэмой. Это произведение и правда проявляет себя неоднозначно. С одной стороны, оно детально повествует о каком-то событии, персонаже (как и эпос), а с другой - передает чувства, настроения, переживания героя или самого рассказчика, внутренний мир, приближаясь тем самым к лирике.

В последнее время новые жанры в литературе не появлялись.

Жанры литературы

Литературные жанры - исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Термин зачастую неправомерно отождествляют с термином «вид литературы».

Роды, виды и жанры литературы не существуют как нечто неизменное, от века данное и вечно существующее. Они рождаются, теоретически осознаются, исторически развиваются, видоизменяются, доминируют, замирают или отступают на периферию в зависимости от эволюции художественного мышления как такового. Самым стабильным, фундаментальным является, конечно, предельно общее понятие «род», самым динамичным и изменчивым - значительно более конкретное понятие «жанр».

Первые попытки теоретического обоснования рода дают о себе знать в античном учении о мимезисе (подражании). Платон в «Государстве», а затем и Аристотель в «Поэтике» при­шли к выводу, что поэзия бывает троякого рода в зависимости от того, чему, как и какими средствами, она подражает. Иными словами, родовое деление художественной литературы зиждется на предмете, средствах и способах подражания.

Отдельные замечания о способах организации художественного времени и пространства (хронотопа), разбросанные в «Поэтике», составляют предпосылки для дальнейшего деления на виды и жанры литературы.

Представление Аристотеля о родовых признаках традиционно именуется формальным. Его продолжатели - представители немецкой эстетики XVIII-XIX вв. Гёте, Шиллер, Авг. Шлегель, Шеллинг. Примерно в это же время были заложены принципы противоположного - содержательного подхода к родовому делению художественной литературы. Его инициатором стал Гегель, исходивший из гносеологического принципа: предметом художественного познания в эпосе служит объект, в лирике - субъект, в драме - их синтез. Соответственно содержание эпического произведения составляет бытие в его целостности, господствующее над волей людей, по­этому в нем преобладает событийный план; содержание лири­ческого произведения - душевное состояние, настроение лирического героя, поэтому событийность в нем отступает на второй план; содержание драматического произведения - устремленность к цели, волевая активность человека, прояв­ляющаяся в действии.

Производными от категории рода или, вернее, уточняющими, конкретизирующими его понятиями являются понятия «вид» и «жанр». Видом мы по традиции называем устойчивые структурные образования внутри литературного рода, группирующие еще более мелкие жанровые модификации. Например, эпос состоит из малых, средних и больших видов, таких, как рассказ, очерк, новелла, повесть, роман, поэма, эпопея. Впрочем, нередко они называются жанрами, которые в строгом терминологическом значении конкретизируют виды или в историческом, или в тематическом, или в структурном аспекте: античный роман, новелла эпохи Воз­рождения, психологический или производственный очерк или роман, лирическая повесть, рассказ - эпопея («Судьба человека» М. Шолохова). Некоторые структурные формы соединяют в себе видовые и жанровые признаки, т.е. виды жанровых разновидностей не имеют (таковы, например, виды и одновременно жанры средневекового театра соти и моралитэ). Однако наряду с синонимическим словоупотреблением актуальна иерархическая дифференциация обоих терминов. Соответственно виды подразделяются на жанры по целому ряду разнообразных признаков: тематическому, стилистическому, структурному, объему, по отношению к эстетическому идеалу, реальной действительности или вымыслу, основным эстетическим категориям и пр.

Жанры литературы

Комедия - вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.

Лирическое стихотворение (в прозе) - вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

Мелодрама - вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.

Фентези - поджанр фантастической литературы. Произведения этого поджанра написаны в эпической сказочной манере, используют мотивы древних мифов и легенд. Сюжет обычно построен на магии, героических приключениях и путешествиях; в сюжете обычно присутствуют волшебные существа; действие происходит в сказочном мире, напоминающем Средневековье.

Очерк - самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.

Песня, или песнь - самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.

Повесть - средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

Поэма - вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

Рассказ - малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Роман - большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

Трагедия - вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.

Утопия - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Эпопея - произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Драма – (в узком смысле) один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.