Нод «народы поволжья. Этнические традиции народов поволжья в поликультурном образовании детей дошкольного возраста

народов Поволжья »

Старший воспитатель МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №3 «Звёздочка»

г. Ершова Саратовской области»

Мартышкина О.А.

Одной из основных задачвоспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.

Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

Целью образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях должно стать создание таких условий для образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.

О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала проектную деятельность. На данный момент проект находится в стадии реализации.

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья »

«Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность темы:

В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.

Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.

Цель проекта: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры и традициям Поволжья. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи:

    Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.

    Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.

    Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

    Воспитывать патриотизм, любовь к русской культуре, народному творчеству.

Задачи проектируемого процесса на родителей:

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.

Ожидаемые результаты проекта:

    Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.

    Укрепление образовательного поля «ребенок семья - учреждение – общество».

    Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.

    Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.

Средствареализации проекта:

Проект реализуется в 3 этапа:

1этап организационно-подготовительный этап;

2 этап практическая деятельность;

3 этап заключительный.

I этап - организационно-подготовительный этап:

    Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.

    Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.

    Разработка проекта.

II этап практическая деятельность - реализация проекта

Срок

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора

Октябрь

Беседа о народах Поволжья.

Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья».

Д/и « Одень куклу в национальный костюм»,

«Подбери узор», «Чей головной убор?»

Изготовление из папье-маше женского головного убора «Кокошник», мужского татарского национального головного убора «Тюбетейка»

Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов Поволжья.

Рассказывание русских и татарских сказок.

Ноябрь

Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья.

Посещение экспозиций в краеведческом музеи (экскурсия) «Своя избушка - милая подружка»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Раскраска «Народные костюмы»

Создание книжки-малышки «Национальный костюм»

Праздник «День народного единства»

Участие в муниципальном фестивале народностей

«В семье единой»

Декабрь

Совместные посиделки с родителями и детьми:

«Мои корни», «Традиции»

История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты.

Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды»

Изготовление кукол-берегинь (представителей народов Поволжья

НОД «Музыка народов Поволжья»

Развлечения «Сказки народов Поволжья»

Январь

Чтение сказок народов Поволжья

Беседа -семейные обряды

Разучивание подвижных народных игр

Театрализация народных сказок

Рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнаменты Саратовской губернии».

Разучивание танцев

русского, татарского, казахского.

Февраль

Беседа «Как появилась кукла»

Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры».

Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок».

Разучивание подвижных народных игр

«Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла» - изготовление кукол

Развлечение «Где обычаи чтут, там весело живут»

Март

Беседа: Обряды и праздники, связанные с жизнью человека

Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор»

Оформление фото-альбома «Национальные праздники»

Украшение мордовского национального пояса бисером

Весенние обрядовые заклички.

Развлечение «Масленица»

Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка».

Апрель

Просмотр слайдов: Национальные традиции в ремеслах

Сюжетно ролевая игра «Магазин посуды».

Раскраска «Домашняя утварь и предметы быта»

«Укрась фартук» орнамент татарского народа.

Разучивание пословиц и поговорок о труде разных народов.

Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни», «Татарская колыбельные песни», «Чувашская колыбельные песни».

Открытый показ НОД «Национальное наследие. Народы Поволжья»

Физкультурный праздник «Фестиваль народных игр»

Создание альбомов семейных традиций

Развлечение

«Дружно мы живем в краю нашем родном»

Мероприятия с родителями дошкольников:

    Родительское собрание на тему «Формирование чувств национального достоинства» - октябрь.

    Беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» - декабрь.

    Дискуссия «Расширение кругозора детей через музей быта» (за и против) – март.

    Консультации для родителей:

- «Как играть в народные игры» (ноябрь)

- «Подвижные игры разных народов» (январь)

III этап - заключительный

Анализ и обобщение полученных результатов. Презентация проекта.

Список литературы

    «Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003

    Русские народные игры» http://www.laduski.ru

    «Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002

    Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.

    Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

    Гурьянова Н.Ю., Горина Л.В. Реализация этнопедагогического подхода в обучении дошкольников пению. // Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..

    Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..

    Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012

«Система педагогической деятельности детского сада по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».
Творьянович Галина Ивановна, заместитель

заведующей по воспитательно-воспитательной работе

МБУ д/с № 64 «Журавлёнок»
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.

Наш детский сад работает по Программе «Детство +» (авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.). Данная программа предполагает со среднего возраста детей знакомить с русским фольклором и произведениями других народов мира, а в старшем дошкольном возрасте у детей развиваются элементарные представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях их внешнего вида, одежды, типичных занятиях.

В программе «Детство +» задачи приобщения к культурным традициям представлены в разделе «Социально-нравственное воспитание». В старшем дошкольном возрасте в программе выделены следующие задачи:

Расширение представлений о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим и т.д.)

Формирование представлений о многообразии народов мира, об особенностях внешнего вида, национальной одежде, типичных занятия различных народов.

В работе по вопросу приобщения детей к истокам народной культуры мы опираемся на:


  • базисную программу развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (Т.И.Бабаева),

  • программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.П.Князева, М.Д.Маханева),

  • «Радость творчества» (О.А.Соломенникова).
Взяв за основу программу «Детство», изучив её содержание по приобщению дошкольников к народной культуре, мы пришли к выводу, что в ней большое внимание уделяется таким задачам, как:

  • Углубление представлений о семье и знаний о родственных отношениях;

  • Развитие представлений о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов.
Но задачи ознакомления детей с прошлым своего края, с его историей ставятся очень обще. Поэтому мы решили использовать в качестве дополнения парциальную программу О.П.Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», а также «Радость творчества» О.А. Соломенниковой.

В программе О.П. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» четко обозначены приоритеты работы по данной проблеме:


  • обогащение предметно-пространственной среды предметами, носящими национальный характер;

  • использование фольклора во всех его формах;

  • народные праздники и развлечения, традиции;

  • ознакомление с народной декоративной росписью.
Мудрые люди говорят, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласить­ся. Наверное, самый благодарный труд- возрождение забытых на­циональных ценностей. К счастью, детство - то время, когда воз­можно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры .

Несколько лет назад, наше дошкольное учреждение начало работу по проекту «Народы Поволжья». Уже в младших группах мы приобщаем малышей к народной игруш­ке (пирамидке, матреш­ке, вкладышам, катал­кам, качалкам, игрушке-забаве). Мы знакомим малышей с русскими на­родными играми, хорово­дами, песнями, сказками, загадками, декоративно-прикладным искусством.

Во-первых, окружа­ющие предметы, воспи­тывающие в ребенке чувство красоты, любознательность, долж­ны быть национальными. Это поможет детям с са­мого раннего возраста понять, что они - часть великого русского наро­да.

Во-вторых, мы реши­ли оборудовать в виде деревенской избы поме­щение. В результате в небольшой комнате раз­местились предметы до­машней утвари, у печи - ухват, кочерга, на полках - предметы народного прикладного искусства, сундук с одеждой, прял­ка, чугунный утюг, вере­тено, люлька и многое другое. Гордость нашего музея – русский самовар. Дети с удовольствием идут на занятия по ознакомлению с на­родным творчеством в русскую избу «Горница».

Работая с детьми, мы часто используем посло­вицы и поговорки. Они помогают устанавливать эмоциональный контакт между ребенком и взрос­лым. Использование по­любившихся произведе­ний народного творче­ства в играх значительно обогащает словарь де­тей, делает их речь эмо­ционально выразитель­ной.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой .

Как жили люди Поволжья? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам народной культуры Поволжья, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и был создан нами проект «Народы Поволжья». Данный проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской, мордовской, татарской и чувашской культуре.

Проект предусматривает работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию и приобщению к народной культуре Поволжья детей в возрасте 2-7 лет. В данном проекте представлена система духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа. Принципы воспитания, положенные в основу проекта следующие:

Принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

Принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.о. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников;

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т.е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.

6 модуль «Музейная педагогика»

Включает в себя организацию в ДОУ интерактивных выставок, посещений краеведческого музея, создание на базе ДОУ, группы мини – музея Русской старины, декоративно- прикладного искусства. Т.С. Комарова подчеркивает, что трудности в ознакомлении детей с народами разных стран, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). Оборудованная в ДОУ экспозиция «Русская изба», в которой собраны предметы старины и быта крестьян.

Наглядно – образно представить детям жизнь и быт крестьян; познакомиться с посудой и утварью русской избы; назначением русской печи и других предметов быта.

В рамках данного модуля были организованы:


  1. выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представлены
предметы народного декоративного творчества;

  1. выставка «Пасхальных яиц», на которой были представлены множество украшенных пасхальных яиц, композиции библейских сюжетов и различные макеты на пасхальную тему;

  2. выставка матрешек, как сувенирных, так и изготовленных руками детей: из глины, бумаги, соленого теста, папье-маше;

  3. выставка рисунков, бумажных и тряпичных кукол, различные детские работы посвященные праздникам народного календаря;

  4. тематические выставки «Дымково», «Гжель», «Хохлома» и др.

  5. выставка кукол «Куклы наших бабушек», на которой ребята смогли познакомиться со старинными куклами: куклы-обереги, тряпичные куклы, игрушки из глины, соломы, куклы-закрутки; увидели, чем отличаются куклы для игр и обрядовые игрушки (свадебная, пасхальная, кукла-оберег).

  6. посещение музея, выставочных залов.
7 модуль «Семья»

Прежде чем начать знакомство детей с традиционной культурой, необходимо было выявить уровень знаний родителей по данному вопросу. Анкетирование родителей показало, что 78 % родителей - с очень низким уровнем знаний о русской культуре, организации жизни по народному календарю, православных праздников. В таких семьях, история семьи, не прослеживается дальше второго поколения.

35% родителей - имеют представления о народных праздниках, они знают свою родословную, интересуются прошлым своей семьи.

62% родителей считают, что не могут самостоятельно рассказать детям о русской культуре на доступном дошкольном языке.

82% родителей поддерживают проводимую в детском саду работу с детьми , так как считают, что она способствует расширению детского кругозора, формированию мыслительной деятельности и подготовке к школе.

8% родителей безразлично относятся к организации работы с детьми в этой области, потому что считают, что эта тема устарела и в современном обществе есть более насущные проблемы.

Итоги анкетирования показали, что важность работы по приобщению к истокам русской традиционной культуры необходимо объяснять родителям.

В группе велась работа в рамках семейного проекта «Моя семья».

Цель данного проекта сформировать представление детей о народной культуре, народных традициях. Работая над проектом, совместными силами был оформлен альбом, странички которого готовили семьи воспитанников. Каждая страничка отражала сведения об традициях каждой семьи, их быте, праздниках, традиционных занятиях, любимых играх и игрушках, а так же включала народный фольклор и подвижные игры. Оформление альбома было продолжено страничками «Моя семья и мои друзья» с целью формирования представлений детей о том, что в каждой семье могут быть родственники и друзья различных национальностей.

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе “Путешествие по Волге”.

Цели:

  • расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине,
  • дать детям общее представление о Мордовской республике,
  • познакомить с Мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством,
  • воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.

Материал к занятию: карта России, флаги и гербы России, Чувашии, Мордовии, Татарстана, народный мордовский костюм, иллюстрации одежды мордвы, аудиозапись с песнями о Волге, картинки грибов, рыбы.

Предварительная работа: чтение легенд, сказок мордовского народа, рассматривание одежды мордовского народа, знакомство с гербом, флагом Мордовии, разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Волге, о Мордовии. Слушание народной мордовской музыки.

Словарь: панго, паця, береста, лыко, пулай, панар.

Ход занятия:

  • Ребята, где мы с вами живем? (В Поволжье) Почему так называется наш край? Верно, потому что мы живем на Волге.
  • Что мы с вами делали, чтобы больше узнать о Волге?
  • Правильно, ездили на экскурсии, читали стихи, легенды, сказки, рассматривали фото, картины художника Петрова, слушали песни о Волге, рисовали Волгу.

Звучит песня Пляцковского и Савельева “Волга в сердце впадает мое”.

  • Дети, о чем поется в этой песне? А давайте-ка вспомним, люди каких национальностей живут у нас в Поволжье?

Дети подходят к столу, называют символы каждого народа (флаг и герб).

  • Дети, а вы хотите побывать у кого-нибудь в гостях?
  • Мы сегодня побываем в гостях у мордовского народа.

Дети с воспитателем подходят к карте – воспитатель показывает на карте, где находится Мордовия, называя главный город Саранск. Показывает флаг и герб Мордовии. Дети рассматривают его. Воспитатель объясняет значение герба.

  • Как вы думаете, ребята, чем отличается природа Мордовии от природа Чувашии, Татарстана? Чем занимается народ Мордовии? (Выращивает хлеб, занимается охотой, гончарным делом, делает изделия из бересты)

Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме.

  • Дети, к нам пришла гостья.
  • А как тебя зовут? (Алдуня)
  • Это русское имя? Что вы чувствуете, когда произносите это имя? А как вас зовут? (Дети проговаривают свои имена)
  • А одежда у нее какая необычная. Эта девочка – мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм.

Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм.

  • Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)

Алдуня:

  • Ребята, я вам принесла картинки с изображением одежды нашего народа. Это – панго – праздничный головной убор замужней женщины. Паця – платок. Налобная повязка , вышитая бисером. Венок из искусственных цветов – девушки.
  • Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют)
  • А вот это – обязательный атрибут костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай . (Дети повторяют, как называется пояс) Панар – это белая женская рубаха.
  • А сейчас я вам расскажу легенду о мордовском богатыре Пере (Коротко рассказывает).

Воспитатель:

  • Ребята, очень красивые места в Мордовии, а мы все с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя… Россия.
  • Для каждого из вас дорог тот край, где вы родились. (Cпросить 2-3-х детей, где родились). Для нашей гостьи это Мордовия, для меня – Ульяновская область, а для всех нас и для Алдуни – это большая Родина – Россия. Володя прочитает нам стихотворение.

Родина моя, бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал,
Все места для нас святые,
Где бы ты в России не бывал.

  • Какие пословицы вы знаете о Родине и России?
    1. Воздух Родины – он особенный – не надышишься им.
    2. Жить – Родине служить.
    3. Лучше нет родного края.
    4. На родной стороне и ворона родная.
  • Алдуня, а какие пословицы есть у мордовского народа о Родине?
    1. Без ветвей не дерево – без детей не семья.
    2. В родном краю, как в раю.
    3. Краше Родины нет ничего.
    4. На родной стороне и камушек знаком.

Алдуня приглашает детей на выставку.

  • Ребята, мордовский народ очень трудолюбив и гостеприимен, есть у нас и свое народное творчество. Это ткачество, вышивка, работа с деревом, плетение корзин, туесков (дети рассматривают).
  • Ребята, а мне бы хотелось узнать, что вы знаете о Мордовии, о ее лесах.

Дети говорят, что в лесах много грибов и ягод. А в озерах много рыбы. Дети показывают картинки и называют грибы и ягоды.

Алдуня:

  • Очень богат наш край, наш народ любит свою Родину и заботится о лесах, реках, бережет достояние республики.
  • У нашего народа много традиций и обычаев. А какие у вас в группе есть традиции?
  1. Справляем именины детей.
  2. Рябинкины именины.
  3. Устраиваем день цветов.
  4. Синичкин день рождения.
  5. День рождения Земли.
  6. Экологические тропы.
  7. Проводы зимы, масленица, колядки.

Алдуня:

  • Мы тоже любим праздники. У нас есть праздник “Кереть-озке”. “Кереть” - означает плуг, “озке” - моленье. Этот праздник посвящается посевным работам.
  • А на праздниках мы играем в игры, поем, пляшем. Вот я и хочу с вами поиграть в игру “Раю-раю”.
  • На память о нашей встрече я дарю вам эту книгу – “Былины мордовского народа”.

Звучит песня “Волга в сердце впадает мое”. Девочка прощается, уходит.

  • Очень много мы узнали. О чем? О ком?
  • Очень много людей разных национальностей живет у нас в Поволжье. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей – мордва, татары. Все они вместе дружат, вместе играют.

Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля, -
Все напоминает нам о самом важном –
Только здесь родимая земля!

Конспект познавательного занятия в полготовительной группе “По родныи волжским просторам”.

Цели:

  • расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье,
  • закрепить знания о быте, одежде татар, мордвы, чувашей,
  • воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

Материал к занятию: карта России, бумажные куклы (в национальных костюмах – татар, мордвы, чувашей, русских), национальные детские костюмы (татарские, мордовские, чувашские, русские), женские украшения, д/игра “Назови правильно”, фрагменты национального быта чувашей, татар, русских (полотенца, посуда, головные уборы, костюмы), д/игра “Назови одежду”, “Узнай растение”, “Чей головной убор”.

Лексика: волжане, Татарстан, Мордовия, Чувашия, многонациональная, гостеприимство, Русь деревянная.

Предварительная работа: чтение русских, чувашских, татарских, мордовских сказок, легенд, рассматривание национальных народных костюмов (русских, татар, мордвы, чувашей), рассматривание вышивок, заучивание стихов о Волге, частушек, татарских и чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в краеведческий музей, в мини-музей д/с.

Ход занятия:

В группу приносят телеграмму “Встречайте, скоро буду. Почемучка”.

  • Ребята, к нам в гости едет Почемучка! Кто он?
  • Как вы думаете, зачем он приезжает?

Слышится звук подъезжающего автомобиля. Стук в дверь. Появляется Почемучка:

  • Здравствуйте, ребята. Меня зовут… (дети – Почемучка)
  • Почемучка, а почему тебя так назвали?

Почемучка:

  • А потому, что я все время задаю всем вопросы. И у вас тоже хочу спросить. Почему вы здесь собрались? А где вы живете?
  • А что такое Тольятти, Волга, Россия? Почему вы себя называете волжанами? А почему Россию называют многонациональной страной?

Ребята:

  • Почемучка, если ты хочешь узнать что-нибудь, то мы приглашаем тебя совершить вместе с нами путешествие по русской реке Волге.

Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей, родной.

Почемучка:

  • А где протекает Волга? Где она родилась?
  • Приглашаем тебя к карте.

Ребенок:

Скатываясь с древнего Валдая,
Через Нижний, прямо на Увек,
Все спешит, спешит, в себя вбирая
По пути семь тысяч рек,
Меж болот, из мелкого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в речку. (С. Маршак)

  • Все мне ясно, а почему говорят, что на Волге живут разные народы?
  • Ты задал правильный вопрос, Почемучка. Россия – самая большая страна в мире, посмотри на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина. А мы живем на Волге и потому нас называют волжанами. На берегах Волги, Почемучка, живут (дети прикрепляют маленькие фигурки) мордва, татары, чуваши, русские, другие народы.
  • Как много и какие все красивые.
  • Почемучка, а ты посмотри на нас внимательно, что-нибудь замечаешь необычного?
  • Ой, и правда, ребята, вы одеты необычно. А почему?
  • А это секрет, оставайся с нами и мы тебе все покажем и расскажем.

Звучит чувашская народная мелодия. Девочка, одетая в чувашский национальный костюм, приглашает детей и Почемучку на посиделки (все приглашения на чувашском языке с переводом). Их встречает хозяйка в национальном чувашском костюме и рассказывает о своем народе.

Д/игра “Назови одежду”. П/игра “Скок-перескок” (на какую русскую игру похожа?).

Почемучка:

  • Как интересно, и необычно. Спасибо вам, ребята! А у меня для вас письмо.

Воспитатель читает: “Исэнмсеэ балалар, безнек осигэрэхим интегех”. Перевод.

  • Ребята, Почемучка, это приветствуют нас на татарском языке и приглашают нас в гости.

Хозяйка приглашает на татарском языке с переводом:

Пошмак су, почерек су
Син мине яхиш то
Битяэрем аллансын
Кулларым ачарсым.

Хозяйка приглашает, дети рассматривают ее одежду, называют ее.

  • А что еще на голове носят татарские женщины? (Калфан) А мужчины? (Тюбетейки)
  • Дети, а чем отличается татарская вышивка от вышивки людей других национальностей?
  • А как пьют чай татары? (Из пиалы, крепко заваренный и наливают понемногу)
  • А я приготовила вам игру “Найди головной убор”. П/игра “Каравай”.

Радыхнын, турган конеэ
Без петердек ах калаг
Менэ тундый кинлектэ
Менэ тундый торлыктэ
Менэ тундый тэбэнэк
Ак калаг ат калаг
Телегэнецне алда кач!

  • Спасибо, хозяюшка, загостились мы у тебя! До свидания.

Почемучка:

  • Ой, хорошо в гости ходить, я не против еще к кому-нибудь зайти. А вы, ребята?
  • Ребята, у меня есть небольшой ларец. Он необычный.

Волшебный ларец:
Позвони в бубенец,
И попали во дворец.
Открывается палата,
Посмотрите, чем она богата?
Нет ли там чудовищ?
Много ли сокровищ? (Да)

  • Сейчас мы это узнаем!

Воспитатель открывает ларец, и дети рассматривают украшения мордовских женщин.

  • Дети, что это? (Это украшения) Кто их носил? (Женщины) А женщины какой национальности?
  • Это – пончо – праздничный головной убор мордовских женщин. А из чего он сделан?
  • А это что? (Нагрудное украшение) Из чего? (Из бисера)
  • А это что? (Пулай – пояс) Из чего сделан? Для чего монеты, колокольчики?
  • Дети, а чем отличается природа Мордовии от Татарстана, Чувашии.

Д/игра “Что растет?”. П/игра “Раю-раю”.

Почемучка:

  • Ой, музыка слышится. Да, я ее узнаю, это русская народная песня.

Воспитатель:

  • Почемучка, посмотри на ребят и найди среди них девочку и мальчика в русских национальных костюмах.
  • Вижу, вижу, вот они. Выходите, ребята.

Дети приглашают в гости к бабушке Лие.

Встречает хозяйка: “Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, очень рада видеть вас у себя в гостях! Для дорого гостя - и ворота настежь!”

Воспитатель:

  • Видим, что рады вы нам!
  • Я гостей ждала, да блинов напекла. Проходите и рассаживайтесь на скамейки, которые смастерил мой хозяин Егор.

Ребенок:

Русь деревянная, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.

Почемучка:

  • А вы, ребята, какую-нибудь песню знаете?
  • Да! Про блины. (Песня “Блины”)

Воспитатель:

  • Дети, а когда у нас на Руси пекут блины? (На масленицу)

Почемучка:

  • А почему Русь деревянной называют?
  • Потому что дома рубили из дерева, посуда была деревянная (хозяйка все показывает и нахваливает).

Воспитатель:

  • Почемучка, тебе ребята приготовили загадки, а ты должен отгадки найти здесь, в избе.

В лесу кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. (Топор)

Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)

Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)

Почемучка:

  • А теперь я вам загадаю, отгадка тоже здесь, в избе.

Что за урод, нога и рот,
Ничего не вижу, ртом таскаю
Жижу, сама не глотаю, а выливаю. (Ложка)

  • Молодцы! А еще я слышал, что на гуляньях русский народ всегда частушки поет.
  • Да, мы тоже частушки знаем!

Я пойду, разойдуся
По зеленой, по траве,
Заиграли гармонисты,
Все волнуется во мне.

Эй, девчушки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире,
Не одна плясать пойду,
Нас идут четыре.

Мы в Тольятти родились,
И в Тольятти мы живем,
Мы – девчоночки-волжанки,
И нигде не пропадем!

Этот город, что на Волге,
Был Татищевым открыт,
Где теперь мы строим “Лады”
И на всю страну гремим!

Хозяйка:

  • На Руси сейчас идет масляная неделя. Сегодня вторник – заигрыш. Вот и поиграем с вами в игру “Русский хоровод”.

Хозяйка:

Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не найду едоков.
Хозяйку потешьте –
Блинов моих поешьте.
Не красна изба углами –
Красна пирогами.

Дети:

  • Спасибо вам, хозяюшка, наделил бы вас господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем.

Почемучка:

  • Вот здорово-то как!

Воспитатель:

  • Ребята, мы побывали сегодня в разных местах. Люди везде добрые да приветливые. Недаром говорят: “Где дружат – там живут, не тужат!”
  • А вы пословицы о дружбе знаете? (Ответы детей)
  • Ребята, по масляной неделе завтра среда-сластена. Вот и приглашают хозяйки всех жомов, где мы были, нас на чаепитие за стол, за угощение.

Хозяйки подают угощение. Называют блюда на своем языке с переводом.

Конспект занятия в старшей группе “Путешествие в прошлое Ставрополя”.

Цели:

  • учить рассказывать о своем городе,
  • расширить представления детей об истории родного города,
  • развивать интерес к народной культуре и традициям,
  • воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине, к истории возникновения г. Ставрополя.

Лексика: редуты, батареи, усадьба, ров, гимназия.

Материал к занятию: макет города-крепости, города Ставрополя, фотоиллюстрации Ставрополя, материал для труда, портреты В.Н. Татищева и калмыков.

Ход занятия:

  • Ребята, мы сегодня с вами поговорим о прошлом нашего города.

Воспитатель приглашает детей подойти к макету крепости-города Ставрополя-на-Волге. Поясняет, кто считается основателем города, как с греческого переводится “Ставрополь” - город Святого креста. По макету воспитатель спрашивает детей, что в первую очередь построили.

Стихотворение:

Вдалеке просторы Волги,
А вокруг стена крутая,
Вдоль стены глубокий ров,
Здесь амбары и склады,
Что построили казаки.

  • Стену, глубокий ров, потом дом для калмыцкой княжны Анны Гайшиной, церковь и дом для священника, казармы для казаков, архив, канцелярию (дети все это показывают на макете), склады и амбары (воспитатель спрашивает детей, что такое склады и амбары).
  • Дети, а как вы думаете, для чего построена крепость? (Ответы детей, воспитатель добавляет)
  • Ребята, а что было установлено в крепости для охраны от набегов врагов? (4 батареи, 2 редута, спросить, что такое батареи и редуты, дополнить ответы детей, предложить детям самим поставить их на макете).
  • А сейчас мы поиграем (д/игра “Выбери правильный ответ”). Ребята, вам нужно выбрать правильный ответ на вопрос “Для чего в старину строили города?”

а) чтобы жители занимались ремеслом,
б) для защиты горожан от врагов,
в) для того, чтобы торговать,
г) чтобы людям было удобнее жить.

А вот здесь у меня для вас другое задание (игра “Назови и покажи правильно”).

1. Сколько батарей было установлено в крепости?
2. Сколько в крепости было построено редутов?
3. Сколько было ворот у крепости?

  • Шли годы, город-крепость Ставрополь строился, расширялся. Появились в Ставрополе улицы, площади, магазины, церковь, пристань, санаторий, дачи, (воспитатель приглашает детей к стенду)

Дети подходят к выставке “Из истории Ставрополя-на-Волге”. Рассматривают фотографии, вместе с воспитателем дети ведут беседу.

  • Ребята, а что означает в переводе слово “город”? (Забор, ограда)
  • А как вы думаете, из чего строили в Ставрополе дома? (Из камня, из дерева)
  • А где брали белый камень?
  • А как вы думаете, сажали ли в Ставрополе около домов деревья, цветы?
  • Конечно, особенно много было в Ставрополе сирени. Много разных видов.
  • Ребята, а теперь посмотрите на эту фотографию. Это женская гимназия в Ставрополе (дети объясняют слово гимназия). А почему женская? (Ответы детей)
  • А сейчас постарайтесь объяснить значение других слов:

Санаторий - это...
Пристань - это...
Амбары - это...
Склады - это...
Казаки - это...
Волга - это...
Жигулевские - это...

  • А вот здесь новое задание: вставьте в слова пропущенные буквы (г...род, кр...пость, ул...ца). буквы: гласные или согласные.
  • Молодцы, вы справились с заданиями. Ребята, а вот перед вами макет нашего города Ставрополя.

Дети вместе с воспитателем рассматривают макет, воспитатель предлагает его озеленить и заселить.

Ручной труд из полуготовых форм (кошки, собаки, лошади, деревья).

Вот и готов наш макет города предков, а называется он... А как еще можно назвать Ставрополь?

  • Молодцы, ребята! А сейчас вы оцените себя, как вы справились со всеми заданиями (самооценка детей).

Совместная деятельность.

Предварительная работа:

  • Экскурсия в музей историко-культурного наследия,
  • Выставка “О чем говорят раскопки”,
  • Экскурсия в ТКМ на выставку “Путешествие по старинному городу,
  • Рассматривание иллюстраций о Ставрополе, работа с макетами “Ставрополь в XVIII веке” и “Ставрополь в XIX веке”.

Последующая работа:

Работа с листами активности из альманаха по краеведению “Твой Ставрополь-Тольятти” (опыт работы ДОУ №169), посещение тематической выставки в музее д/с “Ставрополь в прошлом”, чтение отрывков из книги В.А. Овсянникова “Ставрополь-Тольятти”, составление кроссвордов, шарад по усмотрению педагога.

Интеграция с другими видами деятельности:

  • игровая деятельность (с/р игры “Путешествие”, д/и “Ремесла и промыслы в Ставрополе”, “Что нужно для работы гончару, кузнецу, плотнику и бондарю?”),
  • художественная литература (чтение книг о труде взрослых “Делу время, потехе – час”, стихи, рассказы, пословицы, песни, приметы, Москва, “Детская литература”, 1988, А.Навроцкий “О кузнецах и кузницах”, З.В. Левицкая “История Отечества для детей”, “Владос”, Москва, 1996),
  • художественно-творческая деятельность (рисование “Городок на Воложке”, “Мой Ставрополь”, лепка “Предметы и орудия труда ремесленников”, ручной труд – изготовдение из папье-маше орудий труда для кузнеца, плотника),
  • развитие речи (составление творческого рассказа о городе).

Задания для родителей: подобрать материал о Ставрополе.

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами

Поволжья.

  1. Образовательные:
    1. Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
    2. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.
    3. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.
  2. Развивающие:
    1. Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.
  3. Воспитательные:
    1. Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь.
    2. Прививать уважение друг другу.
    3. Формировать навыки взаимоконтроля.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Словарная работа: Поволжье, Чебоксары, Уфа, достопримечательность.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрации по республикам Поволжья.

Оборудование и материалы: воздушный шар, разрезные картинки, магнитофон, экран, ноутбук, кепка, руль, скакалка, «волшебный мешок», тюбетейка.

В группу залетает воздушный шар, а к ниточке привязан конверт. Воспитатель обращает внимание детей на происходящее и сообщает, что конверт не подписан, предлагает вскрыть конверт и посмотреть что там. Воспитатель вскрывает конверт и находит разрезные картинки, затем предлагает собрать их, чтобы узнать, что за картинки получатся. Дети собирают картинки, а на картинке изображены люди в национальной одежде.

Ребята! А теперь проверим, правильно ли вы собрали пазлы. Предлагаю вам посмотреть на экран и проверить, правильно ли у вас получилось? (дети проверяют)

Это национальные костюмы народов Поволжья – русский народный костюм, татарский народный костюм, башкирский народный костюм, чувашский народный костюм.

Молодцы, ребята! Вы когда-нибудь бывали в этих республиках? А я вам предлагаю отправиться в путешествие по этим республикам.

Ребята, а вы любите путешествовать?

Как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие? (на поезде, на самолёте, на пароходе, на автобусе)

Я вам предлагаю поехать на автобусе. И нам нужен водитель. Лев будет у нас водителем. А я буду гидом. Буду рассказывать об этих республиках.

Вот и наш автобус. Садимся поудобнее и поехали. (музыка «Мы едем - едем»)

Ребята! Мы с вами живём в большой стране. А как называется наша страна? Да, правильно, Россия.

Россия многонациональная страна. Там живут люди разных национальностей. Живут они мирно и дружно. Дети, а знаете ли вы, какая самая длинная река в России?

Да, это река Волга. На берегу Волги живут люди разных национальностей и расположены разные республики, такие как Башкортостан, Чувашия, Удмуртия, Мордовия, Марийская Республика. Все жители, живущие в этих республиках, являются народами Поволжья.

Мы делаем первую остановку – это республика Башкортостан. Столица Башкортостана – город Уфа, самый зелёный город России.

Какой город является столицей Башкортостана? (дети отвечают хором и по отдельности)

Башкортостан – очень красивый и богатый край. Республика богата лесами, реками, озёрами и горами. Также много полезных ископаемых. Здесь добывают нефть, газ, уголь, железо, цинк, медь. И ещё Башкортостан славится своим мёдом – знаменитый башкирский мёд.

Время идёт, ребята, нам пора отправляться в путь. Занимаем свои места и продолжим наше путешествие.

Ребята! В какой республике мы были в гостях?

Мы были в республике Башкортостан.

Как называется столица Башкортостана?

Столица Башкортостана – город Уфа.

Наша следующая остановка республика Чувашия. Столица республики - город Чебоксары. Город красивый. Он очень известный своими достопримечательностями (достопримечательность – место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью), такими как Мать – покровительница (символ столицы, посвященный матери), Присурский заповедник (охраняемая территория, где охота запрещена), Музей В.И.Чапаева (он герой гражданской войны; в музее хранятся и изучаются исторические данные).

Назовите столицу Чувашии? (Столица Чувашии – город Чебоксары.)

Скажите, ребята, а что больше всего любят дети? (Ответы детей.)

Конечно же, играть. Игра - любимое занятие и детей, и взрослых. У каждого народа есть своя народная игра. Сейчас поиграем в чувашскую народную игру «Луна или солнце». (Воспитатель объясняет правила игры.)

Ребята! Как называется игра? (Игра называется «Луна или солнце».)

Молодцы, ребята. Поиграли, отдохнули, а теперь садимся в автобус и продолжаем наше путешествие.

Мы возвращаемся к нашей любимой республике. Впереди наша республика. (Воспитатель обращает внимание детей на экран.)

А в какой республике мы живём? (Мы живём в республике Татарстан.)

Назовите столицу нашей республики? (Столица нашей республики – город Казань.)

Дети! Казань прославилась на весь мир тем, что здесь проводились такие большие мероприятия, как «Универсиада» (спортивные соревнования среди студентов), чемпионат мира по водным видам спорта (плавание, прыжки в воду, игры на воде). А в 2018 году Казань станет одним из городов – организаторов, где будет проводиться чемпионат мира по футболу.

Ребята! Как вы думаете, какие люди разных национальностей живут у нас в Татарстане? (В Татарстане живут татары, русские, башкиры, чуваши, мордва, марийцы.)

Да, ребята, в Татарстане живут люди разных национальностей и живут они очень дружно.

Вот и мы вернулись в наш любимый родной город. Как называется наш город? (город – Набережные Челны).

Давайте, ребята, подойдём к экрану. Набережные Челны известны всему миру. Наши челнинские КАМАЗы являются лучшими в мире.

Послушайте стихотворение о нашем городе:

Набережные Челны – любимый город,

Набережные Челны – зелёный сад,

Я в любое время года

С Набережными Челнами встрече рад!

Да, ребята, в нашем городе очень красиво. Визитной карточкой Набережных Челнов считается «Праздник цветов». Как вы думаете, почему этот праздник называется праздник цветов? (ответы детей). Это один из самых любимых праздников города. Здесь вы видите своих любимых героев из мультфильмов. Они сделаны из цветов. (На проекционном экране показаны фото.)

Ребята! В нашем городе проводится всеми любимый праздник – Сабантуй. Там проводятся разные состязания, («Ат чабышы» - «Скачки», «Көрәш» - «Борьба», бег с коромыслом), поются песни, танцы, игры.

Ребята! А теперь давайте с вами поиграем в татарскую народную игру, которая называется «Тюбетейка». Правила игры: дети встают в круг, под музыку дети передают тюбетейку по кругу, у кого в руках останется тюбетейка после остановки музыки, выполняет задание. (Музыкальное сопровождение - татарская танцевальная музыка).

Молодцы, ребята! Как называется игра? («Тюбетейка».)

Ребята! Вам понравилось наше путешествие? В каких республиках мы с вами побывали? Что больше всего запомнилось? Что нового узнали? Об этом путешествии вы кому-нибудь расскажите? (Ответы детей)

Ребята! Давайте ещё раз посмотрим на экран. Это наш родной город – Набережные Челны. Вы любите свой город? Тогда подарим своему любимому городу букет красивых слов. Все эти красивые слова соберём в этот волшебный мешочек, завяжем к нему шарик и отправим его в небо. Пусть летает по небу и раздаёт этот букет красивых слов челнинцам.

Я начну, ребята, а вы продолжите. Гостеприимный, спортивный, культурный…

Когда пойдём на прогулку, возьмём с собой шар и отправим в небо наш букетик. На такой светлой ноте мы заканчиваем наше путешествие, надеюсь, вам понравилось.

Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкального

руководителя.

Актуальность темы: Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру своего народа.

Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории Саратовской области, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.

Одним из перспективных методов,способствующих приобщению дошкольников к народной культуре, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Цель проекта: формировать представление о том, что Саратовская область многонациональна.

Задачи проекта:

1. Знакомить с народными традициями и обычаями народов Поволжья.

2. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке.

3. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.

Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Художественное творчество
- Коммуникация
- Чтение художественной литературы

Музыка
- Социализация

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

План реализации проекта:

Создание ситуации для мотивации начала проекта.

Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.

Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.

Ожидаемый результат:

Предполагаемый результат:

1. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство - любовь к Родине.

2. Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов, проживающих на территории Саратовской области.

3. Формирование чувства ответственности,гордости, любви и патриотизма;

4. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Презентация проекта:

1. Фестиваль народов Поволжья «Волжские гулянья».

2. Папка - раскладушка «Наряд повидать, что в прошлом побывать».

3. «Волжское подворье».

4. Выставка кукол в национальных костюмах народов Поволжья.

5. Выставка детских работ по теме.

Презентация проекта.
Фестиваль народов Поволжья «Волжские гулянья».

Дети под мелодию песни «Ты, скажи мне, Волга» заходят в зал, держась за руки, идут змейкой, занимают свои места.
1-й ребенок: Сколько сказочных мест у России Городов у России не счесть. Может где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь!
2-й ребенок: Под самым небом - горные отроги, Внизу - поля, раздолье,ширина. Бегут тропики и пути дороги Просторы - это Родина моя.
3-й ребенок: Вот нежная и молодая хвоя
Растут подростки - елка сосна.
Здесь встанет лес сплошной стеной живою,
Богатства эти - Родина моя!
Песня «Что зовем мы Родиной» муз. Бокач.
Ведущий: Для человека Родина - это край, где он родился и вырос. Наша Родина - Саратовский край, Поволжье. Дали волжские просторные, Серебристая вода. Всем открыта величавая Волга - матушка река. Да, необычные волжские просторы, много разных народов проживает на великих и могучих волжских берегах.

Сегодня представители этих народов приехали к нам в гости. И так встречайте! Под русскую народную музыку «Как под яблонькой» входят дети в русских национальных костюмах.

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь!
Дети: Здравствуйте! (кланяются)
Ребенок: Русский народ На Волге живет, Лучше наших ребят Никто песен не поет!
Ребенок: Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семен, Иван. Встанем, братцы, все рядком Да частушки пропоем!
«Частушки»
Ведущий: Ох, и частушки ваши хороши!
Дети: Теперь мы спляшем от души!

Ребенок: Русская пляска удалью веселой,

Стоять на месте не велит!

Отбивает дробь задорный каблучок

Руки так и просятся сами на бочок.

Девочки - лебедушки плывут величаво,

Парни присядку исполняют - браво.

Эх подгорка моя, подгорушка

Потанцуй-ка со мной, моя душечка!

Русский танец «Подгорка»

Звучит мелодия татарской народной песни. Выходят мальчики и девочки в татарских национальных костюмах.

Мальчик: Исэнмесез!

Саумисыз!

Так по-татарски значит «Здравствуйте!»

На Волге живет

И татарский народ

И на славу угощают.

Девочка: Своих детишеклюбят, берегут

Колыбельныепесни для них поют.

«Колыбельная песня» (на татарском языке).

Девочка: Любят ребята из Татарстана

Петь,веселиться, плясать.

А сегодня приглашаем вас

Немного поиграть!

Ведущий: Игра называется«Буги урын»,

Что означает «Займи место». Татарская игра «Буги урын» («Займи место»)

Звучит мелодия украинской народной песни. Выходят дети в украинских национальных костюмах.

Дети: Здоровеньки буллы! Здравствуйте!

У вас в гостях украинские хлопцы и дивчата!

Ребенок: Мы не зря спешим к вам

Вдоль поволжским берегам Пусть порадуют вас Украинский перепляс.

Ребенок: Бодрый, зажигательный,

Ну, просто, замечательный.

А для танца из цветочков

Мы давно сплели веночки.

«Украинский танец»

Ребенок: Голубка прилетела

В мой цветущий сад.

Голубкасизокрылая

Тебе я очень рад.

С тобой, моя голубка,

Не будем мыскучать,

А будем вместевесело

Петь и танцевать!

Украинская игра«Голубка» обр. Попатенко

Звучит тема из «Немецких танцев» Шуберта. Выходят дети, одетые в немецкие национальные костюмы.

Ребенок: Гутен морген!

Доброе утро!

Так звучит приветствие на немецком языке.
Утром солнценад Волгой встает,
Золотыми лучами все вокруг освещает.
Легкий ветер о Волге нам песню поет.
Рады мы, что вместе этот день встречаем!

Немецкая песня «С добрымутром».

Ребенок: Кошка с мышкой играет,
Кошка мышку догоняет.
Ищет кошка дух мышиный,

В сумрак ввинчивает взгляд,

Точнофары у машины

У нее глаза горят.

Уступаюей дорогу

Повстречавшисьу ворот,

Неужелипрямо в лапы.

Мышкак кошке попадет?

Немецкая игра «Кошки - мышки».

Ведущий: Всех гостей сегодня встретили, Да как праздник наш прошел - Не заметили.

Ребенок: Народы Поволжья гостили у нас. Мы пели, плясали, Играли сейчас.

Ребенок: Давайте будем крепче дружить,
Ведь веселее вместе жить.
Русский и немец,
Татарин, хохол,
Все мы вместе
В Поволжье живем!

Ведущий: Крепко за руки беритесь,

В дружном хороводе закружитесь. Пойте громко, нестесняйтесь И друг другу улыбайтесь! Под мелодию песни «Ты скажи, мне Волга» детивыходят из зала.

Папка-раскладушка «Наряд повидать, что в прошлом побывать».

Альбом «Волжское подворье».