Фотографы пейзажисты и их работы. Художники-пейзажисты. Русские художники-пейзажисты

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Есть места и ощущения, которые не описать словами. Зато эти места можно нарисовать. Со всей проникновенностью, яркими красками, самыми звенящими чувствами. сайт подобрал для вас картины про лес. Про солнце сквозь листву, про заросшие тропинки. Величие и нежность, красоту и покой. Вашему вниманию 10 художников - певцов волшебной природы, способных погрузить зрителя в густой аромат и добрую прохладу леса. Наслаждайтесь!

Виктор Александрович Быков - известный российский пейзажист, воспевающий красоту и лиричность русской природы. Его картины реалистичны и вместе с тем сказочно воздушны. Чистые цвета, прозрачный воздух, легкость и свежесть - картины Виктора Быкова пользуются большой популярностью у частных коллекционеров из России и дальнего зарубежья.

Петер Мёрк Мёнстед - датский художник-реалист, признанный мастер пейзажа. Несмотря на многочисленные поездки по миру, полотна П. Мёнстеда в основном написаны в Дании и изображают северные нетронутые пейзажи. Работы художника украшают коллекции музеев Ольборга, Баутцена, Рандерса и многочисленные частные собрания.

Майкл О’Тул родом из Ванкувера, западное побережье Канады. Рос в атмосфере творчества, ведь его мать Нэнси О’Тул была довольно известным художником. Яркие краски, контраст и чистые тона в пейзажах Майкла О’Тула мало кого оставляют равнодушным. Майкл работает в основном акрилом, он мощно, уверенно и сочно использует цвет, играет контрастами.

Роланд Пэлмэертс родился в Бельгии, в Брюсселе. Он работал проектировщиком и иллюстратором и параллельно участвовал в выставках. Выставки оказались настолько успешными, что Пэлмэертс полностью посвятил себя живописи и преподавательской деятельности. Он - автор нескольких учебных пособий по живописи. Он - член канадского Общества Живописцев Акварели, Европейского Института Акварели и был президентом Института Фигуративного Искусства в течение пяти лет.

Илья родился в Москве. Является членом Союза художников России. Известен как художник-керамист, также замечательно владеет акварелью. Его воздушные творения, нежные, тонкие. В его лесах висит теплый туман, пропитанный мягким солнцем. Многие его работы находятся в российских музеях.

Петрас Лукосиус - литовский художник. Его многослойная живопись пронизана светом, потоки солнца обильно льются на его мистические леса, свет нежно обволакивает каждую веточку. Картины Петраса можно встретить по всему миру, в том числе Германии, Англии, Испании и Швеции.

1) Человек неразрывно связан с природой, он часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, композиторов, художников. 2) ПЕЙЗА́Ж (франц.- "местность, страна "; лат.- "село, деревня") - жанр , предметом которого является изображение природы , ее преображение и выражение отношения художника к окружающей его среде; этот жанр характерен для живописи и графики, реже встречается в скульптуре (рельеф). Как самостоятельный жанр пейзаж впервые появился в Китае ещё в VI веке. 3) Разновидности пейзажа (поджанры ): сельский, городской, архитектурный, индустриальный пейзаж . В особый поджанр выделяется марина – изображение морской стихии.

4) В 60-70е годы XIX в. возникает и утверждается русский национальный пейзаж , опирающийся на завоевание художников предшествующих эпох. 5) Основоположником его по праву является Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897 гг.). 6) Продолжали и развивали его традиции замечательные русские пейзажисты Федор Александрович Васильев (1850-1873гг.), Иван Иванович Шишкин (1832-1898 гг.), Архип Иванович Куинджи (1842-1910 гг.). 7) Вершиной русского пейзажного искусства в 60-90-х годах 19 в. признано творчество Исаака Ильича Левитана (1850-1900).

В 60-х годах девятнадцатого века в России начался период формирования реалистической пейзажной живописи. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья. В это время отдельные произведения пейзажистов уже смело могли встать в ряд с картинами жанровой живописи, являвшейся в то время самым передовым искусством. Серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Федор Васильев, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан.

9) Одной из самых прославленных в истории русского пейзажа по праву считается скромная по размеру и незамысловатая по мотиву картина А.К.Саврасова “Грачи прилетели” 1872 г. А) Незатейливый пейзаж обычного русского села. Старая церковь с колокольней, длинный дощатый забор, крыши деревянных домов, несколько тонких, неказистых, искривленных берез на первом плане, на которых прилетевшие грачи вьют свои гнезда – все на полотне кажется необыкновенно простым и знакомым. И как в тоже время все это чудесно! По-весеннему чист и прозрачен воздух, он как будто бы напоен влагой. Снег стал уже рыхлым, появляются проталины. В одной из них (справа) отражаются голубое небо, белые облака, кусты, тонкие деревья. Пейзаж написан нежнейшими перламутровыми сочетаниями красок, светлых, легких, прозрачных. (возможно написание эпитетов на доске). А если долго внимательно смотреть на картину, она покажется звучащей: можно услышать негромкий перезвон колоколов, весенний гомон суетливых птиц. Б) Художник И.Н.Крамской назвал пейзаж “лучшим и действительно прекрасным”, так как в нем есть “душа” русской природы, ее лиричность и задушевность. (Возможно использование плаката с написанными словами Крамского И.Н.) В) Пейзаж небольшого селения превратился в образ Родины, в образ всей России.

***В 1871 году молодым художником Федором Александровичем Васильевым после поездки по Волге была написана картина “Оттепель” . Чувство, вызываемое пейзажем, неоднозначно, сложно. Это пронизывающая душу тоска, одиночество: открытая ветрам равнина, жутким выглядит лес на фоне низкой свинцовой тучи; заброшенной, сиротливой кажется заснеженная крестьянская изба, стоящая в стороне от дороги; грустным представляется положение путника с ребенком среди безмолвной равнины, на талой дороге, по которой ни пройти, ни проехать. ***Но к чувству бесприютности присоединяется и надежда на скорое весеннее пробуждение жизни. Все же потеплело, оттаяло в природе, мороз сдался – “оттепель”. И эти, казалось бы, противоположные чувства объединяются ощущением красоты и гармонии изображенного.

Красота и гармония достигаются композицией пейзажа, в которой выдержана внутренняя соразмерность, уравновешенность всех ее частей, где центром является группа высоких деревьев, и его живописью (теплые коричневые и холодные серые тона, составляющие

10) Художник-пейзажист И.И.Шишкин – непревзойденны1 мастер в написании соснового леса . А) На картине “Сосны, освещенные солнцем” - солнце золотит прямые стволы сосен, развертывается лесная жизнь со всеми ее приметами и подробностями. Срезая рамой верхушки стволов, этот прием мы заметили и в других его работах, художник усиливает впечатление огромных деревьев, которым, кажется, не хватает места на полотне. Мощные вековые сосны даны во всей своей красоте. Каждая сосна красива по-своему, но в целом, это единый мир природы, полный жизненных сил. Чудится терпкий запах сосен, кажется, что хрустнет под ногами сосновая шишка. Очень много солнца и света исходит от этой картины. Б) Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. «Туман в сосновом лесу», имевший успех на передвижной выставке в Москве мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены (медведей). В) «Рожь». Тему для этого произведения - как и для многих других своих картин - Шишкин нашёл на родине , во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью. Шишкина называют “певцом русского леса”; большинство его полотен посвящено изображению лесных чащ, бора, полян. Г) Картины И.Шишкина воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет. Не задушевную тонкость, легкость и хрупкость, – то, что близко было в пейзажах средней полосы России Саврасову и Васильеву, – а ее мощь, размах, величие ценил выше всего Шишкин. Д) Именно в этих качествах русской природы он видел красоту, чувствовал ее активное положительное воздействие на человека, способное вдохновить на большие дела, на творческое созидание ради будущего родины.

11) А.И.Куинджи - великий русский художник-пейзажист, преподаватель, - было очень много общего с Шишкиным. А) Ему тоже было свойственно эпическое восприятие природы, изображение широты и спокойной мощи ее бескрайних просторов, высокого неба, плавного течения рек, его картины также несли положительный заряд оптимизма, они наполнены мажорным звучанием, здоровой силой, Б) но в то же время пейзажи Куинджи разительно отличаются от шишкинских, да и от произведений других живописцев . В) Куинджи увлекали эффекты освещения, цветовые контрасты, контрасты света и глубоких теней , и именно эта особенность, прежде всего, определяет своеобразие его творчества. Г) Особенно ярко его колористические искания проявились в ночных пейзажах : “Украинская ночь ”, 1876 г. и Лунная ночь на Днепре” ,1880 г. Они-то и принесли громкую славу художнику, которого стали называть певцом лунной ночи. Д) Наибольший успех на выставке имела картина “Березовая роща”. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. Передний план погружен в тень - так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. Солнечный день запечатлен в картине чистыми, звучными красками, блеск которых достигнут контрастом, сопоставлением цветов, очищенных до белизны. Необычайную гармонию цвету придает зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья на ровной поляне. Эффект светоцветового контраста, при котором цвет не обеззвучен, а форсирован, создает впечатление ясности мира. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту. Е)Природа в “Березовой роще” Куинджи реальна и условна. “Березовая роща” не укладывалась полностью в пластику развитого реализма: мешали элементы декоративности. Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. Архип Куинджи выработал особую, только ему присущую манеру письма, построенную на контрастах света и тени.

12) Особым даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу, обладал И.Левитан – русский художник-передвижник, мастер пейзажной живописи. А) Художник очень остро ощущал любовь к скромной русской природе. Б) Всмотритесь в картину “Март” . Радость весны, начала пробуждения, воскрешения природы от зимнего снега и холода. ***Художник замечательно написал высокое синее небо, играющее на пожухлом снегу сугробов, голубые, сиреневые и лиловые тени, помолодевшую сочную хвою елей и зеленовато-темные стволы осин, тянущихся к мартовским небесам и солнцу своими ветвями. От желтизны тесаных досок, которыми обиты стены домика, веет солнечной теплотой. И хотя о присутствии в нем человека говорит лишь открытая дверь и стоящая у крыльца каурая лошадка, запряженная в легкие дровни, вся картина наполнена той особой человеческой радостью, которая приходит весной. В) “С природой одною он жизнью дышал”, - эту строчку из стихотворения Баратынского Левитан привел в одном из писем, объясняя, что в слиянии человека и природы он видел смысл работы пейзажиста. ****Торжественна, празднична красота “пышного природы увяданья” (Пушкин А.С.) на полотне “Золотая осень” .Это пейзаж – настроение , в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, так знакомого всем. Еще не облетели листья на деревьях, но они уже пожелтели, порыжели, усыпают зеленую траву золотым ковром. Г) И.И.Левитан написал один из самых проникновенных пейзажей “Вечерний звон” , воплощающий мечту художника о счастье, о мире, где нет зла и торжествуют благие начала . Красиво вечернее освещение, которое румянит и золотит легкие облака и белые стены монастырских зданий.Течение реки уводит взгляд вдаль. В центре композиции окруженный осенним лесом монастырь и высокое предзакатное небо. Кажется, что на картине отдыхает и природа, и солнце, и люди под красивый звон колоколов. Д) Так, вглядываясь в картину «Владимирка» И. Левитана невольно перед глазами всплывают образы каторжников, сосланных в Сибирь. Недаром этот пейзаж был назван «историческим». Как знамение века, он несет потомкам живую боль современника, поднявшего голос в защиту угнетенных, в защиту справедливости . С жизненной правдивостью подлинного реализма в ней переданы и воздушная среда, и пространство, и свет. Серебристо-серые холодные тона необыкновенно красочны и богаты. Каждый цвет обладает множеством дополнительных оттенков и от этого становится удивительно насыщенным и звучным. Роль композиции в картине Левитана также почти незаметна. Ощущение непосредственности, естественности композиции усиливает реалистическую жизненность произведения и обостряет выразительность той главной мысли, которая с такой искренностью вылилась из души художника. Его глубокое сочувствие угнетенных, живая боль и сострадание к судьбам народа воплотились в общем настроении природы. Е) «У омута» - одна из трех больших картин Левитана, написанных в первой половине 1890-х годов, и входящих в так называемую "мрачную трилогию" (наряду с Владимиркой и Вечным покоем). Картина была слишком личной для художника, а потому встретила непонимание у многих. В частности, Репин сказал о ней: "Надо же, какая большая картина, и все для какого-то пейзажа!". Михаил Нестеров же, близкий друг художника, верно заметил, что Омут отражает некий глубокий личный метафизический опыт художника, которому приходилось немало бродить над пропастями нашей жизни. И.Левитан, как истинный мастер лирического пейзажа, любил писать натуру в переходный период, когда одно состояние природы сменяет другое. Вывод-обобщение. Пейзажи, созданные творцами русской художественной культуры, живут в нашем сознании как задушевные картины русской природы и в то же время погружают в мир прекрасных чувств, глубоких мыслей, вечных духовных ценностей. Каждый из художников-пейзажистов был самобытным живописцем, создавшим свой уникальный образ русской природы. Таким образом, пейзажная живопись, вступив в свой реалистический этап, вышла из разряда второстепенных жанров и заняла одно из почетных мест рядом с такими жанрами, как портрет и бытовая живопись . В условиях русской общественной жизни этого периода лучшие художники-демократы не могли ограничиваться показом только темных сторон действительности и обращались к изображению положительных, прогрессивных явлений. И это в большой мере способствовало расцвету русской пейзажной живописи конца 19-начала 20 века. В России жанр пейзажа возник гораздо позже, чем в Европе, но, несмотря на это, его развитие было стремительным. Понадобилось лишь столетие, чтобы к началу XIX века он стал самым популярным, а во второй половине XIX в. достиг своего расцвета.

И.Левитан

И.Шишкин

А.Куинджи

И.Левитан. У омута.

И. Левитан. Владимирка.

И.Левитан. Март.

И.Левитан. Золотая осень.

И.Шишкин. Рожь.

И.Шишкин. Утро в сосновом лесу.

И.Шишкин. Сосны, освещенные солнцем.

А.Куинджи. Березовая роща.

А.Куинджи. Лунная ночь на Днепре.

А.Куинджи. Украинская ночь.

Пейза?ж- жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный), индустриальный пейзаж, по временам года.

Особую область составляет изображение морской стихии - марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.

В пейзаж входят некоторые основные элементы:

Земная поверхность

Растительность

Перспектива вида

Картина также может включать:

водоёмы (озера, моря, реки)

метеорологические образования (облака, дождь).

Пейзажи по пространственному принципу подразделяются на открытые, полуоткрытые, полузакрытые и закрытые.

Элементы пейзажа встречаются в искусстве глубокой древности: в изображениях сцен охоты, рыбной ловли, битв. Однако вплоть до эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Художники Ренессанса обращаются к непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства. Исключительно важное место занимает пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением жизни. В эпоху классицизма повышается содержательность пейзажа; наряду с топографическим видовым появляются эмоционально насыщенные героический и идиллический варианты пейзажа. Ведущим жанром становится пейзаж в творчестве французских импрессионистов, работавших на рубеже XIX и XX вв.; важнейшим компонентом их произведений стала вибрирующая световоздушная среда, словно оживляющая изображенные на полотнах уголки природы.

В России пейзаж как самостоятельный жанр складывается в начале XVIII в., поначалу это чисто видовой пейзаж, преобладавший в основном в графике.

Позднее в нем находят отражение мотивы и настроения, характерные для того или иного художественного направления - классицизма, романтизма и др. Значительный вклад в развитие пейзажного жанра внесли художники-передвижники (И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и др.), в их полотнах реалистическое изображение природы сочетается с драматическими или лирическими настроениями, с возвышенно-философским толкованием пейзажа.

В первой половине XIX в. в живописи романтизма пробуждается интерес к передаче различных состояний природы, своеобразию национального пейзажа, проблемам пленэра. Романтические традиции играют важную роль в русском пейзаже середины XIX в.

У художников-романтиков пейзаж становится важным средст­вом восприятия чувства любви к родине и формирования демокра­тических умонастроений. Эта роль пейзажа характерна и для русской живописи. Наиболее ясно она выступает в искусстве И. И. Шишкина, А. Куинджи, И. И. Левитана и других. В их произ­ведениях пейзаж становится средством для выражения очень глу­бокого гражданского содержания.

В искусстве XX в. признанными мастерами пейзажа стали художники прогрессивных направлений, опирающиеся на реалистическую традицию мирового искусства. В XX столетии получают развитие такие разновидности пейзажа, как городской и индустриальный.

Для советского пейзажа, проникнутого духом социалистического реализма, свойственны жизнеутверждающие образы, воспевающие красоту родной природы и красоту преобразованной трудом советских людей земли. Уже в 1920-е гг. зародился советский индустриальный пейзаж (Б. Н. Яковлев «Транспорт налаживается».,

Известные российские пейзажисты

Васильев, Фёдор Александрович

Куинджи, Архип Иванович

Исаак Ильич

Поленов, Василий Дмитриевич

Рерих, Николай Константинович

Саврасов, Алексей Кондратьевич

Иван Иванович

Юон, Константин Фёдорович

То, как художник изображает природу, тесно связано с ее общественным восприятием; точно так же зритель начинает воспринимать природу так, как она изображается в различных жанрах изобразительного и визуального искусства. Эта взаимозависимость неразделима и проистекает из традиции видеть искусство как отражение окружающего мира вообще и природы в частности.

Пейзажная живопись, пейзажи современных художников, так же как и фотографии, их возрастающая популярность говорит о желании общества стать ближе к природе, и в то же время многие художники, выбравшие для себя этот жанр, творят так, что пробуждают в зрителях уснувший интерес к пейзажам и природе.

Станковая живопись: пейзажи современных художников

Современная живопись обладает неимоверным потенциалом благодаря доступности образования, материалов, возможности путешествовать и богатым традициям пейзажной живописи. Современные художники могут почерпнуть вдохновение у мастеров, ведь их стили и техники глубоко изучены и позволяют молодым художникам лучше сконцентрироваться на своей индивидуальности и самобытности.

Современные пейзажи разнятся от фото- и гиперреалистичных до навеянных импрессионизмом или же совершенно новых, никогда раньше не появлявшихся в живописи. Благодаря широкому выбору материалов и вспомогательных средств высокого качества художники способны создавать произведения искусства дома и на ходу, выставлять их в небольших галереях или онлайн.

Написать пейзаж гуашью сегодня так же просто, как маслом или акварелью; работать кистями так же легко, как мастихином или планшетом и стилусом. Современная живопись стала более доступна не только художникам, но и зрителю, который сегодня как никогда раньше близок к искусству и может в любое время оценить пейзажи маслом современных художников, всего лишь нажав на кнопку.

Материалы

Станковая живопись, пейзажи современных художников и многие другие популярные жанры продолжают сохранять традиции, то есть картины пишутся в основном красками на холсте или бумаге. Хотя есть и исключения. Одно из таких исключений - цифровая живопись, которая хоть и стоит особняком, все же во многом разделяет характеристики своего классического прародителя. Стоит отметить, что цифровая живопись — пейзажи современных художников, выполненные с помощью цифровых технологий — может быть так же великолепна и разнообразна, как и традиционная. Доказательством тому служат удивительные работы китайского художника Zhu Haibo.

Наиболее распространенными техниками станковой пейзажной живописи сегодня являются на холсте и пейзажи акварелью на бумаге. Также достаточно распространены и пастель, гораздо реже может встретиться пейзаж гуашью, тушью или темперой.

Индивидуальный подход художник может проявить и при выборе инструментов. Немногие художники решаются отойти от привычной комбинации холст-краски-кисти, особенно при написании пейзажей, однако есть храбрецы, которые доказывают, что небольшая толика риска способна оправдать себя. Современный художник Daniel Castan пишет невероятные используя мастихин - небольшой художественный нож в форме шпателя. Его работы уникальны и своей резкостью и обрывистостью отражают дух современных городов.

Родные картины: пейзажи современных художников России

Сегодня в России немало талантливых, выдающихся пейзажистов. Вероятно, потому, что русская живопись всегда стояла немного в стороне от мирового искусства, традиция пейзажной живописи в России практически не прерывалась и почти всегда, хоть и не абсолютно, следовала традициям великих национальных пейзажистов. Среди современных художников, выбравших природу своим главным предметом изображения, самыми громкими именами являются Александр Афонин, которого называют новым Шишкиным, и Виктор Быков, чьи картины одновременно сказочно красочны и невероятно реалистичны.

Вышеупомянутые художники уже давно работают в жанре пейзажной живописи и являются опытными профессионалами с мировыми именами. Среди молодых и перспективных художников особое внимание привлекает Алексей Савченко. Художник отличается самобытностью и «эмоциональным реализмом». Его картины часто сравнивают с работами Исаака Левитана.

Современные пейзажи зарубежных художников

Среди огромного и все возрастающего потока художников всего мира очень сложно выбрать несколько самых выдающихся. Сегодня пейзаж является востребованным и популярным среди художников жанром, многие молодые талантливые живописцы находят в нем свое призвание.

В акварели нашли идеальный способ самовыражения такие художники, как Laurent Parcelier, создающий фотореалистичные пейзажи впечатливших его мест, а также Eric Laurent, чьи краски словно бегут от художника и сами создают картину, неравномерно разливаясь по бумаге.

Невероятно яркие пейзажи создает маслом китайский живописец Hong Leung; акриловые краски для создания сюрреалистических видов природы предпочитает американец Jeremy Miranda. Среди нетрадиционных материалов стоит выделить графит и растворитель, которыми пользуется Elizabeth Patterson, создавая свои уникальные «дождливые пейзажи».

Подробности Категория: Жанры и разновидности живописи Опубликовано 30.11.2015 18:35 Просмотров: 4136

Пейзажная живопись в России развивалась очень интенсивно. Она представлена многими замечательными художниками, картины которых являются мировыми шедеврами пейзажной живописи.

Пейзажный жанр в России окончательно сформировался в XVIII в. Его основоположником считают С.Ф. Щедрина.

Эпоха классицизма

Семён Фёдорович Щедри́н (1745-1804)

Выпускник Петербургской Академии художеств, С. Щедрин стал профессором пейзажной живописи в Академии. Работал в стиле академического классицизма , который продолжал занимать главенствующее положение в русском искусстве пейзажной живописи и в начале XIX в. Много работал на пленэре. Его пейзажи отличаются эмоциональной выразительностью.
Наиболее известные его работы – виды парков и дворцов в Павловске, Гатчине и Петергофе.

С. Щедрин «Вид на Гатчинский дворец с серебряного озера» (1798)
В этом же стиле работали Ф. Матвеев и Ф. Алексеев.

Фёдор Михайлович Матвеев (1758-1826)

Также является выпускником Петербургской Академии художеств. Но его творчество, в отличие от творчества С. Щедрина, посвящено в основном пейзажам Италии, где он прожил 47 лет и где умер.
Его пейзажи отличают лёгкость исполнения, точность, тёплый колорит, особое умение в изображении дальних планов.

Ф. Матвеев «Окрестности близ Тиволи» (1819). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (1753/1755-1824)

Ф. Алексеев – один из основоположников русского городского пейзажа, крупнейший мастер русской ведуты .
Окончил Академию художеств, совершенствовался в Венеции как театральный художник, но в то же время писал и пейзажи. Позже полностью оставил работу над театральными декорациями и занялся любимым делом – пейзажем. Его городские пейзажи отличаются лиричностью и тонкостью исполнения.

Ф. Алексеев «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки». Русский музей (Петербург)

Андре́й Ефи́мович Марты́нов (1768-1826)

Русский живописец-пейзажист. Выпускник академии художеств. Долго жил в Риме, затем вернулся в Россию и стал академиком живописи. Путешествовал с российским посольством в Пекин и написал много видов сибирских и китайских местностей; затем посетил Крым и берега Волги, откуда также заимствовал сюжеты для своих пейзажей. Предпринял вторичную поездку в Италию и умер в Риме.

А. Мартынов «Вид реки Селенги в Сибири»

Эпоха романтизма

В этот период самыми выдающимися художниками-пейзажистами были С. Щедрин (1791-1830), В. Садовников, (1800-1879), М. Лебедев (1811-1837), Г. Сорока (1823-1864) и А. Венецианов (1780-1847).

Сильве́стр Феодо́сиевич Щедри́н (1791-1830)

С. Щедрин «Автопортрет» (1817)
Родился в семье известного скульптора Ф.Ф. Щедрина. Художник Семён Щедрин – его дядя. В число воспитанников академии художеств был принят в возрасте 9 лет.
Первые его картины написаны в стиле классицизма, верны натуре, но в них ещё не выработался индивидуальный почерк художника.
Автор итальянских морских пейзажей.
В пейзажах 1828-30-х гг. уже присутствует романтическая приподнятость, стремление к сложным световым и колористическим эффектам. Картины отличаются тревожным драматизмом.

С. Щедрин «Лунная ночь в Неаполе»

Григо́рий Васи́льевич Соро́ка (настоящая фамилия Васи́льев) (1823-1864)

Г. Сорока «Автопортрет»

Русский крепостной живописец. Учился живописи у А. Г. Венецианова и был одним из любимейших его учеников. Венецианов просил помещика дать вольную Григорию, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого – помещик готовил его в садовники. После крестьянской реформы участвовал в крестьянских волнениях против помещика. Писал жалобы от крестьянской общины на своего помещика, за что был арестован на 3 дня. Считается, что этот арест послужил причиной самоубийства художника.
Как и большинство художников школы Венецианова, Г. Сорока писал городские и сельские пейзажи, интерьеры, натюрморты. Произведения венециановской школы отмечены поэтической непосредственностью изображения окружающей жизни.

Г. Сорока «Вид в Спасском» (вторая половина 1840-х гг.)

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780-1847)

А. Венецианов «Автопортрет» (1811)
Одним из первых показал очарование неяркой природы среднерусской полосы.
Род Венециановых происходил из Греции.
Наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. Но на многих его картинах присутствует пейзаж – художник прекрасно умел передавать светотень.
А. Венецианов является автором теоретических статей и заметок о живописи.

А. Венецианов «Спящий пастушок» (1823-1824)

Пейзажная живопись второй половины XIX века

Во второй половине XIX в. пейзажная живопись в России стала развиваться в разных стилях: по-прежнему писали в романтическом стиле М. Воробьёв, И. Айвазовский , Л. Лагорио, А. Боголюбов.
П. Суходольский (1835-1903) работал в технике сепии. Сепия – техника изображения, распространённая в живописи, графике и фотографии. Буквально слово «сепия» переводится как «каракатица» – изначально краска этого цвета для художников изготавливается из чернильных мешков каракатицы и кальмара. Этот мешок помогает моллюскам скрываться от опасности: он выбрасывает краску, которая мгновенно распространяется и делает тысячи литров воды полностью непрозрачными для хищника. В настоящее время существует и искусственная сепия для художников, но применяется и натуральная, которая привозится из Шри-Ланки. Считается, что именно натуральная сепия имеет более насыщенный цвет, она более стойкая, чем искусственная.

П. Суходольский «В деревне зимой» (1893)
Многие живописцы начали работать в реалистическом стиле (И. Шишкин), сказочно-поэтической форме (В. Васнецов), в эпическом жанре (М. Клодт) и др. О творчестве всех художников этого периода рассказать невозможно, остановимся только на некоторых именах.

Фёдор Алекса́ндрович Васи́льев (1850-1873)

Ф. Васильев «Автопортрет»

Русский живописец-пейзажист, умерший совсем молодым, но оставивший множество замечательных пейзажей.
Его картина «Оттепель» сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.

Ф. Васильев «Оттепель» (1871). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
П.М. Третьяков приобрёл картину ещё до начала выставки. Повторение картины заказал император Александр III, именно эта копия была в Лондоне.

Ф. Васильев «Мокрый луг» (1872). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов (1870-1905)

В. Борисов-Мусатов «Автопортрет»

Этот художник с удивительно чистой душой тяготел к обобщённым образам, красочности и декоративности пейзажа.

В. Борисов-Мусатов «Весна» (1898-1901)
Он умел выражать настроение через состояние природы. Весна, с цветущими деревьями и «пушистыми» одуванчиками, погружает человека в состояние светлой радости и надежды.

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (1878-1927)

Б. Кустодиев «Автопортрет» (1912)
Б. Кустодиев считается мастером портрета. Но многие его работы выходили за эти рамки – он обращался к пейзажу. В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжал на натурные работы в Костромскую губернию и создал много картин бытового и пейзажного жанра. Большое значение он придавал линии, рисунку, цветовому пятну.

Б. Кустодиев «Масленица» (1903). Государственный Русский музей (Петербург)
В этот же период времени в русской пейзажной живописи окончательно утвердился пленэр. В дальнейшем развитии пейзажа важнейшую роль сыграл импрессионизм , оказавший влияние на творчество почти всех серьёзных живописцев России.

Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов (1830-1897)

А. Саврасов (1870-е гг.)
А.К. Саврасов стал основоположником лирического пейзажа, он сумел показать ненарочитую красоту и нежность неброской русской природы.
А. Саврасов окончил Московское училище живописи и ваяния. Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду». По замечанию историка искусства Н. А. Рамазанова, художник «передал... момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы – быть ливню».

А. Саврасов «Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду» (1851)
Самой известной работой А. Саврасова является картина «Грачи прилетели». Но она стала настолько культовой, что затмила все другие его замечательные пейзажи.
Жизнь художника сложилась не очень счастливо и закончилась трагически. Любимый его ученик Исаак Левитан писал: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле <...> и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества». А литературовед И. Гронский считал, что «Саврасовых в русской живописи немного... Саврасов хорош каким-то интимным, только ему свойственным восприятием природы».

Михаи́л Васи́льевич Не́стеров (1862-1942)

М. Нестеров «Автопортрет» (1915)
М. Нестеров, ученик А. Саврасова, также изображал неброскую красоту среднерусской природы. Он создал уникальный тип пейзажа, близкий по духу И. Левитану, – лирический, лишённый броскости и ярких красок, проникнутый любовью к России. Этот пейзаж получил потом название «нестеровского». Неизменные «персонажи» его пейзажа – тонкие белоствольные берёзки, чахлые ёлки, приглушенная зелень весеннего или осеннего леса, алые гроздья рябины, вербы с мохнатыми серёжками, еле заметные цветки, бесконечные просторы, тихие, неподвижные воды с отражающимися в них словно замершими лесами. Ещё одна характерная черта нестеровского пейзажа: одухотворённая природа на его полотнах всегда сливается в гармонии с лирическим настроением героев, сопереживает их судьбе.

М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

Архи́п Ива́нович Куи́нджи (1841 или 1842-1910)

В. Васнецов «Портрет Куинджи» (1869)
Русский художник греческого происхождения. Был очень беден, зарабатывал ретушёром, делал безуспешные попытки поступить в Академию художеств. Только с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. В это время он познакомился с художниками-передвижниками , в числе которых были И. Н. Крамской и И. Е. Репин. Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности.
Но в дальнейшем Товарищество передвижников стало для него во многом сдерживающим, ограничивающим его талант строгими рамками, поэтому наступил разрыв с ним.
Куинджи привлекала живописная игра света и воздуха. А это, как мы уже знаем, признак импрессионизма.

А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (1880). Государственный Русский музей (Петербург)

А. Куинджи «Берёзовая роща» (1879). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Другие замечательный пейзажисты XIX в.: Василий Поленов (1844-1927), Константин Коровин (1861-1939), Илья Репин (1844-1930), Николай Ге (1831-1894), Валентин Серов (1865-1911), Кириа́к Коста́нди (1852-1921), Николай Дубовской (1859-1918) и др. Это художники русского импрессионизма.
Судьба многих из них сложилась нелегко из-за начавшего в 30-е годы отрицательного отношения к «этюдничеству», оценивать их творчество стали с недомолвками, избегая прямой характеристики их стиля.
Давайте просто рассмотрим их замечательные пейзажи.

В. Борисов-Муса́тов «Осенняя песнь» (1905)

И. Репин «Какой простор!» (1903)

К. Коровин «Осенний пейзаж» (1909)

Пейзажная живопись в XX веке

В пейзажная живописи XX в. развивались традиции и направления, заложенные в XIX в.: Пётр Кончаловский (1876-1956), Игорь Граба́рь (1871-1960), Константин Юо́н (1875-1968) и другие художники.

И. Граба́рь «Мартовский снег» (1904)
Затем начался поиск новых выразительных средств для передачи пейзажа. И здесь следует назвать имена авангардистов Казимира Малевича (1879-1935), Василия Кандинского (1866-1944), Натальи Гончаровой (1881-1962).

К. Малевич «Пейзаж. Зима» (1909)
Павел Кузнецов (1878-1968), Николай Крымов (1884-1958), Мартиро́с Сарья́н (1880-1972) и др. создавали свои пейзажи в духе символизма .

П. Кузнецов «В Степи. Мираж» (1911)
В эпоху метода социалистического реализма продолжали развиваться новые формы, индивидуальные стили, приёмы. Среди художников-пейзажистов можно выделить Василия Бакшеева (1862-1958), Николая Крымова (1884-1958), Николая Ромадина (1903-1987) и др., которые развивали лирическую линию пейзажа.

В. Бакшеев «Голубая весна» (1930). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Константин Богаевский (1872-1943), Александр Самохвалов (1894-1971) и др. работали в жанре индустриального пейзажа.
Александр Дейне́ка (1899-1969), Георгий Нисский (1903-1987), Борис Угаров (1922-1991), Олег Лошаков (1936) творили в выработанном ими «суровом стиле».

Г. Нисский ««Зелёная дорога» (1959)
Пейзаж – вечная тема и вечный жанр, он неиссякаем.

Современный художник А. Савченко «В лето»

Если вы думаете, что все великие художники остались в прошлом, то вы даже не представляете, насколько сильно ошибаетесь. В этой статье вы узнаете о самых известных и талантливых художниках современности. И, поверьте, их работы засядут в вашей памяти не менее глубоко, чем работы маэстро из прошлых эпох.

Wojciech Babski

Войцех Бабски – современный польский художник. Закончил учебу в Силезском политехническом институте, но связал себя с . В последнее время рисует, в основном, женщин. Фокусируется на проявлении эмоций, стремится к получению как можно большего эффекта простыми средствами.

Любит цвет, но часто использует оттенки черного и серого, для достижения наилучшего впечатления. Не боится экспериментировать с разными новыми техниками. В последнее время набирает всё большую популярность за рубежом, в основном, в Великобритании, где с успехом продает свои работы, которые уже можно найти во многих частных коллекциях. Кроме искусства интересуется космологией и философией. Слушает джаз. В настоящее время живет и работает в городе Катовице.

Warren Chang

Уоррен Чанг – современный американский художник. Родился в 1957 году и вырос в Монтерее, штат Калифорния, с отличием окончил колледж дизайна Арт-центр в Пасадене в 1981 году, где получил степень бакалавра изобразительных искусств в области . В течение следующих двух десятилетий он работал в качестве иллюстратора для различных компаний в Калифорнии и Нью-Йорке, прежде чем в 2009 году начать карьеру профессионального художника.

Его реалистичные картины можно разделить на две основные категории: биографические интерьерные картины и картины, изображающие работающих людей. Его интерес к подобной манере живописи уходит своими корнями к творчеству художника 16-го века Яна Вермеера, и распространяется на предметы, автопортреты, портреты членов семьи, друзей, учеников, интерьеры студии, класса и дома. Его цель заключается в том, чтобы в своих реалистичных картинах создать настроение и эмоции с помощью манипуляции светом и использовании приглушенных цветов.

Чанг стал известен после перехода к традиционному изобразительному искусству. За последние 12 лет он заработал множество наград и почетных званий, самая престижная из них – Master Signature от ассоциации художников маслом Америки, крупнейшего сообщества художников маслом в Соединенных Штатах. Лишь один человек из 50, удостаивается возможности получить эту награду. В настоящее время Уоррен живёт в Монтерее и работает в своей студии, также он преподаёт (известен как талантливый педагог) в Академии искусств Сан-Франциско.

Aurelio Bruni

Аурелио Бруни – итальянский художник. Родился в городе Блера, 15 октября 1955 года. Получил диплом по специальности сценография в институте искусства в Сполето. Как художник он самоучка, так как самостоятельно “возводил дом знаний” на фундаменте, заложенном ещё в школе. Рисовать маслом начал в возрасте 19 лет. В настоящее время живёт и работает в Умбрии.

Ранняя живопись Бруни уходит своими корнями в сюрреализм, но со временем он начинает ориентироваться на близость лирического романтизма и символизма, усиливая это сочетание изысканной утонченностью и чистотой своих персонажей. Одушевленные и неодушевленные объекты приобретают равное достоинство и выглядят, почти, гиперреалистично, но, при этом, не скрываются за занавесом, а позволяют увидеть суть своей души. Многогранность и изысканность, чувственность и одиночество, задумчивость и плодотворность являются духом Аурелио Бруни, питаемым великолепием искусства и гармонией музыки.

Alekasander Balos

Алкасандр Балос – современный польский художник, специализирующийся в области масляной . Родился 1970 года в Гливице, Польша, но с 1989 года живёт и работает в США, в городе Шаста, штат Калифорния.

В детстве он изучал искусство под руководством своего отца Яна, художника-самоучки и скульптора, поэтому уже с раннего возраста, художественная деятельность получила полную поддержку со стороны обоих родителей. В 1989 году, в возрасте восемнадцати лет, Балос уехал из Польши в США, где его школьный учитель и по совместительству художник Кэти Гагглиарди побудила Алкасандра поступить в художественную школу. Затем Балос получил полную стипендию университета в Милуоки Висконсин, где он учился живописи у профессора философии Гарри Розина.

После завершения учёбы в 1995 году и получения степени бакалавра Балос переехал в Чикаго, чтобы поступить на учёбу в школе изобразительного искусства, чьи методы основываются на творчестве Жака-Луи Давида. Фигуративный реализм и портретная живопись составляли большую часть работ Балоса в 90-х и начале 2000-х годов. Сегодня Балос использует человеческую фигуру для того, чтобы подчеркнуть особенности и показать недостатки человеческого бытия, не предлагая, при этом, никаких решений.

Сюжетные композиции его картин предназначены для того, чтобы быть самостоятельно интерпретированными зрителем, только тогда полотна приобретут свой истинный временной и субъективный смысл. В 2005 году художник переехал в Северную Калифорнию, с тех пор тематика его работ значительно расширилась и теперь включает в себя более свободные методы живописи, включая абстракцию и различные мультимедийные стили, помогающие выражать идеи и идеалы бытия через живопись.

Alyssa Monks

Алисса Монкс – современная американская художница. Родилась в 1977 году, в Риджвуде, Нью-Джерси. Начала интересоваться живописью, когда была ещё ребенком. Училась в Новой Школе в Нью-Йорке и Государственном университете Монклер, а окончив в 1999 году Бостонский колледж, получила степень бакалавра. Одновременно она изучила живопись в академии Лоренцо Медичи во Флоренции.

Затем продолжила учёбу по программе на степень магистра в нью-йоркской Академии Искусства, на кафедре Фигуративного Искусства, окончила его в 2001 году. В 2006 году она закончила колледж Фуллертона. Некоторое время читала лекции в университетах и образовательных учреждениях по всей стране, преподавала живопись в нью-йоркской Академии Искусства, а также Государственном университете Монклер и Колледже Академии Искусств Лайма.

“Используя фильтры, такие как стекло, винил, вода и пар, я искажаю человеческое тело. Эти фильтры позволяют создавать большие площади абстрактного дизайна, с проглядывающими сквозь них островами цвета – частями человеческого тела.

Мои картины меняют современный взгляд на уже сложившиеся, традиционные позы и жесты купающихся женщин. Они могли бы многое рассказать внимательному зрителю о таких, казалось бы, самих собой разумеющихся вещах, как польза плаванья, танцев и так далее. Мои персонажи прижимаются к стеклу окна душевой кабины, искажая собственное тело, осознавая, что тем самым влияют на пресловутый мужской взгляд на обнажённую женщину. Толстые слои краски смешаны так, чтобы издалека подражать стеклу, пару, воде и плоти. Однако вблизи становятся очевидны восхитительные физические свойства масляной краски. Экспериментируя со слоями краски и цветом, я нахожу момент, когда абстрактные мазки становятся чем-то еще.

Когда я только начала рисовать человеческое тело, я сразу была очарована и даже стала одержима им и считала, что должна была делать свои картины как можно более реалистичными. Я “исповедовала” реализм, пока он не начал распутывать и вскрывать противоречия в самом себе. Сейчас я исследую возможности и потенциал манеры письма, где встречаются представительская живопись и абстракция – если оба стиля могут сосуществовать в один и тот же момент времени, я это сделаю”.

Antonio Finelli

Итальянский художник – “Наблюдатель времени ” – Антонио Финелли родился 23 февраля 1985 года. В настоящее время живет и работает в Италии между Римом и Кампобассо. Его работы были выставлены в нескольких галереях в Италии и за рубежом: Риме, Флоренции, Новара, Генуя, Палермо, Стамбуле, Анкаре, Нью-Йорке, также их можно найти в частных и государственных коллекциях.

Рисунки карандашом “Наблюдателя времени ” Антонио Финелли отправляют нас в вечное путешествие по внутреннему миру человеческой временности и связанному с ним скрупулезным анализом этого мира, главным элементом которого является прохождение сквозь время и наносимые им на кожу следы.

Финелли пишет портреты людей любого возраста, пола и национальности, выражения лиц которых свидетельствуют о прохождении сквозь время, также художник надеется отыскать свидетельства беспощадности времени на телах своих персонажей. Антонио определяет свои произведения одним, общим названием: “Автопортрет”, потому что на своих карандашных рисунках он не просто изображает личность, но позволяет зрителю созерцать реальные результаты прохождения времени внутри человека.

Flaminia Carloni

Фламиния Карлони – итальянская художница 37-ми лет, дочь дипломата. У нее трое детей. Двенадцать лет жила в Риме, три года в Англии и Франции. Получила диплом в области истории искусства в школе искусств BD. Затем получила диплом по специальности реставратор произведений искусства. Прежде чем найти свое призвание и полностью посвятить себя живописи, она работала как журналист, колорист, дизайнер, актриса.

Страсть к живописи у Фламинии возникла ещё в детстве. Её основная среда – масло, потому что она любит “coiffer la pate” и также играть с материалом. Подобную технику она узнала в работах художника Паскаля Торюа. Фламиния вдохновлена великими мастерами живописи, такими как Бальтюса, Хоппер, и Франсуа Легран, а так же и различными художественными движениями: стрит-арт, китайский реализм, сюрреализм и реализм эпохи Возрождения. Её любимый художник Караваджо. Её мечта открыть терапевтическую силу искусства.

Denis Chernov

Денис Чернов – талантливый украинский художник, родился в 1978 году в Самборе, Львовская область, Украина. После окончания Харьковского художественного училища в 1998 году остался в Харькове, где в настоящее время живет и работает. Также он учился в Харьковской государственной академии дизайна и искусств, кафедра график, окончил её в 2004 году.

Он регулярно участвует в художественных выставках, на данный момент их состоялось более шестидесяти, как в Украине, так и за рубежом. Большинство работ Дениса Чернова хранятся в частных коллекциях в Украине, России, Италии, Англии, Испании, Греции, Франции, США, Канаде и Японии. Некоторые работы были проданы на “Кристис”.

Денис работает в широком диапазоне графических и живописных техник. Рисунки карандашом – один из самых любимых им методов живописи, список тем его карандашных рисунков также весьма разнообразен, он пишет пейзажи, портреты, ню, жанровые композиции, книжные иллюстрации, литературные и исторические реконструкции и фантазии.