Конспект ООД в подготовительной группе «Морозные узоры» (декоративное рисование). План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Зимние узоры

Наталья Семенова

Цели : учить детей рисовать морозные узоры в стиле кружевоплетения; расширить и разнообразить образный ряд (создание ситуации для свободного, творческого применения разных декоративных элементов - точки , круга, завитка, листка, лепестка, волнистой линии и др., совершенствовать технику рисования концом кисти .

Оборудование : вологодские кружева или фотографии с их изображением, коклюшки, гуашь белого цвета, кисти, салфетки, мольберт, картон голубого или синего цвета.

Ход занятия

1. Беседа по теме

На стенде размещены вологодские кружева или фотографии с их изображением, сюжетные картинки по теме.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какую красивую салфетку я сегодня принесла на занятие. Она не сшита из ткани, она сплетена из ниток. Делают такие необыкновенные изделия вологодские мастерицы-искусницы. Быстро работают их руки, перебирая коклюшки, и появляются вот такие воздушные кружева. Давайте рассмотрим узоры на вологодском кружеве. Тут мы можем разглядеть круги, точки, завитки, прямые и волнистые линии, лепестки. Этот узор вам ничего не напоминает? Что же? Послушайте загадки-подсказки :

Видел зимнюю картинку?

Там присутствую всегда!

Как моя сестрица Льдинка,

Я - замёрзшая вода.

Посмотрите, я резная,

Как салфетка кружевная.

(Снежинка)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка)

С неба падают пушинки,

Распушив лучи-ворсинки.

Это кружат балеринки,

Белоснежные (Снежинки)

А ночью вдруг сильно похолодало, и утром на окнах мы увидели удивительные …морозные узоры . И действительно, узоры кружев напоминают нам о зиме : звездочки снежинок, необыкновенные ветки в инее. Вероятно, потому этот промысел и родился на Севере, в долгие вечера русской зимы, когда женщины разговаривали, пели и плели кружева, а мороз рисовал на окнах фантастические цветы и листья.

2. Показ приемов работы

Воспитатель. Сегодня на занятии мы нарисуем узоры , которые видим на наших окнах. Для этого возьмем картон голубого или синего цвета, чтобы узоры на ней хорошо выделялись. Сначала завитки, точки, круги и другие элементы узора наметим простым карандашом. Посмотрим, насколько красивым получился наш рисунок, и, если он нам понравился, приступим к рисованию гуашью . Можно начать рисование морозных узоров сразу гуашью , он и в этом случае рисунок надо продумать в уме, представить, где какой элемент будет расположен. Только тогда наша картина получится красивой, такой, как кружева, которые плетут вологодские мастерицы или же рисует на окнах Дед Мороз . Какого цвета гуашь я должна взять для рисования ? Конечно, белого.

3. Пальчиковая гимнастика «Зимой»

Снег пушистый лег на ветки. Изображаем руками ветви деревьев, пальцы растопыриваем

И гулять бегут все детки. Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном, Лепим двумя руками воображаемый снежный ком

Дружно катят снежный ком. Круговые движения руками

Лыжи, Скользим по столу ладонями вперед-назад

Санки Кисти рук соединить вместе, большими пальцами вниз, движение от груди вперед

И коньки Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу

Мчатся наперегонки.

4. Практическая часть

Выполнение детьми рисунков на заданную тему под музыкальное сопровождение (А. Вивальди «Времена года» (Зима)

5. Итог занятия

Воспитатель. Посмотрите, ребята, сколько новых окошек появилось у нас в группе ! И на каждом неповторимые узоры . Вот Дедушка Мороз будет рад тому , что среди вас растут такие прекрасные художники!

Мороз узором по стеклу ползёт

И кружева плетёт без спиц умело.

Вот чудо – сказка на окне растёт –

Фантазию зима внедряет смело!

Ты окон двух похожих не найдёшь.

На каждом свой рисунок – персональный.

И каждый вид по-своему хорош!

Мороз – художник очень уникальный!

Чем злей мороз – тем сказочней узор !

Ты только всё увидеть постарайся!

Расправь ты крылья, ощути простор

И в сказке очутиться попытайся!


Публикации по теме:

Декоративное рисование в подготовительной к школе группе «Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек» Рисование Тема: Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек. Цель занятия: Расширять представления детей о многообразии филимоновской.

Зима-холодное время года,пора метелей и жгучих морозов. Но для кого-то это веселое время с забавными играми,развлечениями,праздниками. Художник.

В группе детей ждал сюрприз - конверт, который принесли снегири. Распечатав его, дети должны были отгадать загадки о зимних явлениях.

Конспект интегрированного занятия по ИЗО в средней группе «Морозные узоры» Интеграции областей: познание, коммуникация. Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Интегрированные задачи: - учить.

Конспект непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в подготовительной группе «Морозные узоры» Цель: Расширение представлений детей об искусстве кружевоплетения. Задачи: Образовательные: 1. Продолжать учить детей рисовать кружевные.

Конспект в подготовительной группе Занятие по рисованию свечой в технике «Фотокопия». Тема «Морозные узоры»

Цель Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности через использование нетрадиционной техники рисования .

Задачи Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения.

Расширить и разнообразить образный ряд - создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, волнистая линия, прямая линия с узелками) .

Познакомить детей с техникой рисования фотокопией .

Формирование навыков работы в технике рисования свечой .

Совершенствовать технику рисования концом кисти .

Воспитывать эстетическое восприятие природы, ее изображений в нетрадиционной технике : свеча и акварель .

Воспитывать аккуратность при выполнении.

Вызывать чувство радости от результатов работы.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Воспитатель Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы их поприветствуем.

Психогимнастика

Ласково и нежно улыбнулись

Руками к солнцу потянулись,

Лучик солнца взяли

И к сердцу прижали.

Друзьям его послали

И дружно «Здравствуйте» сказали.

Дети Здороваются с гостями

Сюрпризный момент

Воспитатель Ребята, сегодня произошло очень интересное событие. Я сегодня получила письмо, которое адресовано вам. Посмотрите на конверт. Как вы думаете, кто прислал вам письмо?

Дети Варианты ответов детей

Дети, волшебники, животные

Воспитатель Это письмо прислали дети, живущие в жаркой Африке. Хотите узнать содержание письма?

Дети Да

Воспитатель Хорошо. Открываем (достает письмо и читает)

фотоальбомы узоры морозные узоры рисовать . Помогите нам, пожалуйста.

Как вы думаете, ребята, мы можем им помочь?

Дети Да

Введение в тему

Воспитатель Я очень рада тому, что вы добрые и отзывчивые. Предлагаю тему нашей встречи назвать « Морозные узоры » . Согласны? А что мы можем рассказать о зиме? Что такое зима? Какие приметы зимы вы знаете?

Дети Варианты ответов детей

Зима – временя года, когда на улице лежит снег. Зимой бывают морозы , сильный ветер – метель, вьюга. Зимой дети катаются на санках, лыжах, играют в снежки.

Воспитатель Поощряет правильные ответы детей. Подводит итог ответам.

Вы правы. Зима – холодное время года. С наступлением зимы приходят и морозы . У проказницы зимы есть и свои чудеса. Одним из чудес является появление морозных узоров на стеклах окон . Как вы думаете, кто рисует эти узоры ?

Дети Мороз .

Воспитатель Вы правы. А как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует ?

Дети Дети выдвигают свои предположения

Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.

Воспитатель Ваши ответы очень интересны.

видеоальбом « Морозные узоры »

На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки – иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры , которые мы сейчас с вами можем видеть на экране.

Воспитатель Посмотрите, на что похожи эти узоры ?

Дети На еловую ветку, снежинку, животных, цветы.

Воспитатель Да. А я еще бы сказала, что морозные узоры похожи на кружево . Посмотрите. Вот у нас есть кружева, выполненные мастерами-умельцами. Давайте посмотрим, из каких элементов состоит их узор ?

Дети Точка, круг, завиток, волнистая линия, прямая линия с узелками

Воспитатель Показывает образцы узоров и при затруднении детей задает наводящие вопросы.

Да, узоры создают настоящие волшебники.

Кружево – волшебницы-кружевницы, а морозные узоры – волшебник Мороз . Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом , чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза ?

Дети Нет

Воспитатель А оказывается можно. И я вас сейчас познакомлю с таким способом рисования - называется он « фотокопия » .

Показ техники рисования

(рассказ сопровождается показом)

Для этого я беру чистый лист бумаги и кусочек свечи . Кусочком свечи я рисую узор , состоящий из завитков, прямых и волнистых линий, точек и кругов, как на кружеве.

Оставляет ли свеча видимые следы ?

Дети Нет

Воспитатель А вот теперь время чудес. Чтобы волшебство произошло, я покрываю свой рисунок сверху акварельной краской голубого цвета, разведенной водой. Смотрите, что произошло?

Дети Под краской появились линии, нарисованные свечой .

Воспитатель Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой , не окрасились?

Дети Высказывают свои мнения

Воспитатель Свечка состоит из воска или парафина, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной и гуашевой краски, разведенной водой. Вот и появился волшебный узор . А чтобы придать рисунку морозный блеск , можно посыпать невысохшую краску солью. Морозный рисунок готов . А вы хотите тоже стать волшебниками?

Дети Да.

Воспитатель Хорошо. Тогда давайте вместе произнесем зимнее заклинание.

Физкультминутка

«Заклинания Зимы» /отрывок из стихотворения М. Пожарова

Лягте, мягкие снега. Стоя, поднять руки над головой,

На леса и на луга Плавно опустить руки через стороны вниз

Тропы застелите,

Ветви опушите. Руки - перед собой, плавно поочередно покачать ими вверх-вниз.

На окошках, Дед Мороз , Разбросай хрустальных роз, Легкие виденья,

Хитрые сплетенья. Имитировать движение рисования «кистью» в произвольном направлении поочередно правой, левой руками.

Зачаруй сердца людей Поднять руки над головой,

Красотой своих затей : плавно опустить их через стороны вниз.

В светлые узоры

Пусть вникают взоры Плавно поднять руки в стороны и сделать резкое движение рук вперед

Практическая часть :

Воспитатель Закрепляет у детей алгоритм действий.

С чего начинаем рисовать ? Какие элементы узора можно рисовать ? Что делаем потом? Как заканчиваем работу над узором ?

Дети Отвечают на поставленные вопросы

Воспитатель Все верно. Еще я вам советую рисуемые элементы не накладывать друг на друга - узор рисовать сверху вниз , краску наносить равномерно на весь лист, но не проводить по одному и тому же месту несколько раз, чтобы лист не размок. Можете приступать к работе.

Самостоятельная работа детей

Воспитатель Оказывает индивидуальную дозированную помощь.

Прошу не расстраиваться тех, у кого не сразу получится волшебный морозный узор . Его можно поправить краской белого цвета.

Дети Выполняют работу под фоновую лирическую музыку.

(музыкальная видеозарисовка «Дыхание зимы» )

Воспитатель Молодцы! Какие красивые морозные узоры получились у вас .

Нужно некоторое время, чтобы краски высохли. А мы с вами похвалим свои руки за хорошую работы и выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальцы загибать. Хлопки в ладоши.

Вот большой, вот указательный,

Будьте вы теперь внимательны!

Средний мы сейчас загнём,

Безымянный позовём.

И мизинчик – молодец

Опустился, наконец! Загибаем пальцы, одновременно на обеих руках

Получились кулачки, Вращение кулачков.

Застучали молотки :

Тук – тук – тук – тук!

Вы послушайте свой стук Стучать кулачками.

Подведение итогов

Воспитатель Ваши работы готовы. Вам понравилось рисовать новой техникой рисования ? Как, ребята, называется техника рисования , которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы?

Дети Фотокопия

Воспитатель Эту технику рисования вы можете показать дома родителям, братьям и сестрам, показав наш волшебный фокус появления рисунка. АА как нам сделать, чтобы дети Африки тоже смогли бы увидеть ваши рисунки?

Варианты ответов детей (выслать рисунки письмом, отправить посылку)

Я предлагаю сфотографировать ваши работы и выслать их фотографии электронной почтой . Тогда и дети Африки их увидят и ваши родные и близкие.

Здравствуйте ребята из далекой страны Россия. Пишут вам дети из жаркой Африки. Мы очень хотим узнать больше информации о вашей стране, поэтому читаем много книг, рассматриваем фотоальбомы и смотрим различные видеофильмы. Мы узнали, что зимой на окнах ваших домов возникают очень красивые узоры . Мы живем в жаркой стране, в которой никогда не бывает снежной зимы, и нам бы очень хотелось больше узнать о зиме, увидеть такие морозные узоры , узнать, кто их рисует и самим научиться их рисовать . Помогите нам, пожалуйста.

Рисование в подготовительной группе на тему: «Морозные узоры на окнах»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

    Расширять знания о жанрах изобразительного искусства (пейзаж);

    Закреплять знания о зимних явлениях природы (морозные узоры на окне);

    Создавать эмоциональный настрой;

    Учить выполнять фантастический образ природы, используя новый метод – «выдувание через соломинку»;

    Развивать аккуратность, поощрять желание сделать красивую работу.

Материал: бумага для рисования формата А4, малярный скотч шириной 5 см, гуашь синего или белого цвета, соломинки для коктейля, аудиозапись, репродукции.

Предварительно на листы картона наклеивают скотч в виде оконной рамы.

Содержание организованной деятельности детей

    Организационный момент.

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Времена года. Январь».

Ребята, обратите внимание на музыку, которая звучит. Это музыкальное произведение написано великим русским композитором П. И. Чайковским и называется «Январь». Музыка тихая, спокойная. Под такую музыку лучше всего рассматривать картины с зимними зарисовками.

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денек.

Нарисованный быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем!

А. Кушнер

2. Беседа о картинах с зимним пейзажем.

За окном первый месяц зимы – декабрь. Для изображения зимы художники используют чистые, холодные тона. Рассмотрите репродукцию картины Юона «Зима в лесу». Слышите, звучат бубенчики, скрипит снег под полозьями. Куда собрался мужичок? Может, елочку присмотрел к Новому году или решил подкормить животных? Ведь им так трудно зимой в лесу. Тишина. Далеко слышна песня мужичка.

А вот еще одна очень интересная картина «Зимний пейзаж» (И. Грабарь). Морозное солнышко ярко светит нам. Тени от деревьев падают на снег. Небо чистое, синее. Давайте внимательно посмотрим. Может веселый зайчишка пробежит между елочек. Красиво, не правда ли? Глядя на картину, мы испытываем чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму. Какой одинаковой и в то же время разной бывает природа. Художник показал нам, как же прекрасна наша русская зима!

Но не только художники обращали и обращают свое внимание на дивный колорит зимы. Многие писатели и поэты в своих произведениях воспевают зимы. Послушайте отрывок стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Это замечательное стихотворение написал великий поэт А. С. Пушкин. Наверное, ему не удалось бы написать это стихотворение, если бы он не умел видеть необычное в самых обычных вещах. Но даже если таких дней зимой немного, то запоминается зима именно такими днями: морозными, солнечными, снежными, радостными. Бывают среди зимы и такие дни: выглянешь поутру из окошка и восхитишься – деревья в белоснежных шубах, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами, и этих фигур: сказочных животных, человечков, и т. п. – великое множество. Настоящая снежная сказка – зимнее царство. А вам, ребята, нравится зима? Почему? (Можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, и вылепить веселого снеговика).

    Рисование «Морозные узоры на окнах»

На холсте окна зимой
Пишет мёрзлою водой,
Кистью водит невидимкой,
Нам даря свои картинки .

( Мороз )

- Вы обращали внимание на то, какими удивительными узорами украшает мороз окна домов? Одно его холодное дыхание на окно, и вмиг украшается стекло ледяными завитками, похожими по форме на хохломскую роспись. Только роспись эта не золотого цвета, а белого и голубого. На этот случай у меня для вас есть очень хорошее стихотворение Т. Ефимовой:

Ах, как напугал всех вечерний прогноз,
Что в ночь ожидается сильный мороз.
Мне хочется очень увидеть его,
Наверно, ужаснее нет ничего.
И вот я не сплю, я в окошко гляжу,
Я, не шелохнувшись, полночи сижу.
Вдруг вижу, что кто-то, невидимый мне,
Рисует красивый узор на окне.
Один лишь загадочной кисточки взмах-
Цветы появились, деревья, дома.
Волшебные птицы красы неземной
И звери как будто с планеты чужой.
Выходит, не зря я полночи не спал,
Выходит, не зря я его поджидал,
Он вовсе не страшный, он добрый, мороз.
Пожалуй, не буду я слушать прогноз.

Вы сегодня как самые настоящие «морозы» будете украшать окна узором. Каким цветом можно закрасить поверхность незаклеенного листа? (Синий, фиолетовый, голубой.)

Сначала дети синей краской покрывают поверхность незаклеенного листа. Затем. Пока сохнет синяя краска, педагог показывает, как при помощи соломинки можно получить узор.

Белую краску (не густую) наносят на фрагменты окна в любом месте и с помощью соломинки раздувают по поверхности окна. Обращает внимание, что соломинку нужно держать наклонно, дуть в нее аккуратно, не сильно, чтобы не забрызгать стол. Краску раздувать по всей поверхности «окна».

Во время самостоятельной работы педагог включает запись цикла П. И. Чайковского «Времена года».

    Итог занятия.

- Рассмотрите все рисунки и выберете наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.

Елена Чувилина

Тема: «Морозные узоры на окне»

Цель: расширить представления о красоте в зимний период.

Задачи:

Образовательные: учить детей рисовать узоры с помощью трафарета, расширить использование декоративных элементов, закреплять приемы рисования щетиной кистью.

Развивающие: развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, вызывать желание любоваться красотой узоров.

Воспитательные: воспитывать художественный вкус, самостоятельность.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа: рассматривание альбомов на тему «Зима»,репродукций картин, сюжетные картинки, стихи, загадки.

Материалы: листы белой бумаги А4, щетинные кисти, трафарет, краска – гуашь синего, голубого, фиолетового цветов, банки с водой, салфетки.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель. Послушайте отрывок из стихотворения.

На стекле морозный иней…

На стекле – морозный иней.

Сколько черточек и линий!

Знаю только я одна,

Кто стоит там у окна. (Н. Френкель)

2. Основная часть.

Воспитатель показывает детям альбом «Морозные узоры» или «Зимнее окно». Беседа: Каждую зиму на окнах происходят чудеса, которые появляются на окнах. Они как сказочные картины, которые можно долго рассматривать и любоваться этими узорами. Интересно откуда же они появляются, и кто их рисует? Кто знает? (Ответы детей – мороз). А еще есть приметы про мороз. Очень давно люди, чтоб узнать погоду, смотрели на окна, и если рисунок узора тянется вниз, погода будет снежной, пасмурной, а если вверх, то ясной, солнечной.

Воспитатель читает загадки:

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

3. Физкультминутка. (движения выполняются по тексту)

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть. (А. Рождественская)

4. Рисование. Самостоятельная деятельность детей. Напомнить о приемах рисования кистью и гуашью.

5. Рефлексия.

Что мы сегодня рисовали?

Что можно рассмотреть в морозных узорах на окне?

Что больше всего понравилось?

6. Выставка творческих работ детей.






Публикации по теме:

Зима-холодное время года,пора метелей и жгучих морозов. Но для кого-то это веселое время с забавными играми,развлечениями,праздниками. Художник.

Конспект интегрированного занятия по ИЗО в средней группе «Морозные узоры» Интеграции областей: познание, коммуникация. Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Интегрированные задачи: - учить.

Конспект интегрированного занятия «Карельские узоры» в подготовительной к школе группе детского сада Конспект интегрированного занятия по теме: «Карельские узоры» в подготовительной к школе группе детского сада». Тема:«Карельские узоры».

Конспект непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в подготовительной группе «Морозные узоры» Цель: Расширение представлений детей об искусстве кружевоплетения. Задачи: Образовательные: 1. Продолжать учить детей рисовать кружевные.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Морозные узоры» Программные задачи: Образовательные: Учить детей рисовать морозные узоры. Создавать ситуацию для свободного творческого применения разных.

Конспект ООД «Рисование» в подготовительной группе Занятие по рисованию свечой в технике «Фотокопия». Тема «Морозные узоры» Цель Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Конспект открытого занятия по рисованию «Морозные узоры» Тема: "Морозные узоры" Цель: способствовать формированию у детей интереса к зимним.

Разработала воспитатель: Цыкунова Елена Викторовна 2017 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» р.п. Вознесенское Нижегородской области

Цель: развитие творческих способностей детей посредством знакомства с нетрадиционной техникой рисования.

Задачи:

Обучающие: познакомить с техникой рисования- витражная роспись. Показать выразительные возможности, особенности рисования данным способом, вызвать интерес к зимним явлениям природы, активизировать речь детей; расширить словарный запас.

Развивающие: развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, эстетическое восприятие. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, аккуратность и старание при выполнении работы.

Оборудование: мяч, витражные краски, салфетки, клеёнки, тарелочки с краской (синяя, фиолетовая, голубая) , ватные палочки, интерактивная доска, звукозапись, презентация «Узоры на стекле» , файлы, листы бумаги с эскизами формата А4, дом- ширма.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдение за морозными узорами на окне, рассматривание иллюстраций, рисование простым карандашом эскизов узоров, приготовление витражных красок (клей ПВА+ акриловые краски) .

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Приветствие «Лучик»

Ласково и нежно улыбнулись

Руками к солнышку потянулись

Лучик солнца взяли,

К сердцу прижали.

Друзьям и гостям его послали

И дружно «Здравствуйте» сказали.

(Дети здороваются с гостями) .

ТРИЗ игра: «Подбери признаки»

Воспитатель: Кто поймает мяч, называет признаки.

Вопрос: Зима какая?

Дети: холодная, морозная, снежная.

Вопрос: Снежинка какая?

Дети: лёгкая, воздушная, блестящая.

Вопрос: Снег какой?

Дети: белый, пушистый, искристый.

Вопрос: Лёд какой?

Дети: прозрачный, твёрдый, скользкий.

Вопрос: Метель какая?

Дети: снежная, сильная, холодная.

Вопрос: узоры на окне какие?

Дети: красивые, кружевные, причудливые.

Вопрос: Ёлочка какая?

Дети: зелёная, колючая, стройная.

Вопрос: Дед Мороз какой?

Дети: добрый, весёлый, большой.

Воспитатель:

Зима- холодное время года. По свету гуляет Мороз. Прохаживается по полям, лесам, городам и сёлам. Стучится Мороз в каждый дом. Нам свои послания оставляет: то дверь подморозит- плохо к зиме подготовились, то в окна заглянет, да художества свои оставит. Разные чудеса зимой происходят.

Сюрпризный момент: звук вызова связи по скайпу.

Ребята, кто-то хочет с нами пообщаться по видео связи.

Видео обращение деда Мороза.

Дед- Мороз: Здравствуйте (дети здороваются) . Это ребята подготовительной группы? (ответ детей) .

Дед- Мороз: Попросила меня зимушка- зима срочно ей помочь- окна морозными узорами разрисовать, дома снегом укрыть, деревья потеплее снежком укутать, чтоб не мёрзли, мосты ледяные на речках построить. Да вот беда, совсем мало времени до Нового года осталось, а дел невпроворот, слышал я что вы мастера узоры рисовать, помогите деду, нарисуйте на окнах узоры морозные, да, чтоб попричудливей, поудивительней, да покрасивей. Тогда я к Новому году всё успею снежком укрыть, запорошить, разукрасить, чтобы праздник ваш стал по- настоящему зимним и сказочным. Высылаю вам узоры мои распрекрасные, красоты удивительной. А вечером, ребятки, я приду на ваши узоры полюбоваться. Благодарю вас, до свидания!

Показ презентации Узоры на окнах»

Воспитатель: что изображено на картинках?

Ответы детей: веточки, снежинки, цветы ледяные, завитушки, крючочки студёные, пёрышки птиц.

Воспитатель: послушайте стихотворение Натальи Цохонис «Узоры на стекле»

Узоры нежные рисует нам Мороз,

Проснёшься утром и увидишь- диво,

Снежинки разной формы,

Чудный хвост- всё восхитительно и так красиво.

Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?

(Дети говорят свои предположения)

На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые есть в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, за ночь их образуется очень много они как бы наращиваются друг на друга. В итоге получаются разные узоры, в которых можно увидеть очертания знакомых предметов. Какие красивые прозрачные узоры «нарисовал» Мороз!

Ребята, как вы думаете сможем ли мы нарисовать такие же причудливые и красивые узоры, как у Деда Мороза?

Я думаю, что сможем, оказывается есть такая техника- витражная роспись, которая выполняется на стекле витражными красками. Они отличаются прозрачностью, изготовлены краски на основе клея ПВА, поэтому крепко закрепляются на стекле, сначала краски кажутся густыми матовыми, а после высыхания становятся прозрачными, яркими.

(Показ воспитателем образцов рисунков, заранее приготовленных: снежинка, узор веточки похожей на узор гжельского цветка, ёлочные веточки) .

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Деду Морозу?

Прежде чем приступить к работе встанем и произнесём волшебное зимнее заклинание, чтобы наши узоры получились не хуже, чем у самого Мороза.

Физкультминутка: «Заклинание зимы» .

Лягте, мягкие снега,

(стоя в кругу поднять руки над головой)

На леса и на поля,

(плавно опустить через стороны вниз)

Тропы застелите,

Ветви опушите,

(руки перед собой, поочерёдно поднять правую, затем

левую руку вверх)

На окошки Дед Мороз

Разбросай хрустальных роз.

Легкие виденья,

Хитрые сплетенья.

(поочерёдно правой и левой рукой имитировать движения рисования)

Пусть сверкают взоры

(руки вверх)

В светлые узоры

(руки вперёд)

Ты, метелица, чуди

(грозят пальчиком)

Хороводы заводи

(руки в стороны, ходьба на месте)

Взвейся вихрем белым

(покружились)

В поле поседелом.

Воспитатель: Приглашаю вас в мастерскую с волшебством Деда Мороза познакомится.

Объяснение воспитателем выполнения работы: сверху вниз на файле по линиям эскиза накладывается витражная краска. Цвет дети выбирают по желанию. Всё должно быть прокрашено, не закрашенных мест не должно быть.

2. Практическая часть. Работа детей.

Оказание воспитателем индивидуальной помощи.

Воспитатель:

Молодцы! Нужно много времени, чтоб витражная краска высохла.

А сейчас мы выполним пальчиковую гимнастику: «Зима» .

Пришла зима

(трём ладошки друг о друга)

Принесла мороз

(пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима

(трём ладошки друг о друга)

Мёрзнет нос

(ладошкой массируем кончик носа)

(плавные движения ладонями)

(кулачки стучат)

(проводят ладонями по коленям)

Все на улицу вперёд

(руки вперёд)

Воспитатель:

Ребята, а теперь давайте разместим работы на наш дом.

(дети выставляют свои работы) .

3. Рефлексия. Анализ занятия.

Посмотрите какие рисунки у нас получились!

Как называется техника рисования, которую мы использовали? (ответы детей)

Что сегодня удивило? (ответы детей)

А что сегодня особенно понравилось? (ответы детей)

Давайте подарим наше хорошее настроение гостям.

Что получилось лучше всего? (ответы детей)

Что не получилось? Почему? (ответы детей)

Что ты сделаешь в следующий раз, чтобы получилось? (ответы детей)

Что было самым трудным? (ответы детей)

Как вы думаете, Деду Морозу понравятся наши работы? (ответы детей)

Смогли мы ему помочь? (ответы детей)

Да вы очень старались: получилось аккуратно, красиво и похоже на настоящие узоры Деда Мороза. Но чудеса не заканчиваются! Сегодня вечером, когда работы высохнут, мы перенесём их на окна в нашей группе. Вот Дед Мороз обрадуется.

А какое у вас сейчас настроение? (ответы детей)

Давайте подарим своё хорошее настроение гостям (дуют на ладошку, посылают хорошее настроение)