Конспект занятия «народы поволжья. Воспитание интереса и любви к родному краю в процессе приобщения старших дошкольников к традиционной культуре народов поволжья

Авторы: Берендакова Анна Валерьевна, Качалова Наталья Викторовна
Должность: педагог дополнительного одразования по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №45 "Журавлик"
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приобщение старших дошкольников к культуре и традициям народов Среднего Поволжья"
Дата публикации: 29.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка

Приобщение старших дошкольников к

культуре и традициями народов Среднего

Поволжья

мастер - класс для педагогов

"Вдоль по Волге"

Педагог по изодеятельности:

Берендакова А.В.

Музыкальный руководитель:

Качалова Н.В.

Задача: Путем проведения увлекательной квест - игры, развить творческий

потенциал педагога и желание использовать полученные знания в практической

деятельности.

Оборудование: карточки с изображениями национальных костюмах, орнамента,

силуэты одежды, изображения кукол, национальной одежды, конверты с заданиями

для участников, атрибут для подвижной игры,

Ход мастер - класса

Сегодня мы с вами проведем мастер - класс в виде квест - игры

"Вдоль по Волге". Цель нашего мероприятия ознакомить участников мастер -

класса с культурой и традициями народов Среднего Поволжья.

Детский сад - это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности

он ни был, является представителем своего мира, традиционной культуры. И

маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, должны иметь

представления о культуре и быте, жизни другого народа. Поэтому мы педагоги

должны удовлетворить детское любопытство и дать элементарные знания о

традициях и быте народного края. Как жили люди Поволжья, как работали, как

отдыхали, какие обычаи и традиции, какие игры, ответить на эти вопросы значит

обратиться к истокам народной культуры Поволжья.

И так мы начинаем квест - игру. Нам необходимо разделиться на 4 группы.

Выполняя задания вы окунетесь в мир культурный традиций народов Среднего

Поволжья.

1 задание. Национальности Ульяновской области.

Внимание на экран. (первый слайд презентации) 4 картинки людей в

национальных костюмах: татарин, чувашин, мордвин, русский.

В нашей области живут люди разных национальностей. Знаете ли вы. какие народы

проживают в нашем крае??? (ответ) Чем отличаются?? (ответ) танцами,

традициями, кухней, костюмами, одеждой

Участникам мастер - класс предлагаю отобрать их конверта, те картинки на которых

изображены представители народов проживающие на территории нашей области

(конверты с картинками)

2 задание. Национальная одежда.

У каждого народа есть своя национальная одежда. Какие элементы костюма вы

знаете??? Сможете ли Вы подобрать наряд для представителя то или иной

национальности??? Сейчас узнаем!

Участникам мастер - класса предлагается "Одеть куклу" в национальную одежду.

Чтобы создать такие костюмы требуется огромное трудолюбие, умение. Все

костюмы выполняются в ручную, начиная от покроя и заканчивая вышивкой.

3 задание. Орнамент.

Второй слайд с картинками орнамента национальных костюмов.

Внимание на экран. У каждого народа есть одежда украшенная традиционным

орнаментом. Сможете ли вы подобрать элементы орнамента и украсить один из

предметов костюма???

Участникам мастер - класса предлагается украсить один предмет костюма.

татары - сапоги (ичиги)

русские - сарафан

чуваши - головной убор (тухья)

мордва - фартук

Ну а теперь проверим свои знания (третий слайд с картинками украшенных

предметов одежды)

Вот мы с вами и познакомились с традиционными костюмами народов Среднего

Поволжья, а сейчас перейдем к фольклору.

4 задание. Фольклор народов Ульяновской области.

Каждый ребенок должен иметь представление о своей культуре, доступно их

возрасту. Основным условием развития творческих способностей является

введение ребенка в мир музыки. В детском саду должны быть созданы условия для

творческого развития ребенка. Музей "Русская изба", уголок татарской,

мордовской, чувашской культуры. На занятиях мы должны рассказывать сказки,

потешки, считалки, загадки и петь частушки.

Чистая водичка умой Юре личико.

Танечке ладошки, а пальчики Антошки.

Пять мальчиков, пять чуланчиков

Разошлись мальчики в темные чуланчики.

Каждый мальчик в с вой чуланчик.

Какие потешки, в режимных моментах вы используйте????

Участникам мастер - класса предлагается "Продолжи пословицу"

Чувашская: Что посеешь / то и взойдет

Мордовская: В родном краю / как в раю

Мордовская: От зла стареешь/ от добра молодеешь

Татарская: Без труда / не появится еда

Татарская: На морозе мерзнет/ а за столом потеет

Мордовская: На работе воробей / а в еде орел

Мордовская: Если у тебя 100 друзей / это мало, один враг - много

А какие русские пословицы вы знаете???7 (ответы)

А сейчас постарайтесь отгадать загадку и выбрать правильный ответ

Выбегает конь - огонь,

А за ним сто погонь??? (солнце)

А сможете сказать ее на татарском и чувашском языках???

5 задание. Музыкальная

Предлагаю Вам прослушать 4 музыкальных произведения. Сможете ли вы на слух

определить, какой национальности принадлежит данное произведение.

"Во поле березка стояла" - русская

"Плясовая" - татарская

"Сюмарся" - чувашская

"Акша келуня" – мордовская

6 задание. Игра.

Из поколения в поколения передавались народные игры, забавы, развлечения. И

сейчас поиграем в русскую народную игру "Король". Выбираем короля, остальные

работники. Король садится на определенное место, работники отходят в сторону и

сговариваются, на какую работу они будут наниматься к королю. .

Работники: - Здорово король.

Король: - Здравствуйте.

Работники: - Нужны ли вам работники?

Король: - Нужны. Какие работники?

(работники выходят, движениями изображают людей разных профессий)

Король должен сказать, что делает каждый работник.

Наша квест - игра подошла к концу. Я хочу, чтобы вы продолжили выражения:

Сегодня я узнал?

Было интересно?

У меня получилось?

Было трудно?

Я попробую?

Мероприятие дало мне для жизни?

Сегодня вы приняли участие в увлекательной квест - игре "Вдоль по Волге".

Надеемся, что вам понравилось это путешествие, наш опыт оказался вам полезный

и вы будете его использовать в своей педагогической деятельности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами

Поволжья.

  1. Образовательные:
    1. Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
    2. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.
    3. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.
  2. Развивающие:
    1. Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.
  3. Воспитательные:
    1. Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь.
    2. Прививать уважение друг другу.
    3. Формировать навыки взаимоконтроля.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Словарная работа: Поволжье, Чебоксары, Уфа, достопримечательность.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрации по республикам Поволжья.

Оборудование и материалы: воздушный шар, разрезные картинки, магнитофон, экран, ноутбук, кепка, руль, скакалка, «волшебный мешок», тюбетейка.

В группу залетает воздушный шар, а к ниточке привязан конверт. Воспитатель обращает внимание детей на происходящее и сообщает, что конверт не подписан, предлагает вскрыть конверт и посмотреть что там. Воспитатель вскрывает конверт и находит разрезные картинки, затем предлагает собрать их, чтобы узнать, что за картинки получатся. Дети собирают картинки, а на картинке изображены люди в национальной одежде.

Ребята! А теперь проверим, правильно ли вы собрали пазлы. Предлагаю вам посмотреть на экран и проверить, правильно ли у вас получилось? (дети проверяют)

Это национальные костюмы народов Поволжья – русский народный костюм, татарский народный костюм, башкирский народный костюм, чувашский народный костюм.

Молодцы, ребята! Вы когда-нибудь бывали в этих республиках? А я вам предлагаю отправиться в путешествие по этим республикам.

Ребята, а вы любите путешествовать?

Как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие? (на поезде, на самолёте, на пароходе, на автобусе)

Я вам предлагаю поехать на автобусе. И нам нужен водитель. Лев будет у нас водителем. А я буду гидом. Буду рассказывать об этих республиках.

Вот и наш автобус. Садимся поудобнее и поехали. (музыка «Мы едем - едем»)

Ребята! Мы с вами живём в большой стране. А как называется наша страна? Да, правильно, Россия.

Россия многонациональная страна. Там живут люди разных национальностей. Живут они мирно и дружно. Дети, а знаете ли вы, какая самая длинная река в России?

Да, это река Волга. На берегу Волги живут люди разных национальностей и расположены разные республики, такие как Башкортостан, Чувашия, Удмуртия, Мордовия, Марийская Республика. Все жители, живущие в этих республиках, являются народами Поволжья.

Мы делаем первую остановку – это республика Башкортостан. Столица Башкортостана – город Уфа, самый зелёный город России.

Какой город является столицей Башкортостана? (дети отвечают хором и по отдельности)

Башкортостан – очень красивый и богатый край. Республика богата лесами, реками, озёрами и горами. Также много полезных ископаемых. Здесь добывают нефть, газ, уголь, железо, цинк, медь. И ещё Башкортостан славится своим мёдом – знаменитый башкирский мёд.

Время идёт, ребята, нам пора отправляться в путь. Занимаем свои места и продолжим наше путешествие.

Ребята! В какой республике мы были в гостях?

Мы были в республике Башкортостан.

Как называется столица Башкортостана?

Столица Башкортостана – город Уфа.

Наша следующая остановка республика Чувашия. Столица республики - город Чебоксары. Город красивый. Он очень известный своими достопримечательностями (достопримечательность – место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью), такими как Мать – покровительница (символ столицы, посвященный матери), Присурский заповедник (охраняемая территория, где охота запрещена), Музей В.И.Чапаева (он герой гражданской войны; в музее хранятся и изучаются исторические данные).

Назовите столицу Чувашии? (Столица Чувашии – город Чебоксары.)

Скажите, ребята, а что больше всего любят дети? (Ответы детей.)

Конечно же, играть. Игра - любимое занятие и детей, и взрослых. У каждого народа есть своя народная игра. Сейчас поиграем в чувашскую народную игру «Луна или солнце». (Воспитатель объясняет правила игры.)

Ребята! Как называется игра? (Игра называется «Луна или солнце».)

Молодцы, ребята. Поиграли, отдохнули, а теперь садимся в автобус и продолжаем наше путешествие.

Мы возвращаемся к нашей любимой республике. Впереди наша республика. (Воспитатель обращает внимание детей на экран.)

А в какой республике мы живём? (Мы живём в республике Татарстан.)

Назовите столицу нашей республики? (Столица нашей республики – город Казань.)

Дети! Казань прославилась на весь мир тем, что здесь проводились такие большие мероприятия, как «Универсиада» (спортивные соревнования среди студентов), чемпионат мира по водным видам спорта (плавание, прыжки в воду, игры на воде). А в 2018 году Казань станет одним из городов – организаторов, где будет проводиться чемпионат мира по футболу.

Ребята! Как вы думаете, какие люди разных национальностей живут у нас в Татарстане? (В Татарстане живут татары, русские, башкиры, чуваши, мордва, марийцы.)

Да, ребята, в Татарстане живут люди разных национальностей и живут они очень дружно.

Вот и мы вернулись в наш любимый родной город. Как называется наш город? (город – Набережные Челны).

Давайте, ребята, подойдём к экрану. Набережные Челны известны всему миру. Наши челнинские КАМАЗы являются лучшими в мире.

Послушайте стихотворение о нашем городе:

Набережные Челны – любимый город,

Набережные Челны – зелёный сад,

Я в любое время года

С Набережными Челнами встрече рад!

Да, ребята, в нашем городе очень красиво. Визитной карточкой Набережных Челнов считается «Праздник цветов». Как вы думаете, почему этот праздник называется праздник цветов? (ответы детей). Это один из самых любимых праздников города. Здесь вы видите своих любимых героев из мультфильмов. Они сделаны из цветов. (На проекционном экране показаны фото.)

Ребята! В нашем городе проводится всеми любимый праздник – Сабантуй. Там проводятся разные состязания, («Ат чабышы» - «Скачки», «Көрәш» - «Борьба», бег с коромыслом), поются песни, танцы, игры.

Ребята! А теперь давайте с вами поиграем в татарскую народную игру, которая называется «Тюбетейка». Правила игры: дети встают в круг, под музыку дети передают тюбетейку по кругу, у кого в руках останется тюбетейка после остановки музыки, выполняет задание. (Музыкальное сопровождение - татарская танцевальная музыка).

Молодцы, ребята! Как называется игра? («Тюбетейка».)

Ребята! Вам понравилось наше путешествие? В каких республиках мы с вами побывали? Что больше всего запомнилось? Что нового узнали? Об этом путешествии вы кому-нибудь расскажите? (Ответы детей)

Ребята! Давайте ещё раз посмотрим на экран. Это наш родной город – Набережные Челны. Вы любите свой город? Тогда подарим своему любимому городу букет красивых слов. Все эти красивые слова соберём в этот волшебный мешочек, завяжем к нему шарик и отправим его в небо. Пусть летает по небу и раздаёт этот букет красивых слов челнинцам.

Я начну, ребята, а вы продолжите. Гостеприимный, спортивный, культурный…

Когда пойдём на прогулку, возьмём с собой шар и отправим в небо наш букетик. На такой светлой ноте мы заканчиваем наше путешествие, надеюсь, вам понравилось.

«Ознакомление дошкольников с культурой

народов Среднего Поволжья посредством использования

музейной педагогики»

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы.

Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала.

Дошкольников полезно знакомить с традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители многих народностей. Несмотря на то, что у каждого народа свой язык, своя история и традиции, все мы единая дружная семья.

Народы России стараются жить дружно, налаживать добрые отношения в сфере культуры, науки, туризма, торговли. Каждый народ соблюдает свои национальные традиции и обычаи, которые бережно передаются из поколения в поколение и являются данью уважения к предкам. О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Поэтому в настоящее время мы проявляем всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Для этого мы используем в своей работе одну из форм ознакомления детей с родным краем организация мини - музеев в детских садах. Создание мини - музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Мини - музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности ребёнка.

Наш детский сад посещают дети разных национальностей. Большинство, конечно русские, но есть и татары, и чуваши, и мордва. Изучив литературу о народах, их традициях, мы решили организовать в группе мини - музей на тему: «Народы Среднего Поволжья».

Маленький татарин, чуваш, русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы будем рассказывать детям о народах Среднего Поволжья, читать стихи, сказки, знакомить с различными национальными играми. Например, собирая материал по теме «Праздники и обряды», мы изучаем праздник всех русских - Масленица. Татары свои народные праздники называют бэйрэм. Первый бэйрэм "весеннее торжество" для татар связано с ледоходом. Русские сжигают чучело Масленицы, а татары на плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В наше время праздник ледохода у татар утратил былую популярность. Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар - Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры. По своей сути он напоминает праздник Пасха у русских. У народов Чувашии праздник проводов зимы называется Саварни. В завершение этого праздника чуваши также сжигают чучело - чучело «старухи Саварни».

Отдельным разделом идет знакомство с народным словом. Здесь обсуждаются с детьми смысл русских народных пословиц, татарских, чувашских, мордовских. Русские говорят: «Попытка не пытка, а у татар эта поговорка звучит в переводе на русский язык: «Чем остаться лежащим на земле, лучше попробовать выстрелить».

Русская поговорка: «Дерево живёт корнями, а человек друзьями», у чувашей звучит как: « Птица крыльями сильна, а человек дружбой».

В работе с детьми мы будем использовать разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально - творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, дидактические игры музейного содержания.

Примерные темы мини – музея:

«Народы Поволжья»,

«Костюмы народов Поволжья»,

«Русская изба»,

«Любимые сказки народов Поволжья»,

«Народные промыслы народов Поволжья»

«Праздники и обряды народов Поволжья»,

Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Культура и традиции народов Поволжья живы, пока их чтут и берегут.

Вероника Гришина
Статья «Ознакомление дошкольников с социокультурными ценностями народов Поволжья»

Развитие общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками посредством ознакомления с социокультуными ценностями народов Поволжья .

Воспитатель МБДОУ детский сад №166 г. о. Самара

Вероника Константиновна Гришина.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья , где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа , хранителем и продолжателем традиций.

В концепции модернизации российского образования большое значение придается региональному компоненту содержания образования, более полному использованию нравственного потенциала искусства, народной культуры , как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности ребенка.

Процесс патриотического воспитания должен строиться как этнокультурная детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур.

На сегодняшний день задачей патриотического воспитания является формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, краю, стране, к культурному наследию своего народа , к природе родного края. Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам к их родителям, соседям и к другим людям) .

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога.

Детский сад посещают различные представители народов Поволжья . Это - русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и т. д. Детский сад – это поликультурный мир. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней пребывания дошкольника в детском саду . На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов , с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью.

И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа , доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов . Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа . Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время , поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.

Так и родилась идея создания проекта «Край ты мой, любимый!» в детском саду № 166 г. о. Самара. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья , их быте, культуре, читаем стихи, сказки, знакомим с различными играми, в которые дети с удовольствием играют. В детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются игры народов Поволжья .

Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о культуре народов , Поволжья . Задачи формирования представлений о народах решаются во всех видах детской деятельности : образовательной, совместно с педагогам, самостоятельной – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, расширяют кругозор. Но в условиях ДОУ возникает ряд трудностей :

Малое обеспечение развивающей среды : отсутствие материала по культурному наследию народов Поволжья .

- недостаточно развитое принятие национальных особенностей со стороны представителей России других национальностей друг друга.

В своей работе по формированию представлений о народах и национальностях Российской Федерации я учитываю возрастные особенности детей дошкольного возраста , а именно, - их эмоциональную чувствительность и восприимчивость. Организую совместную деятельность, с детьми опираясь на традиции народов Поволжья , их богатую фольклорную культуру.

Приобщение детей к традиционной культуре народов Поволжья способствует гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу , жить в согласии с окружающим миром, населенным людьми разной национальности, воспитанию толерантного отношения к окружающим.

Работа ведется по следующим Направлениям :

Приобретение опыта ролевого поведения в народных играх

Фольклорные праздники

Создание коллекционных альбомов

В качестве развивающей среды выступает музей этнокультур народов Поволжья .

Чтобы рассказать детям о фольклоре более доступно и наглядно, полтора года назад в одном из помещений детского сада создали мини-музей, который изначально получил название «Русская изба» . Педагоги и родители охотно включились в эту работу, «по амбарам помели, по сусекам поскребли» и принесли вышитые полотенца и занавески, наволочки лоскутные одеяла, домотканые половички и коврики, чугуны, горшки и ухваты. В избе появились стол, лавки, самовар.

Эту печку мы сделали переносной и часто используем для декорации на праздниках, так же как и заказанный к сказке баннер с изображением Родной природы.

Однако, по ходу сбора материалов пришли к пониманию того, что насущно необходимо ознакомление дошкольника не только с культурой русского народа , но и этнокультурой народов Поволжья . Поэтому наш музей на сегодняшний день получил название в соответствии со своим содержанием «Музей – этнокультур народов Поволжья » .

Народные игры - самодостаточные произведения народного творчества , созданные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа . Издревле в них ярко отражались образы людей быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Различные версии игр встречаются в традициях разных народов . Перекликаются правила игры, изменяются названия, но смысл остается одним и тем же. Различный подбор народных игр объединяется по тематике в фольклорные праздники. Каждый фольклорный праздник несет в себе огромный потенциал и свою особенную колоритную энергетику.

В ходе реализации проекта в нашем саду силами детей, родителей и педагогов собирались коллекционные альбомы этнокультур народов Поволжья . Каждая группа собирала материал по определенной национальности. Так у нас получилось 5 альбомов этнокультур : русских, татар, чувашей, мордвы, башкир.

В эти альбомы вошли материалы, связанные с национальными традициями, бытом и укладом жизни, особенностями праздников, национальными видами игр, национальной кухней.

Альбомы находятся в прямом доступе для детей в музее этнокультур. По мере необходимости воспитатели могут воспользоваться материалом в любых видах деятельности.

Работа по коллекционированию продолжается, каждая группа обустраивает модели национальных изб.

Эффективность и практическая значимость работы по ознакомлению с народным фольклором .

Развитие устойчивого и углубленного интереса к произведениям искусства, обычаям, быту русского народа .

Знакомство с историей народа , с его укладом жизни и народной мудростью .

Развитие активного общения детей.

Речевое развитие детей.

Воспитание любви к культуре своего народа .

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества , родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Так как Россия многонациональная страна и наш детский сад посещают дети разных национальностей, хотелось бы в следующем году провести фольклорные праздники народов Поволжья

«Система педагогической деятельности детского сада по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья».
Творьянович Галина Ивановна, заместитель

заведующей по воспитательно-воспитательной работе

МБУ д/с № 64 «Журавлёнок»
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.

Наш детский сад работает по Программе «Детство +» (авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.). Данная программа предполагает со среднего возраста детей знакомить с русским фольклором и произведениями других народов мира, а в старшем дошкольном возрасте у детей развиваются элементарные представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях их внешнего вида, одежды, типичных занятиях.

В программе «Детство +» задачи приобщения к культурным традициям представлены в разделе «Социально-нравственное воспитание». В старшем дошкольном возрасте в программе выделены следующие задачи:

Расширение представлений о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим и т.д.)

Формирование представлений о многообразии народов мира, об особенностях внешнего вида, национальной одежде, типичных занятия различных народов.

В работе по вопросу приобщения детей к истокам народной культуры мы опираемся на:


  • базисную программу развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (Т.И.Бабаева),

  • программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.П.Князева, М.Д.Маханева),

  • «Радость творчества» (О.А.Соломенникова).
Взяв за основу программу «Детство», изучив её содержание по приобщению дошкольников к народной культуре, мы пришли к выводу, что в ней большое внимание уделяется таким задачам, как:

  • Углубление представлений о семье и знаний о родственных отношениях;

  • Развитие представлений о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов.
Но задачи ознакомления детей с прошлым своего края, с его историей ставятся очень обще. Поэтому мы решили использовать в качестве дополнения парциальную программу О.П.Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», а также «Радость творчества» О.А. Соломенниковой.

В программе О.П. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» четко обозначены приоритеты работы по данной проблеме:


  • обогащение предметно-пространственной среды предметами, носящими национальный характер;

  • использование фольклора во всех его формах;

  • народные праздники и развлечения, традиции;

  • ознакомление с народной декоративной росписью.
Мудрые люди говорят, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласить­ся. Наверное, самый благодарный труд- возрождение забытых на­циональных ценностей. К счастью, детство - то время, когда воз­можно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры .

Несколько лет назад, наше дошкольное учреждение начало работу по проекту «Народы Поволжья». Уже в младших группах мы приобщаем малышей к народной игруш­ке (пирамидке, матреш­ке, вкладышам, катал­кам, качалкам, игрушке-забаве). Мы знакомим малышей с русскими на­родными играми, хорово­дами, песнями, сказками, загадками, декоративно-прикладным искусством.

Во-первых, окружа­ющие предметы, воспи­тывающие в ребенке чувство красоты, любознательность, долж­ны быть национальными. Это поможет детям с са­мого раннего возраста понять, что они - часть великого русского наро­да.

Во-вторых, мы реши­ли оборудовать в виде деревенской избы поме­щение. В результате в небольшой комнате раз­местились предметы до­машней утвари, у печи - ухват, кочерга, на полках - предметы народного прикладного искусства, сундук с одеждой, прял­ка, чугунный утюг, вере­тено, люлька и многое другое. Гордость нашего музея – русский самовар. Дети с удовольствием идут на занятия по ознакомлению с на­родным творчеством в русскую избу «Горница».

Работая с детьми, мы часто используем посло­вицы и поговорки. Они помогают устанавливать эмоциональный контакт между ребенком и взрос­лым. Использование по­любившихся произведе­ний народного творче­ства в играх значительно обогащает словарь де­тей, делает их речь эмо­ционально выразитель­ной.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой .

Как жили люди Поволжья? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам народной культуры Поволжья, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и был создан нами проект «Народы Поволжья». Данный проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской, мордовской, татарской и чувашской культуре.

Проект предусматривает работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию и приобщению к народной культуре Поволжья детей в возрасте 2-7 лет. В данном проекте представлена система духовно-нравственного воспитания ребенка через приобщение к культурному наследию своего народа. Принципы воспитания, положенные в основу проекта следующие:

Принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

Принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.о. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, художественным народным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников;

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т.е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.

6 модуль «Музейная педагогика»

Включает в себя организацию в ДОУ интерактивных выставок, посещений краеведческого музея, создание на базе ДОУ, группы мини – музея Русской старины, декоративно- прикладного искусства. Т.С. Комарова подчеркивает, что трудности в ознакомлении детей с народами разных стран, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). Оборудованная в ДОУ экспозиция «Русская изба», в которой собраны предметы старины и быта крестьян.

Наглядно – образно представить детям жизнь и быт крестьян; познакомиться с посудой и утварью русской избы; назначением русской печи и других предметов быта.

В рамках данного модуля были организованы:


  1. выставка совместного творчества детей и родителей, на которой представлены
предметы народного декоративного творчества;

  1. выставка «Пасхальных яиц», на которой были представлены множество украшенных пасхальных яиц, композиции библейских сюжетов и различные макеты на пасхальную тему;

  2. выставка матрешек, как сувенирных, так и изготовленных руками детей: из глины, бумаги, соленого теста, папье-маше;

  3. выставка рисунков, бумажных и тряпичных кукол, различные детские работы посвященные праздникам народного календаря;

  4. тематические выставки «Дымково», «Гжель», «Хохлома» и др.

  5. выставка кукол «Куклы наших бабушек», на которой ребята смогли познакомиться со старинными куклами: куклы-обереги, тряпичные куклы, игрушки из глины, соломы, куклы-закрутки; увидели, чем отличаются куклы для игр и обрядовые игрушки (свадебная, пасхальная, кукла-оберег).

  6. посещение музея, выставочных залов.
7 модуль «Семья»

Прежде чем начать знакомство детей с традиционной культурой, необходимо было выявить уровень знаний родителей по данному вопросу. Анкетирование родителей показало, что 78 % родителей - с очень низким уровнем знаний о русской культуре, организации жизни по народному календарю, православных праздников. В таких семьях, история семьи, не прослеживается дальше второго поколения.

35% родителей - имеют представления о народных праздниках, они знают свою родословную, интересуются прошлым своей семьи.

62% родителей считают, что не могут самостоятельно рассказать детям о русской культуре на доступном дошкольном языке.

82% родителей поддерживают проводимую в детском саду работу с детьми , так как считают, что она способствует расширению детского кругозора, формированию мыслительной деятельности и подготовке к школе.

8% родителей безразлично относятся к организации работы с детьми в этой области, потому что считают, что эта тема устарела и в современном обществе есть более насущные проблемы.

Итоги анкетирования показали, что важность работы по приобщению к истокам русской традиционной культуры необходимо объяснять родителям.

В группе велась работа в рамках семейного проекта «Моя семья».

Цель данного проекта сформировать представление детей о народной культуре, народных традициях. Работая над проектом, совместными силами был оформлен альбом, странички которого готовили семьи воспитанников. Каждая страничка отражала сведения об традициях каждой семьи, их быте, праздниках, традиционных занятиях, любимых играх и игрушках, а так же включала народный фольклор и подвижные игры. Оформление альбома было продолжено страничками «Моя семья и мои друзья» с целью формирования представлений детей о том, что в каждой семье могут быть родственники и друзья различных национальностей.