Писатель мольер краткая биография. Жан батист мольер - биография, информация, личная жизнь

Ранние годы. Начало актёрской карьеры

Мольер происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отец Мольера, Жан Поклен (1595-1669), был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII . Мольер воспитывался в престижной иезуитской школе - Клермонском колледже , где основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей» (перевод утерян). По окончании колледжа в 1639 году Мольер выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав. Но юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Мольер избрал профессию актёра. В 1643 году Мольер стал во главе «Блистательного театра» (Illustre Théâtre ). Когда группа распалась, Мольер решил искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном .

Труппа Мольера в провинции. Первые пьесы

Юношеские скитания Мольера по французской провинции ( -) в годы гражданской войны (фронды) - обогатили его житейским и театральным опытом. С 1645 года Мольер заступает к Дюфрену , и в 1650 году возглавляет труппу. Репертуарный голод труппы Мольера и явился стимулом к началу его драматургической деятельности. Так годы театральной учёбы Мольера стали годами и его авторской учёбы. Множество фарсовых сценариев, сочинённых им в провинции, исчезло. Сохранились только пьески «Ревность Барбулье » (La jalousie du Barbouillé ) и «Летающий лекарь » (Le médécin volant ), принадлежность которых Мольеру не вполне достоверна. Известны ещё заглавия ряда аналогичных пьесок, игранных Мольером в Париже после его возвращения из провинции («Гро-Рене школьник», «Доктор-педант», «Горжибюс в мешке», «План-план», «Три доктора», «Казакин», «Притворный увалень», «Вязальщик хвороста»), причём заглавия эти перекликаются с ситуациями позднейших фарсов Мольера (напр. «Горжибюс в мешке» и «Проделки Скапена », д. III, сц. II). Эти пьесы свидетельствуют о том, что традиция старинного фарса вскормила драматургию Мольера и вошла органическим компонентом в основные комедии его зрелого возраста.

Фарсовый репертуар, превосходно исполняемый труппой Мольера под его руководством (сам Мольер нашёл себя как актёра именно в фарсе), способствовал упрочению её репутации. Ещё больше возросла она после сочинения Мольером двух больших комедий в стихах - «Шалый, или Всё невпопад » (L’Étourdi ou les Contretemps , ) и «Любовная досада » (Le dépit amoureux , ), написанных в манере итальянской литературной комедии. На основную фабулу, представляющую вольное подражание итальянским авторам, наслаиваются здесь заимствования из различных старых и новых комедий, соответственно излюбленному Мольером принципу «брать своё добро всюду, где он его находит». Интерес обеих пьес сводится к разработке комических положений и интриги; характеры в них разработаны ещё весьма поверхностно.

Парижский период

Поздние пьесы

Чересчур глубокая и серьёзная комедия «Мизантроп » была холодно встречена зрителями, искавшими в театре прежде всего развлечения. Чтобы спасти пьесу, Мольер присоединил к ней блестящий фарс «Лекарь поневоле » (фр. Le médécin malgré lui , ). Эта безделка, имевшая громадный успех и до сих пор сохранившаяся в репертуаре, разрабатывала излюбленную Мольером тему о врачах-шарлатанах и невеждах. Любопытно, что как раз в самый зрелый период своего творчества, когда Мольер поднялся на высоту социально-психологической комедии, он всё чаще возвращается к брызжущему весельем фарсу, лишённому серьёзных сатирических заданий. Именно в эти годы Мольером написаны такие шедевры развлекательной комедии-интриги, как «Господин де Пурсоньяк » и «Проделки Скапена » (фр. Les fourberies de Scapin , ). Мольер вернулся здесь к первичному источнику своего вдохновения - к старинному фарсу.

В литературоведческих кругах издавна установилось несколько пренебрежительное отношение к этим грубоватым, но искрящимся подлинным «нутряным» комизмом пьескам. Это предубеждение восходит к самому законодателю классицизма Буало , идеологу буржуазно-аристократического искусства, порицавшему Мольера за шутовство и потакание грубым вкусам толпы. Однако именно в этом низшем, неканонизированном и отвергнутом классической поэтикой жанре Мольер больше, чем в своих «высоких» комедиях, отмежёвывался от чуждых классовых влияний и взрывал феодально-аристократические ценности. Этому способствовала «плебейская» форма фарса , издавна служившая молодой буржуазии метким оружием в её борьбе с привилегированными классами феодальной эпохи. Достаточно сказать, что именно в фарсах Мольер разработал тот тип умного и ловкого, облечённого в лакейскую ливрею разночинца, который станет полвека спустя главным выразителем агрессивных настроений восходящей буржуазии. Скапен и Сбригани являются в этом смысле прямыми предшественниками слуг Лесажа, Мариво и др. до знаменитого Фигаро включительно.

Особняком среди комедий этого периода стоит «Амфитрион » (фр. Amphitryon , ). Несмотря на проявляющуюся здесь независимость суждений Мольера, ошибочно было бы видеть в комедии сатиру на самого короля и его двор. Свою веру в союз буржуазии с королевской властью Мольер сохранил до конца жизни, выражая точку зрения своего класса, не созревшего ещё до идеи политической революции.

Помимо тяги буржуазии к дворянству Мольер высмеивает также её специфические пороки, из которых первое место принадлежит скупости. В знаменитой комедии «Скупой» (L’avare, ), написанной под влиянием «Кубышки» (фр. Aulularia ) Плавта , Мольер мастерски рисует отталкивающий образ скряги Гарпагона (имя его стало во Франции нарицательным), у которого страсть к накоплению, специфическая для буржуазии как класса денежных людей, приняла патологический характер и заглушила все человеческие чувства. Демонстрируя вред ростовщичества для буржуазной нравственности, показывая разлагающее действие скупости на буржуазную семью, Мольер в то же время рассматривает скупость как нравственный порок, не вскрывая порождающих её социальных причин. Такая абстрактная трактовка темы скупости ослабляет социальную значимость комедии, которая тем не менее является - со всеми её достоинствами и недостатками - наиболее чистым и типичным (наряду с «Мизантропом») образцом классической комедии характеров.

Проблему семьи и брака Мольер ставит также в своей предпоследней комедии «Учёные женщины» (фр. Les femmes savantes , 1672), в которой он возвращается к теме «Жеманниц», но разрабатывает её гораздо шире и глубже. Объектом его сатиры являются здесь женщины-педантки, увлекающиеся науками и пренебрегающие семейными обязанностями. Издеваясь в лице Арманды над буржуазной девицей, свысока относящейся к браку и предпочитающей «взять в мужья философию», Мольер противопоставляет ей Генриетту, здоровую и нормальную девушку, чуждающуюся «высоких материй», но зато обладающую ясным и практическим умом, домовитую и хозяйственную. Таков идеал женщины для Мольера, приближающегося здесь опять к патриархально-мещанской точке зрения. До идеи женского равноправия Мольеру, как и его классу в целом, было ещё далеко.

Вопрос о распаде мещанской семьи поставлен также и в последней комедии Мольера «Мнимый больной » (фр. Le malade imaginaire , 1673). На этот раз причина распада семьи - мания главы дома Аргана, воображающего себя больным и являющегося игрушкой в руках недобросовестных и невежественных врачей. Презрение Мольера к врачам, проходящее сквозь всю его драматургию, вполне объяснимо исторически, если вспомнить, что медицинская наука основывалась в его время не на опыте и наблюдении, а на схоластических умствованиях. Мольер нападал на шарлатанов-врачей так же, как он нападал на прочих лжеучёных педантов и софистов, насилующих «природу».

Хотя и написанная смертельно больным Мольером, комедия «Мнимый больной» - одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её 4-м представлении 17 февраля Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц. За гробом его шло несколько тысяч человек «простого народа», собравшегося отдать последние почести любимому поэту и актёру. Представители высшего света на похоронах отсутствовали. Классовая вражда преследовала Мольера после смерти, как и при жизни, когда «презренное» ремесло актёра помешало Мольеру быть избранным в члены Французской академии. Зато имя его вошло в историю театра как имя родоначальника французского сценического реализма. Недаром академический театр Франции «Комеди Франсэз » до сих пор неофициально называет себя «Домом Мольера».

Характеристика

Оценивая Мольера как художника, нельзя исходить из отдельных сторон его художественной техники: языка , слога, композиции, стихосложения и т. д. Это важно только для понимания того, в какой мере они помогают ему выражать образно свое понимание действительности и отношение к ней. Мольер был художником поднимавшейся в феодальном окружении французской буржуазии эпохи первоначального капиталистического накопления. Он был представителем самого передового класса своей эпохи, в интересы которого входило максимальное познание действительности с целью укрепления в ней своего бытия и господства. Потому Мольер и был материалистом. Он признавал объективное существование независимой от человеческого сознания материальной действительности, природы (la nature), которая определяет и формирует сознание человека, является для него единственным источником истины и блага. Всей силой своего комического гения Мольер обрушивается на тех, кто мыслит иначе, кто пытается насиловать природу, навязывая ей свои субъективные домыслы. Все выводимые Мольером образы педантов , учёных-буквоедов, врачей-шарлатанов, жеманниц, маркизов , святош и т. д. смешны прежде всего своим субъективизмом , своей претензией навязывать природе собственные представления, не считаться с её объективными законами.

Материалистическое мировоззрение Мольера делает его художником, кладущим в основу своего творческого метода опыт, наблюдение, изучение людей и жизни. Художник передового восходящего класса, Мольер имеет относительно большие возможности и к познанию бытия всех других классов. В своих комедиях он отразил почти все стороны французской жизни XVII века . При этом все явления и люди изображаются им с точки зрения интересов его класса. Эти интересы обусловливают направление его сатиры, иронии и буффонады, которые являются для Мольера средствами воздействия на действительность, её переделки в интересах буржуазии. Таким образом комедиографическое искусство Мольера пронизано определённой классовой установкой.

Но французская буржуазия XVII в. не была ещё, как отмечалось выше, «классом для себя». Она не была ещё гегемоном исторического процесса и потому не обладала достаточно зрелым классовым сознанием, не имела организации, объединяющей её в единую сплоченную силу, не думала о решительном разрыве с феодальным дворянством и о насильственном изменении существующего общественно-политического строя. Отсюда - специфическая ограниченность классового познания действительности Мольера, его непоследовательность и колебания, его уступки феодально-аристократическим вкусам (комедии-балеты), дворянской культуре (образ Дон-Жуана). Отсюда же усвоение Мольером канонического для дворянского театра смехотворного изображения людей низкого звания (слуги, крестьяне) и вообще частичное подчинение его канону классицизма . Отсюда далее - недостаточно чёткое отмежевание дворян от буржуа и растворение тех и других в неопределённой социальной категории «gens de bien», то есть просвещённых светских людей, к которым принадлежит большинство положительных героев-резонёров его комедий (до Альцеста включительно). Критикуя отдельные недостатки современного дворянски-монархического строя, Мольер не понимал, что конкретных виновников зла, на которое он направлял жало своей сатиры, следует искать в социально-политическом строе Франции, в расстановке её классовых сил, а вовсе не в искажениях всеблагой «природы», то есть в явной абстракции. Специфическая для Мольера как художника неконституировавшегося класса ограниченность познания действительности выражается в том, что материализм его - непоследовательный, а следовательно не чуждый влиянию идеализма . Не зная, что именно общественное бытие людей определяет их сознание , Мольер переносит вопрос об общественной справедливости из социально-политической сферы в сферу моральную, мечтая разрешить его в пределах существующего строя путём проповеди и обличения.

Это отразилось, естественно, и в художественном методе Мольера. Для него характерны:

  • резкое разграничение положительных и отрицательных персонажей, противопоставление добродетели и порока;
  • схематизация образов, унаследованная Мольером от commedia dell’arte склонность оперировать масками вместо живых людей;
  • механическое развёртывание действия как столкновения внешних по отношению друг к другу и внутренне почти неподвижных сил.

Правда, пьесам Мольера присуща большая динамичность комедийного действия; но динамика эта - внешняя, она иноположна характерам, которые в основном статичны по своему психологическому содержанию. Это подмечено уже Пушкиным , который писал, противопоставляя Мольера Шекспиру : «Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков… У Мольера скупой скуп и только».

Если в лучших своих комедиях («Тартюф», «Мизантроп», «Дон-Жуан») Мольер пытается преодолеть односложность своих образов, механистичность своего метода, то в основном его образы и вся конструкция его комедий всё же носят на себе сильный отпечаток механистического материализма, характерного для мировоззрения французской буржуазии XVII в. и её художественного стиля - классицизма.

Вопрос об отношении Мольера к классицизму гораздо сложнее, чем это кажется школьной истории литературы, безоговорочно наклеивающей на него ярлык классика. Спору нет, Мольер был создателем и лучшим представителем классической комедии характеров, и в целом ряде его «высоких» комедий художественная практика Мольера вполне согласуется с классической доктриной. Но в то же время другие пьесы Мольера (главным образом фарсы) резко противоречат этой доктрине. Это означает, что и по своему мировоззрению Мольер расходится с основными представителями классической школы.

Как известно, французский классицизм - это стиль смыкавшейся с аристократией верхушки буржуазии и наиболее чутких к экономическому развитию слоев феодальной знати, на которую первая оказывала известное воздействие рационализмом своего мышления, подвергаясь в свою очередь воздействию феодально-дворянских навыков, традиций и предрассудков. Художественно-политическая линия Буало, Расина и др. есть линия компромисса и классового сотрудничества буржуазии с дворянством на почве обслуживания придворно-дворянских вкусов. Классицизму абсолютно чужды всякие буржуазно-демократические, «народные», «плебейские» тенденции. Это - литература, рассчитанная на «избранных» и презрительно относившаяся к «черни» (ср. «Поэтику» Буало).

Именно поэтому для Мольера, который был идеологом самых передовых слоев буржуазии и вёл ожесточенную борьбу с привилегированными классами за эмансипацию буржуазной культуры, классический канон должен был оказаться чересчур узким. Мольер сближается с классицизмом только в самых общих его стилевых принципах, выражающих основные тенденции буржуазной психики эпохи первоначального накопления. Сюда относятся такие черты, как рационализм, типизация и генерализация образов, абстрактно-логическая систематизация их, строгая четкость композиции, прозрачная ясность мысли и слога. Но даже стоя в основном на классической платформе, Мольер в то же время отвергает ряд стержневых принципов классической доктрины, вроде регламентации поэтического творчества, фетишизации «единств», с которыми он обращается иногда весьма вольно («Дон-Жуан», например, по построению - типичная барочная трагикомедия доклассической эпохи), узости и ограниченности канонизованных жанров, от которых он уклоняется то в сторону «низменного» фарса то в сторону придворной комедии-балета. Разрабатывая эти неканонизованные жанры, он вносит в них ряд черт, противоречащих предписаниям классического канона: предпочитает сдержанному и благородному комизму разговорной комедии внешний комизм положений, театральную буффонаду, динамическое развёртывание фарсовой интриги; вылощенному салонно-аристократическому яз. - живую народную речь, усеянную провинциализмами, диалектизмами, простонародными и жаргонными словечками, подчас даже словами тарабарского языка, макаронизмами и т. п. Всё это придает комедиям Мольера демократический низовой отпечаток, за который его упрекал Буало , говоривший о его «чрезмерной любви к народу». Но таков Мольер далеко не во всех его пьесах. В целом, несмотря на частичное подчинение его классическому канону, несмотря на спорадические подлаживания к придворным вкусам (в его комедиях-балетах), побеждают у Мольера всё же демократические, «плебейские» тенденции, к-рые объясняются тем, что Мольер был идеологом не аристократической верхушки буржуазии, а буржуазного класса в целом и стремился втянуть в орбиту своего влияния даже наиболее косные и отсталые его слои, а также шедшие в ту пору за буржуазией массы трудового народа.

Такое стремление Мольера к консолидации всех слоев и групп буржуазии (в силу чего его неоднократно награждали почётным титулом «народного» драматурга) обусловливает большую широту его творческого метода, не вполне укладывающегося в рамки классической поэтики, обслуживавшей только определённую часть класса. Перерастая эти рамки, Мольер опережает свою эпоху и намечает такую программу реалистического искусства, которую буржуазия смогла полностью провести в жизнь только значительно позднее.

Значение творчества Мольера

Мольер оказал громадное влияние на всё последующее развитие буржуазной комедии как во Франции, так и за её пределами. Под знаком Мольера развивалась вся французская комедия XVIII в., отразившая весь сложный переплет классовой борьбы, весь противоречивый процесс становления буржуазии как «класса для себя», вступающего в политическую борьбу с дворянски-монархическим строем. На Мольера опиралась в XVIII в. как развлекательная комедия Реньяра , так и сатирически заострённая комедия Лесажа , разработавшего в своем «Тюркаре» тип откупщика-финансиста, бегло намеченный Мольером в «Графине д’Эскарбаньяс». Влияние «высокой» комедий Мольера испытала и светская бытовая комедия Пирона и Грессе и морально-сентиментальная комедия Детуша и Нивель де Лашоссе, отражающая рост классового самосознания средней буржуазии. Даже вытекающий отсюда новый жанр мещанской или буржуазной драмы , этой антитезы классической драматургии, подготовлен комедиями нравов Мольера, столь серьёзно разрабатывавшими проблемы буржуазной семьи, брака, воспитания детей - эти основные темы мещанской драмы. Хотя некоторые идеологи революционной буржуазии XVIII в. в процессе переоценки дворянской монархической культуры резко отмежевывались от Мольера как придворного драматурга, однако из школы Мольера вышел знаменитый творец «Женитьбы Фигаро » Бомарше , единственный достойный преемник Мольера в области социально-сатирической комедии. Менее значительно влияние Мольера на буржуазную комедию XIX в., которой была уже чужда основная установка Мольера. Однако комедийная техника Мольера (особенно его фарсов) используется мастерами развлекательной буржуазной комедии-водевиля XIX века от Пикара , Скриба и Лабиша до Мельяка и Галеви , Пальерона и др.

Не менее плодотворным было влияние Мольера за пределами Франции, причём в различных европейских странах переводы пьес Мольера явились мощным стимулом к созданию национальной буржуазной комедии. Так было прежде всего в Англии в эпоху Реставрации (Уичерли , Конгрив), а затем в XVIII веке Фильдинг и Шеридан . Так было и в экономически отсталой Германии, где ознакомление с пьесами Мольера стимулировало оригинальное комедийное творчество немецкой буржуазии. Ещё более значительным было влияние комедии Мольера в Италии, где под непосредственным воздействием Мольера воспитался творец итальянской буржуазной комедии Гольдони . Аналогичное влияние оказал Мольера в Дании на Гольберга , создателя датской буржуазно-сатирической комедии, а в Испании - на Моратина.

В России знакомство с комедиями Мольера начинается уже в конце XVII в., когда царевна София, по преданию, разыграла в своём тереме «Лекаря по неволе». В начале XVIII в. мы находим их в петровском репертуаре. Из дворцовых спектаклей Мольера переходит затем в спектакли первого казённого публичного театра в Петербурге, возглавляемого А. П. Сумароковым . Тот же Сумароков явился первым подражателем Мольера в России. В школе Мольера воспитывались и наиболее «самобытные» русские комедиографы классического стиля - Фонвизин , В. В. Капнист и И. А. Крылов . Но самым блестящим последователем Мольера в России был Грибоедов , давший в образе Чацкого конгениальный Мольеру вариант его «Мизантропа» - правда, вариант вполне оригинальный, выросший в специфической обстановке аракчеевски-бюрократической России 20-х гг. XIX в. Вслед за Грибоедовым и Гоголь отдал дань Мольеру, переведя на русский язык один из его фарсов («Сганарель, или Муж, думающий, что он обманут женой»); следы мольеровского влияния на Гоголя заметны даже в «Ревизоре». Позднейшая дворянская (Сухово-Кобылин) и буржуазно-бытовая комедия (Островский) тоже не избежала влияния Мольера. В предреволюционную эпоху буржуазные режиссёры-модернисты делают попытку сценической переоценки пьес Мольера с точки зрения подчеркивания в них элементов «театральности» и сценического гротеска (Мейерхольд , Комиссаржевский).

В честь Мольера назван кратер на Меркурии .

Легенды о Мольере и его творчестве

  • В 1662 году Мольер венчается с юной актрисой своей труппы Армандой Бежар , младшей сестрой Мадлен Бежар , другой актрисы его труппы. Однако, это сразу вызвало целый ряд пересудов и обвинений в кровосмешении, так как существует предположение, что Арманда, в действительности, дочь Мадлен и Мольера, родившаяся в годы их скитаний по провинции. Чтобы прекратить эти разговоры, Король становится крестным первого ребёнка Мольера и Арманды.
  • В 1808 году в парижском театре «Одеон» был сыгран фарс Александра Дюваля «Обои» (фр. "La Tapisserie" ), предположительно, обработка мольеровского фарса «Казакин». Считается, что Дюваль уничтожил мольеровский оригинал или копию, чтобы скрыть явные следы заимствования, а имена персонажей изменил, только их характеры и поведение подозрительно напоминали мольеровских героев. Драматург Гийо де Сэ попытался реставрировать первоисточник и в 1911 году на сцене театра «Фоли-Драматик» представил этот фарс, вернув ему оригинальное название.
  • 7 ноября 1919 году в журнале «Comœdia» была опубликована статья Пьера Луиса «Мольер - творение Корнеля». Сравнивая пьесы «Амфитрион» Мольера и «Agésilas» Пьера Корнеля , он делает вывод, что Мольер лишь подписывал текст, сочинённый Корнелем. Несмотря на то, что сам Пьер Луис был мистификатором, идея, известная сегодня, как «Дело Мольера-Корнеля», получила большое распространение, в том числе в таких трудах, как «Корнель под маской Мольера» Анри Пулая (1957), «Мольер, или Воображаемый автор» адвокатов Ипполита Вутера и Кристины ле Виль де Гойе (1990), «Дело Мольера: великий литературный обман» Дени Буасье (2004) и др.

Произведения

Первое издание собрания сочинений Мольера осуществили его друзья Шарль Варле Лагранж и Вино в 1682 году.

Пьесы, сохранившиеся до наших дней

  • Шалый, или Всё невпопад , комедия в стихах ()
  • Любовная досада , комедия (1656)
  • Смешные жеманницы , комедия (1659)
  • Сганарель, или Мнимый рогоносец , комедия (1660)
  • Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц , комедия (1661)
  • Школа мужей , комедия (1661)
  • Докучные , комедия (1661)
  • Школа жён , комедия (1662)
  • Критика «Школы жён» , комедия (1663)
  • Версальский экспромт (1663)
  • Брак поневоле , фарс (1664)
  • Принцесса Элиды , галантная комедия (1664)
  • Тартюф, или Обманщик , комедия (1664)
  • Дон Жуан, или Каменный пир , комедия (1665)
  • Любовь-целительница , комедия (1665)
  • Мизантроп , комедия (1666)
  • Лекарь поневоле , комедия (1666)
  • Мелисерта , пасторальная комедия (1666, не окончена)
  • Комическая пастораль (1667)
  • Сицилиец, или Любовь-живописец , комедия (1667)
  • Амфитрион , комедия (1668)
  • Жорж Данден, или Одураченный муж , комедия (1668)
  • Скупой , комедия (1668)
  • Господин де Пурсоньяк , комедия-балет (1669)
  • Блистательные любовники , комедия (1670)
  • Мещанин во дворянстве , комедия-балет (1670)
  • Психея , трагедия-балет (1671, в сотрудничестве с Филиппом Кино и Пьером Корнелем)
  • Проделки Скапена , комедия-фарс (1671)
  • Графиня д’Эскарбаньяс , комедия (1671)
  • Учёные женщины , комедия (1672)
  • Мнимый больной , комедия с музыкой и танцами (1673)

Несохранившиеся пьесы

  1. Влюбленный доктор , фарс (1653)
  2. Три доктора-соперника , фарс (1653)
  3. Школьный учитель , фарс (1653)
  4. Казакин , фарс (1653)
  5. Горжибюс в мешке , фарс (1653)
  6. Брехун , фарс (1653)
  7. Ревность Гро-Рене , фарс (1663)
  8. Гро-Рене школьник , фарс (1664)

Другие сочинения

  • Благодарность Королю , поэтическое посвящение (1663)
  • Слава собора Валь-де-Грас , поэма (1669)
  • Разные стихотворения, в том числе
    • Куплет из песенки д’Ассуси (1655)
    • Стихи для балета г-на Бошана
    • Сонет г-ну ла Мотт ла Вайе на смерть его сына (1664)
    • Братство невольничества во имя милосердной Богоматери , четверостишия, помещенные под аллегорической гравюрой в Соборе Матери Божьей Милосердной (1665)
    • Королю на победу во Франш-Конте , поэтическое посвящение (1668)
    • Буриме на заказ (1682)

Мольер (Поклен), Жан Батист (Moliиre (Poquelin) Jean-Baptiste) (1622-1673), французский поэт и актер, создатель классицистической комедии.

Родился 13 января 1622 в Париже; сын Жана Поклена, придворного обойщика и королевского камердинера, и Марии, дочери частного обойщика Луи Крессе. В десятилетнем возрасте потерял мать. В 1631-1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже, где, помимо богословских дисциплин, преподавали античную литературу и древние языки; проявлял большой интерес к учебе; перевел на французский поэму О природе вещей римского поэта и философа Лукреция. В 1640 изучал юридические науки в Орлеанском университете, в начале 1641 сдал экзамен на звание лиценциата права. В апреле-июне 1642 замещал отца в должности королевского камердинера. 6 января 1643 отказался от звания королевского обойщика. 30 июня 1643 организовал вместе с семьей Бежар «Блистательный театр»; ставил трагедии, трагикомедии, пасторали; принял фамилию Мольер. После серии провалов театр прекратил свое существование. С остатками труппы уехал в провинцию.

Бессильна с клеветой бороться добродетель.

Мольер Жан Батист Поклен

В 1645-1658 труппа выступала в городах и замках Нормандии, Бретани, Пуату, Гаскони и Лангедока. К 1650 Мольер стал ее признанным главой. Постепенно в ее репертуаре ведущее место заняли комедийные представления. В условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер стал сам сочинять небольшие пьески (дивертисменты), добавляя к французскому средневековому фарсу элементы итальянской комедии масок (комедия дель арте). Их успех побудил его обратиться к более крупным формам: в 1655 создал свою первую пятиактную комедию в стихах Сумасброд, или Все невпопад (L’Etourdi, ou Les Contretemps); за ней в 1656 последовала Любовная размолвка (Le Dйpit amoureux).

К 1658 мольеровская труппа стала самой популярной во французской провинции. Благодаря покровительству герцога Орлеанского, брата Людовика XIV, она получила возможность выступить 24 октября 1658 перед королевским двором с трагедией П.Корнеля Никомед и фарсом Мольера Влюбленный доктор; Никомед был встречен холодно, но Влюбленный доктор произвел фурор, что решило судьбу труппы: ей присвоили звание «Труппы Брата короля» и предоставили сцену театра Малый Бурбон. С этого времени Мольер окончательно отказался от трагических ролей и стал играть только комедийных персонажей.

В 1659 поставил одноактную комедию в прозе Смешные жеманницы (Les Prйcieuses ridicules), в которой высмеял неестественность и напыщенность прециозного стиля, культивировавшегося в литературе (группа поэтов во главе Ж.Шапленом) и светских салонах. Она имела оглушительный успех, но одновременно породила много врагов в свете. С этого дня жизнь Мольера превратилась в постоянную борьбу с ними. В 1660 с неменьшим успехом была сыграна комедия положений Сганарель, или Мнимый рогоносец (Sganarelle, ou le Cocu imaginaire), трактовавшая традиционную тему супружеской неверности. В том же году король предоставил мольеровской труппе здание театра Пале-Рояль.

Театральный сезон на новой сцене открылся 4 февраля 1661 пьесой Дон Гарсия Наваррский, или Ревнивый принц (Dom Garcie de Navarre, ou le Prince jaloux), но ее философский комизм не был воспринят широкой публикой. В июне с успехом прошла Школа мужей (L’Ecole des maris), осмеивавшая отцовский деспотизм и защищавшая принципы естественного воспитания; она ознаменовала поворот автора к жанру комедии нравов; в ней уже угадывались черты высокой комедии. Первой подлинно классицистической комедией стала Школа жен (L’Ecole des femmes), поставленная в декабре 1662; ее отличала глубокая психологическая разработка традиционной темы семьи и брака. На обвинения в плагиате, в слабосте сюжета и дурном вкусе Мольер ответил в 1663 комедиями Критика Школы жен (La Critique de l’Ecole des femmes) и Версальский экспромт (L’Impromptu de Versailles), в которых весело и зло иронизировал над своими недоброжелателями (маркизами, салонными дамами, прециозными поэтами и актерами Бургундского отеля). Те не брезговали никакими средствами и даже обвинили Мольера в кровосмесительстве (браке с якобы собственной дочерью); поддержка Людовика XIV, ставшего крестным отцом его первого сына, положила конец сплетням.

С 1664 стал постоянно участвовать в организации придворных празднеств, сочиняя и ставя комедии-балеты: в январе 1664 был сыгран Брак по принуждению (Le Mariage forcй), в мае — Принцесса Элиды (La Princesse d’Elide) и Тартюф, или Лицемер (Le Tartuffe, ou l’Hypocrite), жестокая пародия на религиозное ханжество. Разразился скандал; король запретил спектакль. Требовали даже отправить автора на костер. Весной 1665 подвергся запрету и Дон Жуан, или Каменный пир (Dom Juan, ou le Festin de pierre), носивший резко антиклерикальный характер. В 1666 Мольер поставил высокую комедию Мизантроп (Le Misanthrope), равнодушно принятую широкой публикой. Продолжал сочинять для придворных празднеств комедии-балеты и пьесы-пасторали. На сцене Пале-Рояля с большим успехом прошли две комедии в стиле народных фарсов, где высмеивались медицинская наука и ее служители, - Любовь-целительница (L’Amour mйdecin) и Лекарь поневоле (Le Mйdecin malgrй lui).

В августе 1667 Мольер решился представить в Пале-Рояле смягченный вариант Тартюфа под новым названием Обманщик (L’Imposteur), однако сразу после премьеры он был запрещен Парижским парламентом. В феврале 1668 была сыграна комедия Амфитрион (Amphitryon). Затем последовали Жорж Данден, или Одураченный муж (George Dandin, ou le Mari confondu), на известный народный сюжет о хитрой жене и легковерном муже (июль 1668), и Скупой (L’Avare), в котором объектом осмеяния оказались ростовщичество и жажда обогащения (сентябрь 1668).

Одна из самых загадочных и эксцентричных личностей XVII века во Франции - Жан-Батист Мольер. Биография его состоит из сложных и в то же время величественных этапов в карьере и творчестве.

Семья

Родился Жан-Батист в 1622 году в аристократической семье, которая являлась продолжением очень древнего буржуазного рода драпировщиков. В то время такой считался довольно прибыльным и уважаемым. Отец будущего комедиографа был почетным советчиком короля и создателем специализированной школы для придворных детей, которую впоследствии и стал посещать Мольер. В этом учебном заведении Жан-Батист усердно изучал латынь, что помогло ему с легкостью понимать и изучать все работы знаменитых римских авторов. Именно Мольер перевел на родной французский язык поэму «О природе вещей» древнеримского философа Лукреция. К сожалению, рукопись с переводом не была распространена, а вскоре и исчезла. Вероятнее всего, она сгорела во время пожара в мастерской Мольера.

По воле своего отца Жан-Батист получил престижную на то время ученную степень лиценциата правоведения. Жизнь Мольера была сложной и насыщенной.

Ранние годы

В молодости Жан был ярым поклонником и представителем популярного тогда эпикуреизма (одного из философских движений). Благодаря такому интересу он завел много полезных знакомств, ведь среди тогдашних эпикурейцев были достаточно обеспеченные и влиятельные люди.

Карьера юриста не была для Мольера столь важна, точно так же, как и отцовское ремесло. Именно поэтому молодой человек избрал для себя театральное направление в деятельности. Биография Мольера лишний раз доказывает нам его стремление к совершенствованию и желание достичь мировых высот в

Стоит заметить, что изначально Мольер - это театральный псевдоним, который Жан-Батист Поклен выбрал себе для придания полному имени милозвучности. Но постепенно этим именем его стали называть не только в рамках театральной деятельности, но и в повседневной жизни. Встреча с очень известными тогда французскими комедиантами Бежарами перевернула жизнь Жана-Батиста с ног на голову, ведь впоследствии он стал руководить театром. На тот момент ему был всего лишь 21 год. В состав труппы входили 10 начинающих актеров, и заданием Мольера было улучшить дела театра и вывести его на более профессиональный уровень. К сожалению, другие французские театры составили большую конкуренцию Жану-Батисту, поэтому заведение было закрыто. После такой первой жизненной неудачи, Жан Батист с бродячей труппой начал ездить по провинциальным городкам в надежде получить признание хотя бы там и заработать денег для дальнейшего развития и постройки собственного здания для выступлений.

Выступал Мольер в провинции около 14 лет (точные даты, касающиеся этого факта его жизни, к сожалению, не сохранились). К слову, в это же время во Франции шла гражданская война, массовые протесты и противостояния народа, поэтому бесконечные переезды давались труппе еще сложнее, официальная биография Мольера говорит о том, что уже на данном периоде своей жизни он был серьезно намерен начать свое дело.

В провинции Жан-Батист сочинил большое количество собственных пьес и театральных сценариев, ведь репертуар труппы был достаточно скучным и неинтересным. Мало из работ того периода сохранились. Список некоторых пьес:

    «Ревность Барбулье». Этой пьесой очень гордился сам Мольер. Произведения кочевого периода получили положительные оценки критиков.

    «Летающий лекарь».

    «Доктор-педант».

    «Три доктора».

    «Притворный увалень».

    «Горжибюс в мешке».

Личная жизнь

В 1622 году Мольер официально связал себя узами брака со своей возлюбленной Амандой Бежар. Она была родной сестрой той самой комедиантки Мадлены, с которой встретился Жан-Батист в начале карьеры и благодаря мужу которой стал руководить театром из десяти человек.

Разница в возрасте между Жаном-Батистом и Амандой составляла ровно 20 лет. На момент женитьбы ему было 40 лет, а ей - 20. Свадьба не поддавалась огласке, поэтому на торжество были приглашены только самые близки друзья и родные люди. К слову, родители невесты не были довольны выбором своей дочери всячески пытались заставить ее расторгнуть помолвку. Однако она не поддалась на уговоры родных, и вскоре после свадьбы прекратила общение с матерью и отцом.

На протяжении супружеской жизни Аманда родила мужу троих детей, однако можно говорить о том, что пара не была счастлива в своем союзе. Огромная и разные интересы давали знать о себе. Творчество Мольера во время его брака отражало в основном истории, приближенные к его собственным семейным ситуациям.

Личностная характеристика

Жана-Батиста можно охарактеризовать как довольно неординарную личность. Он до конца был предан своему делу, вся его жизнь - это бесконечные театры и выступления. К сожалению, большинство исследователей его биографии до сих пор не могут прийти к однозначному решению по поводу его личностного портрета, ведь данных не осталось, поэтому так же, как и в случае с Шекспиром, они полагались только на переданные из уст в уста рассказы и легенды об этой личности и уже на их основе пытались с помощью психологических методов определить его характер.

Также, изучая множество работ Жана-Батиста, можно сделать некоторые выводы о его жизни в целом. Мольер почему-то сделал все для того, чтобы о его личности осталось крайне мало данных. Большое количество своих работ он уничтожал, поэтому до нас не дошло свыше 50 его пьес и данных о постановках. Характеристика Мольера, исходя из слов его современников, говорит о том, что он был почитаемым человеком во Франции, ко мнению которого прислушивалось большинство придворных людей и даже несколько особей из царской семьи.

Он был крайне свободолюбив, поэтому писал много произведений о личности, о том, как нужно возвышаться над своим сознанием и постоянно переосмысливать свои ценности. Стоит заметить, что ни в одном из произведений о свободе не говорится в прямом контексте, ведь такой шаг мог бы быть расценен в то время как призыв к бунту и гражданской войне, которая и так постоянно продолжалась в средневековой Франции.

Жан-Батист Мольер. Биография и творчество

Как и творчество всех писателей и драматургов, путь Мольера разделен на определенные этапы (он не имеют четких временных рамок, однако являют собой разные направления и отображают своеобразную смену полярности в творчестве драматурга).

Во время парижского периода Жан-Батист пользовался популярностью у короля и элиты страны, благодаря чему и получил признание. После продолжительного кочевания по стране, труппа возвращается в Париж и выступает в театре Лувра с новым репертуаром. Теперь профессионализм налицо: затраченное время и бесконечная практика дают о себе знать. На том спектакле «Влюбленный доктор» присутствовал сам король, который по окончании представления лично поблагодарил драматурга. После этого случая в жизни Жана Батиста началась белая полоса.

Следующее представление «Смешные жеманницы» также добилось огромного успеха среди публики и получило очень хорошие отзывы от критиков. Пьесы Мольера в то время собирали аншлаги.

Второй этап в творчестве Жана-Батиста представлен такими произведениями:

    «Тартюф». Сюжетная линия романа направлена на высмеивание духовенства, которое в то время пользовалось низкой популярностью среди жителей Франции из-за постоянных поборов и жалоб на деятельность некоторых верховных представителей церкви. Пьеса вышла в 1664 году и проигрывалась на сцене театра на протяжении пяти лет. Пьеса имела острый сатирический в какой-то степени комедийный характер.

    «Дон-Жуан». Если в предыдущей пьесе Жан-Батист негативно показывал тему церкви и высмеивал всех ее служащих, то в данном произведении он сатирически отобразил законы жизни людей, их поведение и моральные устои, которые, по мнению автора, были очень далеки от идеала и приносили миру только негатив и разврат. С данной пьесой театр объездил практически всю Европу. В некоторых странах был такой аншлаг, что представление проигрывалось два-три раза. Жан-Батист Мольер завел много полезных знакомств во время этого путешествия по Европе.

    «Мизантроп». В данном произведении автор еще больше высмеял средневековые устои жизни. Эта пьеса является самым удачным образцом высокой комедии XVII века. Из-за слишком большой серьезности и сложности сюжета постановка не была воспринята людьми так же, как и прошлые работы Жана Батиста. Это заставило автора переосмыслить некоторые аспекты своего творчества и театральной деятельности, поэтому он решил сделать перерыв в постановке спектаклей и написании сценариев.

    Театр Мольера

    Выступления труппы автора, в которой он тоже учувствовал, практически всегда вызывали шквал эмоций у зрителей. Слава о его постановках распространилась по всей Европе. Театр стал востребован далеко за пределами Франции. Большими поклонниками Мольера стали и британские ценители высокого театрального искусства.

    Театр Мольера отличался остросюжетными постановками о современных человеческих ценностях. Игра актеров всегда оставалась на высоте. К слову, сам Жан-Батист никогда не пропускал свои роли, он не отказывался выступать даже когда плохо себя чувствовал и был болен. Это говорит о большой любви человека к своему делу.

    Персонажи автора

    Жан-Батист Мольер представил много интересных личностей в своих произведениях. Рассмотрим наиболее популярных и эксцентричных:

    1. Сганарель - этот персонаж был упомянут в целом ряде сочинений и пьес автора. В пьесе «Летающий доктор» он - главный герой, являлся слугой Валера. Благодаря успеху постановки и произведения в целом, Мольер решил задействовать данного героя и в других своих работах (к примеру, Сганареля можно увидеть в «Мнимом рогоносце», «Дон Жуане», «Лекаре поневоле», «Школе мужей») и других произведениях раннего периода творчества Жана Батиста.

      Жеронт - герой, которого можно встретить в комедиях Мольера эпохи классицизма. В пьесах является символом маразма и слабоумия некоторых типов людей.

      Гарпагон - старец, который отличается такими качествами, как лживость и страсть к обогащению.

    Комедийные балеты

    Биография Мольера указывает на то, что такой тип произведений относится к зрелому этапу творчества. Благодаря упрочнившимся связям со двором, Жан-Батист создает новый жанр, который призван представлять новые пьесы в форме балета. К слову, такое нововведение имело настоящий успех среди зрителей.

    Первая комедия-балет имела название «Невыносимые» и была написана и представлена широкой публике в 1661 году.

    о личности

    Существует неподтвержденная легенда о том, что жена Мольера на самом деле была его родной дочерью, рожденной вследствие связи с Мадлен Бежар. Вся история о том, что Мадлен и Аманда были сестрами, считалась некоторыми людьми ложью. Однако эта информация не подтверждена и является только одной из легенд.

    Еще одна история гласит о том, что на самом деле Мольер не был автором своих работ. Он якобы действовал от лица Эта история получила широкое распространение. Однако ученые утверждают, что биография Мольера не содержит такого факта.

    Поздний этап творчества

    Спустя несколько лет после провала «Мизантропа» автор решает вернутся к работе и добавляет в данную пьесу историю «Лекарь поневоле».

    Биография Жана Мольера гласит, что во время этого периода он высмеивал буржуазию и богатый класс. Также в пьесах поднималась проблема брака, заключенного не по обоюдному согласию.

    Интересные факты о деятельности Мольера

      Жаном-Батистом был придуман новый

      Он являлся одной из самых противоречивых личностей Франции того периода.

      Мольер практически не общался со своей семьей, предпочитая путешествовать по миру с концертами без их сопровождения.

    Смерть и мемориальные памятники Жана-Батиста

    Перед четвертым представлением пьесы «Мнимый больной» (1673 г.) Мольер был болен, однако все рано решил выйти на сцену. Роль он отыграл блестящее, но спустя несколько часов после спектакля его состояние ухудшилось, и он внезапно умер.

(настоящее имя - Жан-Батист Поклен)

французский драматург и актер

Бессмертные комедии Мольера ставятся во многих театрах мира и в наши дни. Наиболее известны его комедии «Тартюф» (1664), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Проделки Скапена» (1671), «Мнимый больной» (1673).

Мольер создал совершенно новый жанр - классическую, «высокую» комедию. До него в театрах играли только «высокое» искусство, которое было представлено трагедиями и мелодрамами. Комедийный жанр считался «низким» искусством и был представлен фарсами, часто грубыми и пошлыми балаганными театрами и бродячими актерами. Мольер создал комедию для театра, построенную по всем законам классического искусства. Комедии этого драматурга полны забавных переодеваний, необычных встреч, смешных ошибок, неожиданных сюрпризов, веселых проделок. Мольер создал яркие сатирические образы, ставшие бессмертными и высмеивающие самые разные пороки человека: ханжество, глупость, жадность, тщеславие. В его комедиях представлены все слои современного ему общества: духовенство, аристократы, богатые буржуа, мелкие ремесленники, простой люд.

Мольер создал театральную труппу, которая после его смерти, слившись с труппой театра Маре, образовала театр «Комеди Франсэз», или «Дом Мольера». Он существует и сегодня. Это самый старый и один из самых знаменитых театров Франции.

Настоящее имя Мольера - Жан-Батист Поклен. Он родился в Париже в семье преуспевающего буржуа. Его отец был королевским обойщиком и хотел, чтобы Жан-Батист унаследовал его дело. Мольеру было десять лет, когда умерла его мать. Мальчик был очень привязан к своему деду, отцу покойной матери. С дедом он нередко посещал ярмарки, где смотрел представления шутовских артистов. Отец поместил сына в привилегированное учебное заведение - иезуитский Клермонский колледж, где Жан-Батист в течение семи лет изучал богословские науки, греческий и латинский языки, древнюю литературу, философию. На мировоззрение будущего драматурга оказали большое влияние труды римского философа-материалиста Тита Лукреция Кара и французского философа Пьера Гассенди.

В 1643 году Жан-Батист объявил, что отказывается от ведения отцовских дел и от звания королевского обойщика. Между ними произошел разрыв, что было оформлено нотариусом. И в соответствии с договором между отцом и сыном Жан-Батист получил 630 ливров материнского наследства.

Он взял псевдоним «Мольер» и решил посвятить себя театру. Он был дружен с артистической семьей Бежаров, старшая дочь - Мадлен Бежар - была очень талантливой актрисой. Вместе с Бежарами Мольер создал в 1644 году труппу с громким названием «Блистательный театр». Но в Париже театр успеха не имел, был разорен, и в 1645 году труппа Мольера отправляется в провинцию.

С 1645 по 1658 год Мольер и его театр давали представления во многих городах Франции. Сначала они играли трагедии и мелодрамы. Затем Мольер сочинил две комедии - «Шалый, или Все невпопад» (1655) и «Любовная досада» (1656), которые имели большой успех.

Осенью 1658 года, вернувшись в Париж, Мольер и его актеры показали королю Людовику XIV комедию «Влюбленный доктор». Пьеса королю понравилась; Мольеру был предоставлен театр Пти-Бурбон. Драматург написал несколько комедий, которые имели большой успех у публики. И очень скоро труппа Пти-Бурбон стала самой популярной. Однако у Мольера появилось много врагов и завистников, с которыми драматург вынужден был бороться до конца своей жизни. Король Людовик XIV любил Мольера и часто покровительствовал ему. Однако под давлением королевы-матери и духовенства король вынужден был запретить комедию «Тартюф», премьера которой состоялась в 1664 году.

«Тартюф» является вершиной творчества Мольера. В комедии автор высмеивает ханжество духовенства. Образ Тартюфа - это образ беспринципного и лицемерного святоши, скрывающего за словами о христианской морали свои корыстные цели и низменные интересы. Имя Тартюфа стало нарицательным.

Однако и сто пятьдесят лет спустя эта пьеса покажется крамольной властям, и Наполеон заявит, что если бы эта комедия была написана в его время, то он бы не позволил ее ставить на сцене. А в 40-е годы XIX века уже буржуазия, а не дворянство запрещала играть «Тартюфа» в театре.

В 1662 году Мольер женился на Арманде Бежар. Их первого сына крестил король.

Мольер сам играл в своих пьесах. В 1673 году он поставил свою последнюю комедию «Мнимый больной», где играл главную роль. В день четвертого представления этой пьесы драматург, давно страдавший болезнью легких, почувствовал себя плохо. Спектакль доиграли, но несколько часов спустя Мольер умер. Парижское духовенство запретило хоронить его на христианском кладбище. Только после вмешательства Людовика XIV, аудиенции у которого добилась жена Мольера, было получено разрешение архиепископа Парижского похоронить великого драматурга при условии, что похороны состоятся ночью. Ночные похороны собрали толпу в семьсот-восемьсот человек. Среди них не было ни одного знатного лица.

Биография Мольера (настоящая фамилия Поклен) окутана множеством легенд и тайн. Самые смелые из них - предположения о том, что он не был автором своих пьес. Но в этом грехе обвиняли многих писателей, начиная от Шекспира и заканчивая Шолоховым. И серьезное литературоведение давно смотрит на подобные необоснованные заявления сквозь пальцы. Зато доподлинно известно, что пьесы драматурга повлияли на развитие театрального искусства всей Европы, включая Россию. Поэтому не будем очернять имя великого мастера и сомневаться в его таланте.

Ж. Б. Мольер: биография. Происхождение и ранние годы

Драматург родился 13 января 1622 года в древней буржуазной парижской семье, которая веками славилась своими ремесленниками-драпировщиками. Отец Жана Батиста служил при дворе Людовика XIII камердинером и обойщиком. Место было очень доходным, поэтому семья не бедствовала.

Маленький Мольер был отдан на воспитание в иезуитскую школу, носившую название Клермонский колледж. Это заведение в те годы было крайне популярным. Здесь Жан Батист в совершенстве освоил латынь и довольно неплохо учился по другим дисциплинам.

В 1639 году юноша окончил колледж и выдержал экзамен в Орлеане на звание лиценциата права. Однако никакого стремления делать юридическую карьеру, как и продолжать семейное дело, у него не было. Тогда Жан Батист решил попробовать себя как актер. На этом поприще ему улыбнулась удача, и в 1643 году он уже возглавлял «Блистательный театр». В это же время он взял себе псевдоним Мольер. Но вскоре труппа распалась, и актер решил попытать счастья с бродячими комедиантами.

Первые пьесы

Биография Мольера в годы скитаний по стране (1645-1658) была наполнена невзгодами и опасностями, так как в это время шла гражданская война. С 1650 года Жан Батист становится главой труппы, с которой путешествовал. Актер быстро понял, что его театру необходимы новые пьесы, это и побудило его взяться за перо. Он начал писать фарсовые пьесы, которые практически не дошли до нас. Однако многие тенденции подобных классических комедий сохранились и в зрелых произведениях Мольера.

С этих небольших работ начала расти популярность драматурга. Широкую известность уже в столице ему принесли две комедии: «Любовная досада» и «Шалый». Основной акцент в них был поставлен на интриги и комические положения, а сами характеры персонажей практически не разрабатывались автором.

Внимание короля

24 октября 1658 года дебютировал на сцене Лувра в присутствии Людовика XIV Мольер. Краткая биография и не обошлась без описания этого судьбоносного события. Драматург представил на суд монарха фарс «Возлюбленный доктор», текст которого, к сожалению, не сохранился. Пьеса имела необычайный успех и во многом предопределила судьбу автора и его труппы - Людовик разрешил актерам выступать в придворном театре Пти-Бурбон. Здесь Мольер проработал до 1661 года, пока не ушел в театр Поле-Рояль, верность которому сохранил до конца своих дней.

После невероятного парижского успеха Мольер начинает усердно и напряженно работать. Страсть к писательству не покидала его до самой смерти. Почти 15 лет он ставил свои новые пьесы, которые вызывали восторг публики и критику со стороны коллег и недоброжелателей. Но завистливые нападки не смогли погасить славу драматурга.

Парижский этап творчества

Биография Мольера этого периода сосредоточена на его театральной деятельности. Открывает новый этап творчества комедия «Смешные жеманницы», которая считается первым самобытным произведением писателя. В этой пьесе автор делает выпад против манерности и вычурности речи, которая была популярна в аристократическом обществе. Комедия имела невероятный успех, но серьезно уязвила жеманниц. У драматурга тут же нашлись враги, которые добились двухнедельного запрета на показ пьесы. Это только усилило интерес к произведению. После отмены запрета количество желающих увидеть комедию утроилось.

Мольер, биография которого представлена в этой статье, как видим, еще не отошел от приемов фарса, что придает его пьесам площадную яркость и сочность. Однако это же делало его произведения популярными среди простого народа.

Воспитательная комедия

Однако недолго простым развлекателем толпы пробыл Мольер. Биография писателя говорит о том, что в 1661 году он резко сменил направленность своих произведений. Теперь Жан Батист стал писать социально-психологические комедии воспитания. Он поднимает вопросы брака, любви, проблемы отношения к женщине. Теперь все его внимание сосредотачивается на характере персонажей, они утрачивают свою односложность и становятся психологичными. Мольер (краткая биография является тому подтверждением) делает огромный шаг от примитивного схематизма фарса к пьесе нового уровня. Примерами таких комедий стали «Школа Жен», «Школа Мужей», «Версальский экспромт».

Семейная жизнь

Решение жениться писатель принял в 1622 году. Жан Батист Мольер (биография, дошедшая до нас, сохранила мало сведений о его личной жизни) выбрал себе в жены Аманду Бежар. Эта девушка была сестрой комедиантки Мадлены, с которой драматург познакомился еще в начале своей карьеры. Именно муж этой женщины помог ему стать руководителем театра.

Разница в возрасте между супругами составляла 20 лет. То есть Мольеру на момент заключения брака было сорок, а его возлюбленной всего двадцать. Торжеству не придали большой огласке, и на свадьбе присутствовали только родственники и самые близкие друзья. Родители девушки вообще были против этого брака и до последнего пытались отговорить дочь. Вскоре после замужества Аманда прекратила с ними всякие отношения.

В браке у Мольера родилось трое детей. Однако существует множество свидетельств о том, что в этом союзе несчастливы были оба супруга. Слишком большая была между ними разница. И здесь сказался не только возраст, но и интересы. Мольер буквально «дышал» театром, в то время как Аманда не могла полностью разделить его страсти.

Комедия-балет

Биография Мольера - это история актера и писателя, для которого не было в жизни ничего важнее профессии. Не удивительно, что слава его росла. Немаловажным был и тот факт, что его все чаще приглашали ко двору на праздники и торжества. Именно для таких случаев Мольер и создал уникальный жанр - комедию-балет.

Балет был придворным видом искусства, и в подобных постановках принимали участие даже члены королевской семьи, но долгое время он не менялся. Поэтому задумка немного преобразить привычное действо имела головокружительный успех. Мольер подчинил танцевальные этюды сюжету, обрамляя их небольшими сатирическими стихами. К таким пьесам относятся:

  • «Несносные»;
  • «Брак поневоле»;
  • «Принцесса Элидская»;
  • «Мнимый больной»;
  • «Комическая пастораль»;
  • «Психея» и пр.

При этом драматург не боялся избирать объектом своей сатиры верхушку аристократического общества, включая и духовенство.

Последний этап творчества

С возрастом начинает обращаться к все более серьезным темам Жан Батист Мольер. Краткая биография невозможна без упоминания пьесы «Мизантроп». Комедия оказалась слишком серьезной для зрителей, искавших лишь развлечения, поэтому не имела успеха. Чтобы спасти положение, писатель соединил это произведение с фарсом «Лекарь поневоле». Удивительно, но чем сложнее и серьезнее становились комедии Мольера, тем чаще ему приходилось возвращаться к первоначальной простоте, чтобы привлечь публику. Социально-психологические пьесы были слишком сложны для простого народа, который обычно и посещал театр.

За такое возвращение к буффонаде Жан Батист Мольер (биография доподлинно это подтверждает) был осмеян критиками-современниками, в том числе и Буало, который считал, что нельзя потакать толпе во вред искусству. Тем не менее именно эти «низкие» комедии позднее были очень высоко оценены литературоведами и стали классикой жанра.

Своеобразие

Биография Жана Мольера говорит о нем как об удивительном человеке, который никогда не считал театр простой забавой для плебса. Поэтому он с одинаковой страстью писал как серьезные социальные пьесы, так и фарсы. Это говорит о нем как об одном из самых передовых представителей своей эпохи, который видел смысл жизни в одном - максимально познать действительность, чтобы укрепить господство человека на земле. Мольер был классическим материалистом. Он не признавал бога, но считал, что в мире существует некое сознание материальной действительности, которое и формирует человеческое миропонимание и является для людей источником добра и истины. Тех же, кто считал иначе, он нещадно высмеивал в своих пьесах. Все эти педанты, ученые-буквоеды, жеманницы, врачи-шарлатаны, святоши слишком субъективно смотрят на мир и считают, что познали его. В этом и заключается их комичность.

Художественный метод

Обладал своим уникальным художественным методом Ж. Мольер. Биография писателя убеждает нас в том, что даже человек низкого происхождения и работы (актеры в то время принижались в высшем обществе) может оставить свой след в истории и изменить мир, если он наделен талантом и упорством.

Наша статья подходит к своему завершению, но напоследок хотелось бы перечислить характерные черты художественного метода писателя:

  • Схематизация образов, особенно в ранних пьесах. Эта черта была унаследована Мольером от комедии Dell’arte. Однако в поздних произведениях он все чаще уделяет внимание психологической составляющей своих персонажей.
  • Четкая граница между отрицательными и положительными героями, постоянное противопоставление пороков и добродетели.
  • Конфликт его пьес строился на столкновении активных внешних сил с пассивными внутренними, то есть обстоятельств с моральными принципами героев.
  • Высокий динамизм комедии проявляется только внешне, персонажи остаются неизменны и не способны эволюционировать.

Смерть актера

Биография Мольера (краткое содержание не может этого не помянуть) обрывается 17 февраля 1673 года. Именно в этот день умер великий комедиант. Незадолго до смерти, уже будучи больным, Жан Батист написал комедию «Мнимый больной». И вот, когда пьесу ставили в четвертый раз, а Мольер играл одну из главных ролей, драматургу стало плохо, и он не смог доиграть спектакль.

Родные перенесли больного домой, где он и скончался через несколько часов. Архиепископ Парижа сначала вовсе запретил хоронить Мольера, так как актер был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Только вмешательство короля позволило исправить ситуацию. И то великого писателя погребли ночью за оградой кладбища, как хоронили только самоубийц. Так окончил свою жизнь Жан Батист Мольер. Краткая биография писателя обязательно должна содержать этот момент его жизненной истории.