Декоративное рисование (средняя группа). План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему: Занятие по декоративному рисованию в средней группе

Первое знакомство детей с особенностями декоративного рисования осуществляется в средней группе детского сада. Обогащение представлений о назначении декоративного рисунка, воспитание эстетического отношения к изделиям декоративно-прикладного искусства происходит на основании сравнительных характеристик внешнего вида различных предметов быта, образцов национальной одежды, оформления фасадов и интерьеров жилых и общественных сооружений и др.

Решению этих задач способствуют экскурсии в краеведческий музей, посещение выставок произведений соответствующего содержания, беседы и рассказы с иллюстрированием образцов народного и декоративно-прикладного искусства и овладение непосредственно исполнительской и творческой деятельностью по декоративному рисованию.

В процессе обследования тех или иных образцов декоративно-прикладного искусства следует обратить внимание детей на особенности элементов узора, упрощение их формы в сравнении с реальным предметом; соподчинение в зависимости от выполняемой функции -- главные и второстепенные; средства их выделения -- размером, цветом и местом на плоскости; порядок композиционной организации -- ритм, построенный на строгой метрической основе, симметрия. Первые задания, которые предлагаются детям на этом этапе, направлены на создание орнаментальных лент, посвященных растительным мотивам.

Декоративными элементами узора могут быть разнообразные листья, цветы, фрукты, овощи, ягоды, колосья пшеницы и прочее. Использованию указанных элементов предшествует изучение детьми средств их стилизации в народном декоративном искусстве.

В процессе выполнения этих заданий дети усваивают принципиальные подходы к композиционной организации элементов узора:

  • - ритм повторов одинаковых по внешним признакам элементов;
  • - чередование разных по форме, размеру или цвету элементов узора, с учетом структурных вариантов чередования -- через один, через два и т. д.;
  • - симметричное построение композиции узора от оси симметрии, размещенной поперек или вдоль ленты .

Усложнение заданий по декоративному рисованию состоит в построении замкнутых орнаментов на плоскостях круглой, квадратной и прямоугольной форм. В представлении детей предложенные плоскости желательно конкретизировать по назначению: блюдце, тарелка, поднос, полотенце, скатерка и прочее.

По смыслу предложенные орнаменты могут быть посвящены растительным мотивам, но с более определенной тематикой и использованием подходящих по смыслу и цвету декоративных элементов узора, например: осенний, зимний, весенний, летний мотивы; или посвящены одному какому-либо предмету -- ромашке, елке и тому подобное.

Знакомство детей с рациональными подходами к организации изобразительного процесса заключается в сообщении наиболее удобной поэтапности построения орнамента, например: в ленточном орнаменте, в котором элементы узора располагаются по принципу ритма повторов, лучше начинать выполнение задания слева направо или сверху вниз, во-первых, потому что контролируется качество их размещения, во-вторых, изображение не будет повреждено рукой; при чередовании элементов узора удобнее сначала разместить элементы какого-то одного цвета, например, акценты или однотипные их детали, а затем приступить к воспроизведению второстепенных элементов; в симметричных композициях лучше начинать изображение орнамента из центрального элемента, а затем -- соответственно левая или верхняя половины, правая или нижняя половины.

При создании замкнутых орнаментов процесс изображения начинается с заполнения центральной части плоскости (если по замыслу там есть в наличии декоративный элемент), а затем -- ее края в той же последовательности, что и в ленточном орнаменте (в плоскости квадратной или прямоугольной формы заполняются углы, а затем края).

Для выполнения задач декоративного рисования используются разнообразные красящие материалы и инструменты: цветные карандаши, если декоративные элементы узора мелкие; гуашь, круглые кисти разных размеров, тампоны для изображения одинаковых по форме, размеру и цвету декоративных элементов; плотная бумага или картон. При необходимости используется цветная бумага, предварительно наклеенная на плотную основу (бумагу или картон).

В старшей группе усложнение задач декоративного рисования заключается в формировании у детей представлений об изобразительных и выразительных особенностях наиболее распространенных в нашей стране его стилевых направлениях и использовании наиболее посыльных из них в практической деятельности. Кроме того, детям предоставляется возможность украшать предметы, различные по назначению и конструктивному строению.

Так, в деятельности детей совершенствуются и обогащаются не только растительные мотивы, но и используются образы животных, птиц, рыб, человека, что, в свою очередь, дает возможность воспроизводить в узорах персонажи любимых сказок, мультипликационных фильмов и прочее. Успешному использованию указанных элементов способствует то, что в предметном и сюжетном рисовании дети в основном овладевают средствами восприятия и воспроизведения объектов, которые в значительной мере стилизованы по форме .

Вместе с тем, использование указанных объектов в декоративном рисовании делает необходимым учет специфических для этого вида изобразительного искусства стилевых условностей и требований к структурному построению композиции -- сочетанию отдельных элементов узора между собой и с целым, соподчинению второстепенных элементов главному, соблюдению соответствующих расчленений объекта, удачно найденному масштабу изображения, ритмической организации элементов на строгой метрической основе и др. С указанными особенностями декоративного рисования дети в доступной форме знакомятся во время восприятия произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, а также непосредственно в ходе выполнения практических заданий.

Ознакомление детей в доступной форме с произведениями народных мастеров своего края, а также с изобразительно-выразительными достоинствами декоративно-прикладного искусства разных регионов нашей страны дает возможность сформировать у них не только определенные представления о масштабности по назначению и стилевом многообразии декоративного рисования, но и привлечь к национальной культуре, успешно решать задачи нравственного и эстетического воспитания.

Усложнение практических задач декоративного рисования заключается в наследовании детьми отдельных, наиболее характерных для того или иного направления средств выразительности воспроизведения орнаментов. Например, благоприятным условием для решения этих задач на данном этапе могут служить предметы с элементами русской росписи. Детей привлекает в них сказочная выразительность силуэта, пластичность форм и контрастная декоративность цвета, прочная связь узора с листом бумаги и, наконец, разнообразие их использования -- для отделки керамической посуды, деталей одежды, внутреннего и внешнего оформления зданий народной архитектуры и тому подобное.

Не менее важно качество для использования русской росписи в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, которое заключается в ее сравнительно упрощенной технике. Для их воспроизведения используются знакомые детям материалы: гуашь, акварель, темпера. Все раскрашивания выполняются сразу, без подготовительной работы карандашом. Наиболее распространенными техническими приемами, которые создают соответствующее стилевое звучание, являются: мазок от себя, мазок на себя, переходный мазок и другие мазки, доступные овладению детьми дошкольного возраста.

Приемом “мазок от себя” рисуют широкий с постепенным сужением элемент; “мазком на себя”, наоборот, достигают узкого элемента с последовательным расширением; “переходным мазком” предоставляется возможность сразу передать многоцветное изображение элемента (для этого в соответствующей последовательности набирают на кисть 2-3 цвета и одним мазком оставляют пятно необходимой формы с постепенным переходом одного цвета в другой) .

Накопленные представления о назначении декоративного рисования и многообразии его воспроизведения дают возможность использовать те или иные варианты отделки объектов или их деталей в предметном и сюжетном рисовании, лепке.

Декоративное рисование - это создание узоров. Узоры бывают геометрические и растительные. Узоры выполняются в полоске или в различных геометрических фигурах (квадрате, прямоугольнике, круге и др.).

Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Ребенку необходимо почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется орнамент, который его украшает. Отсюда он узнает о значении, целесообразности оформления, связи формы и содержания.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они необособленны друг от друга. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.

Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и заканчивая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания дошкольников на новой задаче -- расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.

Первичные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия -- не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:

  • - развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
  • - развивать чувство цвета -- умение красиво сочетать контрастные цвета;
  • - развивать умение в рисовании различных крупных и мелких форм -- простых элементов узора;
  • - развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки) .

Сначала дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними мазки, которые ритмически повторяются, или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок -- самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть держать вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор, помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Чередование -- более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах -- квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга -- край и центр.

У детей средней группы начинает формироваться художественный вкус. Они могут назвать, какие картины и иллюстрации им больше нравятся, определяют явления природы, которые переданы изобразительными средствами. Воспитатель знакомит детей со скульптурой малых форм. В основном это народные игрушки. Народная игрушка радует детей своей яркостью, простотой и выразительностью образа. Рассматривание произведений народного искусства проводится перед декоративным рисованием. Для развития воображения можно использовать вырезанные из бумаги силуэты животных. Перед детьми возникает необычный яркий образ народной игрушки.

Воспитатель обращает внимание детей на разноцветный узор из кругов, точек, колечек. После украшения декоративным узором птичка действительно станет красивой, сказочной.

В отдельных случаях с целью наглядного объяснения способа изображения дается дидактический образец - это изображение, в котором ясно выступают те черты, на которые надо в данном случае обратить внимание детей, и убрать все лишнее. Образец может быть выполнен нейтральным цветом без раскрашивания. Цвета дети будут применять самостоятельно. Образец должен быть грамотным и правдивым. В процессе объяснения дети называют части, определяют их относительную величину, расположение. Не допуская копирования образца, следует поощрять дополнения изображения некоторыми деталями.

Воспитатель должен помнить, что усвоение элементов узора - мазков, точек, полос, колец - есть вместе с тем и усвоение какого-либо технического навыка. Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность упражняться в его исполнении. Повторение мазков, точек, полос является в узоре равномерным.

В таких случаях, когда узор создается по образцу, важное значение имеет восприятие его детьми. Прежде всего, воспитатель дает детям возможность увидеть узор в целом, затем выделяет элементы узора, называет их, обращает внимание на их повтор. Сухой кисточкой воспитатель показывает на образце повторные мазки, точки, делая движения, соответствующие их изображению, затем уточняет последовательность выполнения.

Показы способов создания узора после такого объяснения на образце нужны лишь на первых порах и тогда, когда усваивается новый технический прием, например нанесение мазков прижатием кисточки. Если усваивается только расположение узора, а элементы его знакомы детям, показ не нужен. Иногда можно вызвать детей, чтобы они нарисовали на мольберте те или другие части узора.

Когда какое-нибудь построение узора дается впервые, образец повторяется детьми без изменений. Но на следующем занятии они могут изменить цвета по сравнению с образцом или дополнить узор новыми элементами. В этих случаях в образце намечается лишь схема построения узора. Дальнейшие занятия проводятся без образцов.

Каждый смысл можно выразить по-разному. Поэтому следует применять такие методы обучения, которые не приведут к однообразию способов выразительности. Например, способ расположения изображения на узкой полосе не может быть единственным и обязательным во всех случаях.

В своих рисунках дети все чаще отображают то, что видели в окружающем мире или при рассматривании иллюстраций. Хотя их работы достаточно просты, воспитателю необходимо вызвать у детей доброжелательное отношение к рисункам: «Как красиво украшен этот домик, он праздничный благодаря вашим замечательным узорам».

Если дети рисуют декоративные элементы, то это должно проходить в игровой форме, чтобы вызвать интерес у детей к данному рисунку. Для того, чтобы рисунки были выразительными, воспитатель предлагает детям бумагу разного формата. Изображение определенного узора может быть передано в полосе или на квадратном листе бумаги. Варианты композиционных решений находит воспитатель, так как ребенку пяти лет еще трудно это сделать.

При изображении сложных элементов узора воспитатель использует показ, который сопровождает объяснением, помогающим запомнить последовательность действий. Например, от четкости движения кисти, умения ритмично проводить линии разной интенсивности зависит красота узора.

Кроме того, рисование несколькими красками требует овладения навыком промывания кисти, чтобы сохранить яркость и чистоту цвета краски. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети рисовали не только узоры, которые даны в рисунке, а и придумывали новые на основе приобретенных знаний. Дети это выполняют с интересом. На каждом занятии воспитатель стремится использовать методы, которые направлены на развитие у детей самостоятельных способов изображения. Эта самостоятельность имеет место в том случае, если ребенок всегда выполняет задание, предложенное педагогом.

В средней группе дети усваивают приемы декоративного рисования: широкие прямые линии на весь ворс кисти, мазки в разном положении, точки, круги, кольца. Особое значение приобретает содержание занятий .

Т.С. Зерновая предлагает построить занятия в такой последовательности, чтобы была возможность постепенно усложнять элементы декоративного рисования. Зерновая издала даже книгу «Эстетическое воспитание в детском саду» , где раскрыла все содержание декоративного рисования. За советами Зерновой такой элемент как мазок широко применяется в декоративных изделиях и легко выполняется - приложить ворс кисти к бумаге и поднять. Но расположить мазок на бумаге можно по-разному: вверху, внизу, наискось и т. д. Если же научить последовательному овладению мазком от рисования простым способом к сложному, то дети овладевают этим элементом, и у них развивается кисть руки. Воспитатель проводит занятия, где использует разнообразные цвета. Значительная часть рисунков на белой бумаге. Используется и цветная бумага - серая, бежевая, голубая.

Чтобы научить детей декоративному рисованию, воспитатель использует различные методические приемы: наглядные, словесные и игровые. Формой наглядности на занятии является натура, образец, показ способа изображения.

В зависимости от типа занятий наглядные, словесные и игровые приемы обучения используются по-разному. Изобразительное искусство определяет три типа занятий в детском саду:

I тип - занятия, на которых даются новые знания, а также формируются новые навыки и умения.

II тип - занятия на закрепление ранее приобретенных знаний и умений.

III тип - занятия на самостоятельное применение детьми полученных знаний, умений и навыков .

На занятиях первого типа воспитатель использует натуру или образец для подражания, показывает способы изображения, дает пояснения, задает вопросы.

На занятиях второго типа - использует натуру, несколько образцов, частичный показ, объяснение, вопросы, художественное слово, игровые приемы.

Основными приемами на занятиях будут вопросы, указания, напоминания. С помощью вопросов воспитатель узнает о замыслах детей, о способах реализации этих замыслов и тому подобное.

Словесные приемы обучения - указания, оценка, поощрения используются на занятиях всех трех типов.

Итак, используя разнообразные методы, воспитатель формирует у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, подводит их к передаче выразительного образа с помощью различных изобразительных средств. Методика занятий по изобразительной деятельности в детском саду характеризуется большой направленностью на развитие у детей самостоятельности.

Рисование является одним из любимый видов изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. Сначала ребёнок получает удовольствие от рисования цветных линий, завитков, пятен. К 4–5 годам у него появляется желание изобразить на листе бумаги то, что его особенно впечатлило. В художественной деятельности ребёнка наблюдается переход к ассоциативному рисованию: в пятнах и каракулях он находит очертания знакомых предметов. Начинается осваивание предметного рисования: ребёнок рисует по своему замыслу. Воспитателю важно научить детей видеть простые формы в основе предметов, подбирать и смешивать цвета, следить за тем, чтобы карандаш и кисть держались правильно. В средней группе начинается обучение новому виду рисования - декоративному, когда полученные навыки дошкольники применяют в создании узоров для украшения какого-либо предмета, например, свитера.

Подготовка к занятию по декоративному рисованию в средней группе.

В младших группах детского сада дети выполняли задания по рисованию на бумажных заготовках в виде предметов одежды (платье, платочек). Рисование имело декоративный характер, но было направлено на оттачивание навыка работы с кистью и красками: проведение прямых горизонтальных и вертикальных линий по краю заготовки, нанесение точек в пределах обозначенных контуров. Обучение непосредственно декоративному рисованию начинается в средней группе. Воспитатель знакомит ребят с народными промыслами, выделяет особенности дымковской, филимоновской, городецкой росписей. Через изучение предметов, созданных и расписанных мастерами из народа, дети учатся уважать ручной труд, видеть прекрасное в предметах интерьера, глиняных и деревянных игрушках. Возникает желание к самостоятельному созданию узоров.

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе:

  • Оттачивание технических навыков. Дети 4–5 лет создают узоры из точек, линий, простых геометрических фигур при помощи кисти и красок или карандаша.
  • Развитие композиционных умений. Ребята осваивают понятия «симметрия» и «ритм», учатся располагать узоры на поверхностях предметов, различных по форме.
  • Развитие чувства цвета. Воспитатель обучает ребят смешиванию цветов, использованию контрастных цветовых сочетаний в узоре.
  • Обучение способности различать различные виды народной росписи и выполнять отдельные элементы в собственных работах.

Занятие по декоративному рисованию в средней группе

Материалы для занятия

Для декоративного рисования в средней группе рекомендуется использовать фигурные заготовки из плотной бумаги (для акварели или гуаши) или картона. Заготовки в виде предметов посуды (чашки, ложки, тарелки), одежды (фартук, платье, свитер, варежки) или игрушек могут быть заранее вырезаны и храниться в шкафу с материалами для занятий по изобразительной деятельности. Другой вариант основы для декоративного рисования - использование шаблона. Ребятам раздаются картонные шаблоны свитера, они должны обвести его карандашом на лист бумаги. В средней группе можно не давать задания вырезать по контуру для экономии времени, но тем из ребят, кто быстро справится с рисованием узора, следует предложить вырезать украшенный предмет.

Также используется в качестве основы цветная бумага или картон. Яркий материал привлекает внимание детей и развивает способность сочетать цвета узора и фона.

Фигурные заготовки для тематических занятий по декоративному рисованию можно поручить сделать воспитанникам дома вместе с родителями и принести к следующему занятию для украшения узором. Например, на выходные даётся задание подготовить вырезанный из плотной бумаги заготовку для занятия «Украшение свитера» . Творческий процесс для ребят начнётся уже с момента выбора фасона свитера (широкий или узкий, рукава с резинками или без, воротник хомутом или под горло, или он отсутствует и тогда нужно определиться с формой горловины) и цвета бумаги, из которой будет вырезана заготовка. В качестве идеи воспитатель может предложить родителям найти бумагу с тиснением. Она продаётся в специализированных магазинах для творчества, имеет рельефную поверхность и послужит материалом для различных поделок, в том числе для заготовки свитера.

Вариант материала для основы

Эта тема может быть использована для проведения кратковременного проекта - «Украшаем свитер для любимой игрушки» . Ребёнок выбирает, для какой игрушки в подарок он хочет украсить свитер, а родители помогают нарисовать контуры подходящего по размеру свитера. Дома дети могут попробовать самостоятельно вырезать заготовку.

Варианты шаблонов для заготовки «Свитер».

На занятиях по декоративному рисованию в средней группе ребята рисуют цветными карандашами, восковыми мелками, акварелью и гуашью. Воспитанникам предоставляется свобода выбора (краски или карандаши) во время занятий, направленных на закрепление приёмов декоративного рисования.

Техники и приёмы рисования в средней группе.

Дети 4–5 лет учатся правильно держать карандаш. Выполняют обведение шаблонов по контуру, рисуют узоры из прямых и изогнутых линий, простых геометрических фигур. В средней группе начинается обучение карандашной штриховке: закрашивание кругов и овалов линиями в одном направлении, не заходя за контуры.

Большое внимание уделяется развитию навыков рисования красками. Дети закрепляют навыки работы кисточкой: смачивание, набирание краски, смешивание красок, рисование всем ворсом или кончиком кисти. Дошкольники среднего возраста создают узор при помощи следующих приёмов рисования:

  • Мазки . Простой декоративный элемент, не требующий предельной точности выполнения. Ребята создают узор лёгким прикладыванием ворса кисти к бумаге. В задания по закреплению этого приёма включается освоение техники чередования: в определённом порядке наносятся мазки красками разных цветов.
  • Точки . Более сложный элемент, дети должны научиться рисовать кончиком кисти в вертикальном положении. Точки ставятся в определённом ритме в пределах контуров декорируемой заготовки. В отличие от заданий в младшей группы («При помощи точек изобрази снег, капли дождя, ягодки, зёрна для птичек») детям предлагается нарисовать узор с точками в соответствии с замыслом: параллельные ряды, шахматный порядок или точечный контур фигуры, например, круга. Навык чередования сначала закрепляется в выполнении задания по нанесению точек разных цветов, затем развивается при рисовании точек и мазков в заданном порядке.
  • Кольца и круги . Эти элементы дети учились рисовать в младших группах. На занятиях по декоративному рисованию их выполнение усложняется: ребята должны рисовать круги и кольца одинакового размера.

Первоначально дети обучаются простейшему композиционному приёму в создании орнамента - повтору, после - чередованию. Закрепляется навык создания линейного узора на полосках бумаги или по краю заготовок (подол платья, каёмка чашки). На заготовках, имеющих форму квадрата или круга, ребята учатся определять центр фигуры, рисуют узор по окружности или с поворотом на 90 градусов.

Использование других видов изобразительной деятельности и нетрадиционных техник.

На занятиях по декоративному рисованию могут быть использованы приёмы других изобразительных видов деятельности - аппликации и лепки. Изображение с орнаментом дополняется по замыслу элементами из бумаги или пластилина. Например, на заготовки в форме варежек можно приклеить бумажные полоски - это будут вязаные резинки; заготовку сарафана можно украсить аппликацией в верхней части - оформить лиф сарафана; к перчаткам, шапочке или свитеру можно добавить пластилиновые шарики для имитации шерстяных помпонов; украшение готовой работы маленькими пластилиновыми шариками - бисер, бусины или пуговицы на предметах одежды и головных уборах.

На занятиях по созданию узоров могут быть применены следующие нетрадиционные техники рисования:

  • Пальчиковая живопись. У детей 4–5 лет ещё сохраняется интерес к рисованию кончиками пальцев и ладошками.
  • Печатание - создание узора путём обмакивания в краску и прикладывания к бумаге кусочков поролона, листьев, пуговиц и т. д.
  • Пуантилизм - рисование точками, как правило, при помощи ватных палочек.
  • Монотипия - техника единственного отпечатка. Рябята рисуют на одной половине симметричной заготовки, не дав высохнуть узору, складывают лист бумаги пополам и получают зеркальный отпечаток.
  • Рисование восковыми мелками с акварельной заливкой. Ребята рисуют узор восковой свечкой или мелком, затем полностью закрашивают заготовку акварелью (поверх воскового рисунка). При высыхании краски красиво проступают восковые контуры.
  • Граттаж - процарапывание рисунка на высохшей гуаши, под которой находится цветной восковый фон.

Примеры работ, выполненных в нетрадиционных техниках.

Пальчиковая живопись Пальчиковая живопись Печатание пуговицами Рисование ватными палочками Монотипия Рисование ватными палочками Пальчиковая живопись Граттаж Граттаж Рисование ватными палочками Печатание

Индивидуальные задания на занятиях по декоративному рисованию.

Обучающая деятельность в детском саду реализуется в рамках личностного-ориентированного подхода. Это означает, что при проведении занятий (в том числе по изобразительной деятельности) воспитатель должен учитывать особенности развития каждого ребёнка, уровень владениям им теми или иными умениями, эмоциональное состояние в конкретный момент. Поскольку практическая деятельность по декоративному рисованию направлена на выполнение цели создать узор на заданной поверхности, основное задание должно быть доступно к выполнению всеми воспитанниками. Если ребёнок испытывает сложности, воспитатель использует приём индивидуального показа действий. В средней группе допустимо повторение ребёнком действий педагога.

Для тех ребят, которые успешно справляются с поставленной практической задачей, воспитатель должен предоставить индивидуальные задания.

Рассмотрим варианты индивидуальных заданий по теме «Украшаем свитер»:

  1. Используй элементы аппликации или лепки для украшения заготовки.
  2. Затонируй акварельной краской бумажную заготовку.
  3. Обведи фломастером фигуры нарисованные карандашом.
  4. Нарисуй на отдельном листе предметы одежды, похожие по стилю с твоим свитером (шапка, шарф, варежки).

Занятие «Украшаем свитер» в картотеке тем по рисованию.

При составлении учебно-тематического плана по изобразительной деятельности на год нужно учитывать, что занятия по рисованию в средней группе проводятся один раз в неделю. При этом из 35 занятий за год - 5–6 должны быть отведены под обучение декоративному рисованию:

  • «Украшение фартука».
  • «Украшаем свитер».
  • «Украшаем платочек».
  • «Украшаем полоску флажками».
  • «Перчатки для котят».
  • «Платье для куколки».

Занятие «Украшаем свитер» рекомендуется проводить для закрепления навыков рисования точек и линий, простых геометрических фигур. Задачей этого занятия должно быть украшение заготовки по представлению. Ребята самостоятельно выбирают, какой узор они будут рисовать на свитере: геометрический (чередование линий и фигур в различных цветовых сочетаниях) или тематический (попробуют создать растительный или природный узор - цветы, листья, снежинки).

Мотивирующее начало занятия на тему «Украшаем свитер».

Рисование орнамента само по себе может быть неинтересно дошкольникам среднего возраста. Для активизации внимания и побуждения к творческой деятельности, в первую очередь, рекомендуется привлечь личное восприятие зрительных образов у ребят и использовать элементы игры на занятии.

Мотивирующие материал на начальном этапе занятия.

Вариант материала Применение в мотивирующем начале занятия
Наглядный материал Ребята изучают картинки со свитерами. Воспитатель проводит беседу :
Из каких элементов составлены узоры?
Какими приёмами можно выполнить подобные узоры на бумаге (ритмичный повтор, чередование).
Какие цветовые сочетания представлены в этих моделях свитеров?

Вариантом наглядного материала могут быть свитеры на самих воспитанниках.
Особое оживление приносит задание принести в назначенный день свой любимый свитер. Непосредственно в начале занятия воспитатель предлагает устроить показ мод: воспитатель включает весёлую музыку, ребята надевают принесённые свитеры и по очереди дефилируют, демонстрируя узор на изделии. Далее проводится беседа по особенностям увиденных свитеров.

Игровая ситуации Воспитатель обращает внимание ребят на то, что близится зима, начинается морозное время года, а у игрушек/кукол в их группе нет тёплой одежды. Ребятам предлагается выбрать по игрушке и приготовить для них в подарок красивые свитеры.

Перед каждым воспитанником на столе лежит рисунок девочки или мальчика и бумажная заготовка свитера. Детям предлагается нарисовать узор на заготовке и «надеть» свитер на ребёнка с картинки, чтобы он не замёрз на прогулке.

Если в группе есть бумажные куклы с бумажным же «гардеробом», то к занятию можно сделать заготовки с «ушками», чтобы украшенные свитеры ребята использовали в последующей игре.

Сюрпризные моменты В группу заходит Лисичка (младший воспитатель или другой сотрудник в костюме лисы), приветствует ребят и жалуется на морозы. Лисичка просит ребят подсказать ей, что нужно делать, чтобы лисята не мёрзли на прогулке. Когда дети скажут, что можно одевать на лисят тёплые вещи, Лисичка плачет, что она ни шить, ни вязать не умеет. Воспитатель подводит ребят путём наводящих вопросов или подсказок, что они могут нарисовать и украсить для лисят свитеры.

На столе воспитателя стоит коробка. Воспитатель сообщает, что её доставил в группу утром почтальон, зачитывает вслух адрес (реальный адрес детского сада: город, улица, дом, номер группы). На вопрос, как быть с коробкой, ребята, конечно, предлагают открыть её, что воспитатель и делает. В коробке оказываются бумажные заготовки свитеров одного цвета и письмо от Гномика. Воспитатель зачитывает письмо: Гномик рассказывает, что по осени бабушка связала ему и его многочисленным братьям свитеры, но все они одного размера и цвета - гномики путают, какой свитер кому из них принадлежит, и просят у ребят помощи. Воспитатель предлагает разобрать заготовки и украсить по собственному желанию, чтобы у каждого гномика был свой неповторимый свитер.

Дидактические игры С ребятами 4–5 лет проводятся коллективные дидактические игры: задания даются не на карточках, а представлены на больших картинках/плакатах или проецируются на экран.
Варианты игр:
«Найди отличия». На двух одинаковых картинках свитеров нужно найти отличия, воспитатель сразу называет их количество.
«Найди свитер по силуэту». На картинке изображены свитеры и один теневой силуэт.
«Найди пары одинаковых». Среди изображённых на картинке свитеров нужно найти одинаковые.
«Кому какой свитер подходит». В левой части картинки нарисованы свитеры с различными узорами, справа - персонажи. Например, свитер с бантиками подходит для девочки, свитер с машинками - для мальчика, а свитеру с морковками будет рад зайчонок.

Составление конспекта на тему «Украшаем свитер».

Цель занятия: украшение бумажной заготовки декоративным узором.

Задачи: закрепление умения рисовать кистью и/или карандашом линии, мазки/штриховку, точки, кружки и кольца, галочки; развитие умения украшать готовую работу элементами других видов изобразительной деятельности (бумажными полосками или фигурками, пластилиновыми деталями); развитие чувства цвета; развитие умения видеть прекрасное в предметах окружающей действительности; активизация фантазии; воспитание самостоятельности и проявления инициативы.

В соответствии с гигиеническими нормами длительность занятия по рисованию в средней группе составляет не более 20 минут и состоит из следующих этапов:

  • Организационный момент 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия 4–5 минут.
  • Практическая работа 10 минут.
  • Демонстрация и обсуждение готовых работ 2–3 минуты.
  • Подведение итогов занятия 1 минута.

Воспитателю необходимо составлять подробный план каждого занятия с последующим обязательным проведением анализа: были ли достигнуты поставленные цели и задачи, эффективны ли были применяемые методы и приёмы обучения, как вели себя дети на различных этапах занятия, трудности и задержки на каких-либо этапах занятия и их причины, анализ работ воспитанников, примерные пути совершенствования проведения занятия.

Методическая разработка по рисованию (средняя группа) на тему «Декоративное рисование «Украшение свитера»».
Закрепление умения украшать предмет одежды, используя знакомые элементы: линии, мазки, точки, кольца и круги.
Оформление заготовки бумажными полосками.
Развитие эстетического восприятия и самостоятельности. Материалы Заготовки свитеров из плотной бумаги разных цветов, бумажные полоски для оформления горловины, манжет и резинки. Связь с другими аспектами воспитательной работы Изучение декоративных узоров на предметах одежды. Ход занятия Создание проблемной ситуации. Воспитатель приносит в группу плюшевого зайца и читает стихотворение А. Барто «Зайку бросила хозяйка». Ребятам сообщается, что и сам зайка промок под дождём, и, конечно, промок его свитер - стал бесцветным и смылся рисунок. Как можно помочь зайчику? Ребята предлагают заново нарисовать узор на зайкином свитере.
Сообщение цели занятие, обозначение задачи для практической работы.
Проведение физкультминутки «Будь внимателен» под строки стихотворения о цветах.
Прежде, чем ребята приступят к выполнению задания, воспитатель обращает внимание, что на их столах не хватает оранжевой краски, ребята вспоминают, какие цвета нужно смешать для получения оранжевого цвета.
Педагогический показ. Воспитатель предлагает ребятам вспомнить элементы для декоративного рисования и демонстрирует их выполнение на доске/мольберте.
Во время выполнения практической работы воспитатель следит за процессом смешивания красок ребятами на палитре, правильностью рисования кистью, заполнением всей площади заготовки, за осанкой воспитанников.
Украшенные свитеры ребята крепят на магнитную доску.
Обсуждение работ.
Подведение итогов занятия. Зайка говорит, что у ребят получились яркие и красивые свитеры с интересными узорами, благодарит их за старание и фантазию.

Порядок выполнения работ на тему «Украшаем свитер».

Во время выполнения педагогического показа воспитателю рекомендуется показать на доске или мольберте рисование названных ребятами приёмов, а затем показать пример поэтапного рисования узора на свитере. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки и в какой последовательности.

Украшение бумажными полосками и рисование карандашом.

Для украшения свитера подбираются бумажные полоски по размеру горловины, манжет, резинки
Приклеивание бумажных полосок
Рисуем карандашом вертикальные линии
Чередование карандашных линий на свитере
Рисуем кольца в плечевой зоне, располагая полукругом
Штриховка элементов
Рисуем кольца по нижнему краю свитера и манжетов, закрашиваем штриховкой
Рисуем подобные элементы по центральной поперечной линии изделия

Рисование узоров карандашом и украшение пластилиновыми элементами.

Оформление горловины, манжет и резинки карандашными линиями
Рисование зигзагообразных линий розовым карандашом
Рисование зигзагообразных линий зелёным карандашом
Скатывание пластилиновых элементов
Прикрепление пластилиновых шариков путём сплющивания
Процесс украшения свитера
Готовая работа

Создание узора приёмом мазка.

Нанесение мазков одного цвета по диагонали
Нанесение мазков другого цвета по диагонали зеркально ранее нанесённым мазкам
Украшение мазками горловины, манжет, резинки

Рисование узора приёмами линий и точек.

Обозначение линиями горловины и манжет
Оформление манжет и горловины
Рисование линий: чередование линий разных цветов
Рисование точек: ритмичный повтор

Рисование акварелью: тонирование, линии и кольца.

Разделение горизонтальной линией заготовки
Тонирование верхней части свитера
Тонирование нижней части свитера и рукавов другим цветом
Рисование зигзагообразных линий (чередование)
Оформление горловины свитера
Рисование колец (чередование в шахматном порядке)

Рисование гуашью: круги и точки.

Обозначение линиями горловины, манжет, резинки
Рисование точек: чередование точек двух цветов
Рисование кругов в шахматном порядке
Рисование кругов другого цвета
Рисование точек по нижнему краю светера и рукавов
Рисование точек второго цвета
Рисование точек по центру кругов
Готовая работа

«Зимние узоры»: рисование гуашью линий и точек на цветной основе.

Начинаем рисовать ёлочки в нижней части свитера: повтор диагональных линий
Повтор диагональных линий в зеркальном положении
Посередине обозначаем стволы ёлочек вертикальными линиями
Рисуем точки в шахматном порядке
Оформляем манжеты, горловину и резинку
Готовая работа

Тема: «Украшение фартука» (декоративное рисование)в средней группе

Программное содержание: Закреплять умение детей украшать предметы одежды используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы. Учить подбору красок в соответствии с цветом фартука. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Материалы к занятию: изображение фартука, краски гуашь, банка с водой, кисти, салфетка (на каждого ребенка), демонстрационная доска, сорока (пальчиковый театр), иллюстрации сороки, образцы украшенных фартуков, волшебная палочка для детских работ.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Воспитатель вносит в группу сороку.

- Ребята, что за птица прилетела в гости к нам? (сорока)

Воспитатель читает стихотворение И. Демьянова «Сорочий фартук»

У сороки, погляди,

Черный фартук на груди!

Печку истопила, снять его забыла –

И теперь летит над садом.

«Накопилось столько дел!

Постирать бы фартук надо:

Весь у печки почернел!»

- Ребята, почему у сороки фартук почернел? (печку топила)

Как можно помочь сороке? (постирать, купить, подарить….)

Ребята, давайте мы подарим сороке новые, красивые фартуки.

Сорока, посмотри, как много у нас фартуков. Вижу, только они совсем не украшены. Мы с ребятами украсим их и подарим тебе. Согласны ребята?

У меня есть фартуки с разными узорами. Давайте рассмотрим их.

Чем украшен фартук? (разными узорами)

Правильно, узорами. Где на фартуке расположены узоры? (внизу фартука)

А вы знаете как нарисовать узоры?(полоски - провести концом кисти прямую линию слева направо)

Ребята а чем украшен следующий фартук?

Правильно, листочками и цветочками. Как они расположены на этом фартуке?

Молодцы, конечно один листочек – справа, другой – слева, а между ними цветочек. На что похожи цветочки? (на кружочки)

Правильно, на кружочки. А какого цвета краска использовалась для украшения?

Молодцы, зелёные – листочки, цветы – красного цвета.

Чтобы нарисовать листочек: нужно приложить (примокнуть) кисточку всем ворсом к бумаге и убрать- листочек готов. А как нарисовать цветы?

Правильно, можно кисточкой нарисовать кружочек, а я предлагаю вам – нарисовать цветы пальчиком: набираем краску на указательный пальчик и приложим его к бумаге – цветок готов. Потом пальчик помоем и осушим его о салфетку.

Давайте посмотрим на узор ещё одного фартука. Что изменилось?

Правильно, ребята, на этом фартуке другой узор. Три листочка - слева, справа и между ними, рядом цветы и опять три листочка.

Посмотрите на фартуки, чем они похожи?

Правильно, элементы узора одинаковые: листочки, цветочки и полоски.

Физминутка:

Прилетела к нам сорока

Белогруда, белобока

Потрещала, поскакала,

Грядку рыхлую примяла

Клювом кое – где порыла,

Хвостик в луже помочила,

Потом пёрышки встряхнула,

Разбежалась и вспорхнула!

Самостоятельная деятельность детей.

Мы с сорокой будем смотреть как Вы рисуете.

Индивидуальная помощь, словесные указания, показ на своём силуэте, поощрение, закрепление. (Какой элемент рисуешь? Какого цвета? Где расположены? Как надо «купать» кисточку?)

Анализ детских работ.

Кто уже украсил фартучек, несите его на нашу доску. Давайте на них посмотрим. И ты сорока посмотри.

Оля, найди фартучек с ровным узором. Почему ты выбрала этот фартучек?

Молодец, потому что полоски нарисованы ровно и узор между ними аккуратный. Листочки нарисованы слева, справа, а между ними – цветочки.

Сорока, тебе нравится наши фартучки?

Конечно, нравится?

Мы тебе их дарим, чтобы ты не пачкала перышки.

Ребята, давайте попрощаемся с нашей гостей.

А теперь надо убрать своё рабочее место. Молодцы ребята, хорошо потрудилась, погладьте себя по голове.

«Рисование слона» - Этап 3: Далее на голове слоника рисуем уши. Евсино» Искитимский район Новосибирская область. Этап 4: И в самую последнюю очередь – глаза, клыки и хвостик нашего слоника. Этап 2: Далее мы рисуем хобот и ноги слона. Не отчаивайтесь! Этап 5: Стираем все вспомогательные и уже не нужные нам линии. Мы нарисовали слона!

«Курсы рисования» - Часть 3. О курсе подробнее … Занятие 10. Лена рисунок после занятия 19.05.09. Воспоминание о мае. Результаты мне понравились. Занятие 9. Примеры работ студентов после 3-го занятия. Отражения солнца. Рисование лица в 3/4. Понятие гештальта. Особенности восприятия очертаний в л-режиме и п-режиме Практическая часть.

«Рисование человека» - Из истории техники «Гризайль». Пейзаж. При рисовании человека в движении на что надо обратить внимание? В технике «Гризайль» можно нарисовать: Работа с цветом. После гризайли художник приступал к работе с масляными красками. Какой способ рисования фигуры человека мы изучили на прошлом уроке? Рисование с натуры.

«Декоративное искусство» - Афинский акрополь. Работа в рудниках. Вазописец. Торговля в Древней Греции. Древняя Греция. Храм Аполлона. Сельское хозяйство. Выставка творческих работ. Практическая работа. Виды вазописи. Храм Посейдона. Храм Цецеры. Роль декоративного искусства в обществе. Древнегреческая школа. Древнегреческие сосуды.

«Русское декоративное искусство» - Ваза. Новая форма мебели, столов, комодов. Чаша. Рамки для зеркал. Бурно развивается производство шёлковых тканей для платьев и декоративных тканей. Конец XIX - начало XX века. Е.А. Прахова. Людогощенский крест. 1359 г. Фрагмент. Используются бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины. Оклад Евангелия боярина Фёдора Андреевича Кошки 1392 г.

«Рисование животных» - Формирование навыков изображения животных на основе аналогий с геометрическими фигурами. Рисование от общих масс Рисование с помощью осей. Рисование с помощью шаблонов. Методы достижения точности рисунка. Изобразительное искусство. Внимательно посмотри на несколько набросков кошки. Перспектива. Изображение животных на основе аналогий с геометрическими фигурами.

Декоративное рисование

Декоративно-прикладное искусство - одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества. Росписи и резьба по дереву, кружева, плетение, вышивка, ткачество, работа по металлу и т. п.

Это искусство вносит в жизнь радость яркими, сочными красками, выразительными ритмами, особой стройностью, соразмерностью, гармонией форм, линий, пропорций, мудростью и добротой.

Декоративное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность. Восхищение человека природой, ее гармонией, соединенное с тонким анализом, сравнением и обобщением, нашло отражение в обобщенных стилизованных формах и ритмах искусства. Так появились элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных форм. В узорах разных мастеров мы находим стилизованные изображения животных, человека. Крайней формой стилизации и обобщения стали элементы в геометрическом орнаменте.

Произведения народного декоративного искусства отличает красочность, яркость. Смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщенность цвета характерны для большинства народных росписей.

В произведениях народных мастеров выделяются два вида узоров: сюжетные и орнаментальные.Сюжетные включают стилизованное изображение птиц, животных. Образы часто имеют символическое значение: лев, барс означают силу, сокол - олицетворение смелости, отваги, девушка - весны. Эти узоры включают и фантастические сказочные образы: русалку, кентавра. Узор - более широкое понятие, чем орнамент. Узор может быть созданным непреднамеренно, например узоры на замерзшем стекле. Орнамент - это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм - определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Простой ритм - повторение одного и того же элемента на равных расстояниях друг от друга. Частным случаем простого ритма является симметричность. Ритм - основа узора, чередуются и элементы узора, и цветовые пятна. Различают простой повтор и чередование элементов по цвету и форме. Таким образом, ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.

Орнамент в переводе с латинского - украшение (живописное, графическое или скульптурное). В его узоре сочетаются и повторяются геометрические или изобразительные элементы. Узоры различаются по характеру элементов и по способу организации (композиции). По элементам различаются узоры геометрические, растительные, анималистические, антропологические, смешанные. В композицию из растительных форм нередко включается изображение птиц, зверей (хохломская, городецкая росписи).

По способам организации различают узор (орнамент) бесконечный, т.е. неограниченный. Это тип сетки: обои, паркет, ткань. К неограниченным относится и линейный узор - бордюр, фриз, кайма, тесьма. Кроме этого различают ограниченный (замкнутый) узор (в круге, в ромбе, в квадрате).

Узор всегда выполнен в композиции, органично вписывающейся в форму предмета (т.е. композиция узора не произвольна, а диктуется особенностями формы).

В силу вышеназванных особенностей декоративное искусство близко и понятно детям, оно соответствует их мировосприятию.

А.П.Усова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина не раз отмечали, что ребенок тянется ко всему яркому, красочному. В своей художественной деятельности он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии. Многие работы народных мастеров маленькие дети воспринимают глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру. Это очень помогает педагогу в формировании у детей художественного вкуса и в руководстве их художественным творчеством. Известный ученый, педагог А.П.Усова, высоко оценивая воспитательное значение народного искусства, писала, что маленьким детям еще недоступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. Большинство педагогов прошлого и настоящего отмечают огромное влияние народного искусства на формирование у детей первых представлений о Родине, чувства любви к ней.

Народное декоративное искусство - часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа, отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Все это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками - это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности . Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства. Эмоциональный язык искусства - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, А.П.Усова, Н.П. Сакулина, Т.Я. Шпикалова, Б.М. Неменский и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живет человек. Б.М. Неменский подчеркнул, что ребенка необходимо «...привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа». Национальное искусство - тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро прочувствовано. Не чувствуя, не понимая родное искусство, человек вряд ли способен чувствовать искусство, культуру, понимать психологию человека другой национальности.

В педагогическом процессе искусство, как и в жизни, неотделимо от общения людей между собой, от общения с природой. Не случайна схожесть несколько монотонных, сдержанных ритмов и красок орнаментов народов Севера с холодной, строгой природой и сдержанным характером людей этого края; причудливая вязь ярких узоров узбекских мастеров живописи по тканям и камню сродни природе и людям юга. В роскошных узорах Хохломы - разноцветье трав и ягод природы средней полосы России. Фантастические букеты городецких купавок, ромашек, розанов, оформляющих наивные сюжеты из жизни купеческих кавалеров и барышень, как бы воплощают нравственно-эстетические идеалы простого народа Руси.

Декоративное искусство не есть что-то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа.

Поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям этого народа. Например, нельзя до конца почувствовать, понять всемирно известную дымковскую игрушку, если не знать русскую деревню, ее историю, нравы, обычаи. Идеал сельской красавицы как сильной, ловкой, здоровой, румяной воплотился и в образе крепкой бабы с ребенком (русской мадонны), и в статной горделивой красавице-водоноске.

Надо видеть деревенские закаты и рассветы с их тишиной и туманами, первым пением петухов и дымком над избами. Надо видеть сельские праздники с их буйным весельем, песнями, плясками, частушками, вечерние «посиделки», чтобы почувствовать легкую, добрую иронию народного художника, увидевшего и передавшего в фигурке деревенского щеголя его довольство собой, стремление покрасоваться.

А в хохломских узорах так и видны холмы и перелески, туманы над рекой, роса на цветке... Вероятно, поэтому и передается ребенку через искусство опыт чувств предшествовавших поколений его народа. Вне этих связей отношение к искусству народа «сувенирное». В искусстве разных народов много общего. Б.М. Неменский призывал педагогов изучать декоративное искусство разных народов, находить сходство и отличие. Постепенно у детей в более старшем возрасте рождается представление о великом многообразии художественных проявлений народов мира, вырабатывается способность видеть и радоваться этому многообразию.

Большой вклад в анализ, выявление особенностей декоративного искусства разных народов, выделение в нем содержания, приемлемого в художественной деятельности детей-дошкольников, младших школьников внесли 3.А. Богатеева, Т.Я. Шпикалова.

Собственную художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развитие основ личности ребенка. Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего становления личности, осознания себя как частицы своего народа, своей страны. Ностальгия проявляется в зрелые годы, а зарождается в детстве. Не случайно взрослые люди, нередко на склоне лет, хотят взглянуть на свою родину, вернуться, пусть на короткое время туда, где прошло детство.

Общие задачи обучения дошкольников декоративному рисованию:

1. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения к своей Родине, народу.

2. Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; желания знать искусство местного края, различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.).

3. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.

4. Формирование обобщенных знаний и соответствующих изобразительных умений:

освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций, узоров той или иной росписи; умений создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объемных предметах;

воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

5. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиций). Эти общие задачи могут быть конкретизированы по возрастным группам.

Принципы обучения детей декоративному рисованию:

1. Обучение детей декоративному рисованию по мотивам народного декоративного искусства. Это объясняется тем, что все приемы декоративной деятельности представлены в этом искусстве и оно представляет собой высокохудожественные образцы, достойные для подражания.

2. Обучение детей декоративно-художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края. В старшем дошкольном возрасте постепенное введение в жизнь ребенка новых видов народного искусства и сравнение их между собой. В процессе последующего сравнения формирование обобщенных представлений о способах выполнения узоров, ритме, симметрии, соответствии композиции форме предмета как основных средствах выразительности.

3. Занятия декоративным рисованием рассматриваются как элемент общей системы воспитательной работы, направленной на развитие личности средствами народного прикладного искусства.

4. Обучение декоративно-художественной деятельности необходимо вести с применением подлинных предметов народного искусства. Н.П.Сакулина отмечала, что идеальный, хотя и трудно достижимый вариант - это применение подлинных предметов-образцов, подобранных с учетом постепенно усложняющихся элементов и композиций узоров. Это действительно трудно сделать в массовой практике, поскольку узоры на этих предметах сложны и специально для обучения детей не создаются. Однако данное высказывание важно, поскольку подчеркивает приоритетность, главенство одних методов обучения и подчиненность других. В частности, первичность применения метода рассматривания (обследования) подлинных предметов декоративного искусства и вторичность, вынужденность применения упрощенных, стилизованных образцов, выполненных воспитателем по мотивам той или иной росписи.

5. Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации).

6. Процесс обучения предполагает органичную связь в формировании знаний, чувств и активного действия (в форме собственной изобразительной деятельности).

Методы обучения декоративной деятельности те же, что при обучении изображению предметов, сюжетов. Однако они имеют свою специфику.

Метод наблюдения необходимо использовать в системе работы, когда узоры народных мастеров выполнены по растительным мотивам, включают стилизованные изображения животных, птиц. Гордые петухи и павлины, резвые кони в узорах мастеров при всей их стилизованности выражают характерные черты этих животных. Сочные гроздья рябины, золотой крыжовник, разнотравье летних лугов созданы художниками Хохломы по образу и подобию природы. Поэтому предварительные наблюдения за природой служат основой для понимания, для искреннего эмоционального отклика детей на стилизованное воплощение в произведениях искусства. Такие наблюдения помогают взрослым объяснить, а детям - понять истоки творчества народных художников. Именно в этих наблюдениях закладываются основы поисковой деятельности детей, побуждаемой взрослыми. Полезно организовать рисование детьми хохломских узоров на основе восприятия предметов народного искусства на пленэре, среди настоящих луговых трав, рябинок и т.п. В таких наблюдениях, предшествующих или сопутствующих процессу изображения, и возникает чувство единения с природой.

Широко применяется и метод обследования , рассматривания образцов народного творчества. При сохранении общей структуры такого обследования содержанием центральной аналитической его части является выделение элементов, композиции, колорита. То есть тех изобразительных признаков, которые составляют содержание осваиваемых детьми изобразительно-выразительных средств данного вида искусства. Последовательность их выделения есть последовательность предстоящего рисования.

Таким образом, выделяются и называются главные элементы узора, их цвет, величина, месторасположение. Затем выделяются и называются другие элементы (по степени их значимости в композиции). Определяется цвет. Старших детей можно спросить, как выполняется этот элемент кистью, как его можно изобразить. Элементы узора можно выделять сухой кистью, тем самым более отчетливо их вычленяя и апробируя подходящее изобразительное движение.

В зависимости от ведущих задач занятия содержание такого анализа может меняться, ограничиваться только выделением сложного элемента (например, «розан» в городецком узоре). В том случае, если центральной задачей является освоение композиции или цвета, можно рассмотреть несколько узоров, фиксируя внимание детей только на этой особенности. Таким образом, конкретное содержание обследования предмета-образца определяется задачами занятия: чему учат, какое содержание дети осваивают и на каком уровне его освоения находятся дети. Чем более творческие задачи ставит педагог, тем более самостоятельны и активны дети при анализе предмета-образца, тем большее количество (не один) предметов можно рассматривать, так как детям нужно показать вариативность композиций (элементов, колорита).

Особое место по сравнению с предметным и сюжетным изображением занимает в обучении декоративному рисованию образец воспитателя . Первые образцы для обучения детей декоративному рисованию по мотивам народного искусства были разработаны Е.И. Ковальской. Свой образец воспитатель вынужден использовать, так как в предметах искусства узоры сложны для детского восприятия (по композиции, по набору элементов). Предметов с достаточно простым узором сравнительно немного. А в окружающем мире прямых аналогов орнаментальным узорам нет. Поэтому образцы воспитателя, в которых в упрощенном виде представлены специфические изобразительно-выразительные средства (элементы, композиции), необходимы (они наглядно демонстрируют ребенку приемы выполнения декоративного рисунка).

Образец воспитателя должен быть выполнен в стиле той или иной росписи народного декоративного искусства (стилизованный образец). Размер его в 1,5-2 раза больше, чем детская работа.

Существуют разные виды образца . Образцы для прямого следования , т.е. узор или какой-то один новый элемент либо новая композиция предлагаются для прямого подражания, поскольку дети впервые начинают осваивать эти элементы или композиции. Кроме этого, существуют неоконченные образцы . Например, предлагается узор в квадрате. В середине квадрата изображен какой-то элемент (ромашка в стиле городецкой росписи). Детям предлагается воспроизвести эту часть узора по образцу, а остальную часть узора придумать самим, используя знакомые элементы в стиле той же росписи. Если образец, предлагаемый для прямого следования, входит в структуру информационно-рецептивного метода (детям наглядно дается «готовая» информация, способ действия), то неоконченный образец - в структуру эвристического (частично-поискового) метода, так как часть задачи ребенок решает самостоятельно.

Имеют место в обучении и примерные (вариативные) образцы , в которых представлены разные варианты решения одной и той же задачи. Например, на 2-3 образцах демонстрируется узор, выполненный на круге. Элементы и композиция одинаковые, а цвет элементов, их сочетания разные. Детям предлагается выполнить узор с набором тех же элементов и в той же композиции, что на образцах, а то, что в них представлено по-разному (цветовое решение), сделать по-своему.

На таком вариативном уровне может быть представлено композиционное решение (элементы, цветовое решение - одинаковы на всех образцах, а композиции, например, на круге - разные). В образцах может быть представлен вариант применения разных элементов при одинаковости композиции и цвета.

Таким образом, данный метод входит в структуру репродуктивного и организует репродуктивную деятельность детей на вариативном уровне. В этом случае границы репродуктивного и частично поискового метода очень близки.

При освоении детьми сложных композиций эффективен образец, поэтапно демонстрирующий детям последовательность выполнения узора... Вообще, освоение последовательности выполнения узора в декоративном рисовании - задача одна из наиболее сложных. От того, какие элементы и каким цветом будут изображены сначала, а какие потом, зависит аккуратность детского рисунка. Аккуратность же декоративного рисунка в большей мере определяет его общую выразительность. Кроме того, освоение последовательности выполнения узора - это и освоение рациональных, экономных по времени способов изображения.

Общее требование к применению всех стилизованных образцов - это применение их после восприятия подлинных предметов народного творчества и выделение на них элементов, цвета, композиций узоров.

Эффективны в обучении детей фланелеграфы или панно, выполненные из бархатистой бумаги, на которой можно выкладывать узоры из форм-элементов той или иной росписи. Хороши самодельные настольные игры, сутью которых является то же самое: выкладывание узоров в стиле Хохломы, городецкой и других росписей из вырезанных из картона форм-частей тех или иных сложных элементов. (Так, дети с большим удовольствием в свободное время выкладывали сложный элемент «розан» (городецкая роспись) до рисования и после него, что облегчало процесс его освоения.) На таком материале дети достаточно быстро и легко осваивают разные композиции. Наглядно-действенный способ освоения, возможность свободного варьирования узора без боязни его испортить обусловливают интерес детей, быстроту и легкость освоения сложных композиционных приемов.

Показ способов изображения элементов, демонстрация способов действия (техники) с кистью широко применяются в обучении декоративному рисунку. Здесь особенно важны показ и усвоение технических приемов работы с кистью. Часто кисть в руках мастеров находится в вертикальном положении, что нелегко дается детям. Требования к показу воспитателем способа действия те же, что и в других видах изобразительной деятельности.

Применение в системе обучения художественного слова, музыки очень полезно. Гармонично сочетаются народное изобразительное искусство и соответствующая деятельность детей с музыкальным и поэтическим фольклором, малыми фольклорными жанрами (потешками, прибаутками), со сказками.

Все эти методы и приемы применяются в контексте занятий в разнообразном сочетании, обусловленном общей целью и задачами обучения и воспитания детей.

Методика обучения детей декоративному рисованию

Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1. Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Оба направления (блока) теснейшим образом взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством. Внутри каждого направления между отдельными занятиями, между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует все большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений. Знания и умения детей постепенно становятся все более полными, точными, разнообразными.

Системообразующим началом работы с детьми (первое направление) является формирование у дошкольников эмоционально-интеллектуального опыта , способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного ее освоения.

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством - чувства, которые необходимо вызвать у детей. Поэтому крайне важно, чтобы педагог сам знал и чувствовал это искусство, мог выразить внешне свои чувства. «Сердце к сердцу не привлечет, коль не от сердца речь течет».

Какое содержание, формы и методы работы можно использовать в работе с детьми? Идеальный вариант, когда можно организовать экскурсию на соответствующее производство (в художественный цех, мастерскую и т.п.). За неимением поблизости такового можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении. Хорошо, если для этого будет предоставлено просторное светлое помещение, где можно красиво и удобно разместить экспозицию. Подбор предметов, изделий не ограничен. Такая выставка может быть рассчитана на посещение ее детьми других дошкольных учреждений. Смысл такой экскурсии заключается в активизации детских чувств (восхищение красотой и т.д.). А на этом фоне сообщение детям знаний об ассортименте изделий и их функциональном назначении; особенностях, своеобразии узоров (элементы, колорит, композиции); технологическом процессе изготовления. Например, дети, знакомясь с искусством Хохломы, наблюдали весь технологический процесс: заготовка баклуш, вытачивание на токарном станке изделий, обработка их специальной грунтовкой, маслом, порошком алюминия до росписи и закалка в специальных печах, после чего изделия становятся «золотыми». Волшебство превращения простой деревянной чурки-заготовки в изящную, тонкостенную, легкую, словно танцующую и поющую на станке в кружеве стружек, вазу никого не оставляет равнодушным. Наблюдение за тем, как расцветают «волшебные» цветы, «прилетают» райские птицы все глубже уводит детей в мир сказки.

Хорошо, если у входа в сказку их встретит добрая волшебница Марья-искусница, может быть, в лице воспитателя группы, которая не только покажет им это чудо, но и в последующем поведет детей в мир декоративного творчества.

Подобное посещение мастерских, выставок должно быть неоднократным (с определенным объемом информации, но предполагающим всякий раз углубление и уточнение знаний).

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях будет полезен самым старшим детям. (Так, Марья-искусница рассказывала Ивану-царевичу про то, как она цветы дивные, Городецкие, придумала. Поведала она ему и тайну Городецкого цветка (колорит в одном цветке или теплый, или холодный). Да просила сохранить секрет, а то прослышат эту тайну другие мастера (Хохломы, Жостова), перепутают мастерицы, будут рисовать так же все цветы, не найдешь тогда своего, городецкого.)

После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми беседу обобщающего характера.

Например, на одной из таких бесед дети старшей группы вместе с Марьей-искусницей придумывали сказку про чудных городецких коней, петухов и рисовали волшебные цветы, расцветающие на разделочных досках, хлебницах, а то прямо на столе. Придумали, написали, красиво оформили в книжку, украшенную «купавками», да «ромашками», а потом рассказывали эту сказку то мамам, то бабушкам, то кухонным работникам и няне, то другим детям. Кто хотел слушать, тому и рассказывали. Научившись к тому времени у Марьи-искусницы рисовать, они эту сказку и рисовали. Кто сказку сказывал, кто рисовал, да свои изделия продавал, кто пел и хороводы водил. А Петрушка загадки (описание цветков) загадывал. В турнирах-викторинах об искусстве городецких мастеров участвовали все дети. Так и прошла в детском саду «Веселая ярмарка». Был на той ярмарке и «город мастеров-художников». Один рисунок в этом городе краше другого - глаза «разбегаются». И Иван-царевич там был, чай с городецкими пряниками пил: и по усам текло, и в рог попало.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление). Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложенной выше, сосуществует и взаимодействует с ней, так как именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий также выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств), характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности и творчества детей. Поэтому использование методов и приемов обучения также должно быть системным. Опыт, складывающийся у дошкольников в системе общевоспитательной работы, обусловливает осмысленное и положительное эмоциональное отношение детей к содержанию и процессу обучения. В то же время опыт освоения декоративной деятельности на занятии нередко стимулирует затем самостоятельную художественную деятельность детей.

Одна из проблем методики обучения декоративному рисованию - отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи . В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно четко определены элементы, которые дети могут освоить. Это точки, мазки, колечки... по существу, это элементы дымковской росписи. В старшей группе - городецкая роспись, в подготовительной - городецкая, хохломская, жостовская и др. Однако ни в одной из программ не дается точный набор элементов. Задача педагога - определить их самостоятельно. Если учесть, что характер выбираемой росписи определяется с учетом местных условий, то диапазон выбора довольно широк и его трудно, да и бесполезно регламентировать.

Кроме элементов педагогу следует отобрать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров. Типичные композиции связаны с расположением элементов узора на бумаге разного формата.

Цвет - одно из выразительных средств в декоративном рисовании. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны. В Городецкой росписи - сочетание холодных (синий, голубой, белый, черная или белая «оживка») или теплых тонов (бордо, красный, розовый, белый) и зеленые листья.

Итак, в основу усложнения программного содержания занятий от группы к группе должна быть положена последовательность освоения детьми основных изобразительно-выразительных средств (элементов, колорита, композиций).

Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности: мотивов, целеполагания, комплекса действия, от восприятия, замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий. Одновременно с этим усложнение программного содержания идет по линии определения степени самостоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем знаний и умений детей в восприятии и замысливания образа, применении изобразительных способов его воплощения.

В системе работы используется сочетание разных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.

Системе задач соответствует и система методов, приемов обучения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее, непосредственно до занятий (за день-два) целенаправленной предварительной работы с детьми. Сутью ее является формирование у детей «живых» представлений, наглядных образов.

Таким образом, в основу системы занятий положена последовательность формирования обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Это находит отражение и в методике проведения занятий.

Рассмотрим примерное усложнение задач и методов работы с детьми в разных возрастных группах.

Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям этого возраста доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на ее примере можно учить детей декоративному рисованию. Однако роспись объемной игрушки пока недоступна детям.

В этом возрасте дети только начинают овладевать приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дымковской росписи.

Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дымковской росписи (сочетание красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов), а может быть и более современным. В дымковскую роспись в последние годы вошли и пастельные тона. Изумительные композиции созданы одной из талантливейших народных мастериц - Фалалеевой. Однако в средней группе следует выполнять узоры в колорите классической «дымки», тем более, что игрушки, расписанные таким образом, шире представлены в продаже, а значит, более доступны для использования в непосредственной работе с детьми.

Поскольку данный вид рисования в отличие от предметного, сюжетного не несет конкретного образного содержания, не имеет прямых аналогов в окружающем мире, то очень важно, чтобы дети сразу поняли смысл такой деятельности. То, что кажется нам вполне понятным и естественным (смысл, суть декоративной изодеятельности), для детей в силу отсутствия опыта мало понятно. Поэтому в повседневной жизни надо обращать внимание ребят на вещи, украшенные узором, и отмечать их красоту. Это могут быть и красивые вязаные варежки, шапочки, узор на платье, скатерти, салфетке и т.п. Обращая внимание на узор, применяя соответствующий термин, воспитатель таким образом ненавязчиво объясняет детям смысл, суть такого явления. Поэтому, когда им будет предложено украсить салфетку (силуэтная форма из бумаги), шарфик, поднос и т.п., дети легко поймут и примут задачу, поставленную педагогом.

Дымковская игрушка в силу доступности содержания и узора, украшающего ее, должна быть использована в системе общевоспитательной работы как яркое декоративное явление, радующее глаз своей необычностью, красочностью. Чтобы возникла смысловая связь между игрушкой и тем листочком бумаги, который будут украшать дети, полезно взять для выделения первых элементов «Барыню», «Водоноску» и т.п., рассмотрев юбочку, украшенную полосками (мазками и т.п.), фартучек, украшенный яркой каймой из кружков и точек, и др. Дымковская игрушка рассматривается так же, как любое другое произведение искусства. Сначала это целостное эмоциональное восприятие, связанное с узнаванием содержания (петух, козлик) или назначения (разделочная доска). Внесение игрушки может быть с элементами сюрпризности, игры, сопровождаться песенкой, загадкой, образными комментариями: «Хвост у птицы колесом да с узорами». Затем обращается внимание на выяснение причин, обусловливающих красоту изделия (узор). После этого рассматриваются элементы узора, их цвет и расположение. Завершается рассматривание целостным восприятием, любованием. Полезно вместе с детьми разместить изделие на видном месте. При подготовке к занятию педагог возвращается к рассматриванию того же или других, а может быть нескольких предметов. В зависимости от ведущих задач занятия внимание детей фиксируется на элементе, который предстоит усвоить, на колорите или композиции.

В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления дошкольников с каким-то видом искусства. В этом возрастном периоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства. В данном случае с самой игрушкой: яркой, праздничной, радующей глаз. Барыни и кони, козлики, свистульки и т.п. вносятся не все сразу. Для детей важно пережить радость от общения с каждой из них. По мере знакомства игрушки можно объединить в смысловые группы и обыграть, как в режиссерских играх. Наряду с игрушками детям показывают вышитые салфетки, полотенца и т.п. То есть те изделия, которые близки к плоскостным силуэтным формам бумаги.

При предварительном обследовании до занятия на них можно показать композиции узоров, близкие к тем, что будут осваивать дети. На полосе (дорожке) обращается внимание на ритмичное повторение одного элемента, на чередование при этом цветовых пятен, на квадрате - ритмичное расположение элементов: на всей плоскости; по углам и в центре; по углам, в центре и по сторонам. Тот же подход при освоении композиции на круге. Подносы, тарелки, салфетки, ковры круглой формы помогают ребятам почувствовать красоту узора, соответствие узора форме.

Со среднего возраста в декоративном рисовании важно формировать чувство формы. Для этого надо обращать внимание дошкольников на характерные особенности каждой из форм и соответственное расположение элементов. Педагог должен отметить зависимость выразительности узора (всего изделия) от соответствия композиции форме. Красоту создает не только ритмичное расположение однородных элементов (по углам - круги и точки, а в центре - кольцо и кружок), но и ритмичное расположение цветовых пятен (во всех четырех углах элементы одного цвета, иначе некрасиво).

Только на основе такой общевоспитательной и специальной предварительной работы возможно применение

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11