Методы музыкального обучения и воспитания. Методика музыкального воспитания в iii классе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

музыкальный воспитание обучение

Введение

Параграф 1.Общедидактические методы музыкального воспитания и обучения

Заключение

Список литературы

Введение

Искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире. Уникальность образовательной области «Искусство» связаны с тем, что современной школе предметы, входящие в эту область, развивают эмоционально-нравственную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусств. В школе в процессе непосредственного участия в эстетической деятельности закладывается основа художественной культуры современного человека. Эстетическое воспитание - важнейший фактор становления личности школьника, его идеалов, вкусов и потребностей. Уроки музыки в общеобразовательной школе являются основной и самой массовой формой приобщения детей к мировым культурным ценностям. Первоочередная задача учителя музыки - это донести до учеников нравственное восприятие, духовное созерцание произведения. Только высококвалифицированный учитель, владеющий системой знаний, умений и навыков сможет приобщить современных школьников к музыкальному искусству.

ЦЕЛЬЮ данной курсовой работы является характеристика методов музыкального образования в школе.

ЗАДАЧАМИ данной курсовой работы являются:

Охарактеризовать общедидактические методы музыкального образования;

Охарактеризовать специальные методы музыкального образования;

Сделать сопоставительный анализ методов музыкального образования в условиях системы общего и дополнительного музыкального образования.

Параграф 1. Общедидактические методы музыкального воспитания и обучения

В педагогике музыкального образования метод обучения понимается в широком смысле как совокупность педагогических способов, направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования. В узком смысле метод рассматривается как определённые средства, приёмы, предназначенные для приобретения музыкальных знаний, умений и навыков, развития памяти, мышления, воображения, а также для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, художественного вкуса, интереса к искусству и потребностей общения с ним. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребёнка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребёнка, организует его деятельность. Прием по отношению к методу, носит подчиненный характер. Он представляет единичное действие, шаг, ведущий к намеченной цели. Если метод представляет завершенное действие, то прием отличается незавершенностью. Он предстает как частное проявление метода, и имеет одностороннее действие. В своем осуществлении он исходит из правил метода, в состав которого он входит. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод в практике его реализации может включать различные приемы.

Среди методов музыкального образования можно выделить общедидактические, получающие свое специфическое преломление на музыкальных занятиях, и собственно музыкальные методы.

Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение - чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.

И.П. Подласый выделяет 6 наиболее обоснованных классификаций методов обучения, которые мы рассмотрим подробнее:

1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один - книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы: приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; творческая деятельность; закрепление; проверка знаний, умений, навыков.

3.Классификация методов по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности - это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.

4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:

1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;

2) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова и др.)

К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод.

Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

5. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных и полинарных классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков. Например, бинарная классификация методов обучения М.И. Махмутова построена на сочетании: 1) методов преподавания; 2) методов учения. Полинарную классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания, предложили В.Ф. Паламарчук и В.И.Паламарчук.

6. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной

деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-

познавательной деятельности.

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее любых самых искусных построений и абстрактных схем. Поэтому поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжается.

В научной педагогической литературе cуществуют два основных подхода к определению понятия метода обучения. Они соотносятся между собой как эмпирическое и теоретическое представление о методе, описывающее с различной степенью общности способы осуществления обучения, и методологическое представление, предписывающее нормы его организации.

Рассмотрим несколько различных классификаций педагогических методов. Каждая из них строится на определенном основании в зависимости от того, что принимается за ее «стержень» -- источник передачи информации.

Наиболее распространенной в педагогике и устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т. е. деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний.

Словесные методы также древни, как и само обучение. Однако они не утратили своей роли по сей день, так как оказывают значительное влияние на развитие мышления и речи учащихся, на формирование эмоциональной сферы личности ученика. Основное назначение словесных методов - передача учебной информации при введении новых знаний, формулировка целевых установок, актуализация опорных знаний при обобщении и систематизации учебного материала.

Речь - без нее немыслим процесс обучения. В этой группе методы различаются по форме изложения содержания. Это изложение учебного материала в монологической речи преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, разъяснение способов деятельности и т.д.), это работа с текстом учебника, книги, электронные тексты. Используется широко в обучении и диалогическая форма - беседа, работа учащихся с вопросами и заданиями. Очень важна в процессе обучения коллективная беседа, являющаяся активным средством формирования знаний, и необходима монологическая речь преподавателя, которая воспринимается учениками как образец последовательного стройного изложения основных мыслей.

Применение словесного метода в познавательной деятельности учащихся проявляется в речи учеников, в которой четко прослеживается самостоятельность в переосмыслении содержания материала, изложенного преподавателем или прочитанного самостоятельно. Большинство учеников при ответах на вопросы вносят элемент творчества, проявляющийся в перестраивании логики изложения, внесении новых фактов, заимствованных из собственного жизненного опыта.

Наибольшие возможности для проявления самостоятельной творческой деятельности имеет эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов, ведение дискуссии на семинарах и т.д. Беседа позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы, широту кругозора.

Словесные методы необходимы для обучения рассуждать, высказывать свое мнение. В связи с выше сказанным очевидна необходимость использования в дистанционном обучении таких технологий, которые позволяют реализовать словесные методы. Видеолекции преподавателя с использованием спутникового телевидения и технологии видеоконференции позволяют представить лекцию преподавателя, слово преподавателя "вживую". Такие сетевые технологии, как телеконференция, чат, электронная почта, когда происходит передача информации в текстовом виде, предоставляют возможность общения. Хотя в такой интерактивной среде "учащийся - компьютер - преподаватель" представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов, слов. Главным моментом в технологиях дистанционного обучения становится визуализация мысли, информации, знаний.

В группе наглядных методов, методы различаются по средствам наглядности, отражающим то или иное содержание. В традиционной учебной практике в качестве наглядного материала используются учебные картины, таблицы, рисунки, фотографии, различные модели и т.д. В дистанционном обучении компьютер становится тем мощным средством, дающим широкие возможности представления наглядного материала. Основная функция наглядных методов - обеспечение конкретным образным материалом процессов формирования теоретических знаний, а также демонстрация конкретных объектов, процессов, явлений.

Применение наглядных методов играет большую роль в развитии у учащихся наглядно-образного мышления, остроты восприятия, наблюдательности, зрительной памяти. Они благотворно воздействуют на эмоциональную сферу личности. Наглядные методы тесно связаны со словесными методами. Нередко они предшествуют словесным.

Суть практических методов обучения состоит в том, что преподаватель ставит учебную задачу и организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с какими-либо реальными объектами или их моделями. В дистанционном обучении применение практических методов возможно с использованием различных компьютерных тренажеров, виртуальных лабораторий и т.д. Практические методы способствуют связи теории с практикой. Ведущую роль в практических методах, во взаимодействии учителя и учащихся играет деятельность последних. Практические методы применяются не только с целью приобретения новых знаний и их закрепления, но и для приобретения умений, которые необходимы для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Классификация методов по источникам знаний отражает связь методов с содержанием учебного материала и не раскрывает внутреннюю сторону деятельности учащихся.

Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки, источника информации и т. д. Точную классификацию методов дать трудно. Поэтому остановимся на тех, которые в теории педагогики являются основными: а) убеждение, б) приучение, упражнения.

Рассмотрим вначале, как можно применить метод убеждения, воспитывая маленького ребенка средствами музыкального искусства. Процесс воспитания в этом случае -- непосредственное общение с музыкой. Исполнение ее должно быть достаточно ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта. Следовательно, выразительное исполнение музыки является необходимым условием донесения до слушателя особенностей музыкального произведения. Чтобы исполнение было выразительным, искренним и доступным, надо хорошо знать произведение, продумать его содержание, осмыслить характер, почувствовать настроение. Этому поможет предварительное ознакомление в процессе многократного проигрывания. Ребенку необходимо понять, о чем рассказывает музыка, что такое ее хорошее звучание, затем надо выполнить те или иные требования в пении, танце и т. д. Известно, что эстетические переживания составляют единство эмоционального и сознательного. Поэтому убеждать надо не только непосредственным воздействием музыки, но и организацией целенаправленного внимания, разъяснением темы, содержания, выразительных музыкальных средств.

Таким образом, метод убеждения способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений. Осмысленное исполнение оказывает на детей сильное воздействие, вызывая у них различные чувства, обогащает впечатлениями. Сравните, например, широкое и торжественное звучание песни Е. Тиличеевой «Наша Родина», веселое оживление русской народной мелодии «Ах, вы, сени» и легкую, изящную пьесу «Мотылек» С. Майкапара.

Рассмотрим теперь упражнения как метод организации детской музыкальной деятельности. Чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес к ней, потребность общения со звуковыми образами, надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Эта работа ведется последовательно -- из года в год, изо дня в день. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувство прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно. Приучая детей эстетически относиться к музыке, воспитатель проявляет много повседневных усилий, терпения и настойчивости.

Методы музыкального воспитания предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах деятельности, помогающих музыкальному развитию и воспитанию дошкольников.

Как понятие многомерное и многоаспектное метод обучения имеет множество классификаций: по источникам знания (практический, наглядный, словесный и др.), по формированию различных личностных структур обучающегося (сознания, поведения, чувств и др.), по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный и др.). Э. Б. Абдуллин и Е. В. Николаева выделяют три группы общедидактических методов, широко используемых в практике музыкального образования школьников. Общепедагогические методы обучения имеют в преподавании музыкальных дисциплин своё специфическое преломление. Например, метод сравнения, который представлен в виде:

1) выявления сходства и различия музыкального материала;

2) идентификации музыкального материала с конкретными жизненными явлениями и процессами;

3) перекодирования содержания музыки в другой вид искусства (живопись, скульптуру, литературу и др.).

Вышеназванными авторами выделяются также методы наглядно-слухового показа (демонстрация музыкальных произведений) и словесные методы (перевод художественно-образного содержания музыки в словесную форму). Определение понятия метод давалось по-разному: как путь для достижения цели, как способы работы учителя и учеников. В современной педагогике скорректировано понимание методов воспитания и обучения. Они рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач образования, воспитания и развития учащихся.

Другой подход строится на основе нарастания проблемности в обучении. Известные дидакты И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили свою классификацию методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический (частично поисковый), исследовательский.

Из названных ими пяти методов первый (объяснительно-иллюстративный) не содержит элементов проблемности. Он предполагает сообщение учащимся определенных сведений, объяснение, рассказ. Учитель организует процесс восприятия и осознания информации (с помощью слова, наглядности), а учащиеся запоминают и усваивают ее.

Репродуктивный метод применяется для закрепления усвоенного. Воспроизведение (репродуцирование) предполагает повторение. В зависимости от учебных задач этот метод может или содержать элементы проблемности, или не содержать.

Различаются задания двух уровней: в одних отрабатываются способы применения знаний по образцу; в других дети выполняют вариативные задания, требующие переосмысления и творческого применения усвоенных знаний.

Метод проблемного изложения активизирует мыслительную деятельность учащихся. Педагог формулирует проблему и сам решает ее, показывая различные пути достижения цели. Ученики следят за ходом рассуждений учителя, задают вопросы.

Эвристический (частично поисковый) метод предполагает постановку проблемы и частичное ее решение уже с помощью учащихся. Ученики побуждаются к высказываниям, рассуждениям, сравнениям, сопоставлениям, доказательствам.

И наконец, исследовательский метод предполагает самостоятельное решение учащимися поставленных перед ними проблем. Различные этапы поисковой деятельности (постановка гипотезы, обдумывание способов ее проверки, формулировка выводов) осуществляются без непосредственного участия педагога, но под его руководством.

Близкая по содержанию классификация педагогических методов обучения детей дошкольного возраста предложена А.В. Запорожцем и Т.А. Марковой. Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения.

Метод прямого воздействия предполагает постановку задачи, которую ребенок решает, имея образец - готовый способ ее решения. Этот метод используется на занятиях для освоения детьми определенных навыков, выработки привычек.

Метод опосредованного педагогического воздействия применяется преимущественно в тех случаях, когда уже имеется некоторый опыт деятельности. Воспитатель не ставит перед детьми какой-либо конкретной задачи и не определяет прямо способа ее решения. Он использует методы опосредованного влияния: изучает склонности, интересы детей, дает советы, косвенно руководит и управляет деятельностью ребят, создает условия для ее успешного осуществления. Этот метод применяется, как правило, при руководстве самостоятельной деятельностью детей.

Метод проблемного воспитания и обучения предполагает самостоятельное решение детьми поставленных задач на основе имеющихся у них представлений, знаний, умений. Методы проблемного воспитания и обучения активизируют мыслительную деятельность, творческие проявления, самостоятельность.

Параграф 2. Специальные методы музыкального воспитания и обучения

Наряду с общедидактическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения.

К группе методов, определяемых спецификой музыкального искусства, известные педагоги-музыканты относили и относят:

Метод наблюдения за музыкой; метод не навязывать музыку, а убеждать ею; не развлекать, а радовать; метод импровизации (Б.В. Асафьев);

Метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);

Методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский и Э.Б. Абдуллин);

Метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Б.Алиев);

Метод музыкального собеседования (Л.А. Безбородова);

Метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е.Д. Критская и Л.В. Школяр).

Группу методов разработала О.П. Рады нова для музыкального воспитания дошкольников. Это методы контрастных сопоставлений произведений и уподобления характеру звучания музыки, которые способствуют осознанности восприятия музыки, созданию проблемных ситуаций, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение и творчество детей. В методе контрастных сопоставлений Радынова разработала систему заданий, в которых сравниваются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (определение оттенков), интонации музыки и речи, различные варианты интерпретации одного произведения (оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано).

Активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью -введения в тему или углубления ее;

ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулирования детьми вывода;

Метод уподобления характеру звучания музыки, разработанный О.П. Радыновой, предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Она применяет различные виды уподобления звучанию музыки - моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное.

Главное - не забывать, что в музыкальном обучении важно постижение музыки через интонацию, постижение музыки музыкой, другими видами искусства, жизнью природы и человека, а не отдельными выразительными средствами, вырванными из целого.

Все методы музыкального образования направлены на развитие художественного мышления школьников и адекватны эстетической сущности музыкального искусства, а также целям и задачам музыкального воспитания.

Так, метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыке. Э.Б. Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода:

Активизация музыкального, жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубления ее;

Ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и формулирования детьми вывода;

Закрепление знания в разных видах учебной деятельности ребенка.

Э. Б. Абдуллин и Е. В Николаева выделяют специальные методы эмоциональной драматургии (автор - Д. Б. Кабалевский), создания композиций и художественного контекста (автор - Л. В. Горюнова).

Перечисленные методы обучения школьников музыке обладают общим свойством - все они предназначены для охвата различных видов музыкальной деятельности в создаваемых учителем целесообразных педагогических условиях, наиболее эффективных для вовлечения детей в процесс творчества. При этом данные методы могут применяться как в организации урока, выступающего своеобразным "художественным произведением" учителя и учеников, так и коллективного творческого дела во внеклассной работе. Так, метод эмоциональной драматургии предполагает наличие определённого драматургического решения в создании конкретного фрагмента педагогической реальности. Суть данного метода в том, что педагог выстраивает модель предстоящей деятельности аналогично художественному произведению, где содержание вкладывается в определённую форму, обозначаются кульминационные моменты и способы их создания. Так может быть построен и урок, и музыкальный фестиваль, и концерт, и конкурс, и т.д.

Метод создания композиций (автор - Л. В. Горюнова) предполагает изучение музыкального произведения через его исполнение различными способами: хоровое и сольное пение, игру на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку данного произведения.

Рассматриваемый метод позволяет включить в процесс творчества школьников с различным уровнем

Музыкальных способностей, найти каждому учащемуся тот вид деятельности, который наиболее соответствует его склонностям и интересам. Однако метод создания композиций требует от учителя особых умений, связанных с аранжировкой, переложением музыкального произведения для хорового или инструментального детского коллектива.

Метод создания художественного контекста (автор - Л. В. Горюнова) органично дополняет рассмотренные методы работы по организации музыкально творческой деятельности учащихся в общеобразовательной школе. Данный метод предполагает своеобразный "выход" за пределы музыки в другие виды искусства, литературу, историю, а также обращение к конкретным жизненным ситуациям. Что касается других методов обучения музыке в средней школе, которые сформировались в процессе работы учёных и педагогов данной отрасли знания, то применение таких приёмов на практике, как нам представляется, во многом основывается на педагогических результатах, получаемых рассмотренными выше способами. Кроме последних выделились следующие методы обучения музыке: метод "забегания" вперёд и "возвращения" к уже пройденному материалу, метод размышления, рассуждения о музыке (автор - Д. Б. Кабалевский), метод музыкального обобщения (автор - Э. Б. Абдуллин). Также необходимо указать специальные методы, относящиеся к различным видам музыкальной деятельности. Это, прежде всего, те способы обучения школьников, которые направлены на развитие разного рода умений: слушать музыку в течение длительного времени, анализировать музыкальное произведение, составлять словесный рассказ о его художественном содержании.

Всё вышесказанное выводит на понимание общей ориентации музыкального образования на цели художественного воспитания школьников, от чего напрямую зависит и выбор методов обучения музыкальному

искусству. Поскольку цели художественного воспитания предполагают формирование как потребности в искусстве, так и потребности в общении его средствами с другими людьми, постольку специфика выведения методов обучения музыке основывается на самой природе искусства, обладающего свойством трансформироваться из восприятия художественного произведения одним человеком (переживания) до коллективного общения с этим произведением многих людей (сопереживания). Данные положения приводят к пониманию нецелесообразности разделения методов обучения и воспитания в преподавании музыки в школе и обусловливают их особенную внутреннюю связь, взаимозависимость и взаимообусловленность.

Кроме того, коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития - как заинтересовать и увлечь школьников музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в учащихся понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегративных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Их специфика детерминирована насущной жизненной необходимостью в гуманном человеке, природной потребностью человека в творчестве и общении, предназначением искусства эту потребность удовлетворять, оказывая идейное, духовно-нравственное, эмоциональное воздействие.

В силу направленности метода обобщения на развитие художественного мышления Д.Б. Кабалевский считал данный метод основным в музыкальном обучении школьников.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному направлен на формирование у детей целостного представления о музыке. В программе Кабалевского данный метод реализуется на нескольких уровнях связи

между этапами обучения, темами четвертей и музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы. Так, например, в программе для П класса Д.Б. Кабалевского бытовые жанры марша, танца и песни, знакомые детям по I классу, трансформируются в такие важнейшие качества музыки, как маршевосгь, танцевальнносгь и песенность. При этом сообразно принципу от неосознанного к осознанному дети еще в I классе интуитивно пережили преобразование трех основных видов музыки как ассоциативных моделей в нечто более емкое, знакомясь с произведениями Ж. Бизе, П.Чайковского, С. Прокофьева и других. В этом смысле возвращение к усвоенным знаниям по сути есть выражение качественного преобразования сознания детей.

Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода - «режиссура» структуры урока, определение его кульминации. В таком понимании метод эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдуллин) близок методу эмоционального воздействия (Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко). Основными принципами метода эмоциональной драматургии являются эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона урока. Методы «моделирования художественнотворческого процесса» (Л. В. Школяр),

- «интонационно-стилевого постижения музыки» (Е. Д. Критская), «сочинение сочиненного» (В. О. Усачева), «переинтонирования» (М. С. Красильникова) опираются на закономерности процессов мышления в восприятии музыки. Они задают направление деятельности как учителю, так и учащимся. Поэтому их можно рассматривать как методы, основанные на взаимодействии учителя и учащихся.

Итак, конструируя урок музыки, учитель точно должен определиться в своем понимании педагогических категорий «метод» и «прием». Выделим те их признаки, на основе которых они будут использоваться в

дальнейшем изложении:

Метод призван урегулировать способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение педагогической цели. В выборе методов для урока ведущая и направляющая роль остается за учителем.

Метод определяется на основе его двустороннего проявления. Внутренняя сторона определяет правила, на основе которых осуществляется его движение, действия. Внешняя сторона связана со средствами его осуществления.

Методы обучения, используемые на уроке музыки, характеризуются на основе трех признаков: направленности (для решения какой задачи они используются), системности (каждый метод есть совокупность элементов, входящих в его структуру), характера взаимодействия субъектов обучения (учителя и учащихся).

Для включения детей и подростков в активную и приятную для них деятельность при слушании или исполнении произведения Ю.Б. Алиев рекомендует ряд эффективных приемов, особенно полезных в музыкальном

образовании младших школьников, полезных в музыкальном образовании младших школьников.

Музыкальные Движения. С помощью движений детям легче «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением. Поскольку места для движений в классе мало, их можно

выполнять сидя или стоя возле парт; можно также предложить отдельным группам двигаться под музыку вдоль рядов парт.

Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специальной тренировки, ритмичными и, главное, соответствовать настроению музыки. Например, под веселую музыку - «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя), делать элементарные танцевальные движения (стоя). Под грустную или спокойную музыку - тихо шагать (на месте) или делать плавные движения руками. Под «таинственную» музыку - изображать любопытство или испуг, желание спрятаться.

Вначале учителю лучше самому показать ученикам различные «образцы движений» - так им легче импровизировать новые. Дети с удовольствием двигаются под музыку, и те произведения, которые были связаны с движением, они лучше запоминают и больше любят.

Игра в оркестр. Данный методический прием создает у детей впечатление участия в исполнении музыки. Это активизирует их восприятие и очень им нравится. Для участия в игре учащимся (всему классу или по очереди отдельным группам) раздаются элементарные музыкальные инструменты: палочки, звоночки, погремушки, металлические и деревянные ложки (все это они могут принести из дома). Под звучание исполняемого в записи произведения дети негромко выполняют заданные учителем ритмы. Когда они привыкнут к такой игре, можно предложить им импровизировать ритм.

Учитель во время исполнения музыки указывает, какой именно группе пришел черед вступать со своим инструментом. Играть в оркестре следует в соответствии с настроением музыки: весело, бодро, громко, или тихо, нежно, или затаенно, со страхом.

Импровизация мелодий. Чтобы учащиеся лучше восприняли эмоциональное содержание музыки, можно предлагать им самим импровизировать мелодию в том же настроении (на заданный текст). Собственная мелодия, сочиненная на грустный, веселый, таинственный или героический текст, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкальное произведение. Полезно также петь мелодии, темы (если, конечно, они доступны детям) из прослушиваемых произведений. Это поможет лучше почувствовать и запомнить музыку.

Рисование картинок. После двух-трех раз повторного слушания произведения, когда оно уже будет у ребят на слуху, можно предложить им нарисовать (дома или на уроке изобразительного искусства в классе) картинку, которая возникла у них в воображении при восприятии музыки.

Чтобы учащиеся лучше запомнили музыкальное произведение, оно должно быть повторено. Повторение можно проводить в игровой форме - викторины, концерта-загадки, концерта по заявкам.

Характерным и адекватным эстетической сущности музыкального искусства является метод сопереживания. A.A. Мелик-Пашаев, определяя значимость данного метода в педагогике искусства, отмечал, что если сознательной деятельности по правилам, работе с терминами, понятиями, знаками предшествует эмоциональночувственный опыт ребенка, то и сама история искусства откроется детям не как совокупность внешних факторов и объективных взаимосвязей, а как сокровищница духовных содержаний, которые ученик воспринимает, сопереживая, находя им аналогии.

Среди методов специального музыкального образования выделяются методы дополнительного музыкального образования. Исходя из моего опыта прохождения практики обучения игре на фортепиано, хочется перечислить те методы, которые я использовала уроках. Главной моей задачей было сделать игру на фортепиано приятным и увлекательным занятием для ученика. В конечном счете - сделать занятия музыкой увлечением жизни. И, конечно, чтобы выполнение домашнего задания больше походило на приятный досуг, на столь же интересный процесс, как игра с игрушками или чтение любимых книг.

Прежде всего, надо было добиться, чтобы ребенок воспринимал занятия музыкой как свою и только свою задачу, педагогу в этом случае отводится роль помощника. Творческий процесс работы над музыкальным произведением подразделяется на четыре этапа: ознакомление, работа над деталями, оформление и подготовка произведения к сценическому воплощению.

Знакомство ученика с произведением следует проводить с помощью методов: чтение с листа, краткий теоретический анализ, показ педагога.

Второй этап. Подробное изучение авторского текста целесообразно проводить с помощью следующих методов: счет вслух, простукивание ритма, игра с названием каждого пальца, разучивание с конца, игра с остановками, работа над гаммами, арпеджио, аккордами.

Третий этап. На этом этапе используются методы: пробные проигрывания произведения целиком,

сопоставление разных отрезков между собой, многократные повторения, занятия без инструмента, артикуляционные варианты, например, стаккато вместо легато.

На четвертом этапе основными методами являются: исполнение произведения целиком, приобретающий характер сценического выступления, метод «раздвинутых» произведений, т. е. проигрывание через некоторый промежуток времени.

Заключение

Таким образом можно сделать следующие выводы:

Метод - совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Методы по разным классификациям делятся на общедидактические: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод, иллюстрация, объяснение, упражнение, приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений, навыков, объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный; проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, методы организации и осуществления учебнопознавательной, деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной, деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. И специальные методы музыкального образования: метод наблюдения за музыкой, метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации, метод сопереживания, методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии, метод развития сгилеразличения у подростков, метод музыкального собеседования, метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса, метод сравнения, метод создания художественного контекста, метод создания композиций, метод эмоциональной драматургии, метод «забегания» вперёд и «возвращения» к уже пройденному материалу, метод размышления, рассуждения о музыке, метод музыкального обобщения.

Среди методов специального музыкального образования выделяются дополнительные методы: чтение с листа, краткий теоретический анализ, показ педагога, счет вслух, простукивание ритма, игра с названием каждого пальца/ разучивание с конца, игра с остановками, работа над гаммами, арпеджио, аккордами, пробные проигрывания произведения целиком, сопоставление разных отрезков между собой, многократные повторения, занятия без инструмента, артикуляционные варианты, например, стаккато вместо легато, исполнение произведения целиком, приобретающий характер сценического выступления, метод «раздвинутых» произведений.

Методы дополнительного музыкального образования не приемлемы для урока музыки, следовательно, нужна классификация методов с учетом формы музыкального образования.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр "Академия", 2004

2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. - М.: Просвещение.

3. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Сов. комп., 1985 4. 4.

4. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.

5. Ветлугина H.A., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Под ред. H.A.

Ветлугиной. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ - 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1989.

6. Любомудрова H.A. Методика обучения игре на фортепиано. М.:Музыка, 1982

7. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 1998.

8. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Концепция музыкального образования. Содержание учебного предмета "Музыка". Задачи, закономерности, дидактические принципы и методы музыкального образования и воспитания на уроках музыки в школе. Приемы музыкального образования младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2010

    Искусство как форма общественного сознания. Функции музыки как вида искусства. Роль музыкального воспитания в развитии личности ребенка. Цель и задачи музыкального воспитания и обучения в начальных классах. Дидактические принципы музыкального воспитания.

    презентация , добавлен 13.10.2013

    Слом старой и становление новой системы музыкального обучения. Задачи большевиков в реализации "культурной революции". Формирование начального, среднего и высшего музыкального образования. Реализация целей и задач данной системы в городе Белгороде.

    дипломная работа , добавлен 25.07.2011

    Основные задачи и принципы музыкального образования дошкольников. Влияние процесса слушания музыки на формирование нравственной и эстетической стороны личности ребенка. Анализ особенностей использования игровых приемов на занятиях музыки и пения.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2010

    Становление музыкального воспитания в педагогике в России с древнейших времен до второй трети ХIХ века. Формирование культуры личности. Реализация просветительской, пропагандистской, гедонистической и общесоциологической функций музыкального искусства.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2014

    Основы применения педагогических методов воспитания в учебно-воспитательном процессе с учащимися 5 класса. Организация опытно-экспериментальной работы. Использование методов с целью музыкального образования. Проведение в школе внеклассных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Проблема музыкального мышления как психологического феномена. Зарождение музыкального мышления в онтогенезе. Постижение музыкального произведения личностью в процессе музыкального мышления. Понятийный компонент в структуре музыкального мышления.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Анализ роли музыки в воспитании и необходимости музыкального воспитания подрастающего поколения. Описания систем музыкального воспитания. Музыкальные программы Республики Казахстан. Содержание Государственного стандарта по музыке для начальной школы.

    презентация , добавлен 13.10.2013

    Психолого-педагогические основы развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. Анализ образовательных программ системы традиционного обучения и воспитания. Рассмотрение жизненного и музыкального опыта ребенка при выборе репертуара.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2012

    Роль и место музыкального искусства в жизни человека. Восприятие компонентов музыкального языка школьниками с нарушениями слуха. Разработка педагогической программы развития музыкального восприятия слабослышащих школьников во внеклассной деятельности.

Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников

Педагогика и дидактика

Лекция 1. Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников План лекции 1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника. 2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музы

Лекция 1.

Цели и задачи музыкального воспитания в школе. Формирование музыкальной грамотности младших школьников

План лекции

1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника.

С точки зрения современной психологии возникновение музыки связано с потребностью человека в эмоциональных контактах и общении. Основным содержанием музыки является выражение мыслей, настроений, переживаний и чувств человека. Познавательная деятельность проходит в очень важной сфере – чувств.

В музыке через эмоцию происходит личностное познание мира, смысла его существования для человека. Таким образом, музыка – это эмоциональное познание бытия, выражение отношения к действительности и к самому себе. В отличие от науки, которая опирается лишь на понятия и значения, музыка опирается на смысл. Она есть поиски смысла существования, смысла бытия.

1. Музыкальное искусство обладает возможностью своеобразно познавать действительность;

2. Музыкальное искусство обладает возможностью своеобразно оценивать действительность;

3. Музыкальное искусство способно вызывать душевный подъем, особое худ о жественное удовлетворение и наслаждение, вызывать специфический восторг через наслаждение свободой голоса и дыхания в пении (точность и раскованность движений в инструментальной игре и та н це, скрытое пение и игру в процессе слушания музыки). Человек, слушая музыку, превращает свои руки, мышцы, дыхание, голосовые связки в звучание, перевоплощается в звуки. Этот процесс можно сравнить с удовольствием игры в т е атре или со спортом;

4. Музыкальное искусство способно внушать определенный строй эмоций и мыслей, терапия через искусство;

5. Музыкальное искусство способно сообщать знания, быть «учебником жи з ни»;

6. Музыкальное искусство способно активизировать и развивать тво р ческий потенциал человека;

7. Музыкальное искусство способно выступать в роли особого универсального языка, своеобразн о го средства общения.

2. Цели и задачи музыкального воспитания. Методы музыкального воспитания. Формы организации музыкальных занятий.

Основная цель изучения предмета «Музыка» - формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).

Задачи учебного предмета «Музыка»

Воспитание любви к музыке;

Освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями;

Приобретение опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности;

Воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;

Развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся.

Под методом понимается способ деятельности для достижения определенной цели. Методы обучения предста в ляют собой систему действий учителя, направленных на организацию деятельности учащихся по усвоению содержания образ о вания.

В музыкальной педагогике существует множество различных по структ у ре методов: от единичных, предполагающих простое односложное действие, до комплексных, многосоставных, способных охватить целый урок.

В музыкальной педагогике выделяют общедидактические, комплексные и частные методы.

Общедидактические методы

К ним относятся: словесные, наглядно-слуховые; деятельно-практические; проблемно-поисковые; игровые методы; контроля.

Комплексные методы

1. Метод эмоциональной драматургии.

Данный метод реализуется в следующих приемах:

  1. Подбор музыкальных произведений, способных заинтересовать детей, в ы светить какую-либо важную нравственно-эстетическую идею (добра, верности), помочь освоить тему.
  2. Расположение произведений на уроке с учетом их эмоционального характ е ра, по принципу сходства и контраста.
  3. Определение ведущего эмоционального тона урока, темпа речи, динамики.
  4. Определение на уроке эмоционально-смысловой кульминации (учитель н а мечает способы ее достижения).

2. Метод музыкального обобщения

Данный метод реализуется в следующих приемах.

  1. Накопление детьми слуховых представлений и музыкального опыта для у с воения и обобщения материала (темы).
  2. Создание проблемных ситуаций для ознакомления учащихся с новым мат е риалом
  3. Закрепление полученного материала в разных видах учебной деятельности.

Частные методы

1. Метод размышления о музыке в разных формах общения с ней.

Сущность данного метода в том, "чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникшие вопросы, а не довольствовались получение от учителя готовых ответов-истин, которые им остается лишь запомнить".

Решение новых вопросов приобретает форму кратких собеседований, с о стоящих из трех связанных моментов:

Четко сформулированная учителем задача;

Постепенное, совместно с учителем решение этой задачи;

Окончательный вывод, который должны сделать сами учащиеся.

Это метод тесно связан с созданием проблемно-поисковых ситуаций, к о гда перед учащимися ставятся различные творческие задания.

  1. Метод создания художественного контекста.

Находит свое выражение в "выходе" за пределы музыки в другие виды искусства, природу, историю, жизненные ситуации, образы. Этот метод обе с печивает целостное восприятие музыки. Этот метод можно назвать методом художественных ассоциаций. К нему примыкает метод "пластического" инт о нирования, свободного дирижирования, помогающий включению учащихся в образный строй произведений.

  1. Метод создания "композиций".

Его суть в создании различных вариантов исполнения музыкальных пр о изведений. Метод реализуется в разных вариантах соединения пения педагога с пением детей, игры педагога и игры детей на музыкальных инструментах, с ч е тырехручьем, с сольным пением, с движением.

4. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному.

Его суть в том, что освоение новой темы, по возможности, должно снач а ла опираться на уже знакомую музыку или знакомых композиторов и лишь з а тем – на новый материал. Этот метод дает возможность возращения к пройде н ному с новой точки зрения для более глубокого понимания, обнаружения н о вых черт и связей в творчестве композитора.

5. Метод анализа художественного произведения путем сопоставления по принципу сходства и различия.

В его основе лежит диалектический метод, основанный на выявлении противоречий и проникновении в сущностную природу явлений и процессов. П.А.Флоренский охарактеризовал этот метод «как организованное удивление».

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в музыкальном обучении является урок музыки. Урок музыки – это урок искусства и поэтому для него характерна особая эмоциональная атмосфера.

Урок музыки – это, прежде всего общение школьников с музыкальным искусством. Любой урок музыки должен решать в единстве три ведущие зад а чи: развитие эмоционального, осознанного, деятельно-практического отнош е ния учащихся к музыке.

К наиболее типичным видам уроков музыки относятся:

1. Урок введения в тему.

Основной признак – усвоение учащимися нового "ключевого" знания о музыке. Процесс введения в тему складывается обычно из трех основных моментов:

Активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся, усвоенных ранее тем, знакомого музыкального материала под углом зрения нового ключевого знания.

Создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на восприятие музыки, приходят к решению поставленной задачи.

Закрепление обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.

2. Уроки углубления и закрепления темы.

Основной признак – применение усвоенного ключевого знания в процессе восприятия незнакомых произведений. Углубление и закрепление осуществляется за счет более широкого обращения к частным, конкретным знаниям.

3. Урок обобщения темы.

Основной признак – наличие в его содержании более обобщенной хара к теристики "ключевого" знания. Урок строится в зависимости от того, как дети усвоили данную тему.

4. Урок-концерт.

Он представляет собой демонстрацию учебных успехов детей, их знаний, умений и навыков, способностей к восприятию и художественному мышлению, исполнительских способностей.

Кроме того, современная музыкальная педагогика предлагает и другие многочисленные виды уроков. Существуют: урок-сценарий, урок-обучение, урок-процесс, урок-исследование, урок-монография и т д. Предлагается строить уроки исходя из законов формообразования в музыке: урок в форме рондо, урок-вариация, тре х частная форма урока.

«Музыка» - учебный предмет, предназначенный для формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей и мотивации к музыкальной деятельности. Изучение предмета «Музыка» осуществляется во всех общеобразовательных учреждениях РБ. Срок обучения: 1 – 4 класс, 1 час в неделю.

Сверхзадача предмета «Музыка» – выявление связи музыки и жизни. Центром образовательного процесса в области музыкального искусства является живое музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальная импровизация, сочинение музыки). Содержание построено по линейно-концентрическому принципу.

Содержание предмета «Музыка» структурировано в соответствии со следующими разделами: «Мир звуков », «Как рассказывает музыка», « Из чего выросла музыка», «О чём рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные страны – Оперу, Балет, Симфонию, Концерт», «Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи», «Интонация», «Развитие музыки», «Строение (формы) музыки», «Музыкальная культура Беларуси», «Музыкальные путешествия».

4. Этапы знакомства с новым музыкально-теоретическим материалом.

Существуют определенные этапы знакомства с новыми музыкально-теоретическим материалам по предмету «Музыка», имеющие свою логику внутреннего построения.

  1. Мир звуков. Возникновение музыки;
  2. Музыка – искусство, выражающее чувства людей, отражающее картины окружающего мира посредством звуковых образов;
  3. Интонация как структурный элемент и средоточие образного содержания произведения;
  4. Интонации разговорной и музыкальной речи. Зерно-интонация. Выразительные и изобразительные интонации;
  5. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр). Аккомпанемент;
  6. Развитие музыки. Способы музыкального развития – повтор, контраст, варьирование;
  7. Формы музыки: одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации
  8. Нотная запись как средство фиксации музыкальной речи.

2. Функционирование музыки в жизни человека

  1. Музыка – язык, который не требует перевода. Способы музыкальной коммуникации;
  2. Виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, слушание. Композитор. Исполнитель, Слушатель;
  3. Импровизация. Аранжировка. Инструментовка;
  4. Основные сферы бытования музыкального искусства. Народные праздники. Концерты, спектакли. Фестивали музыкального искусства. Богослужения. Домашнее музицирование;
  5. Музыка народная и композиторская. Музыка светская и духовная. Классическая музыка. Современная музыка. Музыка серьёзная и «лёгкая»;
  6. Первичные музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Вторичные музыкальные жанры. Опера, балет, симфония, концерт;
  7. Запись и чтение нотного текста.

3. Отечественная и мировая музыкальная культура

  1. Отражение жизни народа, его истории, внутреннего мира белоруса в белорусском фольклоре;
  2. Фольклорные обряды. Жанры фольклорного искусства. Региональные особенности белорусского музыкального фольклора. Традиции исполнения произведений;
  3. Народные истоки в творчестве композиторов;
  4. Музыка народов, проживающих в РБ;
  5. Жанровое и содержательное разнообразие белорусской музыки;
  6. Характерные особенности белорусской музыкальной культуры XVI - XX веков;
  7. Сегодняшний день белорусской музыки;
  8. Белорусские композиторы. Белорусские исполнители и исполнительские коллективы;
  9. Шедевры мирового музыкального искусства. Выдающиеся композиторы и исполнители;
  10. Сходство и различие белорусской музыки с музыкой других народов;
  11. Музыкальные культуры народов Европы, Америки, Азии, Африки;
  12. Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.

5. Методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма.

В основе развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма лежит система относительной сольмизации.

Относительная сольмизация дает возможность наиболее эффективно развивать ладовое чувство и звуковысотные представления. Она акцентирует внимание учащихся на ступенях лада, их тяготениях. При помощи ручных знаков, которые используются в данной системе, у учащихся создаются координационные связи между моторикой, слухом, голосом и зрением. Она дает возможность творческого развития способностей детей, позволяет учитывать ладоинтонационные, метроритмические особенности национальной музыки. Ее простота и доступность позволяют использовать большое количество наглядных пособий и педагогических приемов.

К основным атрибутам данной системы относятся: система относительных слогов, ручные знаки, относительная нотация, «подвижная нота», «лесенка», игра «живые ступени», ритмические карточки.

Литература

  1. Концепция учебного предмета «Музыка» / 2009. – № 3 . – С. 3-1 0 .
  2. Королёва, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т.П. Королёва. – Минск: БГПУ 2010. – 216 с.
  3. Ковалив, В.В. Методика развития ладовысотного слуха / В.В.Ковалив // Методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие / под ред. Н.Н. Балакиной. - Минск, 1998. – С. 81-94.
  4. Музыка в начальных классах: м етод . пособие для учителя /Э.Б. Абдуллин, Т.Е. Вендрова и др. Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. – М. : Просвя щение, 1985. – 140 с., нот. – (Б-ка учителя нач. классов)
  5. Музыка. I - IV классы: учеб. программа для общеобраз. учреждений с рус. яз. обучения. – Минск, 2009. – 32 с.
  6. Образовательный стандарт учебного предмета “Музыка (I-IV классы) / Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання – 2009. – № 3 . – С. 10 -11.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19488. Основні характеристики шини 16.34 KB
Основні характеристики шини Розрядність шини визначається числом паралельних провідників що входять в неї. Перша шина ISA для IBM PC була восьмирозрядний тобто по ній можна було одночасно передавати 8 біт. Системні шини сучасних ПК наприклад Pentium IV 64розрядні. Пропус...
19489. Создание окного приложения 18.61 KB
Создание окного приложения Первым шагом в разработке приложения C Builder является создание проекта. Файлы проекта содержат сгенерированный автоматически исходный текст который становится частью приложения когда оно скомпилировано и подготовлено к выполнению. Чтобы с
19491. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ 26 KB
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Процесс создания описания нового объекта может выполняться различными способами. Если весь процесс проектирования осуществляет человек то проектирование называют неавтоматизированным. В настоящее время неавтома
19492. Распределенная система управления 29.5 KB
Распределенная система управления А. Развитая сетевая структура. наличие всех трех уровней сетей информационная системная полевая с имеющимися вариантами сетей отдельных уровней; использование мощных системных сетей позволяющих подсоединять к одной шине сот...
19493. Требования к надёжности системы управления 45.5 KB
Требования к надёжности Уровень надежности АС в существенной степени зависит от следующих основных факторов: Состав и уровень надежности используемых технических средств их взаимодействие и взаимосвязь в структуре Комплекса Технических Средств АС. Состав...
19494. Интегрированная система автоматизации предприятия 45 KB
Интегрированная система автоматизации предприятия В современном промышленном производстве все большее значение приобретает возможность оперативного доступа к достоверной и точной информации из любой точки управления производством поскольку это определяющим обр...
19495. Классы микропроцессорных комплексов 49 KB
Классы микропроцессорных комплексов 1. Контроллер на базе персонального компьютера PC based control. Это направление существенно развилось в последнее время ввиду повышения надежности работы персональных компьютеров; наличия их модификаций в обычном и промышлен...
19496. АРХІТЕКТУРА СУЧАСНИХ ПЕРСОНАЛЬНИХ КОМП’ЮТЕРІВ 80.5 KB
Персональний комп’ютер – це складна обчислювальна система, яка являє собою сукупність апаратних (основні технічні пристрої) та програмних (сукупність програмних засобів для обробки інформації) засобів, що дають змогу накопичувати і автоматизувати обробку будь-якої інформації.

Планы семинарских занятий по предмету «Методика музыкального воспитания»

1 раздел. Общие основы теории и методики музыкального воспитания и развития детей

Тема 1.1. Теоретические основы музыкального воспитания детей

1. Задачи современного искусства

2. Музыка как один из видов искусства

3. Проблемы музыкально-художественного воспитания детей

4. Психологические основы музыкального воспитания детей

Тема 1.2. Структура музыкальности и возрастные уровни развития детей

1. Структуры музыкальности

2. Музыкальность как комплекс способностей

3. Развитие музыкальности в зависимости от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

4. Уровни развития музыкальных способнос­тей детей

Тема 2. Основные исторические этапы музыкального образования детей в России

1. Музыкальное воспитание в дореволюционной России

2. Становление системы отечественного музыкального воспитания (1917-1990 г.)

3. Некоторые современные тенденции музыкального воспитания

4. Внешние формы музыкального воспитания детей

5. Музыкальные школы в системе музыкального образования и воспитания детей

Тема 3. Предмет и методики музыкального воспитания детей

1. Значение музыкального воспитания

2. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития

3. Задачи музыкального воспитания детей

4. Характеристика системы музыкального воспитания

5.Средства музыкального воспитания

6.Музыкотерапия и ее педагогические возможности. Каковы истоки музыкотерапии?

7. Каково воздействие музыки на бессознательные и подсознательные процессы?

8. В чем заключается сущность методов музыкотерапии и их педагогические возможности?

Тема 4.1. Методы и приемы музыкального воспитания, обучения и развития детей

1. В чем заключается специфика применения общедидактических методов в музыкальном образовании?

2.Охарактеризуйте специальные и инновационные методы музыкального образования.

3. Раскройте содержание метода эмоциональной драматургии на музыкальных занятиях.

4. Этапы музыкального обучения детей дошкольного возраста.

5.Использования методов и ме­тодических приемов в разных возрастных группах: а) младшая группа; б) средняя группа; в) старшая и подготовительная к школе группы

2 раздел. Виды детской музыкальной деятельности

Тема 4.2. Слушание – восприятие музыки

1. Значение и задачи слушания – восприятия музыки

2. Формы слушания музыки

3. Общая характеристика приемов воспитательной работы

Тема 5. Пение

1. Роль и задачи пения

3. Основные певческие навыки

4. Формирование музыкального слуха в процессе обучения детей пению

5. Песенный материал и требования к его подбору

6. Подготовка педагога к обучению детей пению

7. Обучение пению в разных по возрасту группах: а) первый год жизни; б) второй год жизни; в) третий год жизни; г) четвертый год жизни; д) пятый год жизни е) шестой год жизни; ж) седьмой год жизни

Тема 6. Музыкально-ритмические движения

1. Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания

2. Виды музыкально-ритмической деятельности

3. Общие приемы обучения музыкально-ритмическим движениям

4. Подготовка педагога к обучению детей музыкально-ритмическим движениям

Тема 7.1. Игра на музыкальных инструментах

1. Значение игры на инструментах

2. Классификация музыкальных инструментов

3. Организация занятий по обучению игре на инструментах

4. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах

Тема 7.2. Музыкально-дидактические игры

1. Назначение музыкально-дидактических игр

2. Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения

3 раздел. Методика музыкального воспитания в начальной школе

Тема 8. Методика музыкального воспитания в начальной школе

Вопросы:

1.Раскройте и обоснуйте методологические и научные основы музыкального развития, образования и воспитания младших школьников.

2. Перечислите и охарактеризуйте основные дидакти­ческие принципы музыкального воспитания детей младше­го школьного возраста.

3. Обоснуйте связь методики музыкального воспитания с возрастной психологией и общей педагогикой.

4. Охарактеризуйте методы музыкального развития де­тей младшего школьного возраста.

5. Проанализируйте особенности детского голоса и оп­ределите песенный репертуар для детей 1-го, 2-го и 3-го классов.

6. Охарактеризуйте методы активизации музыкального восприятия детей младшего школьного возраста.

7. Охарактеризуйте значение и функции музыкально-ритмических движений как вида музыкальной деятельнос­ти.

8. Охарактеризуйте основные знания и умения по музы­кальной грамоте, которые дети должны освоить в 1-м, во 2-м и в 3-м классах.

9. Проанализируйте программу по музыке для началь­ной школы, разработанную авторским коллективом под ру­ководством Л.А. Безбородовой, и сравните ее с программой Д.Б. Кабалевского.

10. Дайте характеристику программам: «Музыка в четы­рехлетней начальной школе» (разработана под руковод­ством Л.В. Школяр); «Музыка для 1-8-х классов» (програм­ма для начальной школы, разработана под руководством Ю.Б. Алиева).

11. Охарактеризуйте традиционные формы внеклассной музыкальной работы (музыкальные кружки, хор, ритмика, музыкальный театр, фольклорный ансамбль и др.). Расска­жите об основных принципах организации музыкальной деятельности во внеклассной работе.

12. Выявите сходства и различия урока музыки с другими предметами.

13. Музыкальный дневник как способ музыкальной рефлексии

Задания для НИРС

1. Составить драматургию урока или внеклассного занятия по музыкальному воспитанию для детей младшего школьного возраста. Объясните драматургические компоненты предложенной вами разработки.

2. Представить фрагмент музыкального мероприятия, разработанного для детей младшего школьного возраста.

3. Приведите фрагмент мероприятия, разработанного вами для детей. Сделать отчет.

4. Разработайте план урока на тему "Путешествие в мир звуков" направленный на актуализацию знаний обучающихся о звуках окружающего мира, развитие слухового восприятия, внимания, памяти. (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).

5. Разработайте перспективное планирование по музыкальному воспитанию в детском саду. (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).

1. Составление электронных презентаций по темам курса.

2. Составление глоссария по темам дисциплины.

3. Составьте список музыкальных произведений из программы «Музыка» для первого класса, которые можно использовать для создания спокойной атмосферы в классе.

4. Проанализируйте средства музыкальной выразительности одного из музыкальных произведений.

5. Разработайте план-конспект диагностики по музыкально-эстетическому воспитанию «Развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному в искусстве». (Возрастную категорию детей студент выбирает самостоятельно).

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Слово метод в переводе на русский язык означает «путь». В педагогике этим словом обозначается путь к цели воспитания, развития и обучения детей, способ решения познавательной задачи, форма взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Все три значения понятия (путь, способ и форма взаимодействия) в совокупности характеризуют разные грани педагогического метода. В педагогике искусства путь к ученику пролегает через искусство , а потому и способы решения художественных задач, и формы взаимодействия учителя и учащихся на уроках должны быть специфическими, художественными, образотворческими.

Методы обучения как способы достижения цели представляют собой систему действий учителя, направленных на организацию деятельности учащихся по усвоению содержания образования.

Общая педагогика указывает на три ведущие функции методов обучения: регулятивную, познавательную и коммуникативную.

Регулятивная функция определяется соотношением учебной деятельности с целью и задачами обучения. Познавательная функция раскрывается через соотношение учебной деятельности с содержанием обучения. Коммуникативная функция методов обучения отражает стиль взаимодействия учителя с учащимися.

В музыкальном воспитании младших школьников используются как общепедагогические методы, так и методы, определяемые спецификой музыкального искусства. Так, из общепедагогических методов применяется группа методов :

- по источнику знаний (практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод);

- по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений, навыков);

- по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой);

- по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретённых знаний).



Все перечисленные выше методы общей педагогики выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивирующую) и контрольно-коррекционную функции в музыкальном воспитании младших школьников.

Организация, стимулирование и педагогический контроль в учебно-познавательном процессе обусловливают необходимость разработки соответствующих методов.

Как любые дидактические методы, выполняют на уроке три основные функции : с их помощью учитель организует художественно-творческую деятельность учащихся на протяжении урока и в его последействии (через домашние задания); стимулирует музыкально-познавательный интерес, творческую активность, развитие музыкальных способностей и художественно-познавательных процессов (внимания, эмоциональной отзывчивости, восприятия, мышления, воображения, памяти) учащихся и контролирует успешность и трудности их музыкального развития, воспитания и обучения. Поскольку каждый метод выполняет эти функции взаимосвязано, можно лишь условно их классифицировать по доминированию той либо иной функции.

Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и учеников , где ведущая роль принадлежит педагогу . Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, учитель стремится к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, удовлетворения, а формирование навыков и умений способствовало проявлению их активности и самостоятельности. Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. К группе методов , определяемых спецификой музыкального искусства , известные музыканты и педагоги относили и относят:

- метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей), метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации (Б.В. Асафьев);

- метод сопереживания (Н.А. Ветлугина);

- метод музыкального обобщения, «забегания» вперёд и «возвращения» кпройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин);

- метод развития стилеразличения (Ю.Б. Алиев);

- метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);

- метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская).

Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях: словесный метод, наглядно-слуховой метод, стимулирующий метод, метод анализа и сравнения, метод обобщения, метод сопереживания, метод наблюдения за музыкой (а не обучения ей), метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации, размышления о музыке.

Методы стимулирования музыкальной деятельности применяются для создания той эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для уроков музыки.

1. Метод эмоционального воздействия : умение учителя выражать своё отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами. Широкое использование метода эмоционального воздействия во многом определяет успех музыкальной деятельности учащихся, а владение им говорит о мастерстве учителя. Эффективность метода всегда зависит от тех отношений, которые складываются между учениками и учителем, от его авторитета: сильное эмоциональное воздействие на ребят можно оказать только в обстановке доверия и взаимопонимания.

2. Интерес к музыке зависит от привлечения необходимых фактов, создания эффекта удивления. Стимулированию интереса к музыкальной деятельности способствует создание ситуаций успеха. Они особенно необходимы в тех случаях, когда учащиеся проявляют старание, но испытывают затруднения. Поощряя ребят, учитель создаёт ситуацию успеха, а переживание радости придаёт им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус в работе над исполнением песни. Развитие музыкального интереса детей способствуют игровые ситуации. В игровых ситуациях легче организовать песенное творчество, инсценировки, драматизации. Игровые ситуации помогают также поддержать интерес детей к уроку, сделать эмоциональную разрядку и предупредить переутомление.

3. К методам стимулирования музыкальной деятельности относится и создание проблемно-поисковых ситуаций , когда перед учащимися ставятся различные творческие задания. Проблемно-поисковые ситуации активизируют музыкальную деятельность, концентрируют слуховое внимание учащихся, заставляют мыслить, рассуждать, развивают творческие способности.

4. Метод сравнения является наиболее распространённым в практике музыкального воспитания, так как его применение позволяет создавать ситуации, вызывающие у учащихся интерес. Выполнение творческих заданий предполагает анализ музыки, а значит, ребята должны вслушиваться в неё, следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы, способствует формированию у школьников ярких эмоциональных впечатлений, представлений о музыкальных жанрах, а постепенное сравнение менее контрастных произведений – развитию более тонкого восприятия музыки. Овладение музыкальным опытом позволяет учащимся проводить сравнительный анализ произведений. Логическая последовательность вопросов учителя активизирует процесс разбора произведений, способствует развитию музыкального восприятия и воображение учащихся. Для формирования эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности языка музыки метод сравнения используется и иным путём: ситуация, вызывающая у учащихся интерес, создаётся при исполнении учителем знакомого произведения несколько иначе – с изменением одного из выразительных средств. Возможности учителя в подобных изменениях и побуждении учащихся к сравнению в полном смысле слова безграничны. В каждом конкретном случае они помогают освежить восприятие и активизировать деятельность учащихся.

5 . Рассмотренные методы музыкального воспитания применяются в сочетании со словесными . «Восприятие музыки, - писал Б.М.Теплов, - возможно только в контексте других, выходящих за пределы музыки средств познания». Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение) помогают раскрыть содержание произведения, подготавливают осознанное их исполнение, направляют эстетические переживания учащихся. Применение словесных методов всегда зависит от возрастных особенностей учащихся, их музыкальной подготовки, а также от своеобразия музыкального произведения.

Подготавливая учащихся к восприятию произведения, учитель может использовать словесныеметоды в сочетании с наглядно-образными , с методом сравнения и анализа . Их выбор определяется спецификой произведения и общим направлением его последующего разбора.

Словесные методы применяются также при обучении игре на инструментах, при разучивании песни, танца. Сочетание словесных и наглядно-слуховых методов является необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков, приёмов игры на детских музыкальных инструментах, навыков музыкально-ритмических движений.

Формирование навыков не самоцель, а средство, необходимое для выразительного исполнения. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы количество упражнений (практический метод) было минимальным, не отвлекающим от эстетических переживаний. От учителя требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта учащихся, от своеобразия произведения, особенностей музыкальной деятельности и возможностей учащихся.

Успех сопутствует педагогу, который, учитывая реальные условия, творчески подходит к делу – обдумывает варианты последовательности совместной деятельности с учащимися, умеет включать в работу не только активную часть класса, но и малоинициативных учеников.

Творческий подход позволяет ему каждый раз по-новому проводить работу над одним и тем же произведением, чтобы достичь реализации его воспитательных, образовательных, развивающих возможностей и успешного решения задач музыкального воспитания учащихся.

Новая программа по музыке с её тематическим содержанием объединилавсе формы и виды музыкальной деятельности на уроке. Все они стали подчиняться теме. Задача заключалась в том, чтобы на основе новых принципов и содержания учитель смог бы в реальной практике обеспечить целостную организацию самого процесса обучения с помощью соответствующих методов. Анализ принципов и содержания новой программы по музыке позволил выделить три метода музыкального обучения, которые в своей совокупности прежде всего направлены на решение поставленной цели и организацию усвоения содержания; они способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства, то есть выполняют регулятивную, познавательную и коммуникативную функции. Разумеется, эти методы не отрицают действия других методов и приёмов музыкального обучения и, находятся во взаимодействии с ними. Данные три метода назовём ведущими методами музыкального обучения.

1. Метод музыкального обобщения – ведущий метод организации музыкальных занятий. Он прежде всего направлен на развитие осознанного отношения учащихся к музыкальному искусству, на формирование художественного мышления. Метод музыкального обобщения выступает в виде совокупности способов организации деятельности учащихся, направленной на усвоение ключевых знаний о музыке, формирования у них ведущих умений. Этот метод помогает реализовать в практике спланированный в программе целостный урок (с точки зрения его темы) с учётом конкретных условий обучения. Метод музыкального обобщения включает ряд последовательных действий.

- Первое действие метода ставит задачу активизировать тот музыкальный, жизненный опыт учащихся, который необходим для введения темы или углубление темы.

- Второе действие метода имеет целью познакомить учащихся с новым знанием.

- Третье действие метода связано с закреплением знания в разных видах учебной деятельности учащихся; направлено на формирование способности учащихся всё более самостоятельно ориентироваться в музыке на основе усвоенного знания.

Данный метод позволяет более чётко и осознанно выявлять общее и особенное в музыке. Он направлен на развитие художественного мышления, способности самостоятельно ориентироваться в музыке, осознав её идейную, нравственную, эстетическую функцию.