Сообщение о творчестве м глинки. Мемория. Михаил Глинка

Михаи́л Ива́нович Гли́нка (1 июня 1804, с. Новоспасское, Смоленская губерния - 15 февраля 1857, Берлин) - русский композитор. Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов - А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других. По выражению В. В. Стасова, «оба [Пушкин и Глинка] создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке».

Происхождение

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки (1777-1834). Матерью его была троюродная сестра отца - Евгения Андреевна Глинка-Земелька (1783-1851). Прадед композитора был шляхтичем из рода Глинки герба Тшаска - Викторин Владислав Глинка (польск. Wiktoryn Władysław Glinka). После потери Речью Посполитой Смоленска в 1654 году В. В. Глинка принял российское подданство и перешёл в православие. Царская власть сохранила за смоленской шляхтой земельные владения и дворянские привилегии, включая прежние гербы.

Детские и юношеские годы

До шести лет Михаил воспитывался бабушкой по отцу Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать от воспитания сына. Он рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой - «мимозой», по собственной характеристике Глинки. После смерти Фёклы Александровны Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер.

В 1817 году родители привезли Михаила в Санкт-Петербург и поместили в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер, чья родная сестра Юстина (1784-1871) вышла замуж за Г. А. Глинку (1776-1818) - двоюродного брата отца композитора.

В Санкт-Петербурге Глинка брал частные уроки у видных музыкальных педагогов, в том числе у Карла Цейнера и Джона Филда. В 1822 году успешно (вторым учеником) окончил курс обучения в Благородном пансионе при Императорском Санкт-Петербургском университете. В пансионе Глинка познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.

Периоды жизни и творчества

1822-1835

По окончании пансиона Глинка усиленно занимался: изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина , «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Глинки. Он познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Грибоедовым , Адамом Мицкевичем, А. А. Дельвигом, В. Ф. Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Летом 1823 года, вместе с мужем своей двоюродной сестры полковником А. И. Киприяновым, Глинка совершил поездку на Кавказ, побывал в Пятигорске и Кисловодске. Знакомство с музыкой народов Кавказа оставило значительный след в творческом сознании композитора и отразилось в его позднейших произведениях на восточную тематику. Так, на основе азербайджанской народной песни «Галанын дибиндэ» композитор создал «Персидский хор» для своей оперы «Руслан и Людмила». С 1824 по 1828 год работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. В 1829 году М. И. Глинка и Н. И. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

В конце апреля 1830 года отправился в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и совершив большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы. Приехав в Италию в начале осени, Глинка поселился в Милане, бывшим в то время крупным центром музыкальной культуры. В Италии он познакомился с композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучал вокальный стиль бельканто и сам много сочинял в «итальянском духе». В его произведениях, значительную часть которых составляли пьесы на темы популярных опер, уже не было ничего ученического, все композиции выполнены мастерски. Особое внимание Глинка уделял инструментальным ансамблям, написав два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. В этих произведениях особенно отчётливо проявились черты композиторского почерка Глинки.

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена Глинка изучал полифонию и инструментовку. Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию.

Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. А. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его дальней родственницей. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка начал писать оперу.

1836-1844

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята.

Портрет М. Глинки кисти художника Я. Ф. Яненко, 1840-е годы

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. На следующий день Глинка писал своей матери:

Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…

13 декабря у А. В. Всеволжского было устроено чествование М. И. Глинки, на котором Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки». Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому.

Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка -
Уж не глинка, а фарфор!

Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинка был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине, где отбирал певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семён Гулак-Артемовский, ставший впоследствии не только известным певцом, но и композитором.

В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». В сравнении с «Иваном Сусаниным», новая опера М. Глинки вызвала более сильную критику. Самым яростным критиком композитора был Ф. Булгарин.

На эти же годы приходятся бурные отношения Глинки с Екатериной Керн, дочерью пушкинской музы Анны Керн. В 1840 г. состоялось их знакомство, которое быстро переросло в любовь. Из письма композитора:

«…мой взор невольно остановился на ней: её ясные выразительные глаза, необычайно стройный стан (…) и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе, всё более и более меня привлекали. (…) Я нашёл способ побеседовать с этой милой девицей. (…) Чрезвычайно ловко высказал тогдашние мои чувства. (…) Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее. Всё в жизни контрапункт, то есть противуположность (…) Мне гадко было у себя дома, зато сколько жизни и наслаждения с другой стороны: пламенные поэтические чувства к Е. К., которые она вполне понимала и разделяла… »

Керн была источником вдохновения для Глинки. Ряд небольших произведений, сочинённых им в 1839 году, были посвящены ей, в частности романс «Если встречусь с тобой», слова которого

«…Е. К. выбрала из сочинений Кольцова и переписала для меня. (…) Для неё же написал Вальс-фантазию.»

Речь идет о первоначальной фортепианной версии знаменитого вальса-фантазии, известного в оркестровой редакции, одном из поражающих своей проникновенной красотой произведений Глинки.

После того, как в конце 1839 года Глинка оставил свою жену М. П. Иванову, отношения с Керн продолжали стремительно развиваться. Но вскоре она тяжело заболела и переехала к матери. Весной 1840 года композитор постоянно навещал Керн и именно тогда написал романс «Я помню чудное мгновенье » на стихи Пушкина, посвятив его дочери той, кому поэт адресовал эти стихи.

В 1841 году Е. Керн забеременела. Начавшийся незадолго до этого бракоразводный процесс Глинки с женой, уличённой в тайном венчании с корнетом Николаем Васильчиковым (1816-1847), племянником крупного сановника Иллариона Васильчикова, давал Екатерине надежду стать женой композитора. Глинка также был уверен, что дело решится быстро и вскоре он сможет жениться на Керн. Но судебный процесс затянулся. Керн постоянно требовала от Глинки решительных действий. Он дал ей значительную сумму на аборт, хотя очень переживал по поводу случившегося. Чтобы сохранить всё в тайне и избежать скандала в обществе, мать увезла дочь в Лубны на Украину «для перемены климата ».

В 1842 года Керн вернулась в С-Петербург. Глинка, ещё не получивший развода с прежней женой, часто виделся с ней, однако как он признается в своих записках: «…уж не было прежней поэзии и прежнего увлечения». Летом 1844 года Глинка, покидая Санкт-Петербург, заехал к Е. Керн и простился с ней. После этого их отношения практически прекратились. Столь желанный развод Глинка получил лишь в 1846 году, но связывать себя узами брака побоялся и прожил остаток жизни холостяком.

1844-1857

Тяжело переживая критику своей новой оперы, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринял новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он поехал во Францию, а затем в Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который (позже) стал почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.

13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию, где изучал традиционную культуру, нравы, язык испанского народа, записывал испанские фольклорные мелодии. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года Глинка закончил увертюру «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию - «Ночь в Мадриде».

Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в своё родовое село Новоспасское, затем снова отправился в Санкт-Петербург, но передумав, решил перезимовать в Смоленске. Однако приглашения на балы и вечера, почти ежедневно преследовавшие композитора, довели его до отчаяния и до решения вновь покинуть Россию. В заграничном паспорте Глинке было отказано, поэтому, в 1848 году он остановился в Варшаве, где написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. Пётр Ильич Чайковский так отозвался о произведении Глинки:

Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“.

В 1851 году Глинка возвратился в Санкт-Петербург, где давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар с такими певцами как Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьёва, А. П. Лодий, Д. М. Леонова и другими. Под непосредственным влиянием Глинки складывалась русская вокальная школа. Бывал у М. И. Глинки и А. Н. Серов, в 1852 году записавший его «Заметки об инструментовке» (опубликованы 4 года спустя). Часто приезжал А. С. Даргомыжский.

В 1852 году Глинка вновь отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена. Начало Крымской войны, в которой Франция выступила против России, стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину. По пути в Россию Глинка две недели провёл в Берлине.

В мае 1854 года Глинка приехал в Россию. Он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Санкт-Петербург. В том же 1854 году начал писать мемуары, названные им «Записки» (опубликованы в 1870 году).

В 1856 году Глинка уехал в Берлин, где занялся изучением творчества Дж. П. Палестрины и И. С. Баха. В том же году Глинка написал музыку на церковнославянские богослужебные тексты: Ектению и «Да исправится молитва моя» (для 3 голосов).

Смерть

Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы (которая после кончины их матери и двух своих детей с начала 1850-х годов целиком посвятила себя заботам о брате, а после его кончины сделала всё, чтобы опубликовать его произведения) прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.

Во время перевозки праха Глинки из Берлина в Россию на его упакованном в картон гробу была надпись «ФАРФОР» - символично, если вспомнить канон, сочинённый друзьями Глинки после премьеры «Ивана Сусанина». На могиле Глинки установлен памятник, созданный по эскизу И. И. Горностаева.

В Берлине на русском православном кладбище находится памятник, включающий надгробную плиту с первоначального места захоронения Глинки на лютеранском Троицком кладбище, а также сооружённый в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина памятник в виде колонны с бюстом композитора.

Память

Почтовые марки России к 200-летию со дня рождения

Мемориальная доска композитору, город Смоленск

Первый памятник Глинке был поставлен в 1885-87 гг. в смоленском саду Блонье на средства, собранные по подписке. Дореволюционный памятник Глинке сохранился также в Киеве. С 1884 по 1917 гг. в Российской империи вручались Глинкинские премии. На киностудии «Мосфильм» были сняты два биографических фильма - «Глинка» (1946) и «Композитор Глинка» (1952). К 150-летию со дня рождения композитора его имя было присвоено Государственной академической капелле. В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское был открыт Дом-музей М. И. Глинки.

Имя было присвоено Новосибирской государственной консерватории и Челябинскому театру оперы и балета.

Санкт-Петербург, Эртелев переулок, 7.
Доходный дом Е. Томиловой, в котором с 25 августа 1854 по 27 апреля 1856 года жил М. И. Глинка

  • 2 февраля 1818 - конец июня 1821 года - Благородный пансион при Главном педагогическом институте - набережная реки Фонтанки, 164;
  • август 1820 - 3 июля 1822 года - Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете - угол Звенигородской и Кабинетской (Правды) улиц;
  • лето 1824 - конец лета 1825 года - дом Фалеева - Канонерская улица, 2;
  • 12 мая 1828 - сентябрь 1829 года - дом Барбазана - Невский проспект, 49;
  • конец зимы 1836 - весна 1837 года - дом Мерца - Глухой переулок, 8, кв. 1;
  • весна 1837 - 6 ноября 1839 года - дом Капеллы - набережная реки Мойки, 20;
  • 6 ноября 1839 - конец декабря 1839 года - офицерские казармы лейб-гвардии Измайловского полка - набережная реки Фонтанки, 120;
  • 16 сентября 1840 - февраль 1841 года - дом Мерца - Глухой переулок, 8, кв. 1;
  • 1 июня 1841 - февраль 1842 года - дом Шуппе - Большая Мещанская улица, 16;
  • середина ноября 1848 - 9 мая 1849 года - дом Училища глухонемых - набережная реки Мойки, 54;
  • октябрь - ноябрь 1851 года - доходный дом Мелихова - Моховая улица, 26;
  • 1 декабря 1851 - 23 мая 1852 - дом Жукова - Невский проспект, 49;
  • 25 августа 1854 - 27 апреля 1856 - доходный дом Е. Томиловой - Эртелев переулок, 7.

Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки

Именем Михаила Глинки назван второй по значимости вокальный конкурс России - Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки, который был организован в 1960 году. С 1968 по 2009 годы председателем жюри являлась певица и педагог, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственных премий России, академик, профессор Ирина Константиновна Архипова.

В разные годы лауреатами конкурса имени Глинки становились такие артисты, как Владимир Атлантов, Сергей Лейферкус, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Владимир Чернов, Анна Нетребко, Аскар Абдразаков, Ильдар Абдразаков, Ольга Трифонова, Елена Манистина, Михаил Казаков, Альбина Шагимуратова, Владимир Васильев, Ариунбаатар Ганбаатар и другие певцы.

Основные произведения

Оперы

  • «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)(1836)
  • «Руслан и Людмила» (1837-1842)

Симфонические произведения

  • Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)
  • Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)
  • Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
  • «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
  • Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)
  • «Вальс-фантазия» (1839 - для фортепиано, 1856 - расширенная редакция для симфонического оркестра)

Камерно-инструментальные сочинения

  • Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
  • Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса
  • Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831)
  • Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
  • «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)

Романсы и песни

  • «Венецианская ночь» (1832)
  • Патриотическая песня (была официальным гимном Российской Федерации с 1991 по 2000 год)
  • «Я здесь, Инезилья» (1834)
  • «Ночной смотр» (1836)
  • «Сомнение» (1838)
  • «Ночной зефир» (1838)
  • «В крови горит огонь желанья» (1839)
  • Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
  • Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840)
  • «Попутная песня» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
  • «Жаворонок» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
  • «Признание» (1840)
  • «Слышу ли голос твой» (1848)
  • «Заздравный кубок» (1848)
  • «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)
  • «Мери» (1849)
  • «Адель» (1849)
  • «Финский залив» (1850)
  • «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
  • «Не говори, что сердцу больно» (1856)
  • «Я помню чудное мгновенье» (на стихотворение Пушкина)

Отцом Михаила Глинки был отставной капитан – Иван Николаевич Глинка. Их род пошел от шляхтичей. Мать композитора – Евгения Андреевна. Сразу после рождения мальчика забрала бабушка – Фёкла Александровна. Она так усердно занималась воспитанием мальчика, что уже в детстве он стал болезненным недотрогой. К шести годам Миша был полностью отстранен от общества, даже от собственных родителей. В 1810 году бабушка умирает, а мальчика возвращают на воспитание в семью. Образование Михаил Глинка, краткая биография которого невероятно интересна, с раннего возраста был убежден, что посвятит жизнь музыке. Судьба музыканта была известна с самого детства. Еще будучи маленьким ребенком, он учился игре на скрипке и фортепиано. Всему этому мальчика обучала гувернантка Варвара Кламмер из Санкт-Петербурга.

Краткая биография глинки самое главное

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе
  • Интересные факты
    • Родиной великого русского композитора является небольшое село Новоспасское в Смоленской губернии. Большое семейство Глинки проживало там с того самого времени, как их прадед – польский дворянин принял присягу на верность русскому царю и продолжил служить в армии России.
    • посмотреть все интересные факты из жизни Глинки

    Тест по биографии Краткая биография Глинки запомнится лучше, если пройдете этот тест: Новые тесты Будь в числе первых на доске почета Понравилась биография? Помоги проекту — жми на кнопку, расскажи друзьям: Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года. Говорят, что при рождении Михаила, возле его дома всё утро пели соловьи. Среди его предков не было выдающихся творческих личностей, возможно, поэтому никто, сначала и не предал особого значения этому знамению.

Внимание

Отец его — отставной капитан русской армии Иван Николаевич. Первые годы жизни мальчика, его воспитанием занималась бабушка по отцовской линии, которая не подпускала к нему мать.


Бабушка чересчур трепетно относилась к внуку. Ребенок рос настоящей «мимозой». Комнату, в которой он находился, сильно протапливали, а гулять выводили только в теплую погоду.

Уже в раннем возрасте маленький Миша чутко реагировал на народные потехи и песни. Народный фольклор произвел на мальчика большое впечатление, которое он трепетно хранил всю свою жизнь.

Эти впечатления и переживания, впоследствии будут отражены в творчестве великого русского композитора.

Биография михаила глинки

Инфо

Но обучение пришлось прервать (из-за смерти отца) и вернуться домой.После возвращения в Россию все мысли композитора заняты музыкой. Он живёт в Петербурге, посещает поэтические вечера у В.

Жуковского и мечтает сочинить свою первую оперу. Эта идея не давала ему покоя ещё в юные годы. Так родилась опера «Иван Сусанин», успешная премьера которой состоялась в Большом театре в 1836г.

Эту дату можно смело назвать днём рождения русской патриотической оперы. А уже в 1842г. композитор окончил работу над второй оперой «Руслан и Людмила».

Важно

Но это сочинение было менее успешным, подверглось критике. Не очень удачная премьера оперы и кризис в личной жизни сподвигнуло композитора на новое заграничное путешествие.В 1845г.


он поселился в Париже, где дал благотворительный концерт из своих произведений. После он отправился в Испанию, где прожил до 1847г.

Краткая биография глинки

Его неудовлетворённость стиля требовало усовершенствования, над чем скрупулёзно и работал композитор. 30-е годы принесли переезд в Италию и путешествие по городам Германии. Живя на итальянской земле, Глинка, краткая биография которого раскрывает нам суть о том как композитор пробует сотворить итальянские оперы, и ему это удаётся.


В 1833-м переезжает в Берлин, где и устраивается на работу. А с получением письма о смерти отца, выезжает на Родину. Будучи в родной стороне у Михаила Ивановича появилась идея создать русскую оперу. О чем свидетельствует его кропотливый труд над преданием, которое он выбрал, для воплощения идеи.
Выбор героя в предании пал на известного в народе, Ивана Сусанина. В этом же году Михаил женился и переехал в новоспасское, где он и продолжил свою работу.
Результат, опера, «Жизнь за царя» появившаяся в 1836 году.

Краткая биография михаила глинки

После того, как Глинка окончил пансион, все свое свободное время он стал посвящать музыке. Именно в этот временной период были написаны его первые произведения. Также известным фактом является то, что самому композитору не очень нравились свои ранние произведения. Он постоянно их дорабатывал, чтобы они стали лучше. Расцвет творчества этого великого человека приходится на период с 1822 по 1823 год.


Именно в этом временном промежутке были написаны такие композиции, как «Не искушай меня без нужды» и «Не пой, красавица, при мне». После этого композитор отправляется в свое путешествие по Европе, которое дает новый виток его творчеству. По возвращении в Россию, композитором пишется еще ни одно великое произведение.

Михаил глинка краткая биография

Михаил Глинка краткая биография Михаил Иванович Глинка (1804 - 1857) – великий русский композитор. Родился 20 мая 1804 года в Новоспасском Смоленской губернии.

Играть на фортепиано Михаил стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он стал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке и создал первые сочинения. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки. В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими. После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию.

М. и. глинка. краткая биография композитора

В 1833 году Глинка отправился в Берлин. По пути он ненадолго задержался в Вене. В Берлине композитор намеревался привести в порядок свои теоретические познания в музыке. Он занимался под руководством З. Дена. М. И. Глинка. Краткая биография: возвращение на родину Прервать занятия в Берлине Глинку вынудило известие о кончине отца. Когда Михаил Иванович приехал в Петербург, он стал часто гостить у Жуковского. У поэта каждую неделю собирались литераторы и музыканты. На одной из встреч Глинка поделился с Жуковским своим желанием написать впервые русскую оперу. Тот одобрил намерение композитора и предложил взять сюжет Ивана Сусанина. В 1835 году Глинка обвенчался с М. П. Ивановой. Счастье не только не стало помехой для творчества, а наоборот, подхлестнуло активность композитора. Оперу «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») он написал достаточно быстро. Осенью 1836 года уже состоялась ее премьера.

Краткая биография глинки михаила ивановича

В частности, Даргомыжский и Чайковский развивали в своих музыкальных сочинениях его оригинальные идеи.

  • Глинка создал первую русскую национальную оперу под названием «Жизнь за царя», в основе которой — исторический сюжет.
  • Благодаря влиянию композитора в Санкт-Петербурге образовалась русская вокальная школа.

Интересные факты Биография Глинки вызывает интерес у взрослых и детей.

  • Не многим известно, что Фёкла Александровна, бабушка Михаила Глинки, мать его отца, забрала мальчика на воспитание неспроста. За год до появления на свет Миши в семье родился сын, который скончался во младенчестве.

    Бабушка обвинила в этом мать, а потому с появлением Миши забрала ребенка к себе. Она обладала безудержным самовластием, а потому возразить ей никто не смел – ни ее невестка, ни даже родной сын.

  • Первая супруга Михаила Ивановича, Мария Петровна, была необразованна.

Михаил иванович глинка

Она имела огромный успех у публики и даже у императора. М. И. Глинка. Краткая биография: новые труды Еще при жизни Пушкина возникла у композитора идея написать оперу, взяв за основу сюжет его поэмы «Руслан и Людмила».

Готова она была в 1842 году. Вскоре состоялась и постановка, но опера имела меньший успех, чем «Жизнь за царя». Нелегко было композитору пережить критику. Через два года он отправился в путешествие по Франции и Испании.

Новые впечатления вернули композитору творческое вдохновение. В 1845 году он создал увертюру «Арагонская хота», которая прошла с немалым успехом.

Через три года появилась «Ночь в Мадриде». На чужой земле композитор все чаще обращался к русским песням. На их основе он написал «Камаринскую», которой заложил основы для развития симфонической музыки нового типа. Михаил Глинка.

Михаил иванович глинка краткая биография о самом главном

После того как Михаил усвоил первые азы в искусстве, его отдают на воспитание в Санкт-Петербургский пансион, который находится при педагогическом институте. Вильгельм Кюхельбекер становится его первым гувернером.

Глинка берет уроки у великих музыкальных педагогов, среди которых Джон Филд и Карл Цейнер. Именно здесь происходит знакомство будущего композитора с Александром Пушкиным.

Между ними завязываются крепкие дружеские отношения, которые длятся до самой смерти великого поэта. Расцвет творчества Глинка, биография которого насыщена многими событиями, был увлечен музыкой с ранних лет, к десяти годам он уже умело обращался с фортепиано и скрипкой.

Музыка для Михаила Глинки – призвание с ранних лет. Уже по окончании Благородного пансиона он дает выступления в салонах, активно занимается самообразованием, изучая историю и особенности западноевропейской музыки.

Михаил Иванович Глинка – один из величайших русских композиторов, творец самостоятельной русской музыкальной школы. Он родился 20 мая (старого стиля) 1804 г. в селе Новоспасском, Смоленской губернии и воспитывался в деревне у своих родителей, помещиков. Уже в детстве его сильно привлекали церковное пение и русские народные песни в исполнении крепостного оркестра его дяди. К 4-м годам он уже читал, а в 10 лет его стали учить игре на фортепиано и скрипке.

В 1817 г. семья Глинки переехала в Петербург, и мальчика отдали в пансион при Педагогическом Институте, курс которого и был окончен им через 5 лет. Тем временем Глинка успешно учился фортепианной игре у Вейнера, К. Майера, знаменитого Фильда, а пению – у Беллоли. 18-ти лет он стал сочинять: это были сначала вариации на модные темы, а затем, после занятий по композиции с К. Майером и Замбони, – романсы.

Михаил Иванович Глинка. Фото 1850-х гг.

В 1830 г. Глинка, всю жизнь отличавшийся слабым здоровьем, по совету врачей отправился в Италию, где и пробыл три года, изучая искусство писать для пения и немало сочиняя в итальянском духе. Здесь, под влиянием тоски по родине, в Глинке, по его собственному признанию, произошел душевный переворот, оттолкнувший его от итальянской музыки и направивший на новый, самостоятельный путь. В 1833 г. Глинка отправился в Берлин и там с известным теоретиком Деном в 5 месяцев прошел курс теории музыки, весьма обогативший и систематизировавшей его музыкальные познания.

Через год Глинка вернулся в Россию. В Петербурге он познакомился с М. П. Ивановой, на которой и женился в 1835 г. В это время Глинка часто бывал в известном кружке Жуковского , где весьма сочувственно встретили его мысль о русской опере и предложили для неё сюжет из сказания об Иване Сусанине . Глинка усердно принялся за работу; параллельно труду композитора барон Розен писал либретто. Прежде всего была набросана увертюра, а к весне 1836 г. уже была готова и вся опера – «Жизнь за Царя». После всевозможных затруднений она была наконец принята на казенную сцену, разучена под управлением Кавоса и 27 ноября 1836 г, с колоссальным успехом исполнена.

Гении и злодеи. Михаил Глинка

Глинка был после этого назначен капельмейстером придворной певческой капеллы, но в 1839 г. вследствие болезни бросил службу. К этому времени он особенно сблизился с «братией», – кружком, куда кроме него входили братья Кукольники, Брюллов, Бахтурин и др. Последним был набросан план новой оперы Глинки «Руслан и Людмила», по поэме Пушкина . Болезнь и семейные неурядицы (Глинка разошелся, а несколько лет спустя и развелся с женой) немного тормозили дело, но наконец 27 ноября 1842 г. новая опера была поставлена в Петербурге. Неразвитость большинства публики, не доросшей еще до понимания той музыкальной высоты и оригинальности, на которую поднялся в «Руслане и Людмиле» Глинка, была главной причиной сравнительного неуспеха этой оперы. Через год она была снята с репертуара. Огорченный и больной композитор в 1844 г. уехал в Париж (где высоко ценивший его Берлиоз с успехом исполнил в двух концертах некоторые из его сочинений), а оттуда в Испанию, где прожил три года, собирая испанские песни.

Вернувшись в Россию, Глинка жил в Смоленске, Варшаве, Петербурге; в это время им были написаны две испанские увертюры и «Камаринская» для оркестра. Почти все время, однако, удрученное состояние духа и недомогание не покидали его. Решив посвятить себя русской церковной музыке, Глинка в 1856 г. снова отправился в Берлин, где под руководством Дена, изучал около 10 месяцев древние церковные лады. Там он простудился, выходя с одного придворного концерта, слег и в ночь на 3-е февраля 1857 г. скончался. Прах его впоследствии был перевезен в Петербург, а в 1885 г. на средства, собранные всенародной подпиской, ему был поставлен в Смоленске памятник, с надписью «Глинке – Россия».

Кроме перечисленного, Глинка написал еще увертюру и музыку к драме Кукольника «Князь Холмский», торжественный полонез и тарантеллу для оркестра, до 70 романсов, из которых лучшими считается серия «Прощание с Петербургом» и другие сочинения. Заимствовав от французов разнообразие и пикантность ритма, от итальянцев – ясность и выпуклость мелодии, от немцев – богатство контрапункта и гармонии, Глинка сумел в лучших своих сочинениях, больше всего в «Руслане и Людмиле», претворить все это и пересоздать соответственно духу русской народной песни. Инструментовка Глинки для его времени совершенна. Благодаря всему этому, его сочинения, отличаясь художественной законченностью и высоким мастерством формы, запечатлены в то же время неподражаемой оригинальностью и глубиной содержания, свойственными лучшим образцам народной песни, что и дало им возможность сделаться основанием самобытной русской музыкальной школы.

Замечательна способность Глинки к музыкальной обрисовке национальностей: так в «Жизни за царя» сопоставлены русская и польская музыка; в «Руслане и Людмиле», рядом с русской музыкой мы встречаем персидский хор, лезгинку, музыку Финна и т. д. Любимая сестра Глинки Л. И. Шестакова побудила его написать свою крайне интересную «Автобиографию».

Очерки о других великих музыкантах – см. ниже в блоке «Ещё по теме…»

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857).
Основоположник русской классики, первый в истории страны композитор, с необычайной широтой и силой раскрывший в своей музыке национальный характер. Михаил Глинка поднял музыку русского народа до высочайших вершин мирового искусства. Совсем неслучайно Глинку сравнивают с прародителем новой русской литературы поэтом А.С. Пушкиным.

В родном селе Новоспасском Смоленской губернии, с детских лет будущий композитор впитывал яркие интонации и душевную широту народных крестьянских песен. К десяти годам с оркестром дяди, где он освоил игру на разных инструментах, вошла в его жизнь и классическая музыка.

Музыкальное образование Глинка начал получать с четырнадцати лет в Петербургском Благородном пансионе, где впервые обратился к сочинительству. Здесь же он познакомился с будущими декабристами (одним из учителей Глинки был В.К. Кюхельбекер) и общение с ними оказало большое влияние на становление личности юного музыканта.

Постепенно музыка становится делом всей его жизни. Однако в то время в России еще не существовало систематического композиторского образования и чтобы усовершенствовать свое мастерство, композитор отправляется за новыми впечатлениями в Германию, Австрию и Италию, которая особенно влечет музыканта своей природой, историческими памятниками и совершенством мелодий. Широко известные увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», написанные позднее в период 1845-1851 годов, стали воплощением романтических образов этой страны.

Вернувшись из путешествия, под влиянием поэта В.А. Жуковского, Глинка приступает к сочинению оперы, ставшей прорывом в истории отечественного искусства и положившей начало новому периоду развития русской музыки. В 1936 году в Большом театре Петербурга была поставлена опера патриотическая «Иван Сусанин», первоначально имевшая название «Жизнь за царя». Впервые народный напев прозвучал в «серьезном» оперном жанре.

Продолжая русскую тему в своем творчестве, Глинка обращается к сюжету поэмы горячо любимого им А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», над которой он работает в течение шести лет. В 1842 году с неизменным успехом прошла премьера новой оперы. Как и сам поэт, композитор сумел в ней проникнуть в характер и музыкальные интонации других народов.
В 1856 году Михаил Иванович Глинка вновь посещает Берлин, намереваясь глубже изучить европейскую школу полифонического мастерства. В его замыслах – воскресить древнерусские церковные напевы. Однако этим замыслам не суждено было сбыться. В феврале 1857 года композитор скончался, оставив после себя огромное наследие русской симфонической школы.

Творчество М.И. Глинки

ПЛАН

1. Историческая роль Глинки в музыке.

2. Исследователи творчества Глинки.

3. Творческий путь. Характеристика творчества.

4. Оперная драматургия.

5. Симфоническая музыка.

6. Камерная инструментальная музыка.

7. Романсы.

Историческую роль Глинки в музыке можно сравнить с ролью Пушкина в русской литературе. В самом характере дарования двух современников много родственного. По словам Белинского, как и Пушкин, Глинка умел соединять ««изящно гуманное чувство с пластически изящною формою». Именно это, качество сделало творчество поэта и композитора образцом подлинно классического художественного творчества, которое основано на слиянии глубокой внутренней правды и широты содержания с гармонической ясностью, стройностью и законченностью формы. Подобно Пушкину Глинка универсален . В своём творчестве он показал многообразные стороны русской жизни и русского характера. Он создатель русской классической оперы и русского классического романса . Он заложил основы классического русского симфонизма . Великое историческое значение Глинки определило и другое качество - художник глубоко национальный, он обладал Даром постижения психологии и образа мысли других национальностей. Его Восток, Италия, Испания - пример творческого воссоздания подлинных живых образов.

Расцвет творчества Глинки совпал с эпохой романтизма в Европе. Глинке была близка концепция романтиков о национальной самобытности и характерности. Но романтиком Глинка не стал, даже в фантастически красочной опере «Руслан и Людмила». Ему не свойственны специфические черты романтизма - усиленное внимание к личности, субъективному, скептическое отношение к окружающему, патетичность выражения чувств. Чуждое национальной ограниченности, творчество Глинки при всей своей классичности не принадлежит ни классицизму, ни романтизму. Но от романтизма он унаследовал прогрессивные черты - умение находить прекрасное в обыденном. В истории русской музыки он первый достиг совершенства в единстве правдивого и прекрасного, передавая образы окружающей действительности в изящной, стройной и совершенной художественной форме.

С творчеством Глинки музыковедение в России приобрело достойный объект исследования для постановки больших музыкально-эстетических проблем, на основе анализа его творчества возникает профессиональная литература о музыке. Произведения Глинки рассматриваются в историческом, эстетическом, музыкально-творческом аспектах. Его произведения служат предметом критических статей, посвященных проблемам музыкального театра и музыкального исполнительства, проблемам оперной драматургии, принципов симфонизма, специфики музыкального языка. В.Ф.Одоевский, А.Н.Серов, В.В.Стасов, Г.А.Ларош, П.П.Вейнмарн, Н.Ф.Финдейзен, Н.Д.Кашкин, А.Н.Римский-Корсаков, Б.В.Асафьев, Д.Д.Шостакович, В.В.Протопопов, Т.Н.Ливанова - далеко неполный перечень исследователей.творчества Глинки.

Творческая жизнь М.И.Глинки нашла отражение в его «Записках», в которых композитор свою творческую жизнь делит на четыре периода:

1. Детство и юность, формирование творческих принципов (до 1830 года).

2. Путь к мастерству (1830-1836 годы).

3. Центральный период (до 1844 года).

4. Поздний период (1844-1854). -

Его высказывания говорят об удивительной скромности композитора, о строгих требованиях к себе, об искренности и правдивости.

Родился Михаил Иванович Глинка в Смоленской губернии, в селе Новоспасском. С детства слушал он русские народные песни, полюбил их и на протяжении всей жизни разрабатывал народную русскую музыку. Первое знакомство Глинки с профессиональной музыкой состоялось в раннем детстве. Русские песни, классические пьесы и танцы составляли репертуар небольшого оркестра крепостных крестьян его дяди. С раннего детства начинается обучение игре на фортепиано и скрипке.

1818-1822 годы - годы учения Глинки в Петербурге, где он получил основательное общее образование. Проявляя блестящие способности и интерес к литературе, театру, поэзии, серьёзно занимается музыкой. Особую роль сыграл педагог Щ.Майер, который не только дал хорошую пианистическую школу, но и помог в первых композиторских опытах Глинки. Огромное воздействие на Глинку оказали встречи с будущими участниками декабристского восстания и тесное общение с декабристом 8.К.Кюхельбекером. Трагические события 14 декабря 1825 года произвели на молодого Глинку неизгладимое впечатление, в его сердце укрепилась вера в свой народ и желание служить Родине. После 1825 года окончательно определилось призвание Глинки - композитора, он полностью отдаётся творчеству. Циклы фортепианных вариаций, наброски увертюр, камерных ансамблей - это первые опыты. Затем появляются значительные произведения-романсы «Не искушай», «Бедный певец», «Не пой, красавица, при мне», вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя». Одновременно растёт его исполнительное мастерство пианиста и певца. К концу 20-х годов имя Глинки приобретает широкую известность. Он жадно впитывает всё то лучшее, что даёт ему окружающая среда. Он был близок с Пушкиным, Грибоедовым, Жуковским, Мицкевичем, он музицирует с Одоевским, Варламовым, выступает в музыкальном салоне польской пианистки Марии Шимановской.

В то же время Глинка чувствует неудовлетворённость и стремится познакомиться с музыкальной жизнью Запада. В 1830 году состоится его первая зарубежная поездка. Он едет в Италию , где живёт в Милане, посещает Неаполь, Рим, Венецию. Дальше он едет в Австрию и Германию ; увлекается итальянской оперной культурой и классическим вокальным исполнительством, в котором видит сочетание классической стройности, отчётливости исполнения с непринужденностью. Написанные им в Италии ряд фортепианных вариаций на итальянские темы говорят о его увлечении итальянским искусством. Во время заграничной поездки Глинка знакомится с лучшими достижениями западноевропейской культуры. Всё это расширило кругозор композитора и дало новые стремления. Основательное знакомство с оперным театром помогло Глинке осознать своё истинное призвание. Он решает создать русскую оперу. В Берлине Глинка занимается под руководством музыканта-теоретика Зигфрида Дена, с которым он привёл в порядок свои теоретические знания и поработал над техникой полифонического письма.

В 1834 году Глинка возвращается на родину и приступает к воплощению идеи национальной оперы написанию оперы «Иван Сусанин». Он мечтает о большой героической опере. Сюжет был предложен поэтом Жуковским. Работа шла с большим подъёмом, но трудности были из-за того, что не было либретто. Написание текста было поручено Г.Ф.Розену, поэту близкому ко двору. Первоначальное название оперы «Иван Сусанин» было заменено на «Жизнь за царя». Средствами музыки Глинка воплотил основную мысль народной трагедии - показать величие подвига крестьянина, отдавшего жизнь за родину.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. Как огромное историческое событие восприняли оперу Пушкин, Гоголь, Одоевский. Противоположное мнение имели светские меломаны, назвав оперу «кучерской музыкой». Пушкин предрекал великое будущее Глинки.

Началась новая полоса творческой жизни композитора - период блестящего творческого расцвета. Его искусство получает признание на родине и за рубежом. Глинка начинает работу над новой оперой «Руслан и Людмила» и одновременно над музыкой к трагедии Н.К.Кукольника «Князь Холмский», циклом романсов «Прощание с Петербургом». Известны романсы этого периода: «Сомнение», «Ночной смотр», «Я помню чудное мгновенье». Постановка оперы «Руслан и Людмила» состоялась 27 ноября 1842 года. На премьере император и его свита ещё до окончания спектакля покинули зал, но музыкальные критики высоко оценили оперу. В 40-е годы Глинка - зрелый художник, со сформировавшимися эстетическими взглядами и большими планами. Но неблагоприятно складывались внешние условия жизни. Являясь композитором придворной певческой капеллы, он тяготился ролью придворного служителя. Зависть и мелкие придирки капеллы отвлекали композитора от творческого труда. Неудачной оказалась женитьба на М.П.Ивановой, светской барышне, далёкой от творческих интересов своего мужа. Всё это заставило Глинку порвать прежние связи в аристократическом мире.

В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, во Францию и Испанию. В Париже знакомится с Гектором Берлиозом. С большим успехом прошёл в Париже концерт из произведений Глинки. Два года композитор находился в Испании. Используя записи народных танцев, он в 1845 году написал концертную увертюру «Арагонская хота», в 1848 году уже в России увертюру «Ночь в Мадриде». Тогда же была написана симфоническая фантазия «Камаринская» .

В последние годы М.И.Глинка жил в Петербурге, Варшаве, Париже, Берлине. В доме композитора собирались поэты, певцы, писатели, композиторы, актёры, молодые музыканты, Балакирев, музыкальные критики Серов и Стасов. Умер Глинка в Берлине в 1887 году. Его прах был перевезён в Петербург.

Характеристика творчества.

М.И. Глинка, впитав достижения западноевропейской музыкальной культуры, в совершенстве овладев высоким мастерством, выработал свою систему эстетических взглядов, которой подчинён его стиль. Он создал национальный стиль и язык русской классической музыки, который явился фундаментом всего будущего развития русской классической школы.

Определяющим элементом его музыки является мелодия. Мелодия характеризуется распевностью, плавностью, типичны обороты: секстовые и гексахордовые (шестизвучные) попевки, опевание квинтового (пятой ступени лада) тона, нисходящий ход от квинты к тонике лада. Песенность свойственна его вокальным и инструментальным сочинениям, где «поющая гармония» пронизывает всю оркестровую ткань.

М.И.Глинка глубоко проник в самую природу народной музыки, поняв существенные особенности народного музыкального мышления, народной мелодии, лада и ритма. Язык народной песни стал для него своим, родным языком.

Плавность голосоведения, рельефность мелодического рисунка - всё это коренные традиции народной подголосочной полифонии. Свобода голосоведения, характерные для гармонического и полифонического мышления Глинки, его техника расслоения голосов, любовь к прозрачному двух и трёхголосию - всё это связано со стилем народного многоголосия. Глинка в совершенстве владел методом вариантного развития. Полифония Глинки и похожа и не похожа на классические образцы. Композитор использует классические западноевропейские формы фуги, канона, имитации, подвижного контрапункта, но они национально-русского характера. Приёмы вариантно-попевочного развития вслед за Глинкой применяли Чайковский, Рахманинов и многие другие композиторы следующих поколений.

Глинка поэтически претворил русский народный колорит, применив оригинальные ладовые обороты, принцип ладовой переменности, типичные лады русской народной песни-миксолидийский мажор, натуральный минор.

Оперное творчество. Глинкой создано два ведущих оперных жанра русской музыки - народная историческая музыкальная драма «Иван Сусанин» и сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила».

«Иван Сусанин» открывает зрелый период творчества Глинки. Сюжет оперы был предложен Жуковским, в основу его положен исторический факт - героический подвиг крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, когда Россия была оккупирована захватчиками. Москва уже была освобождена. Но один из оставшихся польских отрядов вошёл в село Домнино. Крестьянин Иван Сусанин, согласившись быть проводником, завёл их в глухой лес, тем самым погубил их и погиб сам. Глинку вдохновила идея патриотизма русского народа.

Идея любви к отечеству - сквозная в опере. Последовательное развитие конфликта полностью отражается в музыкальной композиции.

Опера начинается увертюрой . Увертюра вся построена на темах, встречающихся в опере, и воплощает основную идею оперы в обобщённом виде. Она написана в форме сонатного аллегро со вступлением. Главная партия (соль минор) - это тревожная, стремительная тема народного хора из финала III действия, где народ показан в патриотическом порыве. В разработке увертюры эта тема приобретает драматически напряженный ] характер. Побочная тема - тема Вани «Как мать убили» Уже в экспозиции дано противопоставление - связующая партия в трёхдольном метре с интонациями мазурки представляет поляков. Эта же тема звучит в опере в сцене прихода поляков в избу Сусанина. Тем самым перебрасывается «арка» к одному из кульминационных моментов оперы. В коде ещё ярче сопоставление -тревожные мотивы главной партии переходят в застывшие аккорды, которые будут звучать в ответах Сусанина полякам в лесу. Дальше звучат мазурочные фразы, как угроза поляков. Эти фразы разрастаются, но трёхдольность сменяется двухдольностью и это выливается в колокольные перезвоны. Победно звучит тема главной партии в соль мажоре. Таким образом, в увертюре показан весь ход оперы.

В опере четыре действия и эпилог. В первом действии даётся характеристика русского народа и основных героев оперы. Это Иван Сусанин, его дочь Антонида, приёмный сын Ваня, жених Антониды - ратник Собинин, народ. 1-ое действие открывается монументальной хоровой сценой -интродукцией. В интродукции несколько раз чередуются два хора - мужской и женский. Тема мужского хора близка к крестьянским и солдатским песням героико-эпического характера («Ты взойди, солнце красное»). Впервые в русском искусстве музыка ярко выраженного народного склада передаёт высокий героический пафос.

Мелодия второго хора - женского - звучит сначала в оркестре, а несколько позднее появляется в вокальной партии. Оживлённая, радостная, она напоминает хороводные песни крестьянских девушек, посвящённые весеннему пробуждению природы.

Основные мелодические образы интродукции контрастны между собой. Таким образом, в интродукции показаны разные стороны облика народа: его воля и сердечность, его мужественная стойкость и любовное восприятие; родной природы.

После монументальной хоровой интродукции Глинка даёт музыкальный портрет одного из действующих лиц - дочери Сусанина Антониды.

Ария Антониды состоит из двух разделов: каватины и рондо. Медленная задумчивая каватина выдержана в духе русских лирических песен. Нежная каватина сменяется оживлённым, "грациозным рондо. Её лёгкая, свежая музыка носит также песенный характер.

Антонида отвечает Сусанину. Это - «экспозиция» главного образа оперы. Речитативы Сусанина типичны для стиля Глинки. Они певучи, в них много плавных ходов на широкие интервалы, распевов на отдельных слогах. Таким образом композитор сразу показывает органическое единство Сусанина и «народа.

Появляется и новый герой оперы - Богдан Собинин. Основная черта Собинина - «удалой характер». Она раскрывается при помощи пылких и размашистых песенных фраз с упругим чётким ритмом, выдержанных в духе молодецких солдатских песен.

Финал I действия выдержан в маршевом движении и полон патриотического воодушевления. Сусанин, Антонида и Собинин выступают как запевалы и солисты хора

II действие представляет разительный контраст первому. Вместо простых крестьян на сцене - пирующие в замке польского короля паны. Четыре танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка образуют большую танцевальную сюиту. Основная тема краковяка, благодаря синкопированному ритму, отличается особой упругостью; изящен вальс на 6/8, наличие синкоп на второй доле роднит его с мазуркой, придавая и ему польский колорит. Вальс отличается особой тонкостью и прозрачностью оркестровки. Совершенно другого характера полонез и заключительная мазурка. Полонез звучит горделиво, парадно и воинственно. Его интонации напоминают фанфарные призывы. Лихости и блеска полна беспечная, бравурная мазурка с размашистой мелодией и звонкими аккордами.

Интонациями и ритмами этого танца Глинка рисует портрет польских захватчиков, за внешнем блеском которых скрыты алчность, самонадеянность и безрассудное тщеславие.

До Глинки вводились в оперу танцевальные номера, но обычно лишь в виде вставного дивертисмента, но они не имели прямого отношения к действию. Глинка же впервые придал танцам важное драматургическое значение. Они стали средством образной характеристики действующих лиц. От «польских» сцен II действия берёт начало русская классическая балетная музыка.

III действие можно разделить на две половины: первую - до прихода врагов, вторую - с момента их появления. В первой половине господствует спокойное и светлое настроение. Показан здесь характер Сусанина - любящий отец в кругу семьи.

Действие начинается песней приёмного сына Сусанина Вани. Песня своей простотой и естественной напевностью близка русским народным песням. В конце песни в неё включается голос Сусанина и песня переходит в сцену, а затем в дуэт. В дуэте господствуют маршеобразные интонации и ритмы; в нём находит выражение патриотический подъём отца и сына.

Драматической кульминацией всей оперы является сцена с поляками в IV действии . Здесь решается судьба главного героя оперы.

Картина начинается хором поляков, бредущих в ночной темноте по занесённому снегом глухому лесу. Для характеристики поляков Глинка пользуется ритмом мазурки. Здесь она лишена бравурности и воинственности, звучит мрачно, передавая угнетённое состояние духа поляков, предчувствие ими скорой гибели. Неустойчивые аккорды (увеличенное трезвучие, уменьшенный септаккорд) и тусклые тембры оркестра усиливают ощущение мрака и тоски.

Главные черты облика героя в решительный час жизни раскрываются в его предсмертной арии и последующем речитативном монологе. Вступительный краткий речитатив «Чуют правду» основан на обычных для Сусанина широких, неторопливых и уверенных интонациях песенного склада. Это один из лучших образцов глинкинского напевного речитатива (пример №8). В самой арии («Ты придешь, моя заря...») господствует настроение глубокого скорбного раздумья. Сусанин сохраняет присущие ему мужественность, возвышенность и твёрдость духа. В этом нет мелодраматизма. Ария Сусанина - яркий пример новаторского подхода Глинки к народной песне. Именно здесь на основе русских народно-песенных интонаций впервые возникает музыка, проникнутая подлинным трагизмом. К этой арии относятся слова Одоевского о том, что Глинка «сумел создать новый неслыханный дотоле характер, возвысить народный напев до трагедии».

Опера завершается грандиозной картиной народного торжества на Красной площади в Москве.

Эпилог состоит из трёх разделов: 1) хора «Славься» в первом изложении; 2) сцены и трио Вани, Антониды и Собинина «Ах, не мне, бедному...» с хором; и 3) финала-нового, заключительного изложения «Славься».

В гениальном «Славься» с предельной выпуклостью и четкостью воплощен богатырский образ народа-победителя.

«Иван Сусанин» - первая русская опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, в ней нет ни одного разговорного диалога. Глинка осуществляет в опере принцип симфонизма и закладывает основы лейтмотивного метода, позднее с таким мастерством разработанного Чайковским и Римским-Корсаковым. Вместе с «Иваном Сусаниным» русская музыка вступила на путь симфонического развития . Вершина русского драматического симфонизма - сцена в лесу, пример глубокого симфонического раскрытия психологического подтекста драмы.

В характеристике своих героев Глинка применяет разнообразные формы - от ариозного речитатива до сложной многочастной арии классического типа. Специфической особенностью оперы является наличие польских сцен сквозного развития, которые активно продвигают действие драмы. Но ария важный центр оперной композиции, в арии - характеристика действующего лица.

Высокое мастерство Глинки проявилось в ансамблях, в них сочетание принципов классической полифонии с природой народно-русского многоголосного стиля. В финале I действия в трио «Не томи, родимый» Глинка по-новому применяет форму полифонических вариаций, с постепенным наслоением голосов. В траурном трио из эпилога применяются приёмы русской народной подголосочной полифонии. Монументальный квартет из III действия приближается к симфоническому циклу - вступление, анедгейо, медленная часть и быстрый финал,

В опере «Иван Сусанин» подлинно симфонический метод сквозного развития. Смысл драматургического сопоставления двух противоборствующих сил у Глинки не только в национально-жанровом контрасте - русское и польское, песня и танцы, вокальное и инструментальное, симфоническое начало как основное средство характеристики. Смысл контраста и в другом – образ народа трактуется как главное действующее лицо трагедийной истории - защитник Родины. Отсюда различный подход и различные масштабы в трактовке обеих групп. Польские шляхтичи показаны обобщённо. А русский народ показан многообразно; поэтому так богат народно-песенный язык оперы. Хоровые сцены оперы определяют национальный стиль оперы Глинки. Основой служит русская песня во всех её жанровых разновидностях. Тончайшие черты интонационного и ладового строя русских народных песен впервые только у Глинки нашли полное воплощение, что выразилось, например, в пятидольной ритмике хора девушек, в гибкой ладовой переменности в хоре гребцов. Народные интонации получают свободное развитие, заново претворяясь в классически стройных формах глинкинской музыки. Вариационная форма, соответствующая характеру русских народных тем, широко применяется композитором.

Основная роль принадлежит двум хоровым сценам. Народ в них предстаёт как «великая личность», сплоченная одним чувством, одной волей. Эти народные хоры с их ораториальным стилем в то время были беспримерным явлением.

Заключительная сцена оперы - эпилог выражает сцену народного ликования. Современник Глинки Серов писал: «По своей русской своеобразности, по своей верной передаче исторического момента, этот хор -страница русской истории».

Тема хора соединяет в себе черты распевности и движения. Весь её образный строй передаёт неторопливую поступь народного шествия.

Истоки хора многообразны. Здесь и народная песня, и стиль хорового партесного пения, торжественный кант XVIII века. В общей композиции хоровой сцены Глинка применяет излюбленную форму вариаций и подголосочно-полифонические приёмы развития.

Глинка для достижения общего впечатления радости, торжества использует и колористические приёмы - в финале участвует полный симфонический оркестр и медный на сцене, к основному составу хора присоединяются группа басов и колокола, диатоника (до мажор) обогащается гармоническими красками (ми мажор, си мажор). Все средства применены с чувством меры, стройности и красоты формы.

В опере «Руслан и Людмила» традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями Глинка использовал для показа разнообразных характеров, сложных взаимоотношений между людьми, создав целую галерею человеческих типов. Среди них - рыцарски благородный и мужественный Руслан, нежная Людмила, вдохновенный Баян, пылкий Ратмир, верная Горислава, трусливый Фарлаф, добрый Финн, коварная Наина, жестокий Черномор.

Общая композиция оперы подчинена строгому принципу симметричности. Типичные для Глинки приёмы репризности и законченности формы определяют отдельные элементы оперы и всю её композицию в целом. Пролог и эпилог обрамляют произведение, что отвечает эпическому складу оперы. Стройность оперной формы создаётся путём музыкального обрамления: тематический материал увертюры вновь повторяется в финале V действия, в торжественном заключительном хоре в той же тональности Ре мажор. Крайние акты рисуют величественные картины Киевской Руси. Между ними развёртываются контрастные, сцены волшебных приключений героя в царстве Наины и Черномора, образуется 3-х частность. Такой принцип станет типичным для сказочных и эпических опер русской лирики. Вместе с тем опера, симфонична, конфликтное, напряженно-драматическое развитие заменяется принципом контраста.

Новый жанр сказочно-эпической оперы определяет особенности музыкальной драматургии «Руслана и Людмилы». Опираясь на классическую традицию замкнутых, завершённых номеров, Глинка создаёт свой тип повествовательной оперной драматургии эпического плана. Неторопливый повествовательный ход развития с широкими тематическими арками на больших расстояниях, замедленность сценического действия, изобилие тем затрудняли восприятие произведения.

Музыкальный критик Стасов, обладая исключительной широтой художественных воззрений, сумел увидеть в музыке Глинки целое направление русского искусства - интерес к народному эпосу, к народной поэзии. Былинный стиль глинкинской оперы породил систему образов и драматургических приёмов, сохраняющих своё значение в русской лирике последующего времени.

Симфоническое творчество. Глинкой написано небольшое количество произведений для симфонического оркестра. Почти все они принадлежат к жанру одночастных увертюр или фантазий. Основные - «Камаринская», испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», «Вальс-фантазия», музыка к трагедии ««Князь Холмский». Однако историческая роль их оказалась настолько значительной, что их можно считать основой русского классического симфонизма. Существенные, новые принципы симфонического развития заложены в общих принципах эстетики Глинки. Доступность и подлинная народность музыкального языка, принцип обобщённой программности - черты его симфонических увертюр. Глинка разрабатывал сжатую, лаконичную форму увертюры. В каждом отдельном случае форма является неповторимо новой, она всегда определяется общей художественной концепцией. «Камаринская» начинается в форме двойных вариаций, в «Арагонской хоте» сонатная структура, «Вальс - фантазия» в форме рондо. Все композиционные особенности были подсказаны самим характером материала.

Романсы и песни. К жанру романса Глинка обращался на протяжении всего творческого пути. Им написано свыше 70 романсов. В них выражены различные чувства: любовь, разочарование, восторг, душевный порыв. В некоторых романсах запечатлены картины природы и быта. Глинка охватывает все виды современного ему бытового романса: «русскую песню», элегию, серенаду, балладу, бытовые танцы - вальс, мазурку, польку. Он обращается к жанрам, свойственным музыке других народов: к испанскому болеро, итальянской баркароле. Многообразны и формы романсов - простая куплетная форма, трехчастная, рондо, сложная форма, где происходит смена разных эпизодов, связанных единой линией непрерывного драматического развития.

Сохраняя единство своего стиля, Глинка сумел отобразить в музыке романса поэтический образ, особенности поэтического языка, присущие различным авторам. В вокальных партиях Глинка проявил прекрасное знание возможностей голоса. Напевная мелодия широкого дыхания, порой с отдельными речитативными изобразительными интонациями, отличается единством всех элементов. Гармонический язык романсов Глинки не сложен, но в них можно встретить очень интересные гармонические штрихи: пониженная VI ступень и большое число субдоминантовых гармоний. Большую роль играет фортепианная партия, в большинстве романсов вступления вводят в настроение и обстановку действия. Широко известны его романсы «Сомнение» на слова Кукольника, в «Крови горит огонь желанья» и «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина.