Музыкально педагогический институт им гнесиных. КЗ РАМ им. Гнесиных

Образовательное учреждение.

Началом долгой истории создания и становления большого комплекса учебных заведений имени Гнесиных является 15 февраля 1895 года - именно в этот день первая ученица пришла в «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных», одно из маленьких частных музыкальных учебных заведений, активно открывавшихся в тот период в Москве. С той поры этот день отмечается как традиционный праздник гнесинцев - всех воспитанников учебных заведений уже многих поколений.

Как и другие частные школы, эта школа была основана выпускницами Московской консерватории : две ее руководительницы - сестры Евгения и Елена Гнесины были ученицами директора консерватории, крупнейшего организатора и педагога-пианиста В.И.Сафонова. Принципы обучения, сформированные в тот период в консерватории, легли в основу работы училища (тогда это было единое учебное заведение для детей и взрослых, без привычного ныне разделения на училище и школу). Популярность школы и ее авторитет быстро росли. Пять сестер Гнесиных, бывших энтузиастами своего дела, посвятивших всю жизнь музыкальной педагогике, всю жизнь прожили в том же доме, где размещалось их детище, и атмосфера гостеприимного дома неизменно привлекала и учеников, и коллег. Учившиеся в самый блистательный период истории консерватории, жившие в окружении деятелей искусства Серебряного века, они неизменно стремились к тому высшему профессиональному уровню, который соответствовал бы критериям их учителей и друзей - самых выдающихся музыкантов своей эпохи. Крупнейшие музыканты с большим вниманием относились к работе училища Гнесиных, оказывая им большую поддержку, а некоторые - Р.М.Глиэр, А.Т.Гречанинов, Е.А.Бекман-Щербина - и стали педагогами молодого учебного заведения. Уже в дореволюционный период школа Гнесиных завоевала самую высокую репутацию и выделилась целым рядом важных педагогических начинаний, самым знаменитым из которых стало создание первого в Москве детского школьного хора.

Елена Фабиановна Гнесина, будучи основателем и бессменным главой учебных заведений (в общей сложности она возглавляла их 72 года!), благодаря своей непреклонной воле, неиссякаемой энергии и самоотверженности, сумела сохранить и постоянно расширять масштабы учебных заведений на самых крутых поворотах истории. В 1919 г. школа стала государственной, не изменив, однако, принципов своей работы и организации (в 1920 г., в соответствии с государственной программой, произошло разделение учебного заведения на детскую школу и техникум с единым руководством). В 1923 г. брат Гнесиных - ученик Римского-Корсакова, выдающийся композитор Михаил Гнесин - создал отдел композиции и теории музыки. Рост количества и уровня учащихся скоро сделал Гнесинское училище-техникум одним из лучших во всесоюзном масштабе средних учебных заведений, готовящих и лучшие кадры для консерватории. Это привело к решению создать новый музыкальный вуз, и Ел.Ф.Гнесина, несмотря на возникшее вначале сопротивление (сомнение в необходимости второго музыкального вуза в Москве), самым решительным образом стала добиваться воплощения этой идеи. В марте 1944 г. было принято постановление правительства об организации Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1946 г. при институте была открыта специальная музыкальная школа-десятилетка, и сложился комплекс из четырех учебных заведений - институт, училище, спецшкола и детская школа-семилетка - возглавляемый по-прежнему Ел.Ф.Гнесиной. Потребность в широком обеспечении страны прежде всего педагогическими музыкальными кадрами вызвала к жизни многочисленные начинания, явившиеся очень перспективными: были разработаны и активно развивались заочная и вечерняя формы обучения (открыты в 1948 г.), одновременно создавались многочисленные учебные пособия (в том числе звуковые) и методические программы, изобретались различные технические средства обучения. По сравнению с консерваториями в ГМПИ им.Гнесиных более глубокими стали учебные курсы педагогической практики и методики обучения. Первоначально в вузе было четыре факультета: фортепианный, оркестровый, вокальный и историко-теоретико-композиторский - в их составе работало восемь кафедр. С самого начала здесь работали наиболее выдающиеся музыканты своего времени: среди них - Г.Г. Нейгауз, М.В. Юдина, Л.Н. Оборин, Т.Д. Гутман, В.В. Борисовский, С.М. Козолупов, К.А. Эрдели, М.Ф. Гнесин, Н.И. Сперанский, М.И. Табаков, Н.И. Платонов, В.Э. Ферман, В.Д. Конен, Н.А. Гарбузов… Первыми деканами факультетов были соответственно А.Н. Юровский, А.К. Власов, Н.А. Вербова и С.С.Скребков. В 1946 г. известный хормейстер К.Б.Птица организовал и возглавил дирижерско-хоровой факультет, а еще через два года впервые в истории высшего образования был основан факультет народных инструментов (его первый руководитель - А.С. Илюхин). Число студентов института неуклонно растет, вуз быстро завоевывает авторитет одного из крупнейших музыкально-образовательных центров страны, наряду с Московской и Ленинградской (Петербургской) консерваторией.

Возникают новые кафедры, появляется целый ряд студенческих коллективов - симфонический, русский народный, а затем и камерный оркестры, академический хор, регулярно ставятся оперные спектакли (что привело в 1978 г. к созданию постоянно действующей оперной студии). В 1950-х годах созданы кафедры оперной подготовки и камерного ансамбля (ее первый заведующий - пианист А.Д.Готлиб), в 1960-х - целый ряд новых кафедр, в том числе оркестрового дирижирования (основатель - С.З.Трубачев), педагогики и методики. В 1966 г. на дирижерско-хоровом факультете - опять же впервые - открыто отделение дирижеров народного хора (где тоже был сформирован хоровой студенческий коллектив). В 1970-х - 1980-х годах продолжались новации по открытию новых музыкальных специальностей: это созданные отделения сольного народного пения (инициатором его создания, в 1978 г., выступила руководитель Северного русского хора Н.К. Мешко), музыкального искусства эстрады (1984), звукорежиссуры (1987). С самого начала существования института активно создавались научные труды, а с 1959 г. работал редакционно-издательский отдел, выпустивший более 500 печатных изданий. Действовали и учебно-научные лаборатории: народной музыки (основатель - В.И.Харьков), музыкально-технических средств обучения (основатель - П.В.Лобанов), физиологии фонации (руководители - Л.Б.Дмитриев и В.Л.Чаплин). В открытой в 1948 г. аспирантуре быстро росло число аспирантов, защищались диссертации. В организации научной работы в вузе большая заслуга принадлежит первому проректору по научной работе (1959-70 г.) А.А.Иконникову (в 1975-85 г. этот пост занимал Ф.Г. Арзаманов). По учебному плану ГМПИ им.Гнесиных были разработаны программы нескольких новых музыкальных вузов. В 1961 г. в Уфе был открыт филиал (учебно-консультативный пункт при заочном отделении) института, где работали его педагоги и воспитанники (в 1968 г. на его базе был создан самостоятельный институт искусств). В работе заочного отделения, как и в организации филиала, большую роль сыграл первый проректор по заочному и вечернему обучению В.И. Авратинер. При сохранении приоритетов особого внимания к педагогике и методике, размах разнообразной научной деятельности в вузе (в том числе многочисленные конференции) и разработка новых направлений вызвали в 1987 г. преобразование кафедры педагогики и методики в новую кафедру современных проблем музыкального образования и культуры, а в 1993 г. - лаборатории народной музыки в проблемную научно-исследовательскую лабораторию по изучению традиционных музыкальных культур. Все большие масштабы приобретала концертная деятельность студентов и педагогов: постоянно возникали новые коллективы (такие как духовой оркестр и оркестр баянистов, камерные, фольклорные, джазовые ансамбли), велась большая концертно-просветительская работа, охватывающая обширную географию, работал целый ряд постоянно гастролирующих коллективов (например, Камерный оркестр под руководством Г.С. Талаляна и О.М. Агаркова в 1962-87 г.), в режиме стационарного театра давала спектакли оперная студия, регулярно проходили собственные фестивали. Постоянной была и остается консультативная помощь многочисленным учебным заведениям страны, курирование работы целого ряда музыкальных училищ, проведение семинаров и курсов факультета повышения квалификации. сделала к рубежу 1980-х - 1990-х годов ГМПИ им.Гнесиных крупнейшим музыкально-образовательным центром в России. Поэтому вполне оправданным явилось преобразование института в 1992 г. в Российскую академию музыки имени Гнесиных - впервые в стране музыкальный вуз получил подобный статус. Как это происходило в течение всей истории вуза, в последние годы, в соответствии с веяниями времени, открываются новые специальности и формы обучения: так, созданы отделение музыкального менеджмента (с 2005 г. - продюсерский факультет), кафедра компьютерной музыки, информатики и акустики. В 2002 г. открыт новый филиал академии - в Ханты-Мансийске. В ГМПИ-РАМ им.Гнесиных в прошлом работали многие корифеи отечественной музыки: народные артисты СССР и России А.И.Хачатурян , Я.В. Флиер, Б.А.Покровский, А.В.Рыбнов, Б.А.Чайковский, М.О.Рейзен, А.А.Юрлов (руководивший кафедрой хорового дирижирования), Я.П. Александров, М.И. Фихтенгольц, Н.Д. Шпиллер, П.М. Норцов, Н.И.Пейко, Г.А.Туркина, А.Б.Хазанов, знаменитые исполнители - М.И.Гринберг, В.Л.Кубацкий, А.И.Ведерников, В.С.Локтев, доктора искусствоведения А.И.Ямпольский, С.Е.Фейнберг, Е.В.Гиппиус, Ю.Н.Тюлин, В.П.Бобровский, А.Д.Алексеев - список этот можно долго продолжать. Если в первые годы работавшие вместе с корифеями молодые педагоги были в основном выпускниками консерватории, то в дальнейшем, особенно с 1960-х годов, пополнение большей частью приходило из воспитанников самого вуза.

Институт им.Гнесиных начал свою работу в тех же домиках на Собачьей площадке, где в течение почти полувека размещались Училище и Школа им.Гнесиных (они были снесены при постройке Нового Арбата). С 1937 г. началось строительство большого здания на Поварской улице (тогда Воровского) для Гнесинского «музыкального комбината». Прерванное войной, оно возобновилось в 1943 г. Основная часть здания была построена в 1946 г., став первым зданием, построенным в центре Москвы специально для вуза. В 1950 г. учебный корпус был расширен, а в 1958 г. построен Концертный зал. В дальнейшем две Гнесинские школы получили собственные здания, а для училища в 1974 г. было выстроено новое здание рядом с институтом. Получив в распоряжение все здание на Поварской, в 1989 г. институт открыл также классы и камерный зал - «музыкальную гостиную» - в отремонтированном соседнем «Доме Шуваловой».

Бессменным руководителем института до конца жизни была Елена Фабиановна Гнесина (в 1944-53 г. она занимала пост директора, а в 1953-67 - художественного руководителя, в 1944-58 также заведовала кафедрой специального фортепиано). Являясь живым олицетворением великих музыкальных традиций, она сумела сплотить вокруг себя музыкантов нескольких поколений. В организации строительства, формировании структур и форм обучения ближайшим помощником Ел.Ф.Гнесиной был ее ученик, дирижер, профессор кафедры оперной подготовки Ю.В.Муромцев, вначале бывший ее заместителем, а в 1953-70 г. - ректором института (сама Елена Фабиановна до конца своей жизни в 1967 г. в этот период занимала пост художественного руководителя). В 1971-78 г. ректор - известный хормейстер В.Н.Минин. В 1979-99 г. происходило существенное расширение деятельности вуза, открытие многих новых отделов, обеспечивших в итоге переход к статусу академии. В эти годы (с небольшим перерывом) во главе руководства стоял С.М.Колобков - выпускник первого выпуска факультета народных инструментов (он возглавлял также и кафедру народных инструментов, оркестровые коллективы, был проректором по учебной работе). В 1981-84 г. ректором Института-Академии был скрипач, участник Квартета им.Бородина Я.П.Александров, в 2000-08 г. - пианист М.Н.Саямов. С 2008 г. вуз возглавляет Г.В.Маяровская - заслуженный деятель искусств РФ, профессор, кандидат педагогических наук. Всего за годы существования вуз окончили более 14 тысяч специалистов, составившие 62 выпуска. Выпускники института быстро завоевали ведущие позиции в музыкальных организациях по всей стране, а затем и за рубежом. Все больше студентов и выпускников-гнесинцев завоевывало лауреатские звания на конкурсах, выступало на концертных эстрадах по всему миру. Многие стали руководителями знаменитых коллективов, ведущими солистами главных оперных театров. Среди них - самые знаменитые музыкальные имена в разных жанрах, например, З. Долуханова, Е.Светланов, М.Таривердиев, В.Федосеев, Т.Докшицер, Л.Зыкина, К.Иванов, Е.Кисин, Ю.Казаков, И.Кобзон, Н.Некрасов, А.Рудин, В.Дашкевич, Д.Тухманов и многие другие. Целый ряд известных ныне хоров, оркестров, ансамблей вышло из студенческих коллективов института-академии - такие, как Московский государственный камерный хор под управлением В.Минина, Фольклорный ансамбль под руководством Д.Покровского и другие.

В последние годы Академия все больше развивает международные контакты: постоянны выезды профессоров с мастерклассами и лекциями, многие студенты приезжают для полного курса обучения или стажировки из разных стран. В настоящее время здесь учится около 100 граждан иностранных государств.

Концертный зал Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (так до 1992 г. называлась Академия) был открыт 21 ноября 1958 года.

История строительства зала крупнейшего музыкального вуза была достаточно сложной и длительной. Еще в 1936 году был утвержден проект нового здания Музыкального училища и школы имени Гнесиных (института еще не было – он возник в 1944 году, как высшая ступень полного комплекса музыкального образования). Автором проекта был архитектор А. В. Тишин. В нем предполагалось строительство зала на 500 мест и были разработаны проекты интерьеров зала, сцены и т. д. Здание начало строиться в 1937 году. Благодаря невероятной энергии и настойчивости Ел. Ф. Гнесиной, постоянно обращавшейся в самые высокие инстанции, строительство успешно продолжалось до начала войны, однако после этого было заморожено.

В 1943 году Гнесина добивается возобновления строительства. Стройку приходилось вести с огромным трудом – шла война, не выделялись рабочие, материалы, финансовые средства. С созданием в 1944 году Института (ГМПИ) имени Гнесиных и планировавшимся открытием Специальной музыкальной школы-десятилетки возник «Гнесинский комбинат», состоящий из четырех учебных заведений всех ступеней музыкального образования. Здание было срочно необходимо. Директор – Ел. Ф. Гнесина – непрерывно обращалась с ходатайствами по поводу строительства (только В. М. Молотову она писала не менее семи раз). Темпы его все время замедлялись, и Гнесиной приходилось прилагать огромные усилия для ускорения стройки. В связи с этим было принято решение разбить строительство на три очереди. Последней как раз и был Концертный зал, и его постройку отложили. В 1946 году основная часть здания (первая очередь) была закончена. Институт и весь «музыкальный комбинат» стремительно росли. Появилось много больших учебных коллективов – хоры, оркестры, проходили спектакли оперного класса. Постоянно усугублялась проблема занятий коллективов, а на каждый концерт приходилось арендовать залы (ведь в Институте был только Малый зал). Отсутствие своего зала существенно тормозило всю работу учебных заведений.

В 1954 году, воспользовавшись подходящей ситуацией (награждение орденом Ленина в связи с 80-летием) Ел. Ф. Гнесина возобновляет активные попытки добиться строительства зала. Она обращается к тогдашнему главе правительства Г. М. Маленкову, затем к другим начальникам (Председателю Мосгорисполкома) с настойчивыми просьбами. В результате, в 1956 году происходит закладка нового зала. После того, как приступили к стройке, первоначальный проект его интерьера был изменен по настоянию крупного специалиста по акустике профессора С. П. Алексеева. Строительство продвигалось все же недостаточно быстро, и помощь строителям постоянно оказывали студенты, педагоги и сотрудники Института. Устраивались «субботники» – это происходило особенно активно на заключительной стадии строительства. Ел. Ф. Гнесина следила за всем строительством – сама выбирала материалы (так, она несколько раз отказывалась от предложенных вариантов большой люстры и потребовала установки кресел из самых лучших сортов карельской березы). Всю работу направлял директор Института Ю. В. Муромцев. В газетах широко освещалось открытие нового зала в Москве.

Предполагалось, что возможности сцены зала будут универсальными: здесь смогут выступать большие коллективы, ставиться оперные спектакли (для чего была сделана оркестровая яма) – это придавало особую ценность залу. Была задумана и установка органа (он был даже заказан и изготовлен). Но при первоначальных расчетах не смогли найти решение, при котором могли одновременно быть установлены и орган, и оркестровая яма, и органы в зале появились лишь через много лет – в 1995 году.

На торжественном концерте, посвященном открытию зала, выступали многие знаменитые исполнители-гнесинцы, в том числе Лев Оборин. Симфонический оркестр студентов института под руководством О. М. Агаркова исполнил специально написанную «Торжественную увертюру» композитора Ф. Е. Витачека.

После этого состоялись еще несколько торжественных концертов. Одним из них дирижировал Евгений Светланов – были исполнены три фортепианных концерта Рахманинова.

Почти с самого начала существования зала здесь стали проходить студенческие оперные спектакли. Первым из них был «Дон Жуан» Моцарта. Сцена зала давала возможность полноценного сценического решения спектакля – с декорациями и полноценным оркестровым сопровождением. Итогом работы по подготовке спектаклей и оперных отрывков со студентами стало создание Оперной студии Института. Она открылась в 1976 году оперой «Свадьба Фигаро» Моцарта (в 1978 году студия получила официальный статус) и стала давать регулярные спектакли в течение всего сезона.

Бессменным руководителем студии является Ю. А. Сперанский: благодаря его энтузиазму она быстро превратилась в настоящий театр, завоевала большую популярность, стала проводить многочисленные просветительские циклы для детей. За годы работы Оперного театра-студии было подготовлено 30 премьер.

Педагоги Института сразу же разработали циклы концертов и абонементов, причем особое значение придавалось просветительским концертам. В таких тематических концертах (и концертных циклах) выступали со вступительным словом музыковеды. В первые годы непосредственно рядом с залом (на третьем этаже) был оборудован лекторий, в котором перед началом концертов абонементных циклов перед слушателями выступал музыковед с небольшой лекцией, посвященной предстоящей программе. В зале ежегодно проходило до 20 подобных абонементных циклов, где выступали преподаватели и студенты вуза.

Кроме концертов, организованных силами гнесинцев (нередко приглашались и музыканты-гости), с самого начала зал использовался и другими организациями. Две концертные организации, в советское время бывшие «монопольными» в Москве, – Московская филармония и Москонцерт – постоянно проводили и камерные, и симфонические, и хоровые концерты в Гнесинском зале.

Особенно привлекательным оказался зал для музыкальных школ Москвы. Возможность выступать и оркестровым, и хоровым коллективам, и солистам на большой сцене использовалась практически всеми музыкальными учебными заведениями Москвы – и не только Москвы. Для многих главным отчетным концертом года (а то и юбилейного – к круглой дате) был именно концерт в Гнесинском концертном зале. Конечно, особенно часто здесь выступали Гнесинские школы (традиция, имевшая место до середины 1970-х годов, вновь возобновляется в начале XXI века – это совместные концерты всех представителей Гнесинского комплекса).

Разумеется, за полвека в зале прошло столько памятных концертов, праздников музыки, что какое-либо выборочное их перечисление абсолютно невозможно. Здесь выступали все выдающиеся музыканты, работавшие в учебных заведениях имени Гнесиных. Нередко здесь проходили их юбилейные творческие вечера. Было много премьер: так, Мария Юдина впервые в стране исполняла здесь со своими партнерами Сонату для двух фортепиано и ударных Бартока, целый ряд премьер здесь показывал ансамбль «Мадригал». Впервые звучали многие произведения Стравинского (в том числе и забытая на долгие годы «Свадебка»). Торжественный концерт к 100-летию со дня рождения Ел. Ф. Гнесиной в 1974 году включал первое исполнение композиции «Евгений Онегин» с музыкой Прокофьева. Здесь же – впервые прозвучавшие в одном концерте почти все произведения Веберна (к его столетию), «Неизвестный Рахманинов», вечера музыки ХХ века. Российская премьера оперы Гайдна «Орфей и Эвридика» («Душа философа») прошла здесь в 1995 году под управлением Дж. Бонинга и под патронажем присутствовавшей на концерте легендарной певицы Дж. Сазерленд. Нельзя не вспомнить, даже в таком беглом очерке, о неоднократных выступлениях в зале Святослава Рихтера – свой сольный концерт в 1966 году он специально посвятил памяти Ольги Фабиановны Александровой-Гнесиной.

Большими праздничными событиями были 90-летие Елены Фабиановны Гнесиной (1964 год) – поздравить ее пришли многочисленные «звезды» музыки; 25-летие Института имени Гнесиных (1969 год), 50-летие Академии (1994 год), когда Е. Ф. Светланов – выпускник вуза – продирижировал студенческим оркестром; 60-летие Академии и 130-летие Ел. Ф. Гнесиной, когда состоялось открытие памятника основательнице и бессменному руководителю Гнесинских учебных заведений перед входом в зал. Важнейшие события в жизни вуза – от ежегодных собраний по случаю нового учебного года, всевозможных экзаменов и до исторических встреч с выдающимися людьми – проходят здесь. 24 января 1964 года в зале состоялась встреча с одним из самых знаменитых людей планеты – Юрием Гагариным.

Важнейшее изменение в жизни зала произошло в 1995 году. По инициативе органиста А. В. Фисейского были заказаны два больших электрических органа – в Голландии и в Англии. Один из них был подарен фирмой Академии, другой – приобретен правительством города. Торжественное открытие органов состоялось 25 октября, и зал стал единственным в Москве, где установлены два органа. Одним из первых органных вечеров стал концерт Ирины Архиповой с Олегом Янченко, ставший большим событием.

Преподаватели РАМ им. Гнесиных написали открытое письмо министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Документ опубликован на сайте вуза .

В письме подтверждается верность намерения Министерства культуры и Министерства образования перевести музыкальные занятия в спецшколах (таких, как МССМШ им. Гнесиных, ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского и других) в разряд факультатива в период обучения детей с первого по четвертый класс. Таким образом, с точки зрения ряда профессоров РАМ имени Гнесиных, профессионально обучать детей музыке стоит лишь начиная с пятого класса.

На следующей неделе сайт опубликует эксклюзивное интервью директора МССМШ им. Гнесиных Михаила Хохлова на эту тему.

Ниже приводится текст открытого письма преподавателей РАМ им. Гнесиных.

Министру культуры Российской Федерации
В. Р. Мединскому

Уважаемый Владимир Ростиславович!

Обратиться к Вам нас побудили появившиеся в средствах массовой информации выступления по вопросу музыкального образования. Эти выступления приобретают достаточно агрессивный характер и в то же время свидетельствуют о недостаточной компетентности в области законодательства некоторых лиц, способных влиять на мнение как музыкальной общественности, так и представителей власти.

Считаем необходимым поставить Вас в известность о существующем дискуссионном поле.

По прочтении статьи возникает возмущение ее спекулятивным форматом, так как в статье говорится о «музыкальных школах», делается заявление о разрушении «начальной системы подготовки учеников музыкальных школ», что заставляет сразу задуматься о судьбе почти пяти тысяч школ искусств, в то время как поднятая проблема касается лишь нескольких школ, которые назывались всегда «средними специальными.музыкальными школами» (11-летками), значение которых невозможно переоценить, всегда являвшихся элитными и обучавших особо одаренных детей.

Что это – некорректность или дешевый прием привлечь на свою сторону даже тех, кто не привык вникать в тонкости обсуждаемых проблем?

Мнения, высказанные как в данной статье, так и на пресс- конференции (по этому же поводу), состоявшейся 2.12.2014 в пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» пресс- конференции на тему: «Минобр против одаренных детей или Зачем Россию лишают полноценного музыкального образования?» вызывают далеко неоднозначное отношение и разделяются далеко не всеми музыкантами .

Что касается начального музыкального образования (первой ступени музыкального образования), то оно, как и прежде, может быть получено в ДШИ (спасибо за их сохранение Минкультуры России). По-прежнему функционируют два следующих уровня – среднее и высшее образование. Трехступенчатая структура отечественного музыкального образования сохранена.

Об образовании в средних специальных музыкальных школах (ССМШ).

Совсем недавно (до 2003 года) эти учреждения были обыкновенными общеобразовательными школами, в которых к обычным школьным программам добавлялись музыкальные предметы. Благодаря усилиям Минкультуры России для этих учреждений был разработан и введен в действие стандарт среднего профессионального образования (2004 год), благодаря чему выпускники по окончании стали получать не аттестат, а диплом о среднем профессиональном образовании. В настоящее время средние специальные музыкальные школы реализуют стандарт среднего профессионального образования 2011 года со сроком обучения 10 лет 10 месяцев. При этом и общеобразовательные предметы также осваиваются детьми.

Да, новый ФЗ «Об образовании в РФ» предъявляет новые требования к структуре системы образования. Но они позволяют сохранить содержательную сторону существующего сегодня образования в средних специальных музыкальных школах.

О начальном музыкальном образовании, которое может быть получено без какого-либо ущемления в средних специальных учреждениях.

ФЗ «Об образовании в РФ» (часть 11 статьи 83) специально для таких учреждений для одаренных детей в области искусств в программе начального общего образования (т.е. с 1 по 4 классы) обязывает федеральный государственный образовательный стандарт предусматривать «требования в части обеспечения условий для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в области искусств». Часы в стандарте для этого предусмотрены. (В настоящее время Минобрнауки России вносит эти изменения в стандарт начального общего образования, что обеспечит существование музыкальных предметов отнюдь не «на птичьих правах» ).

О среднем профессиональном музыкальном образовании в средних специальных учреждениях.

Часть 9 статьи 83 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучения одаренных детей с 5-го класса (после окончания программы начального общего образования – 1-4 классов) предусматривает интегрированные образовательные программы, в которых интегрируются: программы основного общего образования (5-9 классы), среднего общего образования (10-11 классы) – с программой среднего профессионального музыкального образования – с 5 по 11 классы. Отсюда и вытекает срок обучения по этой интегрированной программе, составляющий 6 лет 10 месяцев.

Что конкретно дает разработанный в соответствии с законодательством проект ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 инструментальное исполнительство (по видам инструментов) со сроком обучения 6 лет и 10 месяцев?

1. Позволяет делать отбор, регулируемый образовательной организацией , не только на первый уровень образования (1-й класс), но и на последующий (5-й класс), что в большей степени защищает право ребенка на выбор профессии в более сознательном возрасте (не в 6-7-ми, а в 10-тилетнем возрасте), а образовательной организации дает дополнительные возможности по формированию контингента обучающихся не только в первом классе, но и в последующих, например, приема одаренных детей из других регионов.

2. Устанавливать по усмотрению самой образовательной организации содержание образовательной программы как уровня среднего профессионального образования, интегрированного с основным общим и средним общим образованием, так и уровня начального общего образования, которое, оставаясь де-юре начальным общим образованием, де-факто является начальным музыкальным образованием (за счет музыкальной составляющей, определяемой образовательной организацией).

Вышеприведенные аргументы в пользу названного стандарта – не столько мнение авторов данного письма, сколько констатация объективно существующих благоприятных условий для обучения одаренных детей, отраженных в нынешнем законодательстве. Они настолько очевидны, что не заметить их просто нельзя. Создается впечатление (особенно на основании некоторых заявлений на названной пресс-конференции), что целью выступлений в статье и на пресс-конференции в данном случае является не федеральный государственный образовательный стандарт, а нечто иное.

Мы рады, что нашу позицию разделяют руководители и представители Новосибирской, Ростовской, Петрозаводской, Уральской консерваторий, Уфимской академии искусств имени Загира Исмагилова, Красноярской академии музыки и театра, которым мы выражаем признательность за сотрудничество.

Члены Ученого совета РАМ им.Гнесиных:

Декан фортепианного факультета, Заслуженный работник высшей школы, кандидат искусствоведения, профессор С. Е. Сенков

Руководитель департамента международного сотрудничества, Заслуженный деятель искусств РФ, Народный артист РФ, профессор Т. З. Джандаров

Советник ректора, зав. кафедрой, профессор Власов В. А.

Зав. кафедрой струнных народных инструментов, профессор А. А. Горбачев

Зав. кафедрой спец. ф-но, профессор, Народный артист России и Дагестана Ю. А. Розум

Зав. кафедрой спец. ф-но, профессор, Заслуженный деятель искусств России В. В. Тропп

Зав. кафедрой камерного ансамбля и струнного квартета, Заслуженный деятель искусств, профессор И. А. Чернявский

Зав. кафедрой баяна, аккордеона, Народный артист РФ, профессор Липс Ф. Р.

Народный артист России, композитор А. О. Кролл

Профессор кафедры истории музыки Масловская Т. Ю.

Зав. кафедрой оперно-симфонического дирижирования, Лауреат Государственной премии, Заслуженный деятель искусств В. П. Зива

Зав. кафедрой композиции и инструментовки, Народный артист РФ, Лауреат Государственной премии им. Глинки Волков К. Е.

Проректор по учебной работе, Заслуженный деятель искусств РФ, доктор педагогических наук А. С. Базиков

Зав. кафедрой оркестрового дирижирования, Заслуженный артист России, профессор, Зас. деятель ММО, член президиума ММО Ворон Б. С.

Зав. кафедрой скрипки и альта, Заслуженный артист РФ, профессор Кошванец А. А.

: РАМРоссийская академия музыки имени Гнесиных (РАМ)

Российская академия музыки им. Гнесиных - легендарная Гнесинка, которая славится своими именитыми выпускниками и качеством музыкального образования. 1949 год - дата появления Музыкально-педагогического института (в 1992 г. вуз переименован в РАМ им. Гнесиных), первым руководителем которого на протяжении долгих лет являлась Елена Фабиановна Гнесина. В отличие от Московской государственной консерватории, изначально упор здесь делался на подготовку музыкантов-педагогов.

В настоящее время РАМ - один из крупнейших музыкальных вузов страны (есть филиал в г. Ханты-Мансийске). Большинство направлений обучения здесь те же, что и в Московской консерватории, но есть и отличия. Например, в Гнесинке обучают не только академическому пению, но также эстрадному и народному, не только инструментальному исполнению классических произведений, но и джазовых и эстрадных.

На восьми факультетах вуза обучается около 1,5 тысяч студентов, из них около 100 - граждане иностранных государств. Возможно обучение по очной, очно-заочной и заочной формам. По мнению студентов вуза, поступить в Гнесинку сложно. Конкурс на большинство направлений (на основе результатов последних лет) - около 2-4 человек на место, на специальность «Вокальное искусство» конкурс гораздо выше.

Для поступления в вуз необходимо сдать письменные экзамены по русскому языку и литературе или предоставить результаты ЕГЭ по данным предметам. Среди вступительных испытаний творческой направленности: коллоквиум, теория музыки (кроме специализации «Продюсерство», где предлагается предоставить творческий проект), специальность (для направления «Композиция»), музыкальная литература («Музыковедение», «Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ», «Музыкальная педагогика»). Исполнение подготовленной программы на своём инструменте необходимо практически для всех направлений. Для таких специализаций, как «Дирижирование», «Компьютерная музыка и аранжировка», «Хоровое народное пение», «Композиция» - дополнительно нужно исполнить подготовленную программу на фортепиано.

В вуз можно поступить на второй и последующие курсы, а также переводиться из других вузов (заранее необходимо уточнить количество вакантных мест). Для лиц с ограниченными возможностями разрешается проведение устных экзаменов вместо письменных.

Подготовительное отделение РАМ производит набор слушателей по следующим программам: сольное академическое и эстрадно-джазовое пение, оркестровые духовые инструменты, музыкальная звукорежиссура, композиция. Срок обучения - 8 месяцев (по очной форме). Обучение платное. Общежитие не предоставляется.

В настоящее время при вузе функционирует Колледж имени Гнесиных, присоединённый с 2011 г. к РАМ в качестве структурного подразделения. Он славится своими выпускниками, среди которых множество популярных эстрадных исполнителей: Филипп Киркоров, Валерия, Пётр Дранга, Полина Гагарина и др.

На базе РАМ им. Гнесиных несколько залов, среди которых: Концертный, Малый, Органный, «Музыкальная гостиная дома Шуваловой».
Военной кафедры в вузе нет, на время обучения предоставляется отсрочка от прохождения службы в армии.

Вуз располагает несколькими корпусами комфортабельного общежития, все иногородние студенты обеспечиваются местами. На период вступительных испытаний у иногородних абитуриентов есть возможность получить место в общежитии.

С 2011 года Российская академия музыки им. Гнесиных - первый художественный вуз, имеющий полномочия эксперта при проведении мероприятий по государственному контролю качества образования. Гнесинка активно развивает международные контакты: профессора РАМ проводят за рубежом мастер-классы и читают лекции.

Среди выдающихся выпускников вуза можно выделить Л.Ю. Казарновскую, Е.И. Светланова, Д.Ф. Тухманова, М.Л. Таривердиева и многих других. В РАМ им. Гнесиных учатся те, кто действительно «заражён» музыкой, поэтому среди выпускников - замечательные музыканты, находящие счастье в своей профессии.

Официальный сайт РАМ.

О ВУЗе

Началом долгой истории создания и становления большого комплекса учебных заведений имени Гнесиных является 15 февраля 1895 года – именно в этот день первая ученица пришла в «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных», одно из маленьких частных музыкальных учебных заведений, активно открывавшихся в тот период в Москве. С той поры этот день отмечается как традиционный праздник гнесинцев – всех воспитанников учебных заведений уже многих поколений.
Как и другие частные школы, эта школа была основана выпускницами Московской консерватории: две ее руководительницы – сестры Евгения и Елена Гнесины были ученицами директора консерватории, крупнейшего организатора и педагога-пианиста В.И.Сафонова. Принципы обучения, сформированные в тот период в консерватории, легли в основу работы училища (тогда это было единое учебное заведение для детей и взрослых, без привычного ныне разделения на училище и школу).

Популярность школы и ее авторитет быстро росли. Пять сестер Гнесиных, бывших энтузиастами своего дела, посвятивших всю жизнь музыкальной педагогике, всю жизнь прожили в том же доме, где размещалось их детище, и атмосфера гостеприимного дома неизменно привлекала и учеников, и коллег. Учившиеся в самый блистательный период истории консерватории, жившие в окружении деятелей искусства Серебряного века, они неизменно стремились к тому высшему профессиональному уровню, который соответствовал бы критериям их учителей и друзей – самых выдающихся музыкантов своей эпохи. Крупнейшие музыканты с большим вниманием относились к работе училища Гнесиных, оказывая им большую поддержку, а некоторые – Р.М.Глиэр, А.Т.Гречанинов, Е.А.Бекман-Щербина – и стали педагогами молодого учебного заведения. Уже в дореволюционный период школа Гнесиных завоевала самую высокую репутацию и выделилась целым рядом важных педагогических начинаний, самым знаменитым из которых стало создание первого в Москве детского школьного хора.
Семья Гнесиных. Сидят: Михаил Фабианович, Елена Фабиановна; стоят: Елизавета Фабиановна Гнесина-Витачек, Ольга Фабиановна Александрова-Гнесина. 1945г

Елена Фабиановна Гнесина, будучи основателем и бессменным главой учебных заведений (в общей сложности она возглавляла их 72 года!), благодаря своей непреклонной воле, неиссякаемой энергии и самоотверженности, сумела сохранить и постоянно расширять масштабы учебных заведений на самых крутых поворотах истории. В 1919 г. школа стала государственной, не изменив, однако, принципов своей работы и организации (в 1920 г., в соответствии с государственной программой, произошло разделение учебного заведения на детскую школу и техникум с единым руководством). В 1923 г. брат Гнесиных – ученик Римского-Корсакова, выдающийся композитор Михаил Гнесин – создал отдел композиции и теории музыки. Рост количества и уровня учащихся скоро сделал Гнесинское училище-техникум одним из лучших во всесоюзном масштабе средних учебных заведений, готовящих и лучшие кадры для консерватории. Это привело к решению создать новый музыкальный вуз, и Ел.Ф.Гнесина, несмотря на возникшее вначале сопротивление (сомнение в необходимости второго музыкального вуза в Москве), самым решительным образом стала добиваться воплощения этой идеи.

В марте 1944 г. было принято постановление правительства об организации Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1946 г. при институте была открыта специальная музыкальная школа-десятилетка, и сложился комплекс из четырех учебных заведений – институт, училище, спецшкола и детская школа-семилетка – возглавляемый по-прежнему Ел.Ф.Гнесиной. Потребность в широком обеспечении страны прежде всего педагогическими музыкальными кадрами вызвала к жизни многочисленные начинания, явившиеся очень перспективными: были разработаны и активно развивались заочная и вечерняя формы обучения (открыты в 1948 г.), одновременно создавались многочисленные учебные пособия (в том числе звуковые) и методические программы, изобретались различные технические средства обучения. По сравнению с консерваториями в ГМПИ им.Гнесиных более глубокими стали учебные курсы педагогической практики и методики обучения.

Первоначально в вузе было четыре факультета: фортепианный, оркестровый, вокальный и историко-теоретико-композиторский – в их составе работало восемь кафедр. С самого начала здесь работали наиболее выдающиеся музыканты своего времени: среди них - Г.Г. Нейгауз, М.В. Юдина, Л.Н. Оборин, Т.Д. Гутман, В.В. Борисовский, С.М. Козолупов, К.А. Эрдели, М.Ф. Гнесин, Н.И. Сперанский, М.И. Табаков, Н.И. Платонов, В.Э. Ферман, В.Д. Конен, Н.А. Гарбузов… Первыми деканами факультетов были соответственно А.Н. Юровский, А.К. Власов, Н.А. Вербова и С.С.Скребков. В 1946 г. известный хормейстер К.Б.Птица организовал и возглавил дирижерско-хоровой факультет, а еще через два года впервые в истории высшего образования был основан факультет народных инструментов (его первый руководитель – А.С. Илюхин). Число студентов института неуклонно растет, вуз быстро завоевывает авторитет одного из крупнейших музыкально-образовательных центров страны, наряду с Московской и Ленинградской (Петербургской) консерваторией.
Дом Хомякова на Собачьей площадке, где в 1932-62 г. работали учебные заведения имени Гнесиных и где начинал свою работу Институт им.Гнесиных

Возникают новые кафедры, появляется целый ряд студенческих коллективов – симфонический, русский народный, а затем и камерный оркестры, академический хор, регулярно ставятся оперные спектакли (что привело в 1978 г. к созданию постоянно действующей оперной студии). В 1950-х годах созданы кафедры оперной подготовки и камерного ансамбля (ее первый заведующий – пианист А.Д.Готлиб), в 1960-х – целый ряд новых кафедр, в том числе оркестрового дирижирования (основатель – С.З.Трубачев), педагогики и методики. В 1966 г. на дирижерско-хоровом факультете – опять же впервые – открыто отделение дирижеров народного хора (где тоже был сформирован хоровой студенческий коллектив). В 1970-х – 1980-х годах продолжались новации по открытию новых музыкальных специальностей: это созданные отделения сольного народного пения (инициатором его создания, в 1978 г., выступила руководитель Северного русского хора Н.К. Мешко), музыкального искусства эстрады (1984), звукорежиссуры (1987).

С самого начала существования института активно создавались научные труды, а с 1959 г. работал редакционно-издательский отдел, выпустивший более 500 печатных изданий. Действовали и учебно-научные лаборатории: народной музыки (основатель – В.И.Харьков), музыкально-технических средств обучения (основатель – П.В.Лобанов), физиологии фонации (руководители – Л.Б.Дмитриев и В.Л.Чаплин). В открытой в 1948 г. аспирантуре быстро росло число аспирантов, защищались диссертации (с 1970 г. по исполнительским специальностям действует ассистентура-стажировка). В организации научной работы в вузе большая заслуга принадлежит первому проректору по научной работе (1959-70 г.) А.А.Иконникову (в 1975-85 г. этот пост занимал Ф.Г. Арзаманов).

По учебному плану ГМПИ им.Гнесиных были разработаны программы нескольких новых музыкальных вузов. В 1961 г. в Уфе был открыт филиал (учебно-консультативный пункт при заочном отделении) института, где работали его педагоги и воспитанники (в 1968 г. на его базе был создан самостоятельный институт искусств). В работе заочного отделения, как и в организации филиала, большую роль сыграл первый проректор по заочному и вечернему обучению В.И. Авратинер.

При сохранении приоритетов особого внимания к педагогике и методике, размах разнообразной научной деятельности в вузе (в том числе многочисленные конференции) и разработка новых направлений вызвали в 1987 г. преобразование кафедры педагогики и методики в новую кафедру современных проблем музыкального образования и культуры, а в 1993 г. – лаборатории народной музыки в проблемную научно-исследовательскую лабораторию по изучению традиционных музыкальных культур. Все большие масштабы приобретала концертная деятельность студентов и педагогов: постоянно возникали новые коллективы (такие как духовой оркестр и оркестр баянистов, камерные, фольклорные, джазовые ансамбли), велась большая концертно-просветительская работа, охватывающая обширную географию, работал целый ряд постоянно гастролирующих коллективов (например, Камерный оркестр под руководством Г.С. Талаляна и О.М. Агаркова в 1962-87 г.), в режиме стационарного театра давала спектакли оперная студия, регулярно проходили собственные фестивали. Постоянной была и остается консультативная помощь многочисленным учебным заведениям страны, курирование работы целого ряда музыкальных училищ, проведение семинаров и курсов факультета повышения квалификации. сделала к рубежу 1980-х – 1990-х годов ГМПИ им.Гнесиных крупнейшим музыкально-образовательным центром в России. Поэтому вполне оправданным явилось преобразование института в 1992 г. в Российскую академию музыки имени Гнесиных – впервые в стране музыкальный вуз получил подобный статус.

Как это происходило в течение всей истории вуза, в последние годы, в соответствии с веяниями времени, открываются новые специальности и формы обучения: так, созданы отделение музыкального менеджмента (с 2005 г. – продюсерский факультет), кафедра компьютерной музыки, информатики и акустики. В 2002 г. открыт новый филиал академии – в Ханты-Мансийске.

В ГМПИ-РАМ им.Гнесиных в прошлом работали многие корифеи отечественной музыки: народные артисты СССР и России А.И.Хачатурян, Я.В. Флиер, Б.А.Покровский, А.В.Рыбнов, Б.А.Чайковский, М.О.Рейзен, А.А.Юрлов (руководивший кафедрой хорового дирижирования), Я.П. Александров, М.И. Фихтенгольц, Н.Д. Шпиллер, П.М. Норцов, Н.И.Пейко, Г.А.Туркина, А.Б.Хазанов, знаменитые исполнители – М.И.Гринберг, В.Л.Кубацкий, А.И.Ведерников, В.С.Локтев, доктора искусствоведения А.И.Ямпольский, С.Е.Фейнберг, Е.В.Гиппиус, Ю.Н.Тюлин, В.П.Бобровский, А.Д.Алексеев – список этот можно долго продолжать. Если в первые годы работавшие вместе с корифеями молодые педагоги были в основном выпускниками консерватории, то в дальнейшем, особенно с 1960-х годов, пополнение большей частью приходило из воспитанников самого вуза.
Проект здания на улице Воровского (ныне Поварской). Архитектор А.В.Тишин, 1937 г

Институт им.Гнесиных начал свою работу в тех же домиках на Собачьей площадке, где в течение почти полувека размещались Училище и Школа им.Гнесиных (они были снесены при постройке Нового Арбата). С 1937 г. началось строительство большого здания на Поварской улице (тогда Воровского) для Гнесинского «музыкального комбината». Прерванное войной, оно возобновилось в 1943 г. Основная часть здания была построена в 1946 г., став первым зданием, построенным в центре Москвы специально для вуза. В 1950 г. учебный корпус был расширен, а в 1958 г. построен Концертный зал. В дальнейшем две Гнесинские школы получили собственные здания, а для училища в 1974 г. было выстроено новое здание рядом с институтом. Получив в распоряжение все здание на Поварской, в 1989 г. институт открыл также классы и камерный зал – «музыкальную гостиную» - в отремонтированном соседнем «Доме Шуваловой».
Мемориальный музей-квартира Ел.Ф.Гнесиной при РАМ им.Гнесиных. В кабинете Елены Фабиановны

Бессменным руководителем института до конца жизни была Елена Фабиановна Гнесина (в 1944-53 г. она занимала пост директора, а в 1953-67 – художественного руководителя, в 1944-58 также заведовала кафедрой специального фортепиано). Являясь живым олицетворением великих музыкальных традиций, она сумела сплотить вокруг себя музыкантов нескольких поколений. В организации строительства, формировании структур и форм обучения ближайшим помощником Ел.Ф.Гнесиной был ее ученик, дирижер, профессор кафедры оперной подготовки Ю.В.Муромцев, вначале бывший ее заместителем, а в 1953-70 г. – ректором института. В 1979-99 г. происходило существенное расширение деятельности вуза, открытие многих новых отделов, обеспечивших в итоге переход к статьусу академии. В эти годы (с небольшим перерывом) во главе руководства стоял С.М.Колобков – выпускник первого выпуска факультета народных инструментов (он возглавлял также и кафедру народных инструментов, оркестровые коллективы, был проректором по учебной работе, ныне - зав. кафедрой оркестрового дирижирования). С 2000 г. ректор академии – пианист М.Н. Саямов (с 1982 г. он руководил заочным и вечерним отделениями вуза).

Всего за годы существования вуз окончили более 12 тысяч специалистов, составившие 56 выпусков. Выпускники института быстро завоевали ведущие позиции в музыкальных организациях по всей стране, а затем и за рубежом. Все больше студентов и выпускников-гнесинцев завоевывало лауреатские звания на конкурсах, выступало на концертных эстрадах по всему миру. Многие стали руководителями знаменитых коллективов, ведущими солистами главных оперных театров. Среди них – самые знаменитые музыкальные имена в разных жанрах, например, З. Долуханова, Е.Светланов, М.Таривердиев, В.Федосеев, Т.Докшицер, Л.Зыкина, К.Иванов, Е. Кисин, Ю. Казаков, И. Кобзон, Н. Некрасов, А. Рудин, В. Дашкевич, Д. Тухманов и многие другие. Целый ряд известных ныне хоров, оркестров, ансамблей вышло из студенческих коллективов института-академии – это Московский камерный хор под управлением В.Минина, фольклорный ансамбль под руководством Д.Покровского, камерный оркестр «Российская камерата», капелла мальчиков под управлением В.Судакова и другие.

В последние годы академия все больше развивает международные контакты: постоянны выезды профессоров с мастерклассами и лекциями, многие студенты приезжают для полного курса обучения или стажировки из разных стран.