Витольд бялыницкий бируля картины. Бялыницкий-Бируля: похвалы Репина, пограничные состояния природы и возвращение на родину

Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872 - 1957)

Известный мастер русского лирического пейзажа

"Он был одним их тех скромных, простых последователей Левитана, так же сильно и преданно любившим русскую природу, хотя и не достигшим высот своего учителя. Пройдут годы, и его работы будут цениться так же, как сейчас ценяться в Европе работы малых голландцев." (Наширванов Б.Н.)

Белорусский живописец, народный художник Белоруссии (1944) и РСФСР (1947), действительный член АХ СССР (1947). Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (настоящая фамилия - Бируля) родился 31 января (12 февраля) 1872 г. в деревне Крынки Могилевской губернии. Белорус. Псевдоним взял по родному Белыницкому (Бялыницкому) району Могилевщины.Художественное образование получил в Киевской рисовальной школе у Н. И. Мурашко, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889—1897) у С. А. Коровина, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова. Еще в 1892 г. его картину «Из окрестностей Пятигорска» приобрел для своей галереи П. М. Третьяков, что случалось чрезвычайно редко с молодыми авторами. В 1904 г. Бялыницкий-Бируля становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1908 г. за картину «Дни ранней весны» получает звание академика живописи. В 1909 г. удостоен золотой медали Международной художественной выставки в Мюнхене за картину «Час тишины».



Бялыницкий-Бируля. Час тишины. Озеро Удомля. 1911.

Его наиболее известное полотно этого периода «Весна» (1912) выдает тесную связь творчества пейзажиста с поэтикой И. И. Левитана. Об этой картине И. Е. Репин писал ее автору: «Я так привык освежаться душой перед Вашими живыми веяниями правды, простоты и свободы».




В своем творчестве В. К. Бялыницкий-Бируля продолжал и развивал традиции русского лирического пейзажа XIX в. Его гармоничные, изысканные по колориту картины-пейзажи представляют собой лирические раздумья автора о вечности природы. В спокойных, уравновешенных композициях мастера открывается широкий простор полей и лесных далей с величаво очерченным горизонтом.
После 1917 г. Бялыницкий-Бируля, подобно В. Н. Бакшееву, К Ф. Юону, И. Э. Грабарю, стал одним из основных хранителей традиций русского реалистического пейзажа. Большое место в его творчестве заняли изображения памятных мест, связанных с жизнью и творчеством деятелей русской культуры: в 1928 г. им была исполнена серия пейзажей Ясной Поляны — усадьбы Л. Н. Толстого, в 1937 г. — виды Пушкинских Гор, в 1942 г. — пейзажи с изображением усадьбы П. И. Чайковского в Клину. В 1944 г. Бялыницкий-Бируля создал серию картин, запечатлевших памятники древнерусского зодчества в окрестностях Архангельска. Летом 1947 г. художник писал пейзажи Белоруссии, с природой которой он был знаком еще с детства. В них воплотилась мудрость художника, обретенная за многие годы творческой работы.


Несколько работ художника находятся в Третьяковской галерее:
Из окрестностей Пятигорска (1892)
Весна (1911)
Лёд прошёл (1930)
Задумчивые дни осени (1932—1942)
Нивогэс (1936-37)
Белоруссия. Вновь зацвела весна (1947


Марка (Белоруссия, 1997 г.) из коллекции Константина Константинов("Вестник Замоскворечья")

Музей В.К.Бялыницкого-Бирули

Музей Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули был открыт 24 декабря 1982 года. Это первый в республике мемориальный музей, посвященный жизни творчеству художника.
Дом, в котором родился художник в небольшом селе Крынки близ Белынич Могилевской губернии в 1872 г., не сохранился. Поэтому было принято решение открыть Музей в Могилеве и разметить его в каменном двухэтажном особняке с мансардой, памятнике гражданской архитектуры XVII века, по улице Ленинской, 37.
Ко времени открытия филиала НХМ РБ имел в своих фондах почти пятьсот живописных произведений народного художника БССР и РСФСР Бялыницкого-Бирули, с большой старательностью и любовью собранных директором Государственной картинной галереи, заслуженным деятелем искусств БССР Еленой Васильевной Аладовой. Эта коллекция - единственное по своей полноте и художественной значимости собрание работ замечательного пейзажиста. Кроме того, вдова художника Елена Алексеевна передала в дар музею значительную часть документальных материалов, фотографий и личных вещей, ранее находившихся в «Чайке», доме-мастерской художника на берегу озера Удомля: этюдник, палитру, кисти; охотничье ружье - свидетельство особого пристрастия к охоте; мебель, сделанную в Абрамцевской мастерской; уникальные письма И.Е. Репина, в одном из которых великий русский живописец писал о своем восхищении работами молодого пейзажиста. Все это позволило создать достаточно цельный мемориальный раздел Музея, который занимает весь первый этаж здания.
Особый интерес представляют фотографии. Они рассказывают о родных Витольда Каэтановича, его семье, показывают художника в разные годы жизни - ребенком, учеником Киевского кадетского корпуса, за работой у мольберта, с дочкой Любочкой, среди друзей, с известными русскими художниками на праздновании 40-летия передвижных художественных выставок, с группой белорусских художников в Минске, с известными мастерами советского искусства в залах Музея Академии художеств в Ленинграде.

Подлинники и копия разных документов рассказывают о годах обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, об участии в творческих конкурсах, выставках, о получении почетных званий и наград. В Музее хранятся медаль, которой была отмечена картина «Зимний сон» на выставке в Барселоне, ордена СССР, а также дипломы, поздравительные адреса, подписанные крупнейшими мастерами изобразительного искусства, издания, посвященные творчеству Бялыницкого-Бирули.
Среди экспонатов мемориального раздела находятся работы художников - близких друзей В.К. Бялыницкого-Бирули: портрет матери художника А.Р. Бялыницкой-Бируля, написанный в 1894 году Н.П. Ульяновым; портреты В.К. Бялыницкого-Бирули, исполненные А.В. Моравовым (1908), М.М. Зайцевым (1922), Ф.А. Модоровым (1950); пейзажи, запечатлевшие дом-мастерскую «Чайка» и окрестности озера Удомля.
Второй этаж музея полностью занимают произведения В.К. Бялыницкого-Бирули. Более ста полотен, законченных картин и маленьких этюдов, размещенных в светлых просторных залах, дают полное представление о творчестве выдающегося живописца, замечательного мастера лирического пейзажа.
Корни искусства Бялыницкого-Бирули лежат, несомненно, в природе родной Беларуси, неброская красота которой, незатейливость мотивов, мягкие спокойные краски навсегда вошли в душу художника и определили своеобразие его искусства, весь эмоциональный строй его произведений. Кисти Бялыницкого-Бирули принадлежат мастерски написанные пейзажи зимы, лета, золотой осени. Но больше всего его волновала весенняя природа, ее пробуждение от зимней спячки, первая зелень и буйный ее расцвет. Обращаясь к конкретному пейзажному сюжету, мастер стремился, прежде всего, передать состояние природы, которое зависит от поры года, времени суток, солнечного света, передать те эмоции, которые ощущает человек, общаясь с природой
В 1912 г. Витольд Каэтанович приобрел участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля и построил дом с мастерской. Свою небольшую усадьбу он назвал «Чайка». С «Чайкой» связана большая часть творческой и личной жизни мастера. Именно здесь были созданы многие известные полотна живописца, в том числе и его известная картина «Час тишины. Озеро Удомля» (1911).
Значительную часть экспозиции занимают произведения, созданные в светское время. В 20-е и 30-е годы, увлеченный тем новым, что происходит вокруг, Бялыницкий-Бируля много ездит по стране. Его интересуют первые опыты реконструкции сельского хозяйства в совхозе «Гигант» и коммуне «Сейбит», строительство «Азовстали», преобразования Севера. Трижды - в 1933, 1935 и 1937 гг. - он побывал в Заполярье. Об этих поездках свидетельствуют картины, представленные в экспозиции. Несмотря на тематическую основу этих работ, в них превалирует лирико-поэтическое начало, идущее от таланта художника, его мировосприятия.
В экспозиции находятся полотна «Голубой весной» (1942), «Весенняя тишина» (1943), картины с изображением памятников русского деревянного зодчества - «Девятиглавая деревянная церковь», «Деревня Зачатье», «Ратонаволок. Старая церковь», «Мельница на Северной Двине» (все - 1944). В них красота родной земли и преклонение перед культурным наследием народа. Именно так в годы Великой Отечественной войны художник-гражданин выразил свою преданность Родине, безграничную любовь к ней.




Вечер ранней весны



Лодки, 1913



Ранняя весна, 1953


В начале весны



Вешние воды. 1930. Масло



Голубая часовня. До 1920. Масло



Задумчивые дни осени. 1940



Дача в саду



Дремлющий пруд


Москворецкая набережная 1913 год


"Тишина" 1890-е - начало 1900-х


В конце зимы

Почти сорокапятилетний период жизни Витольда Каэтановича связан с тверской землей. Здесь, на берегу озера Удомля, в знаменитой даче «Чайка» им были созданы многие известные полотна. Очень красивые и вдохновенные строки посвятила этим местам Анна Васильевна Книппер, бывавшая на даче «Чайка»…

Суровое лето север
Неласковая сторона…
В полях отцветают клеверы
И глаза голубые льна.
Валунов лиловые глыбы
Взрывают тело полей —
А в озере полно рыбы
И волны свинца синей.
И небо над ним неулыбо
В плаще проливных дождей.
Но я навсегда запомню
Твое веселье и грусть
И знаешь ли что, Удомля,
Я снова к тебе вернусь.

Это стихотворение, как и картины Бялыницкого-Бируля, — признание в любви к изумительному по своей красоте заповедному уголку русской природы, ставшему творческой мастерской для многих художников разных поколений.


Изумруд весны. 1915



Вновь расцвела весна. 1947 г. Государственная Третьяковская галерея


Весна идёт. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея



Вещие воды. Холст, масло. 59х73. Государственный Русский музей


Лесная речка зимой. 1920. Государственный Русский музей



Осенний ветер. 1902 г.



В конце зимы 1911 г.



Голубая весна

В.К. Бялыницкий-Бируля - один на создателей жанра мемориального пейзажа. В его работах - изображение памятных мест, связанных с жизнью известных деятелей русской истории и культуры Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, П.И. Чайковского и др. В музее эта сторона творчества художника представлена картинами, посвященным пушкинским местам - «Михайловское. Домик няни А.С. Пушкина Арины Родионовны», «Святогорский монастырь. Могила А.С. Пушкина», «Тригорское. Береза у реки Сороть» (все - 1936), «Осенние дни. Тригорское. Река Сороть» (1952). Поэтичность и лиризм картин, музыкальность их живописного решения созвучны одухотворенной поэзии Пушкина.

Важным событием года был приезд Витольда Каэтановича в Беларусь впервые за много лет. С мая и до середины июня художник жил и работал на Белой даче в окрестностях Минска. Здесь он написал несколько десятков этюдов, которые стали основой цикла картин, посвященных Беларуси. Именно тут, в окрестностях Минска, был найден мотив для картины «Беларусь. Вновь зацвела весна», эмоциональное содержание которой подчинено главной мысли автора - жизнь торжествует, она победила смерть, разрушения. Это полотно - одно из центральных в экспозиции.
Художественно-мемориальный музей дает полное представление о жизни и творчестве Витольда Каэтановича Бялыникого-Бирули, вдохновенного художника, великого труженика, сына земли белорусской.
Адрес музея: 212030 г. Могилев, ул. Ленинская, 37
тел.: 0222 224887, 0222 220409

Русский и советский, живописец. Классик отечественного лирического пейзажа с его одухотворенностью и поэтичностью, колорит его полотен гармоничен и изыскан. Академик живописи Императорской Академии художеств (ИАХ, 1908). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Народный художник БССР (1944) и РСФСР (1947). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Государственная премия СССР. Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени. Почётный член Академии наук БССР.

Родился в селе Крынки близ Белыничей Могилёвской губернии. Учился в Киевской рисовальной школе (1885–1889) у Н. И. Мурашко. Затем, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889–1897) у И. М. Прянишникова, С. А. Коровина, В. Д. Поленова. С 1897 года участник выставок. Ещё до окончания учёбы его картину «Из окрестностей Пятигорска» (1897) приобрёл для своей галереи П. М. Третьяков. В 1908 году получил звание академика живописи (за картину «Дни ранней весны»).

С 1904 года член Товарищества передвижных художественных выставок и общества имени А. И. Куинджи (1904), экспонент «Союза русских художников» (1904). За картину «Дни ранней весны» получает звание академика живописи (1908), а картину «Час тишины» Бялыницкий-Бируля награждён золотой медалью Международной художественной выставки в Мюнхене (1909). Получил медали Международной выставки года в Барселоне (1912). Его наиболее известное полотно этого периода «Весна» (1912) выдаёт тесную связь творчества пейзажиста с поэтикой И. И. Левитана, не будучи его учеником Бируля всю свою жизнь последовательно развивал его идеи.

Любимым временем года Витольда Каэтановича была ранняя весна, а узнаваемым мотивом его картин – молодые, еще без листьев, одинокие деревца. Уже в дореволюционные годы играл заметную роль в русской художественной жизни. Тогда же выработалась его манера, сложился круг тем. Излюбленными мотивами творчества Бялыницкого-Бируля стали переходные состояния природы. Его стихия – межсезо­нье, те часы, когда день ещё не кончился, а вечер ещё не начался. Так художник передавал её изменчивую красоту и едва уловимые оттенки человеческих настроений.

В 1917 году Бялыницкий был одним из организаторов объединения живописцев, графиков и скульпторов «Изограф». В 1922 – стал одним из организаторов Ассоциации художников революционной России, в 1928 – принял участие в создании Объединения художников реалистов (ОХР).

В советский период продолжал и развивал традиции русского лирического «пейзажа настроения», создателем которого в русской живописи был И. И. Левитан, изображая преимущественно непритязательные виды средней полосы России и Белоруссии.

Работа над этюдами занимала значительное место в творчестве B. К. Бялыницкого-Бируля. По словам приёмной дочери художника, Витольд Каэтанович брал с собой загрунтованные особым способом картоны и уходил на этюды на несколько дней, по возвращении показывал с десяток вполне законченных натурных работ. Написав за свою жизнь множество этюдов, художник считал, что этюд является совершенно необходимым звеном работы над картиной-пейзажем, и всегда помнил сказанное ему и C. Ю. Жуковскому И. И. Левитаном: «Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов; в большом этюде больше вранья, а в маленьком совсем мало, и если вы по-настоящему, серьезно прочувствуете, что вы видели, когда писали этюд, то и на картине отобразите правильное и полное впечатление виденного».

Вот что говорил Бялыницкий-Бируля об этюдах: «В них я всегда стремился отобразить свое верное и правдивое впечатление виденного на природе и передать при этом чувства, которые рождались при первом впечатлении от природы. Одновременно я стремился наиболее точно передать верное отношение земли, неба и воды». «Художнику-пейзажисту необходимо развивать в себе память на впечатления: то есть воспитывать способность сохранять первое впечатление во всей первоначальной свежести восприятия природы и суметь передать его. Начав этюд, надо его и закончить в тот же час. Это также важно, когда пишешь этюд в пасмурную погоду; казалось бы, в серенький день можно писать долго, но это неверно, так как условия освещения и в эту погоду быстро меняются, а следовательно, изменяются первоначально верно взятые вами отношения».

Для художника-пейзажиста в одинаковой степени важно писать и маленькие, и большие этюды: «Большие этюды, выполненные в течение нескольких сеансов, помогают выработать умение рисовать кистью, совершенствовать технику живописи и свои приемы. Не всякая натура может быть передана в этюде в один сеанс. Изображение лесной опушки с лесом разных пород требует многосеансного этюда, так как в односеансном нельзя с необходимой полнотой воссоздать своеобразие форм, различия цвета листвы, ствола, покровов разнообразных пород деревьев. Наряду с многосеансными сложными этюдами, необходимо писать быстро, в течение получаса, небольшие этюды, чтобы суметь верно схватить тон и правильно передать цвет окружающих предметов, так как в природе часто все очень быстро меняется».

В своих этюдах Бялыницкий-Бируля не только фиксировал наблюдения над природой. Создавая их, он проводил большую творческую работу по подготовке картин. Художник считал, что картину необходимо неустанно пополнять наблюдениями, поэтому, однажды написанное нужно без конца проверять, корректировать все новыми и новыми этюдами. В то же время он не отрицал, что можно писать картину целиком с натуры, хотя сам почти всегда создавал свои картины на основе этюдов.

Натурные работы художника заметно отличаются от полотен написанных в мастерской, они имеют выраженную фактуру, корпусный «смачный», энергичный мазок, более материальны, тонально контрастнее и выглядят весомее. Напротив, работы выполненные в мастерской имеют сближенную тональность и мягкую серебристую гамму. В принципе, все работы художника отличает скромность цветовых сочетаний, колорит его работ строится на не интенсивных красочных смесях строго подчиненных общей тональности.

Художник никогда не увлекался разнообразием тем и мотивов, кроме излюбленных пейзажей он иногда писал натюрморты («Фиалки», 1937) и совсем редко – интерьеры. Витольд Каэтанович подолгу жил в своем имении в Тверской области, ходил по окрестностям и соседним деревням, часто писал одни и те же места. Отличаясь невероятной работоспособностью, художник создал огромное количество картин. В его обширном творческом наследии можно встретить множество повторений одних и тех же удачных работ отличающихся временем создания, незначительными деталями и качеством живописи. В одном Белорусском национальном музее в Минске есть несколько одинаковых картин выполненных в разное время: «Половодье», «Час тишины», «Вешние воды», «Осень, аллея. Ленинские горки». Были и попытки отвечать запросам времени, художник пытался создавать картины на современные индустриальные темы, но сама тонкая, изящная живописная манера Бялыницкого, как бы протестовала против этого, она резко диссонировала с сюжетной линией картины. Эти работы со шлюзами и гидроэлектростанциями выглядели странно и даже нелепо («Заполярный круг. Водосброс электростанции Нивагэс», 1930).

В 1928 году художником была исполнена серия пейзажей Ясной Поляны – усадьбы Л. Н. Толстого, в 1937 году – виды Пушкинских Гор, в 1942 – пейзажи с изображением усадьбы П. И. Чайковского в Клину. Создал серию картин, запечатлевших памятники древнерусского зодчества в окрестностях Архангельска (1944). Летом 1947 года писал пейзажи Белоруссии, с природой которой он был знаком ещё с детства. В них воплотилась мудрость художника, обретённая за многие годы творческой работы.

Произведения В. К. Бялыницкого-Бирули находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Национальном художественном музее Белоруссии (Минск), Музее современной истории России, Могилёвском мемориальном художественном музее В. К. Бялыницкого-Бирули, Белыничском художественном музее В. К. Бялыницкого-Бирули, Вологодской областной картинной галерее, Самарском художественном музее, Тверской галерее, Химкинской картинной галерее имени С. Н. Горшина. Его творчество представлено в музеях Воронежа, Костромы, Красноярска, Нижнего Новгорода, Томска, Челябинска, Козьмодемьянска, Ставрополя, Одессы, Днепропетровска, Киева, многих других российских и зарубежных музеях и галереях мира. Работы художника всегда были популярны у коллекционеров, его картины входят в многочисленные частные собрания. Особенно его творчество ценили деятели искусства и науки – актеры, музыканты, писатели, певцы, академики.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля вошел в историю советского искусства как тонкий и поэтичный пейзажист. Его живописной палитре свойственны серебристо-дымчатая цветовая гамма, любовь к полутонам, изящество в решении общих колористических задач. Композиции тщательны; немногочисленны и не случайны детали. Полотна Бялыницкого полны дыхания природы - и это привлекает к его творчеству многих и многих.
Родился художник в Могилевской губернии, в Белоруссии. Отец его арендовал землю в небольшой усадьбе, и поэтому детство Бялыницкого-Бирули прошло в тесном соприкосновении с белорусской природой. Именно из детства и вынес он понимание той особой жизни, которой живет каждое дерево, каждое поле.
Мальчик очень рано начал рисовать, лет с шести, и занятия искусством уже не прекращал с этого времени. Родители отправили его учиться в Киев, во Владимирский кадетский корпус, но одновременно он посещал и рисовальную школу Н.И.Мурашко. Его рисунки показали художнику Прянишникову, который посоветовал мальчику учиться дальше. В 1889 году юноша поступил учиться в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Большим авторитетом для него были преподававшие там художники И.Левитан, В.Серов и К.Коровин.
Молодой художник быстро обратил на себя внимание П.М.Третьякова, который с выставки в 1897 году купил его картину "В окрестностях Петербурга". С 1899 года Бялыницкий постоянно экспонируется на выставках, а в 1905 году он становится членом Товарищества передвижных выставок.
Пейзаж в этот период обретает на полотнах художника особое звучание нежной грусти и задумчивости. Здесь заметно влияние Левитана, который учил Бялыницкого обобщением в пейзаже, отбору деталей, важности тона, значению светотени. Бялыницкий увлекается передачей на холсте тающего снега, движения талых вод - это время технического совершенствования. Его очень привлекают поэзия пустынных, заброшенных уголков, тихие настроения природы. Одна из его работ этого периода - "Весна идет" - была продана в частное собрание, и на вырученные деньги художник смог отправиться в заграничное путешествие. Он посетил Всемирную выставку а Стокгольме, на которой его внимание привлекли морские пейзажи скандинавских художников, а затем отправился в Голландию и в Париж. Знакомство с творчеством барбизонских художников, особенно Коро и Добиньи, во многом расширило представление Бялыницкого о о возможностях камерного пейзажа.
Начиная с 1900-х годов Бялыницкий-Бируля становится очень известен. Его полотна покупают разные музеи (Русский музей, Третьяковская галерея и др.).В 1911 году на выставке в Мюнхене пейзаж Бялыницкого "Час тишины" удостаивается золотой медали. А за полотно "Перед весной" художник удостоился золотой медали в Барселоне.
Сразу же после Октябрьской революции Бялыницкий выполняет заказ Реввоенсовета - пишет первую в своем творчестве историко-документальную картину "Канун Октября. Тверской бульвар близ Никитских ворот" (1917г.)
В дальнейшем Бялыницкий много путешествует по стране, делает этюды на Азовском море, трижды посещает Заполярье. В 30-х годах им создано немало индустриальных пейзажей. Но, в основном, его дарование раскрывалось в тонких, камерных пейзажах.
В 1936-1937 годах Бялыницкий делает цикл картин по местам жизни А.С.Пушкина. И в этих пейзажах мы опять отмечаем задумчивость и тонкую грусть, столь родственные лирике великого поэта.
В 1938 году художник написал множество северных пейзажей. Они лишены внешних эффектов. Предельная четкость в пределах деталей делает пейзажи немногословными, но очень выразительными. Излюбленные Бялыницким сероватые и голубоватые оттенки в этих пейзажах приглушены, отчего композиции особенно воздушны. Вообще в своих вещах художник избегает внешней декоративности.
Особую известность принесли Бялыницкому-Бируле полотна, посвященные наступлению весны. Полны ли они суровой, сдержанной энергии ("Лед прошел") или мажорного, приподнятого настроения ("Калужница цветет") - главное очарование их в ненавязчивой передаче этих настроений, как бы шепотом сообщенных зрителю. Таково полотно "В час тишины" (1940). Основа выразительности здесь - изящные, легкие и одновременно точные цветовые соотношения, виртуозная колористическая гамма. Вообще, Бялыницкий любил передавать туманность пейзажа, отблески неяркого солнца на вечерней воде, от которой поднимается нежный пар, размытые очертания дальнего берега.
В 1947тгоду художником был создан цикл белорусских пейзажей, в которых леймотивом прозвучало как бы возрождение природы от войны: молодая поросль на зияющих ранах земли, зазеленевшей побегами юных деревьев, ржавый, разбитый танк...
(Статья из сборника "Сто памятных дат" 1982)

Встречи с художниками. Витольд Бялыницкий-Бируля - известный живописец импрессионистического пейзажа

Описание: В данной статье повествуется история жизни и творчества знаменитого живописца пейзажа Витольда Бялыницкого-Бирули, предлагаются вопросы и задания для закрепления знаний учащихся.
Назначение: Материал адресован родителям, педагогам, учащимся.
Цель: Знакомство с миром искусства, с творчеством художника В. К. Бялыницкого-Бирули.
Задачи: расширять кругозор учащихся; способствовать развитию умения чувствовать, понимать и создавать прекрасное; развивать художественные способности.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля - художник, обладающий уникальным талантом тонкого лирика, яркой творческой индивидуальностью.
Родился Витольд Бялыницкий-Бируля в 1872 году в усадьбе Крынки, около Белынич, на Могилевщине, где отец арендовал землю. Мягкая неброская красота белорусской природы с ее лесами, полями, реками и озерами не могла очаровать душу будущего художника простотой мотивов, спокойными красками окружающей природы. Видимо, эти первые детские впечатления о красоте родного края жили в его зрительных представлениях и на всю жизнь запали в его сердце. Свои первые рисунки будущий художник изображал на простой бумаге, затем он выполнял акварельные наброски, на которых были запечатлены родные пейзажи. В родительском доме художника постоянно звучали музыка и поэзия. С нежностью Витольд Каэтанович вспоминает мать, которая читала сказки Пушкина, пела чудесные песни и романсы, а крестьяне-охотники учили его любить и понимать природу.
Для получения образования В. К. Бялыницкий-Бируля переезжает в Киев, где учится во Владимирском кадетском корпусе, но живопись не оставляет и одновременно учится в школе рисования Н. Мурашко, известного преподавателя и художника. Далее - учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких выдающихся художников, как С. Коровин, В. Поленов.
В 1892 году П. М. Третьяков для своей галереи приобрел картину молодого художника «Из окрестностей Пятигорска». С этого времени Витольд Бялыницкий-Бируля начинает постоянно экспонировать свои работы на выставках. Его картины часто удостаиваются наград. Так, в 1899 году живописное полотно «Весна идет» на ежегодном конкурсе Московского объединения любителей художеств было отмечено первой премией.
В 1908 году В. К. Бялыницкий-Бируля получает звание академика Императорской Академии художеств. Художник воссоздает новое направление в пейзажной живописи.
В. Бялыницкий-Бируля дружил с И. И. Левитаном, иногда их работы экспонировались на одной выставке.
В начале 20 века художник путешествует по странам Европы: Швеции, Голландии, Франции, Германии, Бельгии, Дании, изучает опыт знаменитых живописцев Запада.
в 1901 году на Кавказской юбилейной выставке талантливый живописец получает золотую медаль за картину «Вечные снега», за произведение «Час тишины» в 1911 году золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене, за картину «Зимний сон» - бронзовую медаль в Барселоне.

Зимний сон. 1911 г.


Час тишины. 1947 г.

В. К. Бялыницкий-Бируля создает новый вид пейзажа - мемориальный. В 1936-1937 г. к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина пишет цикл картин, посвященных пушкинским местам.
Заслуживает внимание уникальный цикл морских пейзажей - «Баренцево море», «Поморье» и др.
За выдающиеся творческие достижения и большую художественно-общественную деятельность В. К. Бялыницкий-Бируля в 1937 году был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1943 году художник получил почетное звание народного художника Белорусской ССР.
В своих полотнах художник передает красу живописной природы Беларуси: «Минские околицы. Белая дача», «Яблони в цвету», «Опять расцвела весна», «Зазеленели белорусские березки».


Яблони в цвету. 1947 г.


Зазеленели белорусские березки

В 1947 г. В. К. Бялыницкий-Бируля получил почетное звание народного художника РСФСР, был избран действительным членом Академии художеств СССР. Редко кому суждено было при жизни являться академиком двух академий - Императорской и Союза ССР.
Знаменитый живописец прожил 85 лет.
В 1970 году на родине художника в Белыничах был открыт районный музей имени В. К. Бялыницкого-Бирули, в котором экспонируются 26 произведений известного пейзажиста («Лед прошел», «Лес зазеленел», «Последний снег»).


Последний снег.1930 г.

Творческое наследие художника огромно: им создано около 2000 произведений, многие из которых находятся в разных музеях и коллекциях. В Национальном художественном музее Республики Беларусь хранится самая значительная коллекция - 460 картин и этюдов, которыми мы гордимся и не перестаем восхищаться.

После знакомства с творчеством художника ребятам предлагаются репродукции картин на темы «Весна», «Зима», «Лето», «Осень».
Можно предложить ответить на вопросы: Почему пейзажи художника называют лирическими? Какие цвета и оттенки художник использовал в своих работах? Нравятся ли вам картины? Почему?
Предлагаю вопросы для викторины:
1. Когда родился мастер пейзажа В. К. Бялыницкий-Бируля?
2. Где художник получил свое образование?
3. Как прошло детство знаменитого художника?
4. Какие награды и звания были присвоены Витольду Бялыницкому-Бируле?
5. Назовите несколько работ художника.
6. Где хранятся картины знаменитого живописца?

Дорогие взрослые и ребята! Изучайте духовное наследие своего народа! Стремитесь к прекрасному!

Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872 - 1957)

Родился этот замечательный человек 29 февраля 1872 года в фольварке Крынки (недалеко от д. Техтин) современного Белыничского района в семье мелкого арендатора. Из-за конфликтного характера отца им часто приходилось менять место жительства. Но именно благодаря этому обстоятельству юный Витольд смог увидеть мир и природу Беларуси и России. Значительно позднее, находясь в плену детских воспоминаний и впечатлений, он будет неутомимо рисовать пейзажи родного края, отображая в них неприметную красоту живописных белорусских лесов, перелесков, садов и полей.

О тех годах он вспоминал: «Я - белорус. Родился в имении Крынки около Белынич на Могилевщине. Там прошли мои детские годы. Отец служил арендатором, позже - в днепровском пароходстве. Отправляясь в рейсы по Днепру, Припяти, Сожи, он часто брал меня с собой в поездки. Это было для меня наибольшим счастьем и радостью, ибо именно тогда, в тех поездках, я открыл для себя ни с чем не сравнимую природу моей родной Беларуси».

Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра и учился в кадетском корпусе. Здесь он подружился с местными художниками, которые, оценив возможности юноши, познакомили его с М. Мурашкой - руководителем известной в то время художественной школы. Оставив кадетский корпус, Витольд переходит в школу, где получает начальные уроки живописи, а затем занимается в Московском училище живописи, скульптуры и зодчества. Дружеские отношения с преподавателями, художниками-передвижниками Н.Невревым , С.Коровиным , И.Прянишниковым , усвоение их богатого профессионального опыта оказали основное влияние на формирование его вкуса и художественной манеры.

В то же время В.Бялыницкий-Бируля знакомится с И.Левитаном . Частые встречи, беседы, работа в мастерской великого живописца стали хорошей школой для начинающего художника. Под влиянием таланта своих учителей он начинает понимать, что его любимый жанр - пейзаж, только тогда приобретает художественность, трогает разум и душу человека, когда через цвет и тени красок передает правду жизни. Позднее исследователи творчества художника отмечали, что в пейзажах живописца всегда невидимо присутствовал человек, его дух.

С 1897 года В.Бялыницкий-Бируля начинает показывать свои картины на выставках Московского объединения любителей искусств и Московского общества художников, на Международных выставках и конкурсах, где его работы все чаще и чаще отмечаются и становятся заметными.

С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Его пейзаж «Вечные снега», экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1904 году В.Бялыницкого-Бирулю избирают членом Общества передвижных выставок (передвижников), а через четыре года он удостаивается звания академика живописи.

Большой успех пришел к художнику в 1911 году, когда его картина «Час тишины» получила почетную медаль в Мюнхене и бронзовую - в Барселоне. Это признание стало одним из высших достижений мастера.