Знакомство малышей с музыкальными инструментами. Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа. Музыкальное занятие с презентацией

Анастасия Саввина
Конспект музыкального занятия «Знакомство с инструментами»

Рождение музыки

Ведущий :

Здравствуйте, дорогие ребята! Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками : это журчание ручейка и шелест листьев, ворчание закипающего чайника и шум транспорта, раскаты грома и пение птиц, плеск волн и сердитое завывание ветра. Видите, какое многообразие звуков окружает нас.

Что такое звук? Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и на человеческий.

Звуки делятся на шумовые и музыкальные .

Все на свете дети знают :

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий ропот.

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть еще другие :

Не шуршания, не стука –

Музыкальные есть звуки .

К шумовым относятся : скрип двери, стук дождя, рёв мотора и т. д. Музыкальные звуки издают человеческий голос и музыкальные инструменты . И сейчас мы отправимся в глубь истории, чтобы узнать как появились первые инструменты .

Людей давно волнует вопрос : «Когда возникла музыка . Ещё в глубокой древности было сложено немало легенд о происхождении музыки . Древние греки считали, что музыка дарована им богами . Учёные же на основе археологических и этнографических исследований установили, что музыка появилась ещё в первобытном обществе. У древних людей она была связана с их повседневной жизнью. Женщины напевали, баюкая детей, воинственные возгласы мужчин повергали в ужас врагов. Музыка , её ритм и мелодия оказывали сильное эмоциональное воздействие. Какой была первобытная музыка , мы не знаем, но, вероятно, не очень благозвучной. В ней было много звукоподражаний : в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего их мира – крики диких зверей и птиц. Главным элементом первобытной музыки был ритм . Когда древние люди плясали вокруг костра, они задавали ритм танцу, ударяя камнем о камень. Потом люди заменили камни колотушками, трещотками, погремушками из высушенных плодов, внутрь которых помещали мелкие камешки. От них и пошли ударные инструменты – барабан , бубен, треугольник, колокольчики, тарелки, ксилофон, литавры. Звуки возникают в этих инструментах при ударе рукой , металлической палочкой или специальной колотушкой. Тарелки нужно ударять одна о другую, а бубен встряхивать.

В те далёкие времена, когда люди охотились на диких зверей с луком и стрелами, они заметили, что если слегка прикоснуться пальцами к туго натянутой тетиве лука, она начинает звучать, издавая красивые звуки. Тогда-то и появились первые струнно-щипковые инструменты : кифара, лира, арфа.

Струнно-щипковыми эти инструменты называются потому , что у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь» , если их перебирать или пощипывать пальцами. В Древней Руси музыканты на весёлых пирах в княжеских теремах играли на гуслях, балалайках и домрах. Примерно триста лет назад в Испании появился новый струнный инструмент , столь популярный и любимый в наши дни – гитара. Скрипка, виолончель и контрабас тоже струнные инструменты , но звук извлекается не пальцами, а с помощью смычка. Смычок – это длинная трость с натянутым конским волосом . Смычок держат в правой руке и водят им по струнам.

В старину пастухи в деревнях частенько наигрывали на дудочке, сделанной из обыкновенного тростника с несколькими дырочками. Звук такой дудочки певучий, нежный, похожий на журчание весеннего ручейка. Позднее дудочки стали делать из разных пород деревьев. Так появились флейта, гобой и кларнет. Такие музыкальные инструменты называются духовыми .

В оркестре русских народных инструментов можно услышать жалейку – небольшую трубку из дерева или тростника. На боковых стенках жалейки есть отверстия. Зажимая их пальцами, можно извлекать звуки разной высоты.

Прошло время…. Люди изобретали всё новые и новые инструменты .

Фортепиано – инструмент клавишный струнно-молоточковый. Этот инструмент , пожалуй, самый популярный в мире. Он является незаменимым помощником и певца и композитора. Большие концертные залы обычно украшает концертный рояль. Рояль похож на фортепиано, но массивнее его. Орган – самый большой инструмент . На нём играют как на фортепиано, нажимая клавиши. Вот только инструмент этот не струнный , а духовой. Предком органа можно считать древний инструмент , состоящий из соединённых в ряд или по окружности трубок : воздух в которые вдувался ртом. У органа не простая судьба. В Византии на нём играли при дворе императора и в цирке. Потом церковь запретила орган. Действовал этот заперт триста лет. Каждый орган неповторим и строится по специальному проекту. Внутри него есть комнаты, лестницы, потолки. Сто лет назад в этих помещениях трудились рабочие во время концерта, они вручную качали меха. В наше время эту работу выполняют электромоторы. В современных органах – тысячи труб. Самые большие более десяти метров, самые маленькие – десять миллиметров. Играть на органе очень сложно. Исполнитель сидит на длинной скамье, рядом обычно находится помощник. Перед органистом находится множество кнопок, ручек и переключателей, несколько клавиатур для рук и одна педаль для ног. Звучание органа производит неизгладимое впечатление. Музыку для органа писали многие композиторы. Самые замечательные произведения были созданы И. С. Бахом.

А с появлением электричества появились электро-музыкальные инструменты : синтезаторы, электро-гитары и т. д.

Публикации по теме:

В преддверии Дня Защитника Отечества задумались мы, что подарить нашим любимым папам и дедушкам. В "рубашки" мы их уже одевали, отправляли.

Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят.

Конспект НОД с использованием презентации «Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием». Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Знакомство с музыкальными инструментами.

Консультация для воспитателей «Речевые игры с музыкальными инструментами» "РЕЧЬ И МУЗЫКА" В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов.

Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию образовательную деятельность по проекту, который мы ведем в этом году старшей группе.

Цель занятия:

Дидактический материал: Изображения рояля и клавесина, портреты композиторов (И.С.Бах, Ф.Шопен), аудио (видео) записи произведений.

Методические рекомендации: Занятие может проводиться как в первой, так и во второй половине дня. Время проведения занятия 20 минут. Основной метод для достижения цели занятия – словесный, т.е. беседа с детьми. Не менее важен практический метод: демонстрация иллюстраций (слайдов, видеозаписей), наглядное исследование инструмента (пианино), прослушивание произведений, передача впечатлений в танцевальной импровизации. Для закрепления материала необходима итоговая беседа с детьми и краткое повторение пройденного на последующих 2-3 занятиях.

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Сегодня мы поговорим о семье инструментов, один из которых вы хорошо знаете.

Как называется инструмент, на котором я играю?
(Ответ детей).

Музыкальный руководитель: Правильно, этот инструмент называется пианино.

А знаете ли вы, что у пианино есть старший брат? Этого брата зовут рояль, что в переводе с французского означает «королевский». Посмотрите внимательно. Чем похожи эти братья-инструменты?

Педагог показывает изображения пианино и рояля. Дети старшего возраста самостоятельно ищут сходство. Малышам сравнение делает педагог.

Музыкальный руководитель : И у пианино, и у рояля есть клавиши, на которые нажимает музыкант. Посмотрите: белые клавиши идут подряд, черные чередуются: две-три-пропуск, две-три-пропуск. Все эти клавиши составляют клавиатуру. Давайте посмотрим, какие клавиатуры у пианино и рояля. Совершенно верно, они одинаковые.

И у пианино, и у рояля есть педали, на которые пианист нажимает ногами. Давайте послушаем, для чего нужны педали.

Наглядная демонстрация.

Правая педаль удлиняет звук. Даже если нажать клавишу и убрать руку, инструмент будет звучать. Давайте послушаем, что происходит со звуком, когда мы нажимаем левую педаль. Правильно, звучание инструмента становится тише.

Чем же отличаются пианино и рояль? Рояль-это большой инструмент, у него мощный звук и поэтому на рояле играют в концертных залах, таких, например, как филармония и капелла.Пианино меньше размером, звучит оно не так ярко, но зато его можно поставить в квартире.

Как же появляется звук у рояля и пианино? Пианист нажимает на клавишу. Клавиша соединяется с молоточком, который бьет по струне. Внутри инструмента закреплено множество струн. Они разной длины и толщены. У самых низких звуков самые толстые струны. Чем выше звук, тем тоньше струна. Давайте посмотрим, как это происходит.

Дети вместе с педагогом рассматривают устройство пианино.

Музыкальный руководитель: А теперь я вам покажу еще один инструмент.

Педагог показывает изображение клавесина.

Это дедушка рояля – клавесин. Посмотрите, как они похожи. Посмотрим, чем же они отличаются?

Педагог показывает картинку с инструментом. Дети старшего возраста ищут сходство самостоятельно. Малышам сравнение делает педагог.

Музыкальный руководитель: У клавесина две клавиатуры. Он очень красиво украшен, нет педалей и размер клавесина намного меньше, чем рояля. Как вы думаете, зачем понадобилось придумывать рояль, если у музыкантов уже был такой красивый инструмент, как клавесин?
(Ответ детей старшего возраста).

Музыкальный руководитель: Клавесин замечательный инструмент. Множество красивых произведений написано для него. Но есть у него одна особенность: его громкость всегда одинакова. Послушайте: на пианино я могу сыграть тихо, могу очень громко.

Наглядная демонстрация.

Поэтому пианино и рояль называют фортепиано («форте» — громко, «пиано» — тихо). А на клавесине, как бы я ни старалась, громкость звука будет одинаковой.

Педагог показывает портрет И.С.Баха

Это был очень серьезный композитор, и сочинял он очень серьезную музыку. Мы послушаем Прелюдию. Это скорее пьеса-упражнение. Бах написал ее для своих детей, когда они учились играть на инструменте. Садитесь поудобнее, сейчас вы услышите голос дедушки-клавесина.

Звучит Прелюдия до-мажор. ХТК 1 том

Музыкальный руководитель:Вам понравился клавесин? А теперь давайте послушаем произведение, которое исполняется на рояле. Эту пьесу сочинил польский композитор Фредерик Шопен.

Педагог показывает портрет Ф.шопена

Этот композитор написал великое множество красивых произведений для фортепиано. Он и сам был виртуозным пианистом. Мы будем слушать ноктюрн. «Ноктюрн» в переводе обозначает «ночной». Представьте себе: лето, тихая ночь, окно распахнуто в сад. В кресле сидит Шопен.Он думает о чем-то и в голове его звучит эта музыка. Устраивайтесь поудобнее и послушайте, о чем рассказывает нам Ноктюрн.

Звучит Ноктюрн №1, опус 9

Музыкальный руководитель: Вам понравился голос рояля? А ноктюрн? А теперь расскажите мне, какое настроение было у Шопена, когда он сочинял этот Ноктюрн?(Ответы детей).

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, с какими инструментами мы сегодня познакомились? Как называются пианино и рояль? Почему? Чем они отличаются от клавесина? Произведения каких композиторов мы слушали?
(Ответы детей).

Музыкальный руководитель : Теперь я хочу предложить вам танцевальную импровизацию на музыку Шопена. Внимательно слушайте музыку, и постарайтесь движениями передать настроение и характер пьесы.

Танцевальная импровизация. Ноктюрн №2, опус 9.

«Знакомство с музыкальными инструментами»

Конспект внеклассного мероприятия для детей подготовительной к школе группы

Актуальность Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение - это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом.

Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок - сама эмоция, и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить.

Цель: познакомить с музыкальными инструментами, рассказать о методах и формах обучения детей игре на музыкальных инструментах.

Задачи: - воспитание любви к музыке;

Развитие музыкальных и творческих способностей;

Знакомство с музыкальными инструментами;

Формирование начала музыкальной культуры;

Приобщение детей к деятельности в области искусства;

Развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.

Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, вечерах развлечений, концертах.

Поэтому мы решили провести внеклассное мероприятие-экскурсия в музыкальную школу «Знакомство с музыкальными инструментами», которое проходило в период с сентября по декабрь 2012 года.

Наше внеклассное мероприятие состоит из двух этапов:

1 этап-занятие в детском саду «Знакомство с музыкальным инструментом-скрипкой». Приглашение музыкантов.

2 этап-экскурсия в музыкальную школу.

1 этап

Занятие «Знакомство с музыкальным инструментом - скрипкой»

Цель : Продолжать расширять знание детей о музыкальных инструментах. Дать новую информацию об уже известном им инструменте -скрипке. Познакомить с выразительными возможностями её звучания: соло, в ансамбле или оркестре. Подробно ознакомить со строением скрипки.

В дидактической игре закрепить умение различать струнные инструменты по тембру - одному из средств музыкальной выразительности Расширять словарь детей музыкальными терминами.

Предварительная работа : договориться с преподавателем класса скрипки ДМШ и назначить день совместного занятия в детском саду; повторить с детьми названия знакомых струнных инструментов, закрепить умение на слух определять их тембр.

Словарная работа : соло, ансамбль, смычок, дека, эфа, гриф, струны.

Ход занятия

На занятие пригласить педагога ДМШ по классу скрипки Величкину Марину Александровну и ансамбль скрипачей под ее руководством.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем слушать необыкновенную музыку. Пожалуйста, будьте внимательны, потому что вам предстоит встреча с красотой.

Слушание пьесы К.В Глюка «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» (переложение для скрипки) в записи.

Кто скажет, какой звучал инструмент? У этой музыки какое настроение?

Какие чувства она у вас вызвала? (Ответы.)

Правильно, звучала скрипка. Вот она, посмотрите! (Показ иллюстрации.) Обратите внимание, как она красива и изящна. Ребята, а вы бы хотели увидеть настоящую скрипку, как и чем на ней играют, и послушать, как она звучит? (Ответы.) Тогда, самое время пригласить учительницу музыкальной школы -Величкину Марину Александровну. Она сама прекрасно играет на скрипке и учит этому детей.

(входит Марина Александровна, приветствует детей и все с ней здороваются)

Музыкальный руководитель: Сегодня на занятии мы поближе хотели бы познакомиться со скрипкой, и лучше, чем вы, о ней не расскажет никто. Наши дети с удовольствием послушают ваш увлекательный рассказ о скрипке.

(Слово предоставляется Марине Александровне. Ее рассказ сопровождается показом инструмента)

Марина Александровна: Посмотрите на скрипку, она действительно красива и изящна: у нее тонкая «талия», плавные закругления. Вот эта верхняя доска скрипки называется верхняя дека, постарайтесь запомнить это слово - дека. А эти отверстия на верхней деке называются эфы. Давайте повторим - эфы. К корпусу прикреплен гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты струны. Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка (Показ.) Смычок -это трость или древко, на который натянут конский волос. Давайте аккуратненько потрогаем и убедимся, что это настоящий конский волос.

(Дети изучают строение смычка поближе. Затем преподаватель снова продолжает свой рассказ).

Марина Александровна: Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, то звук быстро угаснет. Попробуйте-ка вспомнить струнные инструменты, на которых играют при помощи медиатора или пальцев.

(Дети перечисляют: гитара, мандолина, балалайка, арфа, гусли).

Марина Александровна: Молодцы, видите, как много струнных инструментов вы перечислили. А вот смычок помогает скрипке продлевать звук: его можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и звук будет тянуться. Вот посмотрите и послушайте (Показ.) Поэтому на скрипке хорошо исполнять певучие, плавные, непрерывающиеся мелодии. Не зря говорят, что скрипка поет. Тембр скрипки близок человеческому голосу. Поэтому, когда мы ее слышим, нам кажется, будто скрипка что-то рассказывает, а иногда даже плачет, как человек …

(Послушать фрагмент «Жалобы Эвридики» со стонущими, плачущими, тоскующими интонациями)

А сейчас я хочу вам исполнить маленькую пьеску, которая называется

(на усмотрение преподавателя).

Марина Александровна: Ее я буду играть одна. Такое исполнение называется соло. Итак, запомните, когда человек поет, играет на инструменте или танцует только один, называется как, ребята? (Соло.) Правильно! Послушайте, я вам сыграю соло.

Исполнение небольшой пьесы преподавателем.

Марина Александровна: А вы знаете, как называется, когда несколько музыкантов, танцоров или певцов исполняют вместе? (если дети не вспомнят, напомнить и повторить - ансамбль.) Правильно! Сегодня вместе со мной к вам пришли мои воспитанницы - ансамбль скрипачей. Давайте их пригласим и попросим нам что-нибудь сыграть.

Входят девочки из ансамбля скрипачей при ДМШ под рук.Величкиной М.А..

Марина Александровна: Сейчас ансамбль скрипачей исполнит для вас пьесу (на выбор преподавателя)

Воспитатель: Нам очень понравилось, правда, ребята? Когда наши дети пойдут в школу, они тоже могут записаться в музыкальную школу и научиться также красиво играть на скрипке. А пока мы понарошку возьмем свои скрипки в руки и пойдем на полянку к зайцам, которые очень любят плясать под скрипку. Вот эта половина детей у нас будут зайки, а вот эта половина - музыканты, который умеют играть и на скрипке, и на балалайке, и на барабане. Посмотрим, под какой же инструмент больше всего нравится плясать зайкам.

Инсценирование песни «Веселый музыкант» (сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко)

Воспитатель: Итак, ребята, про какой инструмент мы сегодня с вами говорили? А вам понравилось звучание скрипки? Хорошо ли вы запомнили его звук? И не перепутаете с другим инструментом? (ответы детей)

Это можно проверить в игре «Узнай, что звучит». Поиграем? За ширмой спрятались музыкальные инструменты и просят вас узнать их по звучанию. Сумеем? Тогда слушайте внимательно, какой инструмент сейчас звучит.

Дидактическая игра «Узнай инструмент по тембру».

Марина Александровна: Дорогие ребята! Мне понравилось, что вы очень любите музыку и много о ней знаете. Спасибо вам за приглашение! Ждем вас в нашей школе, где можно попасть в волшебный мир музыки и узнать о ней еще больше!

Воспитатель: Давайте поблагодарим Марину Александровну и ее ансамбль скрипачей за интересный и увлекательный рассказ и прекрасное исполнение пьес!

(дети благодарят и прощаются.)

На этом наше занятие окончено!

2 этап.

«Экскурсия в музыкальную школу»

7 декабря была организована экскурсия в музыкальную школу №33. Преподавателями ДМШ подготовлена встреча с нашими дошкольниками и проведена интерактивная беседа педагогов и учащихся музыкальной школы. Воспитанники активно участвовали в беседе о музыкальных инструментах, о многообразии музыкальных жанров, исполняли предложенные педагогами музыкальной школы небольшие вокальные произведения. Неподдельный интерес у детей вызвали музыкальные инструменты - рояль, флейта, аккордеон, скрипка. Учащиеся музыкальной школы представили небольшой концерт классических произведений. Дошкольники слушали с большим интересом. По окончании концерта преподаватели музыкальной школы дали детям возможность поиграть на музыкальных инструментах.

Заключение.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Цель:

Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.

Образовательные:
Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении.
Формировать умение правильно называть шумовые инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу.
Обогащать словарный запас детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с муз. инструментами

Цель:
Развитие музыкальных способностей через игру на шумовых инструментах.
Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:
Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении.
Формировать умение правильно называть шумовые инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу.
Обогащать словарный запас детей.

Методы:
Словесный (загадки, беседа).
Наглядный (презентация, шумовые инструменты).
Практический (игра на ложках, игра с бубном, танец с погремушками, песня - танец).
Игровой (игра с бубном).

Дети под музыку заходят в зал, встают в общий круг.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте».
Дети тоже поют приветствия.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Здравствуйте, ладошки хлоп - хлоп - хлоп
Здравствуйте, ножки - топ - топ - топ
Здравствуй те, глазки - мырг, мырг, мырг
Здравствуй, мой носик - пип - пип - пип
Здравствуйте, ушки - ух - ух - ух
Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Ребята, хотите отправиться на экскурсию в Городок музыкальных инструментов?

Ответы детей.

Хорошо. Чтобы отправиться на экскурсию мы должны выполнить ритмическую разминку. Вы готовы? Будьте очень внимательны, прислушивайтесь к музыкальному сопровождению, движения выполняйте ритмично.

РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

После проведения Ритмической разминки дети рассаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель.

Ребята, мы с вами прибыли в Городок музыкальных инструментов.

Какие инструменты вы знаете?

Ответы детей.

Нас почему-то никто не встречает. Давайте потанцуем и поиграем. Может быть, кто-нибудь выйдет из домика?

Танец по показу.

Давайте постучимся в первый домик, узнаем, кто же живет в этом домике. Педагог задает ритмический рисунок, дети повторяют. Из одного домика появляется загадка.

Я круглый словно солнышко, только с бубенцами
Звучу я очень звонко услышите вы сами,
Когда в руки меня возьмете, ударите ладошкой
Звучать я буду громко-громко
Угадайте, кто я?

Бубен

Ответы детей.

Правильно, ребята, это бубен. Бубен - это ударный инструмент, потому что мы по нему ударяем, а он нам отвечает своим звонким звучанием. Давайте поиграем с бубном.

ИГРА С БУБНОМ

Дети стоят по кругу, трое детей стоят в кругу с бубнами. Дети с бубнами ритмично ударяют в бубен под музыкальное сопровождение, остальные дети двигаются по кругу. На вторую часть музыки дети присаживаются и «засыпают», а дети с бубном тихонько выходят из круга, кладут бубны за своих товарищей и присаживаются рядом. На громкий аккорд дети просыпаются, оглядываются, находят бубны, встают в круг и игра продолжается.

Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. Вот какой веселый бубен, даже поиграл с нами. Интересно, а кто же живет в следующем домике? Давайте постучим.

Две подружки удалые, расписные, хохломские Быть одной никак нельзя, вы узнали нас, друзья?

Ложки

Правильно, ребята, это ложки. Посмотрите, какие они красивые, яркие, расписные, сделаны из дерева. Играют на ложках спинками - горбинками, поглаживая их. Давайте попробуем, как у нас получится.

Песня ЛОЖКИ

Молодцы, у нас с вами получился ансамбль ложкарей. Давайте повторим «ансамбль ложкарей». Хорошо. Положите ложки обратно в горшочек, пусть они отдыхают. А мы заглянем еще в один домик и узнаем, кто же там живет?

Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка.

Попаду в руки ребенку
Заиграю звонко - звонко
Не зря веселая игрушка
А зовусь я ….
Погремушка

Правильно, ребята, это погремушка.

Погремушки в руки взяли
Они громко зазвучали
Погремушки веселят
Сидеть на месте не велят
В круг скорее все вставайте
С ними пляску начинайте!

ПЛЯСКА С ПОГРЕМУШКАМИ

Молодцы, ребята. Поплясали от души. Но у нас еще один домик не открытый. Кто же в нем живет? Сейчас узнаем.

Музыкальный руководитель задает ритмический рисунок, дети его повторяют. Из домика появляется загадка.

Инструменты всем на диво
Смотрите - загляденье
В них фасоль и макароны - просто объедение
Как звучат они? Не знаем
Очень хочется узнать
Нужно смело взять их в руки
И всем дружно поиграть!

Ребята, что же это за инструменты такие? А у нас здесь есть сундучок. Вы хотите узнать, что же в нем лежит? Сейчас мы его откроем. Ой, какие -то незнакомые инструменты. Не про эти ли инструменты была загадка? Посмотрите, здесь фасоль, а здесь макароны, а здесь рис, горох… Давайте на них поиграем и послушаем как они звучат.

Ребята играют на инструментах их бросового материала, затем говорят свои впечатления.

Молодцы, ребята, посмотрите внимательно, все ли домики открылись?

Ответы детей.

Ребята, вам понравилась экскурсия?

Где мы с вами побывали? С какими инструментами повстречались?

Вы хотели бы еще отправиться в Городок музыкальных инструментов?

Мне было очень приятно с вами путешествовать сегодня. Но нам пора прощаться с вами.

Музыкальный руководитель поет «До свидания».

Дети поют «До свидания» и уходят в группу.


Репина Вера Андреевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №22 "Орлёнок"
Населённый пункт: город Карпинск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знакомство с ударными и шумовыми музыкальными инструментами"
Дата публикации: 24.12.2015
Раздел: дошкольное образование

Открытое занятие. «Знакомство с ударными и шумовыми музыкальными инструментами» Ранее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объёма и непроизвольно, и распределить его в силу возрастных особенностей они не могут. Поэтому организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребёнка к объекту. От умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого при обучении используется приёмы наглядности, занимательности. По мнению учёных, психологические основы обучения закладываются с рождения. Уже в раннем детстве нужно создавать условия для успешного развития природных задатков ребёнка. Б.М. Теплов считал, что «способность существует только в движении, только в развитии… И развитие это осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности». При правильных воспитательных приёмах на третьем году жизни у детей совершенствуется восприятие и в результате возникает способность наблюдать. Самые большие изменения на третьем году жизни ребёнка происходят в развитии его речи и в умственном развитии. Быстро увеличивается словарный запас ребёнка. Не только вновь услышанные слова, но целые обороты речи и сложные предложения становятся достоянием ребёнка. Он с лёгкостью повторяет на память стихи, песенки, сказки. Также у детей на третьем году жизни появляется и эстетическое чувство. Они, например, с явно выраженным удовольствием слушают инструментальную музыку и пение, ещё и ещё просят повторить знакомые им песенки. Но чтобы психическое развитие ребёнка происходило правильно, нужны определённые условия жизни и воспитания. Для этого музыкальный руководитель ставит задачи музыкальной работы с детьми третьего года жизни:
 Развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные особенности его звучания (громкое – тихое, высокие – низкие регистры); запоминать музыку;  Побуждать детей к подпеванию и пению;  Развивать умение связывать с музыкой движения – в сюжетных играх, в упражнениях и плясках;  Учить детей простейшим совместным движениям. Также одним из важных условий музыкального развития малыша следует считать создание музыкальной среды, которая включает: систематическое звучание классической и народной музыки, игры на музыкальных инструментах (погремушки, музыкальные молоточки, бубен, деревянные ложки и т.д.), игры под музыку вместе со взрослыми. И сегодня вашему вниманию предлагается занятие. «Знакомство с ударными и шумовыми музыкальными инструментами» Цель: Развитие музыкальных способностей через игру на ударных и шумовых инструментах. Создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их музыкального кругозора, пробуждению интереса ко всем видам музыкальной деятельности. Задачи: Образовательные: Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении. Формировать умение правильно называть шумовые инструменты, ритмично играть на них, прислушиваться друг к другу. Обогащать словарный запас детей. Развивающие: Совершенствовать двигательную активность детей, координацию движений и свободного перемещения в пространстве. Развивать чувство ритма, музыкальную память,
При помощи опытно - экспериментальной деятельности развивать воображение, творческую фантазию. Формировать умение реагировать на смену частей музыки. Воспитательные: Вызвать желание и интерес к игре на шумовых инструментах. Воспитывать любознательность, самостоятельность, активность при выполнении заданий. Методы: Словесный (загадки, беседа). Наглядный (презентация, ударные и шумовые инструменты). Практический (игра на ложках, пляска с бубном, игра с погремушками, игра «Дудочка-дуда», танец с колокольчиками). Предварительная работа: Разучивание песен с движениями. Игра на музыкальных инструментах. Индивидуальная работа: Воспроизведение ритмических рисунков по просьбе педагога. Поощрение детей за выполненное задание. Активизировать малоактивных детей. Оборудование: Мультимедийная установка. Детские ударные и шумовые инструменты: ложки, погремушки, колокольчики по количеству детей, бубен, дудочка, трещотки, кряколка. Приемы: Музыкальное приветствие. Отправление в город музыкальных инструментов. Загадки.
Игры, подвижные танцы. Музыкальный репертуар: Коммуникативная игра «Здравствуйте!» Игра «Дудочка-дуда». Слова народные, музыка Ю. Слонова. Танец с колокольчиками. Музыка А. Спадавекиа «Добрый жук» Пляска с бубном. Русская народная песня «Ай, все кумушки, домой» Танец с хохломскими ложками. Русская народная песня «Я на горку шла» Игра с погремушками. Слова О. Высотской, музыка А.Лазаренко
Ход занятия
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ЗДРАВСТВУЙТЕ» Журнал «Музыкальная палитра». Здравствуйте, ладошки хлоп - хлоп - хлоп Здравствуйте, ножки - топ - топ - топ Здравствуй, мой носик - пип - пип - пип Здравствуйте, дети, здравствуйте! Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы попали в Городок музыкальных инструментов. Посмотрите, сколько здесь красивых домиков. В них наверно кто-то живёт. Давайте постучимся в первый домик, узнаем, кто же живет в этом домике. Педагог играет ритмический рисунок. Из этого домика появляется загадка. Я круглый словно солнышко, только с бубенцами Звучу я, очень звонко услышите вы сами, Когда в руки меня возьмете, ударите ладошкой Звучать я буду громко-громко Угадайте, кто я?
Бубен

Ответы детей. Правильно, ребята, это бубен. Бубен - это ударный инструмент, потому что мы по нему ударяем, а он нам отвечает своим звонким звучанием. Давайте поиграем с бубном. ПЛЯСКА С БУБНОМ Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. Вот какой веселый бубен, даже поиграл с нами. Интересно, а кто же живет в следующем домике? Давайте постучим. Музыкальный руководитель играет ритмический рисунок. Из домика появляется загадка. Две подружки удалые, расписные, хохломские. Быть одной никак нельзя, вы узнали нас, друзья?
Ложки
Правильно, ребята, это ложки. Посмотрите, какие они красивые, яркие, расписные, сделаны из дерева. Играют на ложках спинками - горбинками, поглаживая их. Давайте попробуем, как у нас получится. ИГРА НА ЛОЖКАХ Молодцы, у нас с вами получился ансамбль ложкарей. Давайте повторим «ансамбль ложкарей». А мы заглянем еще в один домик и узнаем, кто же там живет? Музыкальный руководитель играет ритмический рисунок. Из домика появляется загадка. Попаду я в руки детям Заиграю звонко - звонко Не зря веселая игрушка А зовусь я ….
Погремушка
Правильно, ребята, это погремушка. Погремушки в руки взяли
Они громко зазвучали Погремушки веселят Сидеть на месте не велят В круг скорее все вставайте С ними пляску начинайте! ИГРА С ПОГРЕМУШКАМИ Молодцы, ребята. Поплясали от души. Ой, ребята, а тут самый маленький домик, кто же в нём живёт? Музыкальный руководитель играет ритмический рисунок. Из домика появляется загадка. Звук хранится непростой В дырках палочки пустой. Кто на дырочки нажмет И подует, тот поймет.
Дудочка
Правильно, это дудочка. Русский народный музыкальный духовой инструмент. Но у нас еще один домик остался не открытый. Кто же в нем живет? Сейчас узнаем. Музыкальный руководитель играет ритмический рисунок. Из домика появляется загадка. Колокольчик всем на диво Как звучит он? Мы не знаем… Очень хочется узнать Нужно смело в руки взять И всем дружно поплясать! ТАНЕЦ С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ
Молодцы, ребята, посмотрите внимательно, все ли домики открылись? Ответы детей. Ребятки, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Гости наши из музыкальной школы. Музыкальная школа – это то место, где ребят учат петь и исполнять музыку разного характера. Весёлую, быструю, медленную, грустную. Сегодня ребята исполнят весёлую песенку, называется она «Долговязый журавель». Ребята принесли свои инструменты. Давайте посмотрим, а какие инструменты у них есть. (Достаём по одному инструменту и называем вместе с детьми – колокольчик, ложки, дудочка, бубен, маракас, трещотка и кряколка). А маракас, трещотка и кряколка нам ещё не знакомы. Давай посмотрим какие волшебные звуки они издают. (Показываем как звучат эти инструменты). И посмотрим как же можно петь и одновременно играть на таких прекрасных инструментах. ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «ДОЛГОВЯЗЫЙ ЖУРАВЕЛЬ»