А хачатурян биография. Арам Ильич Хачатурян: гений армянской культуры

АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН (1903-1978)

Арам Ильич Хачатурян – художник яркой,своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающаясвежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями иритмами народных песен и танцев Востока. Именно народное искусство явилосьисточником глубоко своеобразного творчества этого выдающегося композитора. Всвоих произведениях он также опирался на традиции мировой, и в первую очередьрусской музыки.

ТворчествоХачатуряна разнообразно по содержанию и по жанрам. Композитор писал балеты,симфонические произведения, сонаты и концерты для различных инструментов,песни, романсы и хоры, музыку для театра и кино. Среди лучших его произведений– балеты «Гаянэ» и «Спартак», вторая симфония, фортепианный и скрипичныйконцерты, музыка к драме Лермонтова «Маскарад».

БИОГРАФИЯ

Детство июность. Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тбилиси в семьепереплетчика. Его мать любила петь народные армянские песни, и эти напевыглубоко запечатлелись в душе ребенка. Незабываемое впечатление оставилоискусство народных певцов-ашугов, в исполнении которых звучали песниАзербайджана, Грузии, Армении.

Под впечатлениемуслышанных народных мелодий мальчик забирался на чердак дома и часамивыстукивал полюбившиеся ему ритмы на медном тазе. «Эта первоначальная моя«музыкальная деятельность» - рассказывал Хачатурян, - доставляла мненеописуемое наслаждение, родителей же приводила в отчаянье…»

Материальноеположение семьи было настолько стесненным, что о музыкальном образовании Арамне мог и мечтать. Поэтому появление в доме плохонького, приобретенного за грошипианино стало для мальчика большим событием. Сначала одним пальцем, а затем спримитивным аккомпанементом он стал подбирать по слуху мелодии народных песен итанцев. «Тогда я совсем осмелел, - вспоминал Хачатурян, - и начал варьироватьзнакомые мотивы, сочинять новые. Помню, какую радость доставляли мне эти –пусть наивные, смешные, неуклюжие, - но все же первые попытки композиции».

Когда Арамуисполнилось десять лет, он поступил в коммерческое училище. Самостоятельнонаучившись играть на духовых инструментах, он участвовал в любительском духовоморкестре.

В шестнадцать летХачатурян впервые попал в оперный театр, где услышал оперу «Абесалом и Этери» - классику грузинской музыки Захария Палиашвили. Впечатление было столь сильным,что мечта учиться музыке стала неотступной.

Наконец в 1921году в судьбе юноши наступил перелом. В Тбилиси приехал его старший брат СуренХачатурян, режиссер Московского Художественного театра. Заметив влечение Арамак музыке, Сурен Ильич взял его с собой в Москву.

Годы учения. В возрасте 19 лет юноша сдал экзамен в Московскиймузыкальный техникум имени Гнесиных. У него не было даже элементарнойподготовки. Выручили отличный слух, музыкальность, прекрасная память. ЕленаФабиановна и Михаил Фабианович Гнесины, опытные педагоги, сразу же распознали вюноше природное дарование. И вот начались годы учения – большего, настойчивоготруда, сомнений, успехов, разочарований.

Вначале Хачатурянучился играть на виолончели и фортепиано. Но скоро становится ясно, чтоосновное его призвание – композиция. В лице Михаила Фабиановича он нашелчуткого педагога, сумевшего быстро развить его природные способности. Уже втехникуме начинающий композитор написал «Танец» для скрипки с фортепиано и«Поэму» для фортепиано. Эти произведения были изданы с успехом.

С 1929 по 1934годы Хачатурян учится в Московской консерватории. По классу сочинения онзанимается у М.Ф. Гнесина, а позднее у Н.Я. Мясковского. Теперь все своевнимание он отдает творчеству. В эти годы он пишет «Токкату» для фортепиано,трио для кларнета, скрипки и фортепиано, «Танцевальную сюиту» длясимфонического оркестра.

Уже здесьпроявились черты, ставшие типичными для более зрелых его произведений. Преждевсего, это певучие мелодии народного характера, сочные, свежие гармонии,праздничная оркестровка. Самобытность и оригинальность таланта Хачатурянатеперь начинает признаваться не только музыкантами. Известность его быстрорастет и среди широких масс слушателей.

В качестведипломной работы молодой композитор представил первую симфонию, посвященнуюСоветской Армении. Хачатурян блестяще оканчивает консерваторию. Его имязанесено на Доску почета. В дальнейшем он совершенствует свое мастерство,занимаясь в аспирантуре.

Началосамостоятельного пути. После окончания консерватории композитор много иупорно работает над своими новыми сочинениями. Он обращается к различнымжанрам. Среди созданного на протяжении 30-х годов наиболее удачными оказалисьбалет «Счастье», фортепианный и особенно скрипичный концерты. Заслуженнуюпопулярность завоевала музыка Хачатуряна к драматическим спектаклям(«Валенсианская вдова», «Маскарад») и кинофильмам («Пэпо», «Зангезур»). Активновключается Хачатурян и в общественно-музыкальную жизнь страны, выполняетответственную работу в Союзе композиторов.

Фортепианныйконцерт закончен композитором в 1936 году. Его первым исполнителем былвыдающийся советский пианист Лев Оборин, которому он и посвящен. Концерт имелбольшой успех. В нем проявилась склонность композитора к виртуозному блестящемустилю. Еще ярче стали краски гармонии, острее и выпуклее ритмы, выразительнеемелодия.

В 1940 годуХачатурян создает одно из своих наиболее значительных произведений – скрипичныйконцерт. Здесь творческий облик композитора раскрылся во всей своей полноте.Концерт посвящен его первому исполнителю – известному советскому скрипачуДавиду Ойстраху.

Весну и лето 1939года Хачатурян проводит в Армении, где усиленно работает над балетом «Счастье».В новом для себя жанре балета он воплощает тему – жизнь народа СоветскойАрмении, радость и счастье людей, завоеванные в труде и борьбе.

Спустя два годаХачатурян пишет музыку для спектакля «Маскарад» (по драме Лермонтова) в театреимени Вахтангова.

Годы войны. Наступила Великая Отечественная война. В военные годы Хачатурян создает песни«Капитан Гастелло», «Слава нашей Отчизне», марш для духового оркестра «ГероямОтечественной войны» и другие.

Из произведенийкрупных жанров появляются балет «Гаянэ» и вторая симфония.

Премьерабалета «Гаянэ» состоялась в 1942 году в Перми, куда был эвакуированЛенинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Спектакль прошел согромным успехом.

Сюжет «Гаянэ» развиваетсядраматически напряженно. Герои балета – колхозники и бойцы Красной Армии. Ихсчастье неотделимо от благополучия всего народа. За балет «Гаянэ» композитору в1943 году была присуждена Государственная премия СССР, которую он внес в фондВооруженных Сил Советского Союза.

Втораясимфония получила название «Симфонии с колоколом». Она передает переживаниясоветских людей в годы войны. В четырех частях симфонии отражены страдания,скорбь по погибшим, воспоминания о счастье и радости, предчувствие грядущейпобеды.

В 1944 годуХачатурян пишет Государственный гимн Армянской ССР.

Послевоенныйпериод. В послевоенные годы музыкальная деятельность композиторазначительно расширяется. Начиная с 1950 года – он профессор по классукомпозиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных.Хачатурян-педагог главное внимание уделял развитию творческой индивидуальностибудущих композиторов, национальной природы их дарования. Из его класса вышлитакие известные композиторы, как А. Эшпай, Р. Бойко, Э. Оганесян, М. Таривердиеви другие.

В 1950 годуначалась дирижерская деятельность композитора. Первый концерт, где дебютировалХачатурян-дирижер, состоялся в Москве в Доме ученых. Под управлением авторапрозвучали сцены из балета «Гаянэ» и финал скрипичного концерта. Композиторпосещает с концертами многие города Советского Союза. С большим успехом еговыступления проходят и за рубежом. Но сочинение по-прежнему остается главнойцелью его жизни.

Появляется целыйряд его песен о дружбе народов, о мире. Много музыки Хачатурян пишет длякинофильмов («Русский вопрос», «Сталинградская битва», «Владимир Ильич Ленин»,«У них есть родина» и другие), для драматических спектаклей («Лермонтов» Б.Лавренева, «Макбет» и «Король Лир» У. Шекспира).

В 1946 годуХачатурян заканчивает концерт для виолончели с оркестром и посвящает егопервому исполнителю Святославу Кнушевицкому, выдающемуся советскомувиолончелисту. К 30-летию Октября создана «Симфония-поэма» (симфония № 3).

Капитальноепроизведение послевоенного периода – балет «Спартак», законченный в 1954 году.Впервые он был поставлен на сцене Ленинградского театра имени С.М. Кирова в1956 году, а в Большом театре в Москве – двумя годами позже. Хачатуряна привлекобраз человека, возглавившего беспримерное в истории Древнего мира восстаниерабов. В героическом сопротивлении угнетенных, композитор увидел много общего сборьбой народов за свою независимость.

Позднеетворчество. На протяжении 60-70 годов сочинены три концерта-рапсодии (дляскрипки, для виолончели и для фортепиано – с оркестром). Композитор вновьвозвращается к жанрам камерной инструментальной музыки: он сочиняет сольные«Сонату-фонтазию» для виолончели, «Сонату-монолог» для скрипки и «Сонату-песню»для альта.

С первых жепослевоенных лет получила особый размах общественно-музыкальная деятельностьХачатуряна. Совместно с другими советскими музыкантами композитор побывал вомногих странах мира. Свои концертные выступления он сочетал с беседами,докладами о советской музыкальной культуре, что служило еще большему укреплениюдружественных связей между Советским Союзом и другими странами.

Композитору былоприсвоено почетное звание народного артиста СССР.

Публикации раздела Музыка

Арам Хачатурян: «Я сочетаю разные музыкальные языки»

А рам Хачатурян начал учиться музыке поздно - лишь в 19 лет. До этого он импровизировал, подбирая на слух разные мелодии. Однако уже к 30 годам композитор стал известен всему Советскому Союзу, а чуть позже - и всему миру. В 2014 году рукописи Арама Хачатуряна внесены ЮНЕСКО в Международный реестр всемирного документального наследия «Память мира».

«Старый Тифлис - звучащий город»

Арам Хачатурян родился в 1903 году в пригороде Тифлиса в армянской семье. Первыми впечатлениями его детства стали народные песни, которые исполняли родители. С раннего детства Арам Хачатурян пытался воспроизводить те мотивы, что слышал дома и на улицах. «Старый Тифлис - звучащий город, - писал Хачатурян впоследствии, - музыкальный город. …Вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь дальше - наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс».

Арам Хачатурян участвовал в школьной самодеятельности, но музыке не учился: родители не поддерживали увлечения сына. В семье считалось, что профессиональные музыканты и актеры - это люди без серьезного образования.

Поддавшись желанию отца видеть в нем инженера или врача, Хачатурян поехал Москву - поступать на биологическое отделение физико-математического факультета Московского государственного университета . Но вскоре он поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных . Не имея специальной подготовки, он исполнил на вступительном экзамене романс «Разбей бокал» и сыграл несколько фортепианных пьес. Его приняли, несмотря на большой конкурс. «...Я легко справился со всеми испытаниями слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, несмотря на то, что все эти задания мне приходилось выполнять впервые в жизни», - вспоминал Хачатурян.

Начались нелегкие годы учебы. Хачатуряну приходилось восполнять пробелы в теоретических знаниях, параллельно осваивая виолончель и фортепиано, учиться в университете (который он бросил не сразу) и зарабатывать на жизнь. Сначала он трудился грузчиком в винном магазине, а позже - репетитором и участником церковного хора. Будущий композитор старался находить время, чтобы следить за культурной жизнью столицы: посещал симфонические концерты, спектакли и поэтические вечера.

«Одно непокорное и шумливое дитя»

Уже в первых сочинениях Арама Хачатуряна прослеживались народные мотивы. Он писал, что его музыкальные вкусы с возрастом менялись, но та музыка, которую он впитал в раннем детстве, всегда была «естественной почвой» его творчества.

«Нельзя просто находиться как бы на иждивении народной музыки - «фотографировать» ее, - писал Хачатурян. - Это равносильно топтанию на месте. Нельзя «молиться» на фольклор и бояться его трогать: народные мелодии должны возбуждать фантазию композитора, служить поводом для создания оригинальных произведений».

После окончания музыкального училища Хачатурян поступил в Московскую консерваторию . Там он сначала учился под руководством Михаила Гнесина, а затем стал учеником советского композитора Николая Мясковского. Еще учась в консерватории, Хачатурян начал писать симфонические и камерные произведения. Первой опубликованной композицией стал «Танец для скрипки и фортепиано». В 1932 году появилась «Токката для фортепиано».

«Токката для фортепиано»

«Прошло много лет со дня возникновения этой динамичной блестящей пьесы, но исполнение ее и поныне вызывает энтузиазм публики. Нет профессионала, который не знал бы ее наизусть, не относился бы к ней с чувством горячей симпатии».

Родион Щедрин

Всего за годы учебы в консерватории Хачатурян написал более 50 произведений. Но свой профессионализм предстояло подтвердить в дипломной работе, и композитор создал Первую симфонию, в которой, по словам автора, он стремился воплотить «горе, грусть прошлого, светлые образы настоящего и веру в прекрасное будущее».

В декабре 1942 года прошла премьера балета «Гаянэ». Он появился из первого армянского балета «Счастье», который Хачатурян решил переписать. Многие критики считают «Гаянэ» лучшим достижением современной симфонической музыки, а самым известным фрагментом стал «Танец с саблями». Хачатурян сочинил его по просьбе балетмейстера едва ли не за сутки и отдал ему с надписью: «Черт возьми, в угоду балету». Как сказал о композиции армянский композитор Тигран Мансурян, это «контрапункт армянского свадебного танца из Гюмри и настоящего американского саксофона, приведший к очень интересному и органичному синтезу». Благодаря произведению во многих странах мира Хачатуряна стали называть «мистер «Танец с саблями».

В «Валенсианской вдове» по пьесе Лопе де Веги Хачатурян использовал испанские мотивы. Он получил в подарок пластинки с народными испанскими песнями и был приятно удивлен тем, как они схожи с армянскими. «Я даже подумал: если передать по радио эти записи и объявить, что исполняются народные песни, скажем, Эчмиадзинского района, то многие, вероятно, не усомнились бы», - писал Арам Хачатурян.

«Маскарад» считается лучшей работой Хачатуряна в драматическом театре. Некоторые музыковеды утверждают: если бы даже Хачатурян не написал ничего, кроме вальса к «Маскараду», он все равно бы стал всемирно известным композитором. Сейчас уже невозможно представить бальную сцену произведения Лермонтова без эмоционального накала музыки вальса, его глубины и при этом абсолютной легкости.

Вальс к драме «Маскарад»

«Признаться, именно вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к «Маскараду». Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и «новой», и «хорошей», иными словами - достойной... Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом. В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно «услышал» тему, ставшую второй темой будущего моего вальса».

Во время Второй мировой войны Арам Хачатурян работал на радио, писал патриотические песни и марши. В 1944 году он написал Государственный гимн Армянской ССР.

Долгие годы Хачатурян руководил композиторскими классами в Московской консерватории и училище Гнесиных. Он создал свою композиторскую школу. Его учениками стали Андрей Эшпай, Микаэл Таривердиев , Алексей Рыбников , Эдгар Оганесян и другие известные авторы.

Арам Ильич Хачатурян скончался 1 мая 1978 года. Народный артист четырех республик и СССР похоронен в пантеоне ереванского парка имени Комитаса. Имя Арама Хачатуряна занесено на мраморную доску лучших выпускников Московской консерватории.

А. Хачатурян

В 1922 году в Музыкальном техникуме имени Гнесиных произошел удивительный случай. На вступительный экзамен явился девятнадцатилетний юноша, который, как он сам вспоминал впоследствии, имел «лишь самые смутные представления о нотах», но, тем не менее, бойко сыграл на фортепиано несколько танцевальных пьесок. Он ничего не знал из области истории музыки и музыкальной литературы, но при проверке музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти легко справился со всеми заданиями.

Экзаменаторам было ясно, что перед ними человек одаренный, но как сделать их него музыканта-профессионала и по какой, собственно, специальности? Начинать занятия на фортепиано поздно, ему уже девятнадцать лет. Все-таки решили его принять.

Этот юноша, принятый тогда в техникум имени Гнесиных неизвестно по какой специальности, был Арам Хачатурян, будущий талантливый композитор.

Незадолго до этого необыкновенного экзамена он поступит на биологический факультет Московского университета, но, так как музыка привлекала его не меньше, чем биология, он решил попытать счастье и в этой области.
Поступив в техникум, он выбрал специальностью виолончель, благо в этом классе был недобор.

Тяготение юного Хачатуряна к музыке было, видимо, скорее инстинктивным, чем вполне осознанным. Обстановка его детства и юности ни в семье, ни в ближайшем окружении никак не готовила его к профессии музыканта.
Семья Хачатурян. Сидят: Сурен, Кумаш Саркисовна, Арам, Егия Восканович, Левон. Стоят: Сара Дунаева (супруга Сурена), Вагинак и его супруга Арусяк. 1913 год, Тифлис

Отец Арама был переплетчиком, самостоятельно овладел армянской и русской грамотой, мать была занята заботами о большой семье. Но музыка постоянно звучала в доме: мать, братья, а иногда приходившие гости с удовольствием пели народные песни.
Музыка звучала вокруг, о чем лучше всего рассказал сам композитор, вспоминая юные годы, проведенные в старом Тифлисе (ныне Тбилиси):

«Старый Тифлис – звучащий город, музыкальный город. Достаточно было пройтись по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу: вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь подальше – наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс. Южный город живет кипучей уличной жизнью, встречая каждое утро музыкальными выкриками торговцев фруктами, рыбой, мацони и завершая свой день сложной, многоголосной полифонией несущихся со всех сторон армянских, грузинских и русских напевов, обрывков итальянских оперных арий, громоздких военных маршей, доносящихся из городского сада, где играет духовой оркестр… Нередки встречи и с хранителями древней народной культуры, певцами-сказителями, аугами, аккомпанирующими себе на народных инструментах – сазе, таре, кеманче»

Эти пестрые впечатления вошли в музыкальное сознание будущего композитора. Богатым запасом оригинальных мелодий, ритмов, тембровых сочетаний он пользовался всю жизнь. Когда в доме появился старый рояль, купленный за гроши, то открылась возможность подбирать по слуху полюбившиеся мелодии, варьировать их и даже присочинять что-то свое. И это стало источником первых творческих радостей. Жаль только, что на рояле некоторые клавиши безмолвствовали…

Призванный музыкой

Студент Коммерческого училища

В восемнадцатилетнем возрасте Хачатурян переехал в Москву, еще не помышляя о профессии музыканта, и поступил в Московский университет.

В Москве он оказался совсем в ином окружении, чем в Тбилиси. Живя в семье старшего брата Сурена, режиссера по профессии, одного из руководителей драматической студии в Москве, будущий композитор ежедневно встречался с актерами, музыкантами, писателями, художниками. И, слушая его импровизации на фортепиано (а это был хороший, звучный инструмент, не чета тбилисскому ветерану), новые друзья постоянно твердили: «Ты должен учиться музыке!».

Виолончелист или композитор?

В музыкальном техникуме Гнесиных

И он начал учиться. При всей природной одаренности было нелегко нехватку (а точнее отсутствие) знаний по музыкально-теоретическим предметам, да и овладение техникой игры на виолончели тоже пришлось начинать с нуля. Но Хачатурян все это преодолевал с азартом, с упоением, несмотря на то, что приходилось для заработка работать грузчиком.

Когда выяснилось, что истинное призвание молодого музыканта не виолончель, а сочинение музыки, его руководителем стал опытный педагог, композитор М.Ф. Гнесин. Под его руководством, а позже – уже в период обучения в Московской консерватории – под руководством Н.Я. Мясковского бывший самоучка стал настоящим профессионалом и более того – мастером. Ему посчастливилось стазу же найти свою собственную дорогу в искусстве, соединив интонационное своеобразие народной музыки Закавказья с формами, выработанными классиками мирового искусства. И это оказалось необычайно новым и свежим словом музыкального творчества.

Сокровищница Восточной музыки

Конечно, у Хачатуряна были предшественники. Сокровища музыкального Востока привлекали и русских композиторов – начиная с , – и классиков армянской и грузинской музыки: А. Спендиарова, З. Палиашвили. Но сферой приложения их сил была либо опера, либо программные жанры, где обращение к восточным музыкальным темам диктовалось тем или иным сюжетом и подчинялось ему. А Хачатурян первым осуществил синтез Востока и Запада в своих концертах и симфониях, обновив эти классические, устойчивые жанры мелодиями и ритмами музыки Закавказья.

Творчество гения армянской культуры

Арам Ильич Хачатурян – дирижер

Широкая известность Хачатуряна началась с исполнения его фортепианного концерта известным пианистом Львом Обориным в 1936 году и с постановки балета «Счастье» в армянском Театре имени Спендиарова, показанной в 1939 году В Москве на декаде армянского искусства.

В этих произведениях молодого композитора проявилось то, что стало его постоянным свойством: щедрость мелодий, яркость контрастов, мощь динамики, красочность оркестра, часто воссоздающего оригинальные звучания народных инструментов, – словом, все то, что позволило Б.Б. Асафьеву применить к музыке Хачатуряна меткие слова «сила расцветания» и сравнить её с «искусством Высокого Ренессанса».

Жанр концерта оказался особенно близким Хачатуряну. Радость выражения себя в творчестве, радость свободного владения инструментом и возможность показать и его и исполнителя во всем блеске – все это в высшей степени характерно для Хачатуряна.

Звезды балетов Хачатуряна

Балет «Счастье», пленивший слушателей свежестью национального колорита, разнообразием ритмов, все же имел не слишком удачную сценическую судьбу. И в 1942 году он получил вторую редакцию, получив название «Гаянэ», по имени главной героини. Для этой редакции был написан знаменитый «Танец с саблями».

«Честное слово, – говорил потом Хачатурян, – если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал!».

Другой балет Хачатуряна – «Спартак» – был написан в пору полной творческой зрелости. К тому времени композитор был автором двух симфоний, трех концертов, музыки к целому ряду кинофильмов и театральных постановок. Балет “Спартак” Балет “Спартак”

Веками ходят легенды о музыкальности народов Кавказа. Наверное, поэтому у мальчика из армянской семьи, жившей в предместье старого Тифлиса, не было другого пути, как стать одним из самых выдающихся композиторов и педагогов XX века.

Краткая биография

24 мая 1903 года в семье переплетчика Ильи Васкановича Хачатуряна родился четвертый сын. По воспоминаниям матери, малыш появился на свет в «рубашке». Его назвали Арам, что на армянском означает «милосердный». В детстве он был непоседой и шалопаем. С восьми лет мальчика отдают учиться в расположенный неподалеку пансион С.В. Арбутинской-Долгорукой. Ребенок из простой семьи оказался среди детей аристократов и буржуа только благодаря тому, что Илья Васканович много работал с библиотекой хозяйки пансиона. Именно там Арам научился играть на фортепиано и петь. Подростком по настоянию отца он учится в тбилисской Коммерческой школе, а в 1921 году приезжает в Москву продолжать образование в университете, куда и поступает на биологическое отделение.


В столице он живет у брата, известного МХАТовского режиссера Сурена Хачатуряна, посещает театры и концерты, общается с творческой элитой. Е.Ф. Гнесина первой разглядела его музыкальные способности. И вот уже Арам после года в университете успешно сдает вступительные экзамены в Музыкальный техникум им. Гнесиных, в класс виолончели. Несколько лет он учится в обоих заведениях, но три года спустя оставляет биологию ради музыки. Одновременно с этим, из класса виолончели он переводится в класс композиции, где под руководством М. Гнесина сочиняет свои первые произведения.

В конце 20-х годов Арам женится, у него рождается дочь Нунэ. С 1929 он – студент Московской консерватории. Аспирантуру он заканчивал у Н.Я. Мясковского, о котором сохранил теплые воспоминания на всю последующую жизнь. В классе у Мясковского он познакомился с Ниной Макаровой и принял решение разорвать свой первый брак. В 1933 году молодые композиторы поженились, семь лет спустя у них родился сын.

Произведения Хачатуряна исполнялись в крупнейших советских и зарубежных концертных залах, его поглотили общественная деятельность и большое количество работы, а первой наградой в 1939 году стал Орден Ленина. С того же года Хачатурян стал зампредседателя Оргкомитета Союза композиторов СССР. Во время войны он в составе творческой группы был эвакуирован в Пермь, где много работал, остро воспринимая разлуку со своей семьей. После Победы радость от воссоединения с любимыми и друзьями, вдохновенный творческий подъем в одночасье были разрушены 10 февраля 1948 года. Хачатурян был упомянут в печально известном постановлении «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели». Одним махом была перечеркнута работа многих советских композиторов, Арама Ильича перестали издавать и одно время почти перестали исполнять. Эта несправедливая критика больно ударила его еще и потому, что расколола композиторский лагерь на две части – «формалисты» и «правильные» автор. В числе первых были Хачатурян, Мурадели, Шостакович , Прокофьев , Мясковский. В числе вторых, получивших должности и известность - Хренников, Асафьев, Захаров. Арам Ильич воспринял эти события как предательство тех, с кем работал долгие годы. Первым желанием было закончить писать музыку, но это оказалось не в его власти. Он стал преподавать в консерватории, встал за дирижерский пульт.

Несмотря на то, что «композиторское» постановление отменили только в 1958, официальная власть все эти годы не могла не признавать заслуг Хачатуряна. О том свидетельствуют и Сталинская премия в 1950, и звание Народного артиста СССР в 1954. Последние годы жизни Арам Ильич боролся с раком и перенес несколько операций. В 1976 он овдовел и тяжело переживал потерю жены, к которой был невероятно привязан. План своих похорон он составил сам, выбрав местом своего последнего пристанища историческую родину, Армению. 1 мая 1978 года он скончался в московской больнице.


Интересные факты

  • Родители композитора, Илья (Егия) Васканович и Кумаш Саркисовна, были родом из соседних сел в Армении. Илья с 13 лет уехал на заработки в Тифлис. С невестой, которая была моложе его на 10 лет, их обручили заочно, а поженились они, когда ей едва исполнилось 16.
  • Арам был самым младшим, пятым ребенком в семье. Первая дочь Хачатурянов умерла в малолетстве, у композитора были три брата, разница в возрасте со старшим из которых, Суреном, составляла 14 лет.
  • Знаменитый «Танец с саблями» появился по требованию постановщиков балета «Гаянэ ». Хачатурян вспоминал, что написал его всего за 11 часов. По иронии судьбы, именно благодаря этой мелодии имя композитора стало известно широкой публике за пределами Советского союза. На западе его даже называли «Мистер «Танец с саблями».
  • Материалы для своего первого балета «Счастье» Хачатурян несколько месяцев собирал в Армении, знакомясь с народным творчеством, мотивами и традиционными музыкальными инструментами.
  • Игорь Моисеев поставил «Спартака » в Большом театре полтора года спустя после ленинградской премьеры. В 1968 году появилась на свет еще одна версия балета – в хореографии Ю. Григоровича.
  • Ленинградский «Спартак» Якобсона и московский Григоровича – абсолютно разные постановки – и по хореографии, и по духу. Спектакль Якобсона, сцены из римской жизни, был новаторским и по форме, и по содержанию. Так, например, партия антагониста главного героя – Красса создана для возрастного танцовщика и решена пантомимически. Леонид Якобсон выстроил запоминающиеся гладиаторские бои, эпичные массовые сцены. Тема Юрия Григоровича – хореографическая дуэль Спартака и Красса, а по сути – двух миров: мира гладиаторов и рабов, мира римской знати и воинов. Григорович создал героический мужской балет, женские образы в нем второстепенны, в то время как в версии Якобсона Фригия и Эгина играют значительную роль в развитии сюжета.
  • Переделанная версия «Спартака» Якобсона некоторое время демонстрировалась и в Большом театре.
  • В Кировском – Мариинском театре всегда ставился только один «Спартак» - Л. Якобсона. Возобновления спектакля были в 1976, 1985 и 2010 годах. Спектакль входит и в текущий репертуар.
  • В 2008 году санкт-петербургский Михайловский театр представил свою версию «Спартака» по либретто и в хореографии Георгия Ковтуна. Постановка отличалась пышностью и размахом: несколько сотен человек массовки, четырехэтажные декорации, присутствие живых лошадей и даже тигра.

  • Либретто «Гаянэ» переделывалось едва ли не к каждой постановке. Кировский театр в 1945 году представил балет на своей исторической сцене. В нем появились новые персонажи, были отредактированы сюжетные линии, удален пролог, изменена сценография. В 1952 году балет был переработан для новой постановки. Большой театр обратился к произведению в 1957. И вновь сценарий был существенно переделан.
  • С «Гаянэ» начался творческий путь одного из самых выдающихся хореографов современности Бориса Эйфмана. В 1972 году он выбрал этот балет для своей дипломной работы. По согласованию с Хачатуряном, сюжет был вновь изменен. Спектакль шел на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде и выдержал более 170 представлений.
  • Сегодня «Гаянэ» - редкий гость российских подмостков. Полностью с произведением можно познакомиться только во время нечастых гастролей Армянского академического театра оперы и балета им. А. Спендиаряна, визитной карточкой которого является этот балет.
  • Даже будучи больным, после двух тяжелых операций, Арам Ильич лично ездил по стране участвовать в постановках своих балетов.
  • Арам Хачатурян создал собственную композиторскую школу, самыми известными его учениками стали А. Эшпай, М. Таривердиев, В. Дашкевич, А. Рыбников, М. Минков.

Народный артист СССР (1954)
Народный артист Армянской ССР (1955)
Народный артист Грузинской ССР (1963)
Народный артист Азербайджанской ССР (1973)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944)
Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1938)
Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1967)
Лауреат Ленинской премии (1959, за балет «Спартак»)
Лауреат Государственной премии (1941, за Концерт для скрипки с оркестром)
Лауреат Государственной премии (1943, за балет «Гаянэ»)
Лауреат Государственной премии (1946, за Вторую симфонию)
Лауреат Государственной премии (1950, за музыку к двухсерийному кинофильму «Сталинградская битва»)
Лауреат Государственной премии (1971, за музыку Триады концертов-рапсодий для скрипки с оркестром; для виолончели с оркестром; для фортепиано с оркестром)
Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1965)
Герой Социалистического Труда (1973)
Кавалер трех орденов Ленина (1939, 1963, 1973)
Кавалер ордена Октябрьской Революции (1971)
Кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени (1945, 1966)
Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Награжден медалью «В память 800-летия Москвы»
Награжден медалью «За оборону Кавказа»
Награжден медалью «За оборону Москвы»
Награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Кавалер ордена «Науки и искусства» 1-й степени Объединённой Арабской Республики (1961, за выдающуюся музыкальную деятельность)
Заслуженный деятель искусств Польской Народной Республики (за заслуги перед польской культурой)

«Узнать его руку можно буквально по нескольким тактам любого произведения. И эта индивидуальность проявляется не только в технологии, но и в самом мировосприятии композитора, основанном на оптимистической, жизнеутверждающей философии». Дмитрий Шостакович.

Арам Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Коджори – предместье Тифлиса (ныне Тбилиси) в армянской семье переплетчика.

Его отец Егия (Илья) Хачатурян происходил из крестьян, издавна проживавших в деревне Верхняя Аза Нахичеванского уезда, расположенной вблизи города Ордубад, у самой границы с Ираном. В конце 1870-х годов Илья в тринадцатилетнем возрасте уехал из родной деревни в поисках заработка в Тифлис. В то время Тифлис уже был крупным торговым и культурным центром Закавказья, куда съезжались предприимчивые люди со всех концов Кавказа. Илья приехал в Тифлис в крестьянских лаптях, имея в кармане лишь несколько медных монет. Ему удалось устроиться учеником в переплетную мастерскую, и он в короткий срок овладел профессией переплетчика, завоевав себе прочную репутацию в цехе тбилисских ремесленников. В начале 1890-х годов, поднакопив денег, он выкупил пришедшее в упадок дело хозяина и смог в короткий срок приобрести солидную клиентуру. Так Егия Хачатурян стал владельцем переплетной мастерской, в которой позднее работали его сыновья Вагинак и Левон.

Мама Арама - Кумаш Саркисовна до замужества жила в деревне Нижняя Аза, расположенной по соседству с Верхней Азой, откуда был родом отец Арама Хачатуряна, Илья. Родители композитора были обручены еще не зная друг друга, когда Кумаш было 9 лет, а Илье 19. Но это обручение оказалось очень счастливым. Взяв в жены 16-летнюю Кумаш, Илья увез ее в Тифлис, где и появились на свет все 5 детей: старшая дочь Ашхен (умерла в возрасте полутора лет) и четыре сына – Вагинак, Сурен, Левон и Арам. «Мать, – вспоминал Арам Хачатурян в последствии, – была очень красивая женщина: высокого роста, стройная. До конца своих дней она была заботливой хранительницей семейного очага и пользовалась глубоким уважением отца, что не часто встречалось в те годы на Востоке». Кумаш любила петь народные армянские песни, и эти напевы глубоко запечатлелись в душе ребенка. Под их впечатлением мальчик забирался на чердак дома и часами выстукивал полюбившиеся ему ритмы на медном тазу. «Эта моя первоначальная «музыкальная деятельность», - рассказывал Хачатурян, - доставляла мне неописуемое наслаждение, родителей же приводила в отчаяние…». Позже мама Арама Хачатуряна со временем заболела, ослепла и скончалась в 1956 году в Ереване в семье своего сына Вагинака, в которой проживала последние 10 лет своей жизни.

«Старый Тифлис – звучащий город, – писал Хачатурян впоследствии, – музыкальный город. Достаточно было пройти по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу, создаваемую самыми разнообразными источниками…». В Тбилиси тогда располагалось отделение Русского музыкального общества, а также музыкальное училище и итальянский оперный театр. Туда приезжали виднейшие деятели культуры, в числе которых были Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов и Константин Игумнов. Там жили талантливые музыканты, сыгравшие видную роль в становлении грузинской и армянской композиторской школ. Все это составляло основу ранних музыкальных впечатлений Арама Хачатуряна. Своеобразный многонациональный интонационный «сплав» прочно входил в его слуховой опыт. Именно этот «сплав» спустя годы и послужил залогом того, что музыка Хачатуряна никогда не ограничивалась рамками национальности и всегда апеллировала к самой широкой аудитории. Следует особо отметить, что и самому Хачатуряну всегда было чуждо любое проявление национальной ограниченности. Он относился с глубоким уважением и живым интересом к музыке разных народов.

В памяти Арама запечатлелись исторические события начала столетия. Одним из них была революция 1905 года. Позже Хачатурян рассказывал: «Непонятная суета вокруг, плачущие женщины уводят меня со двора в комнату, запирают ворота, опускают занавески, с улицы доносятся крики…» Потом началась Первая мировая война, экономический кризис, революция, интервенция англо-индийских, немецких, французских войск и установление советской власти… В какой-то момент отголоски геноцида вынудили армянские семьи бежать из Тифлиса. Бросив квартиру и мастерскую, Егия с женой Кумаш вместе с двумя младшими сыновьями отправились в долгий путь на Кубань, в Екатеринодар (ныне Краснодар), где жил их старший сын. «Это были страшные дни, полные тревоги, морального и физического напряжения. Достаточно сказать, что почти весь путь, в том числе через Военно-грузинскую дорогу, мы прошли пешком, неся на себе какой-то жалкий скарб. К счастью, турецкие палачи не добрались до Тифлиса. Осенью того же года мы вернулись домой…».

Семья Хачатурян. Сидят: Сурен, Кумаш Саркисовна, Арам, Егия Восканович, Левон. Стоят: Сара Дунаева (супруга Сурена), Вагинак и его супруга Арусяк. 1913 год, Тифлис.

Интернационализм являлся одной из характерных черт, особенностей мировоззрения и творчества Хачатуряна. Дома маленький Арам говорил по-армянски, на улице с друзьями - по-грузински, в школе - по-русски. Тогда это было нормально и естественно, ни о какой национальной вражде не было и речи. В детстве Арам был подвижным, сильным и достаточно задиристым ребёнком. Он любил петь, в основном - армянские народные песни, звучавшие в этом районе столицы Грузии. Когда подошло время учиться, отец отдал его в частный платный пансион княгини Аргутинской-Долгоруковой (это была школа для детей состоятельных родителей). Больше всего Араму там нравились уроки пения. Ученики пели грузинские, русские, армянские, азербайджанские песни, и Арам был среди лучших на этих занятиях. Как-то из дома, где Арам проживал с родителями и братьями, выехала какая-то семья, и отец купил за бесценок, как старую рухлядь, рояль, на котором не действовала половина клавиш. Арам стал пробовать свои силы, наигрывая на этом инструменте знакомые мелодии. Он самостоятельно научился играть по слуху и позже стал тапером, совершенно не зная нотной грамоты.

Однако его влечение к музыке не встречало никакой поддержки в семье. Родные относились к музыкантам с плохо скрываемым презрением. Считалось, что исполнители народной музыки, образовавшие ансамбли «сазандари» (они играли на свадьбах, похоронах, на пирушках и т.д.), а также актёры - это люди, которые не смогли приобрести какую-нибудь серьёзную профессию и занялись никчемным делом. Арам впоследствии сожалел, что начал учиться музыке очень поздно, когда ему уже исполнилось 19 лет. «Вскоре я совсем осмелел, - вспоминал Хачатурян,- и начал варьировать знакомые мотивы, присочинять новые. Помню, какую радость доставляли мне эти - пусть наивные, смешные, неуклюжие, но все же первые мои попытки композиции».

Ученики и преподаватели пансиона С. Аргутинской- Долгорукой. Арам - второй слева в первом ряду. 1911 год, Тифлис.

После пансиона отец устроил Арама в Коммерческое училище, но и там его привлекали в основном занятия духового оркестра. Старшие братья Арама поступили в Московский университет, а после его окончания брат Сурен стал режиссёром в Первой студии МХТ (впоследствии преобразованной во МХАТ-Второй).

В Эривань Хачатурян попал в 1921 году в составе агитгруппы, выехавшей из Тифлиса специальным поездом. Их задачей было разъяснять населению городов и сел Армении великие идеи Октября, распространять листовки и брошюры, организовывать митинги и концерты-лекции. Была в этой истории одна существенная деталь. Вот как описывал ее сам Хачатурян: «Один из дешевых товарных вагонов состава, на котором приехала группа, был превращен в концертную эстраду с пианино, стоящим перед открытыми дверями. Когда поезд останавливался на запасном пути какой-нибудь станции, я начинал играть бравурные марши. Члены нашей бригады при помощи рупоров принимались созывать публику, немедленно собиравшуюся перед вагоном. Начинался митинг, сопровождавшийся песнями, несложными концертными номерами, раздачей пропагандистских материалов. Я и сейчас часто вспоминаю неподдельные восторги разношерстной публики».

Студент Коммерческого училища, 1920-е годы.

Крутой поворот в его судьбе определил приезд из Москвы старшего брата. Сурен Хачатуров был старше Арама на 14 лет. Еще во время учебы на историко-филологическом факультете Московского университета он увлекся театром, подружился со Станиславским, Немировичем-Данченко… По окончании университета работал в Московском художественном театре - поначалу помощником режиссера, затем заведующим постановочной частью новосозданной Первой студии при МХТ, основателями которой были Сулержицкий, Вахтангов и Михаил Чехов.

В 1921 году (в это время Арам как раз закончил 7-й класс) Сурен отправился в Тифлис и Эривань набирать армян в актёрскую студию: он загорелся идеей заложить основы армянского национального театра. Одновременно он забрал из Тифлиса Арама и младшего брата Левона. «Ну какой из тебя коммерческий советник?! Займись-ка лучше искусством», - говорил он Араму. В это время Сурен писал жене о своих младших братьях: «Эти мальчики ходят за мной, как за папашей, смотрят мне в рот, что я им скажу и возьму ли с собой. Я их люблю, люблю по-настоящему, потому что в них я вижу гений моего народа, дух моего народа». Путь из Тифлиса в Москву занял 24 дня, и отощавшим путешественникам пришлось добывать пропитание концертами и спектаклями в придорожных городах и посёлках. Арам сопровождал эти концерты и спектакли игрой на пианино.

В Москве Арам с Левоном поселились у Сурена. Приехав в Москву, он испытал настоящий культурный шок - ходил на симфонические концерты, на лучшие театральные постановки, восторженно слушал выступления Маяковского. Жил поначалу в доме Сурена, в одном из арбатских переулков. Здесь собирались видные деятели искусства, велись жаркие дискуссии о театре, литературе, музыке. Друзья брата настойчиво советовали Араму всерьез заняться музыкой. Но принять такое решение было нелегко. «Мой отец, горячо любивший народную музыку, тем не менее, узнав о том, что я, уже живший в Москве, собрался поступать в Музыкальный техникум имени Гнесиных, с горькой иронией спрашивал меня: «Ты что, собираешься стать сазандаром?» - то есть уличным музыкантом, играющим на рынках, на свадьбах и похоронах. Взрослые считали, что музыка - занятие не для мужчины. Отец желал, чтобы я стал инженером или врачом. Да кем угодно, только не музыкантом».

Сурен заставил Арама готовиться к поступлению в университет, и в сентябре 1922 года после окончания подготовительных курсов Арам поступил на биологическое отделение физмата МГУ. При этом он нередко посещал музыкальные спектакли и концерты, и вскоре понял, что его влечёт к себе не биология, а музыка. Не бросая занятий в университете, он отправился прослушиваться в музыкальное училище имени Гнесиных, находившееся тогда на Собачьей площадке. Определить музыкальные данные Хачатуряна было поручено Евгении Фабиановне Гнесиной, которая, возможно, впервые столкнулась с таким странным абитуриентом без музыкально-теоретической подготовки, лишь с самыми смутными представлениями о нотах, и отсутствием знаний в области музыкальной литературы и истории музыки. Но зато великовозрастный абитуриент легко справился со всеми испытаниями слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, вдобавок он весьма бойко играл по слуху. Хачатурян рассказывал: «Не имея никакой, даже элементарной теоретической подготовки, я предстал перед комиссией. Для пробы голоса и слуха бойко спел что-то вроде «жестокого» романса «Разбей бокал», вызвав улыбку у экзаменаторов… Я легко справился с испытаниями слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, несмотря на то, что все эти задания мне приходилось выполнять впервые в жизни. Вскоре после окончания экзамена мне сообщили, что я принят в музыкальный техникум, но неизвестно по какой специальности».

В музыкальном техникуме Гнесиных. 1920-е годы.

Хачатурян стал студентом музыкального училища, но учиться игре на фортепиано было уже поздно, и Арама зачислили во вновь открытый класс виолончели. Сурен помог Араму раздобыть инструмент. Выяснилось, что виолончель фабрики Циммермана есть у родственников жены брата в городе Коврове. Арам выехал за инструментом. Он рассказывал: «В вагоне было нестерпимо холодно. Все пассажиры лежали на нарах, тесно прижавшись друг к другу, ехали в полной темноте. Когда наш поезд уже приближался к Москве, я проснулся в объятиях какого-то бородатого мужичка, которому, так же как и мне, подушкой служил футляр виолончели…».

Поначалу Арам сильно отставал от своих соучеников по музыкально-теоретическим дисциплинам. Он осваивал технику игры, теорию и историю музыки. Параллельно изучал химию и сдавал экзамены по зоологии, морфологии растений, остеологии, анатомии человека и прочим дисциплинам на курсах при Московском университете. Успевал даже подрабатывать грузчиком в винном магазине. Однажды порезал палец о разбившуюся бутылку и пришлось на несколько недель прервать занятия. Елизавета Фабиановна Гнесина, преподававшая в техникуме сольфеджио, предложила Хачатуряну другой вид заработка - репетиторство, который, правда, приносил совсем небольшой доход. По воскресеньям Арам с братом Левоном и студентами Армянской драматической студии пели в хоре при армянской церкви, получая за каждое выступление по червонцу.

Когда в 1924 году в Москву из Ростова-на-Дону переехал известный композитор и педагог Михаил Фабианович Гнесин, он взял на себя руководство только что открытым в училище классом композиции. Арам проходил у него курс обязательной гармонии и проявлял стремление к сочинительству. Стремясь поскорее овладеть виолончелью, Арам так переиграл, что долго не мог пошевелить пальцами левой руки. Дело дошло до того, что Михаил Гнесин предложил оставить виолончель и заняться композицией в специально созданном классе. Хачатурян долго отнекивался, но в результате пришлось согласиться. Из университета он, в конце концов, ушёл. Позже друзья часто вспоминали об этом случае, который «помог Хачатуряну сделаться композитором, а миру обрести Арама Хачатуряна». Позже Михаил Фабианович вспоминал об Араме: «Сочинения, которые он писал чуть ли не к концу второго года занятий, были так ярки, что уже ставился вопрос о возможности их обнародования. Ряд пьес, вскоре принесших известность Хачатуряну, был написан им в бытность учеником музыкального техникума».

Арам Хачатурян.

В дальнейшем Хачатурян сожалел о том, что слишком поздно начал учиться игре на фортепиано, считая, что хорошее знание фортепиано немало помогает при сочинении музыки. Но даже те знания и навыки, которые давали занятия по курсу общего фортепиано, приносили свои результаты. Педагог А.Н Юровский говорил: «Странно, чёрт возьми! То, что трудно, вам даётся легко. То, что легко, - вам трудно!» (Арам не любил играть гаммы, этюды, упражнения).

В годы учебы Арам по рекомендации брата начал изучать армянское искусство в Доме культуры Советской Армении в Москве. Там проводились собрания видных деятелей искусства, литературы, науки. Рубен Симонов писал о Доме культуры: «Каждый зритель ощущал себя, приходя в старинный особняк в центре Москвы, в Армянском переулке, словно у себя на родине. Артисты, музыканты, композиторы, работавшие здесь, делали дело огромной патриотической важности».

Хачатурян познакомился с Егише Чаренцем, Александром Спендиаровым и Рубеном Симоновым. К основоположнику армянской симфонической музыки Александру Спендиарову начинающий музыкант относился с огромным пиететом. Тот, в свою очередь, называл глыбой молодого человека, которому предстояло стать автором первой армянской симфонии, первого инструментального концерта, наконец, первого армянского балета.

Хачатурян активно включился в работу Дома культуры. И даже начал вести музыкальные занятия в детском саду и армянской школе. «Работая в детском саду, я создал там шумовые оркестры. Слава о них распространилась в Москве, и нас приглашали выступать в другие детские сады… Работа с детьми дала мне очень много. Она будоражила фантазию, заставляла находить точные краски для выражения мысли». По поручению Дома культуры он ездил в Ереван на поиски талантливых детей. В один из приездов обратил внимание на мальчика, который, едва доставая ногами до педалей, увлеченно импровизировал на рояле. Хачатурян проверил его слух, чувство ритма, музыкальную память и был потрясен. Он объяснил родителям ребенка, что они должны отнестись к музыкальным наклонностям сына с максимальной серьезностью и дать ему хорошее музыкальное образование. Звали мальчика Арно Бабаджанян.

Спендиаров предложил Араму издавать произведения под фамилией Хачатурян (а не Хачатуров, как предполагал Арам, беря пример со старших братьев). Из-под пера Арама стало выходить всё больше сочинений, причём не только по инициативе М.Ф.Гнесина. Михаил Фабианович полушутя-полусерьёзно говорил: «Оттого, что вы не умеете играть на рояле, у вас получается очень оригинально» (это было связано с сочинением Хачатуряном Фортепианного концерта).

После окончания училища Арам поступил в Московскую консерваторию, где продолжил обучение композиции у того же М.Ф.Гнесина, затем он стал учеником известного советского композитора Н.Я.Мясковского. Ещё в классе Гнесина Хачатурян попытался объединить музыкальную палитру Востока с наиболее сложной, строго регламентированной музыкальной формой - так появились «Семь фуг для рояля». В дальнейшем автор кое-что переделал и добавил к фугам ещё семь речитативов. В классе Мясковского он сочинил «Танцевальную сюиту» из 5 танцев на темы армянских, грузинских, узбекских и азербайджанских танцев. В это же время появились «Вальс-каприс» и «Танец». «Танец» и по сей день остаётся в репертуаре многих скрипачей. Его исполняли Д.Ойстрах, Л.Коган, М.Полякин и Ю.Ситковецкий. В 1929 году в Москву приехала группа армянских народных музыкантов-ашугов со своими инструментами. Они пели ашугские песни Саят-Новы и других мастеров армянской музыки. В честь этих ашугов Хачатурян написал «Песню-поэму» для скрипки и фортепиано. В 1932 году появилась «Токката» для фортепиано, а вслед за ней - Трио для кларнета, скрипки и фортепиано. «Трио» так понравилось Сергею Прокофьеву, что он, с согласия автора, увёз партитуру этого произведения в Париж, где она была исполнена французскими музыкантами.

Первое опубликованное произведение Хачатуряна – «Танец» для скрипки и фортепиано – уже носило в себе некоторые характерные черты стилистики композитора: импровизационность, многообразие приемов варьирования, а также имитации тембровых эффектов широко распространенных в восточной инструментальной музыке, а в особенности – знаменитые «хачатуряновские секунды», ритмические остинато. Сам композитор замечал: «Эти секунды у меня от многократно слышанных в детстве звучаний народных инструментов: сазандар-тар, кеманча и бубен. От восточной музыки идет и мое пристрастие к органным пунктам».

Постепенно Хачатурян переходил от мелких форм к более развернутым, от «обработки» народно-песенного и танцевального материала к его «разработке». В 1932 году родилась Сюита для фортепиано, первая часть которой – «Токката» – завоевала широкую известность и вошла в репертуар многих пианистов. Она выдержала испытание временем. Созданная Хачатуряном в юные годы, «Токката» и сейчас сохранила всю свою прелесть и силу воздействия. «Прошло много лет со дня возникновения этой динамичной блестящей пьесы, но исполнение ее и поныне вызывает энтузиазм публики, – писал композитор Родион Щедрин. – Нет профессионала, который не знал бы ее наизусть, не относился бы к ней с чувством горячей симпатии…».

В 1933 году Арам Ильич женился на своей сокурснице композиторе Нине Макаровой. Тогда же в 1933 году было исполнено его новое произведение – «Танцевальная сюита» для симфонического оркестра. Композитор Дмитрий Кабалевский писал: «Первое исполнение этого произведения, излучавшего солнечный свет, радость жизни, душевную силу, прошло с огромным успехом и сразу же ввело молодого композитора, еще не расставшегося со студенческой скамьей, в первые ряды советских композиторов». В нем было много нового. Молодой автор показал свое незаурядное оркестровое мастерство и склонность к симфоническому мышлению. В празднично-нарядной, красочной партитуре «Танцевальной сюиты» ясно проступали контуры ярко индивидуального оркестрового стиля Хачатуряна.

В 1935 году в зале Московской консерватории в исполнении оркестра под руководством Э.Сенкара прозвучала Первая симфония, представленная композитором-выпускником как дипломная работа на окончание консерватории. Она завершала плодотворнейший период учебы и вместе с тем начинала новый этап в жизни и творчестве композитора, вступавшего в пору зрелости. Аудитория, пресса, коллеги и друзья отмечали большую художественную ценность нового сочинения, оригинальность и общественную значимость его содержания, богатство мелодий, щедрость гармонических и оркестровых красок и особенно яркий национальный колорит музыки. Зимой 1936 года в кабинете директора Консерватории Г.Г.Нейгауза состоялось прослушивание Фортепианного концерта. Первым исполнителем был знаменитый пианист Лев Оборин, которому Хачатурян и посвятил этот концерт. 14 февраля 1942 года концерт был исполнен в Бостоне, после чего оттуда в Москву поступила телеграмма Сергея Кусевицкого, дирижёра оркестра Бостонской филармонии. Кусевицкий сообщал, что за последние 20 лет он не помнит такого успеха нового произведения современного композитора. Солировал молодой пианист У.Капелл, направившийся вслед за премьерой в турне по ряду городов США с исполнением этого Концерта. Играл его и знаменитый Артур Рубинштейн. Газета «Globe and Mail» писала, что отныне имя «Хачатурян» американцы будут помнить. Известность Хачатуряна росла и в СССР, он был введён в оргкомитет Союза Композиторов в качестве заместителя председателя.

Поначалу общественная деятельность не мешала творческой работе Арама Ильича, и он стал работать над первым балетом «Счастье», который завершил в 1939 году. Поводом для сочинения балета послужила поездка в Армению, где и состоялась премьера балета. Параллельно он начал работать над Скрипичным концертом, причём одновременно Хачатурян писал музыку к постановкам драмы Лермонтова «Маскарад» и комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова». В том же году Арама Ильича наградили орденом Ленина. Он находился на гребне успеха.

Когда началась война, организованный при активном участии Хачатуряна Дом творчества в Рузе, где так хорошо работалось, оказался на линии фронта. Композиторов эвакуировали на Волгу и на Урал. Оргкомитет СК сумел добиться, чтобы ему отдали под Дом творчества помещения бывшей птицефабрики близ Иваново. При этом фортепиано разместили в домах колхозников, где и жили ведущие композиторы. Например, Дмитрий Шостакович, вывезенный из Ленинграда, работал над своей Восьмой симфонией в помещении, приспособленном из курятника. Председателем Военной комиссии Союза композиторов был назначен Хачатурян. Во время войны композиторы работали необычайно интенсивно. Сам Арам Ильич заканчивал Скрипичный концерт, написал музыку к драме «Маскарад», с осени 1941 года стал работать над балетом «Гаяне», куда вошли фрагменты его первого балета «Счастье». Премьера «Гаяне» состоялась в декабре 1942 года в Перми, куда был эвакуирован из Ленинграда театр имени Кирова. Балетмейстеры и «контролирующие инстанции» потребовали ряда изменений в партитуре. «Я слишком легко на всё соглашался: конечно, это были с моей стороны недопустимые и беспринципные уступки», - сокрушался впоследствии Хачатурян. Когда он завершил Скрипичный концерт, первым исполнителем сольной партии стал Давид Ойстрах (ему и был посвящён этот Концерт). Это произведение стало широко известно за пределами СССР. Ойстрах неоднократно исполнял его во время своих зарубежных гастролей и записывал на грампластинки. В это же время Арам Ильич сочинял 2-ю, «Военную» симфонию (её ещё называют Симфонией с колоколами), первое исполнение которой состоялось 30 декабря 1943 года в Большом зале Московской консерватории (дирижировал Б.Э.Хайкин). В военные годы Хачатуряном были написаны «Песня о капитане Гастелло» и марш «Героям Отечественной». Закончил Хачатурян и музыку к комедии «Валенсианская вдова». В конце 1941 года была завершена музыка к драме «Маскарад». Некоторые специалисты утверждают, что если бы Хачатурян не написал ничего, кроме «Вальса» к «Маскараду», он всё равно стал бы всемирно известным композитором.

Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян.

В «Валенсианской вдове» по пьесе Лопе де Вега, в отличие от «Маскарада», Хачатурян использовал восточные мотивы. Дело в том, что Арам Ильич получил от писателя Рафаэля Альберти в подарок пластинки с записью народных песен Испании и был потрясён близостью этих песен к тому звукоряду и интонациям, на которых был сам воспитан с детства. «Я даже подумал: если передать по радио эти записи и объявить, что исполняются народные песни, скажем, Эчмиадзинского района, то многие, вероятно, не усомнились бы», - писал Хачатурян. Кстати, феномен близости многих факторов испанского (баскского) и кавказского этносов исследуется современными учёными-этнографами.

В 1944 году Хачатуряном был написан государственный гимн Армении. Хачатурян приехал в Ереван со своим вариантом музыки на слова Сармена. Однажды глубокой ночью, сев за инструмент в кругу семьи, композитор начал петь и играть свой гимн. Дело происходило летом, и окна у всех были открыты. Оказалось, что вокруг (на балконах, в окнах, на улице) собралось множество людей, которые, воодушевленные услышанным, в едином порыве запели хачатуряновскую мелодию. Еще через год закончилась война, и вскоре появилась Третья симфония – «победная». Действительно, Третья симфония – это взволнованная, полная патетики ода, своеобразный гимн победителям. В связи с Третьей симфонией Хачатуряна можно вспомнить слова академика Б.В.Асафьева: «Искусство Хачатуряна зовет: «Да будет свет! И да будет радость!»…

После войны ереванские госпитали были полны ранеными. Хачатурян, приехавший в это время в Ереван, выразил желание посетить с концертом один из госпиталей. Во время выступления музыка перемежалась интересными рассказами композитора о жизни музыкантов в военные годы. Среди воспоминаний Хачатуряна был и такой забавный случай, когда во время эвакуации, на одной из станций, он, Ойстрах и Шостакович в буквальном смысле голодали. Выйти из критического положения помог Ойстрах, шутя предложив дать концерт прямо на месте. Однако Шостаковичу и Хачатуряну мысль показалась заманчивой, и они с удовольствием приняли предложение. За импровизированный концерт замечательные музыканты получили обед.

Летом 1946 года композитором был создан Виолончельный концерт, который с большим успехом был исполнен в Москве С.Кнушевицким. В то же время был создан и вокальный цикл на стихи армянских поэтов. Если инструментальный концерт уже давно стал для композитора одним из самых любимых жанров, то к вокальному циклу он обращался по существу впервые.

Арам Хачатурян, Галина Уланова и Вахтанг Чабукиани.

Однако над головой Хачатуряна, как и многих ведущих композиторов Союза, начали сгущаться тучи. По заданию Сталина А.Жданов обрушился на ведущих композиторов страны, обвиняя их в формализме, модернизме, антинародности и т.п. Хачатурян, как мог, защищал своего любимого композитора - Сергея Прокофьева, и тогда критический удар пришёлся уже по нему самому. Его, одного из руководителей оргкомитета Союза Композиторов, обвинили в том, что он прозевал процветание модернизма и формализма в творчестве композиторов. Кроме того, ему самому приписали увлечение этим же формализмом. Последовали оргвыводы. Хачатуряна сместили с занимаемого им поста в оргкомитете. Кроме того, его произведения подвергли резкой критике, причём самим критиковавшим, в общем, было совершенно непонятно, о чём идёт речь, ибо никаких следов формализма в творчестве Хачатуряна, конечно, не было. Во всех своих произведениях он отталкивался от народной музыки и неоднократно заявлял: «Я сам ашуг». При этом он решительно возражал против цитирования якобы принадлежавшей Глинке фразы «Музыку создаёт народ, а мы, композиторы, её только аранжируем». Арам Ильич утверждал, что музыку всё же создают композиторы, и они-то и являются народом - творцом её. Ни в одном его произведении нет прямых цитирований народных мелодий. «Нельзя просто находиться как бы на иждивении народной музыки - «фотографировать» её, - писал Хачатурян. - Это равносильно топтанию на месте. Нельзя «молиться» на фольклор и бояться его трогать: народные мелодии должны возбуждать фантазию композитора, служить поводом для создания оригинальных произведений». Приметой народного стиля является сам интонационный характер мелодии, - считал он. В процессе сочинения Хачатурян не раз исходил из слухового представления о звучании народных инструментов Закавказья с их характерным строем. Он как-то сказал: «Очень люблю звучание тара, из которого народные виртуозы умеют извлекать удивительно красивые и волнующие меня гармонии». Во второй части Фортепианного концерта лирическая песенная тема сочинена на основе коренной модификации популярной песенной мелодии, слышанной им когда-то в детстве на улицах Тифлиса (её пели уличные певцы из Гурии - «криманчули»). Но это отнюдь не цитирование народной песни. Подчас мелодии Хачатуряна сами становились народной песней. Так было, например, с песней, сочинённой им в молодости для кинофильма «Пепо»: её представляют слушателям как народную.

Уволенный с административной должности, Хачатурян с головой ушёл в творческую работу. Вскоре после пресловутого постановления 1948 года Арам Ильич представил к исполнению свою Третью симфонию, благоразумно умолчав при этом, что она была завершена ещё до «проработки» его ждановцами. Последние удовлетворённо отметили, что композитор «учёл критические замечания» и что это пошло ему на пользу. Хачатурян продолжил работу над балетом «Спартак», который завершил в 1954 году. Премьера балета прошла в 1956 году на сцене Кировского театра в Ленинграде. К сожалению, тогда балетмейстеры немало покорёжили музыкальную часть балета. В 1968 году новая, более полная версия «Спартака» была представлена публике в Москве, на сцене Большого театра. Следует сказать, что «Спартак» стал широко известен за рубежом, а «Танец с саблями» из балета «Гаяне» превратился в настоящий шлягер, особенно в США, что немало сердило автора.

Лорен, Георгий Александров, Арам Хачатурян и Нина Макарова.

Волею случая в 1950 году Хачатурян начал дирижировать при исполнении своих произведений. Началось с того, что его попросили дирижировать на концерте перед очередными выборами в Верховный Совет. Л. Коган исполнял II часть Скрипичного концерта; затем оркестр должен был играть танцы из «Гаяне». Устроители концерта заверили Арама Ильича: «Оркестр отрепетировал, всё сделано. Если даже вы будете дирижировать наоборот, музыканты всё равно сыграют правильно». «Вот с этого дня я был отравлен дирижированием», - вспоминал Хачатурян. Кстати, дирижёр Хачатурян подчас бывал недоволен Хачатуряном-композитором.

Также Арама Ильича широко привлекали к сочинению музыки к кинофильмам. Всего он написал музыку к 25 картинам и к 20 драматическим спектаклям. На основе некоторых из этих работ он создал сюиты, которые стали широко исполняться, например - «Сталинградская битва», «Маскарад», «Валенсианская вдова», «Лермонтов», «Макбет», «Король Лир», «Спартак», «Гаяне» и другие произведения.

С Ниной Макаровой в гостях у Хэмингуэя. Куба, 1960 год.

В 1950 году его пригласили преподавать композицию в Институте имени Гнесиных и в Московской консерватории. Среди его учениковбыли Эшпай, Габуния, Хагагортян, Рыбников и Виеру. 1960-е годы в творчестве Хачатуряна были ознаменованы еще одним концертным «всплеском» – один за другим появились три концерта-рапсодии: Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром в 1961 году, Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром в 1963 году и Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром в 1968 году. Композитор неоднократно делился мыслями о своем желании написать четвертый Концерт-рапсодию, где концертирующими выступали бы все три инструмента, объединяющиеся в конце произведения… В 1971 году триада Концертов-рапсодий была удостоена Государственной премии.

С королевой Бельгии Елизаветой. Брюссель, 1960 год.

Много сил отдавал Хачатурян педагогической работе. Долгие годы он руководил композиторским классом в Московской консерватории имени П.И.Чайковского и музыкальном институте имени Гнесиных. Развивая педагогические принципы своего учителя Мясковского, опираясь на собственный жизненный и творческий опыт, Хачатурян создал свою композиторскую школу.

Личная жизнь композитора была также насыщена событиями. В 1963 году Хачатурян был избран действительным членом Академии Наук АССР, почетным академиком Итальянской музыкальной академии «Санта Чечилия» он стал в 1960 году, почетным профессором Мексиканской консерватории – в 1960 году, и в том же году - членом-корреспондентом Академии искусств ГДР. Арам Хачатурян имел звания профессора и доктора искусствоведения. Никто не мог понять, каким образом человек его возраста, обремененный тяжелой болезнью, мог так интенсивно и продуктивно работать вне дома, и не только работать сам, но и вызывать активность у всех, кто так или иначе к этой работе был причастен. В шестидесятые годы он написал три Концерта-рапсодии: для скрипки в 1961 году, виолончели в 1963 году и фортепиано в 1968 году. В отличие от Дмитрия Шостаковича, он не отказывался от зарубежных командировок, организовывавшихся властями в пропагандистских целях. Он встречался и беседовал о музыке с Чаплиным, Хемингуэем, Караяном, Рубинштейном, Сибелиусом, Стравинским, Римским папой, Бельгийской королевой Елизаветой, активно ездил по разным странам и континентам. «Я мог бы написать оперу, если бы меня освободили от этих представительских обязанностей», - горестно сказал он как-то. К семидесятилетию Хачатурян был удостоен звания Героя Соцтруда.

С Эрнесто Че Геварой. Москва, 1965 год.

В счастливом и долгом браке у Арама Ильича и Нины Владимировны родился сын Карен.

С супругой, композитором Ниной Макаровой, и сыном Кареном. 1945 год.

Арам Хачатурян был абсолютным главой своей маленькой семьи, и это доставляло ему огромную радость. Его невероятной энергии хватало на все – на самые крохотные заботы текущей жизни и на осуществление крупнейших «глобальных» семейных забот. Но при всей «самостоятельности» в этой самой текущей жизни, он все-таки совершенно не мог обходиться без Нины Владимировны, с которой они были всегда неразлучны. Однажды Нина Владимировна на три недели попала в больницу. Арам Ильич чувствовал себя растерянным в собственном доме, много с гордостью говорил всем близким и знакомым о Нине Владимировне, с волнением рассказывал о ее болезни и измучил вопросами и требованиями лечащих врачей. Его верная спутница и помощница была совершенно необходима Араму Ильичу в его несчетных поездках, в деловых и дружеских встречах. Он всегда стремился к тому, чтобы вся семья находилась вместе, и был доволен, если в далеких странах, дома или на даче рядом был еще и сын. В силу своего горячего темперамента Арам Ильич нелегко переживал испытания родительской любви, связанные с женитьбой Карена, с фактом появления у него своей семьи, своих забот. Кончина же Нины Владимировны стала для него настоящим ударом. Это было внезапным переворотом всей жизни, горем, которое легло на Арама Ильича тяжким бременем, давившим его до последнего часа жизни и, безусловно, его надломившим. Однажды в середине болезни супруги он написал: «... если Нина умрет, она уведет меня за собой». Смысл этих слов был предельно ясен – жизнь без нее долго продолжаться для него просто не могла.

Об Араме Хачатуряне и Нине Макаровой была снята телевизионная передача из цикла «Больше, чем любовь».

В начале 1970-х годов Арам Ильич стал часто болеть, и последние произведения (это были Соната-фантазия для виолончели, Соната-монолог для скрипки и Соната-песня для голоса) были написаны им чуть ли не в больничной палате. Заметно подорвала его здоровье смерть жены Нины в 1976 году. Арам Ильич скончался 1 мая 1978 года. Похоронен композитор был в пантеоне парка имени Комитаса в столице Армении - Ереване.

31 октября 2006 года в Москве был открыт памятник Араму Хачатуряну. Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский запечатлели маэстро в минуты творческого вдохновения в окружении музыкальных инструментов. Памятник установлен и в центре Еревана перед Большим концертным залом, названным именем великого композитора.

Об Араме Хачатуряне была снята телевизионная передача «Как уходили кумиры».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Татьяна Халина

Использованные материалы:

Тигранов Г. «Арам Хачатурян»
Хараджанян Р. «Фортепианное творчество Арама Хачатуряна»
Ева Кочикян, «От Арама до Хачатуряна»
Материалы сайта www.khachaturian.am
Серпер Ю. «Путь ашуга»
Спартак - либретто и фотографии балета в постановке Театра классического балета п/р Н.Касаткиной и В.Василёва

Произведения Хачатуряна:

Балет:

Счастье - Балет в трёх частях с эпилогом, 1939
Гаянэ - Балет в четырёх частях с эпилогом, 1942,
Спартак - Балет в четырёх частях с эпилогом, 1954.

Симфонии:

Танцевальная сюита - 5 частей, 1933
Симфония № 1 - 1934
Два танца - 1935
Симфония № 2 («Симфония с колоколом») - 1943, переработана 1944
Русская фантазия - из балета «Счастье», 1944 - 1945
Симфония № 3 («Симфония-поэма») - 1947
Ода памяти В. И. Ленина - 1949
Сталинградская битва - 1949
Торжественная поэма - 1952
Приветственная увертюра - к открытию XXI съезда, 1958

Произведения для одиночных инструментов и оркестра:

Концерт для фортепьяно - 1936
Концерт для скрипки - 1940
Концерт для виолончели - 1946
Рапсодия для виолончели и оркестра - 1961 - 1962
Рапсодия для скрипки и оркестра - 1963
Рапсодия для фортепьяно и оркестра - 1967

Сюиты:

Сюита из балета «Счастье» № 1 - 1939
Сюита из балета «Счастье» № 2 - 1939
Сюита из балета «Гаянэ» № 1 - 1943
Сюита из балета «Гаянэ» № 2 - 1943
Сюита из балета «Гаянэ» № 3 - 1943
Сюита из музыки к спектаклю «Маскарад» - 1943
Сюита из музыки к фильму «Сталинградская битва» - 1949
Сюита из музыки к спектаклю «Валенсианская вдова» - 1953
Сюита из балета «Спартак» № 1 - 1955-57
Сюита из балета «Спартак» № 2 - 1955-57
Сюита из балета «Спартак» № 3 - 1955-57
Сюита из музыки к спектаклю «Лермонтов» - 1953
Сюита из балета «Спартак» № 4 - 1967

Прочие оркестровые произведения:

Марш для духового оркестра № 1 - 1929
Марш для духового оркестра № 2 - к десятилетию Армянской ССР, 1930
Обработка армянских народных песен - для духового оркестра, 1933
Обработка узбекских народных песен - для духового оркестра, 1933
Героям Отечественной войны - марш для духового оркестра, 1942
Марш Московской Краснознаменной милиции - 1973